Файл: Доходы федерального бюджета, пути их роста (Проблемы и возможности развития бюджетной системы РФ в части поступления доходов).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 75

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Современные экономические процессы, которые происходят в России, требуют новых подходов по формированию эффективной финансовой системы путем рационального и сбалансированного развития всех ее звеньев, в т.ч. такой весомой ее составляющей как финансы в части доходов. Основой этого процесса является поиск механизмов эффективной организации отношений внутри федеральной и региональной бюджетной системы, а именно через выстраивание оптимального баланса между федеральным бюджетом и бюджетами регионов; проведение перераспределения бюджетных доходов с вниманием на объективные различия в уровнях социально-экономического развития отдельных регионов и сбалансированное пространственное развитие страны. Это приводит к необходимости оценки качества управления бюджетными доходами на данном этапе для выявления возможностей дальнейшего совершенствования финансовой политики для государства. В современных социально-экономических условиях вопросы, связанные с оценкой качества управления бюджетными доходами, имеют важное значение, во многом из-за наличия вызовов и турбулентности в мировой и национальной экономике.

Вопросы, связанные с повышением качества управления бюджетными доходами на государственном и региональном уровне, отражены в аспектах наилучшей практики, в том числе разработанных за рубежом. Однако использование наилучшей практики, программных и методических документов органов государственной власти термина «качество управления государственными финансами» не сопровождается четким определением его содержания, в том числе применительно к бюджетам доходов, что на практике усложняет его оценку, как на федеральном, так и на субфедеральном уровнях. Эти аспекты и определяют актуальность выбранной темы.

Целью работы является характеристика доходов бюджета с теоретической и практической точки зрения. Задачи, поставленные в ходе выполнения данной работы:

- рассмотреть экономическую сущность доходов бюджета, их назначение;

- представить классификацию доходов бюджета;

- выделить аспекты механизма планирования и исполнения доходов бюджета;

- рассмотреть общие аспекты системы управления доходов бюджета региона;

- определить состав доходов бюджета России за последние 3 года;

- провести оценку качества управления доходами бюджета;

- определить основные проблемы увеличения доходов бюджета;

- рассмотреть механизмы оптимизации доходов бюджета.


Объектом работы являются доходы бюджета. Предметом работы выступают теоретические и практические аспекты увеличения доходов бюджета.

В работе используются графический, табличный, методы, а также обобщение, группировка и контент-анализ.

Источниками информации выступают нормативно-законодательные акты РФ, учебная литература, а также статистическая информация Федеральной службы статистики, результаты социологических опросов.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

Глава 1. Теоретические основы доходов бюджета

1.1. Экономическая сущность доходов бюджета, их признаки

Сегодня в финансовых и юридических науках понятие «доходы бюджета» довольно распространено и используется во многих отношениях. Так, его можно рассматривать в материальном, правовом и экономическом смысле.

По материальному содержанию доходы бюджета выступают как денежные или бюджетные средства. Ракитина И.С. отмечает, что для доходов свойственно их существование в денежной форме, потому что именно она позволяет максимально удовлетворить публичные потребности [19, с. 77].

Учитывая «бюджетные доходы» как правовую категорию, необходимо помнить о значении бюджета в юридическом толковании, в котором оно традиционно понимается как финансовый план соответствующего финансового и юридического лица, который имеет конкретное юридическое выражение, то есть одобрен в виде нормативного акта. Таким образом, при анализе бюджетных поступлений в юридическом смысле этого слова сталкиваемся с определением концепции «бюджетных доходов» как основы поступлений соответствующего финансового плана.

Стоит отметить, что бюджетные доходы часто связаны с другими соответствующими категориями. Они иногда приравниваются к части бюджета, предназначенной для поступлений. В связи с этим Козельский В.Н. справедливо отмечает, что бюджетная часть поступлений является частью финансового плана, т. е. если рассматривать бюджетные доходы исключительно как часть бюджетных поступлений, то ученый считает, что в этом случае мы можем говорить о правовом аспекте последнего [14, с.100]. На наш взгляд, когда рассматриваем бюджет как правовую категорию, нельзя сосредотачиваться только на том, что это какой-то финансовый план, но необходимо обращать внимание на его правовую форму, то есть на то, как бюджет утверждается – по закону или по решению государственного органа. Понятно, бюджет представляет собой план использования бюджетных ресурсов, который состоит из поступлений и расходов. Однако доходная часть бюджета является частью финансового плана, а доходы бюджета – это уже реальные поступления в бюджет.


Акунин Г.Е. подчеркивает, что экономическое значение бюджетных доходов позволяет анализировать отношения, связанные с их образованием. Благодаря обзору таких отношений можно отследить соотношение бюджетного права с налоговым, с институтом неналоговых доходов и с другими отраслями и институтами, регулирующими уплату средств различных бюджетов [9, c.208]. Ученый отстаивает позицию, что при формировании бюджетных доходов включаются отношения, связанные с получением доходов в соответствующих бюджетах, и отношения, связанные с возмещением чрезмерно уплаченных (собранных) средств [9, с.211]. Такая идея ученого основана на статье 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации [2], согласно которой отношения между субъектами бюджетных отношений в процессе формирования доходов и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также выполнение обязательств по государственным и муниципальным долгам, то есть регулирование государственного и муниципального долга являются бюджетно-правовыми отношениями. Из этого следует, что отношения, связанные с формированием доходов и исполнением бюджетных расходов государственной бюджетной системы, регулируются Законом о бюджете. При таком подходе возникает вопрос: отношения, связанные с формированием бюджетных доходов, регулируются бюджетом или налоговым законодательством.

Бюджетные доходы могут определяться как предмет регулирования бюджетного права. Как подчеркивает Вовченко Н.Г., это понимание должно быть основным. Он утверждает, что в других подсекторах и учреждениях бюджетного и финансового права, связанных с формированием государственных фондов и ресурсов, уже были сформированы основные понятия, которые в основном характерны для конкретного учреждения или сектора (например, налог, сборы, пошлины) [5, с.121]. Однако, несмотря на то, что бюджетное право также включает в себя свои собственные категории – бюджет, бюджетную систему, трансферты между бюджетами и т. д. – такая позиция имеет право на существование, поскольку цель этого права определяется связями с общественностью по вопросам подготовки, распределения и эффективного использования бюджетных ресурсов. Стоит отметить, что в бюджетном законодательстве не содержится определения понятия «бюджетных ресурсов».

Часть 1 статьи 2 Бюджетного кодекса РФ определяет бюджет как план формирования и использования финансовых ресурсов для выполнения задач и функций, которые выполняются соответственно государственными органами, органами автономных субъектов, местными органами власти в течение бюджетного периода [2]. Однако толкование категории «финансовых ресурсов» также не содержится в рамках этого правового акта. В области финансового права также отсутствует единодушный подход к определению финансовых ресурсов. Так, Никифорова В.Д. считает их средствами, доступными для экономического образования [17, с.62]. Подъяблонская В.И. в свою очередь, подчеркивает, что сущность финансовых ресурсов выражается в использовании определенного комплекса коммерческих отношений государства путем мобилизации национального дохода в денежном виде [18, с.347].


Таким образом, финансовые ресурсы идентифицируются с наличием доходов. Считается, что бюджетные ресурсы можно определить как часть государственных и территориальных финансовых ресурсов, которые сосредоточены в бюджетах всех уровней бюджетной системы России [17, с.64].

При рассмотрении бюджетных доходов целесообразно подчеркнуть присущие им особенности. Так, в науке о бюджетном праве нет единодушного подхода к определению признаков бюджетных доходов. Но на основе законодательного определения, которое содержится в Налоговом кодексе РФ [1], можно выделить такой признак бюджетных доходов как необратимый их характер, который проявляется в том, что установка таких доходов не предусматривает необходимости их возврата. Однако важно учитывать тот факт, что такая характеристика дохода не применяется в том случае, если речь идет о компенсации неоправданных или чрезмерно уплаченных средств.

В этом случае средства, уплаченные в избытком или по ошибке, должны быть возвращены плательщику. Как справедливо отмечала Мысляева И.Н., этот признак довольно сомнительный, поскольку такие бюджетные доходы, как заимствованные средства, не предназначенные для временного использования государством или местными органами власти, не имеют свойство необратимости, и даже наоборот: в будущем эти средства подлежат компенсации [16, с.89]. Кроме того, невозвращенные средства (налоги) составляют большую часть бюджетных поступлений, но их реальность несколько условная, поскольку налоги «возвращаются» плательщику в виде различных государственных и муниципальных услуг и, таким образом, имеют публичный возврат. Кроме того, некоторые из этих характеристик присущи налоговым платежам обязательного характера (например, государственным правам, арендной плате, лицензионным и регистрационным правам и т.д.).

Соловьев И.Н. отмечает процессуальный характер бюджетных доходов. По его мнению, содержание этой правовой категории раскрывается в тех случаях, когда она определяется как определенная процедура. Ученый считает, что такое понимание предоставит возможность отразить механизм циркуляции средств в бюджете для раскрытия соответствующих отношений [20, с.106]. Другими словами, бюджетные доходы понимаются им в качестве определенного механизма развития таких отношений, как правовая категория и определяются таким образом: речь идет о переводах в бюджет, которые начинаются с момента уплаты соответствующих средств и заканчиваются их переводом на бюджетный счет. Таким образом, исследователь предлагает широкое определение определения бюджетных доходов. В то же время необходимо отметить, что такой подход к пониманию этой категории является одним из важнейших в науке о бюджетном праве, поскольку традиционно внимание уделяется доходам государства, а затем доходам государственного бюджета.


Во многих случаях понятие «бюджетные доходы» рассматривается в качестве одного из элементов другой значительной концепции – «государственные и местные (региональные) доходы» [15, с.86]. С помощью этого подхода можно подробно проанализировать часть доходов (как государственных, так и местных), выплачиваемых бюджетом этих уровней.

По мнению Денисова О.А., доходы государства являются частью национального дохода страны, оборот которого осуществляется с помощью специальных финансовых механизмов (источников дохода) в собственности и передачи государства с целью создания средств, необходимых для осуществления социально-экономической политики, обороны и безопасности страны, а также для функционирования государственных органов [10, с.68]. Стоит отметить, что не все государственные доходы являются бюджетными. К ним относятся только те, которые сосредоточены в централизованных государственных фондах и административных-территориальных образованиях – то есть в государственных и местных бюджетах. Наличие этих фондов позволяет перераспределять средства и обеспечивать полное развитие всех административно-территориальных единиц.

В целом существует большое количество идей и размышлений о толковании понятия «государственные бюджетные доходы». Каждый автор определяет это понятие по-разному, принимая во внимание все факторы и процессы финансовой и бюджетной среды. Глядя на данные в табл. 1 определения можно прийти к выводу, что среди экономистов преобладает идея о том, что доходы государственного бюджета представляют собой экономические отношения, которые возникают между различными образованиями: государством, с одной стороны, юридическими лицами и отдельными лицами.

Таблица 1

Понятие «доходы государственного бюджета» в понимании разных авторов

Автор(ы)

Определение

Ракитина И.Н.

Государственные доходы - это денежные отношения, которые складываются между государством, юридическими и физическими лицами в процессе изъятия и аккумуляции части стоимости ВВП в общегосударственном фонде с целью их дальнейшего использования, то есть для осуществления государством своих функций.

Истомина Н.А.

Доходы бюджета связаны с совокупностью экономических отношений по поводу распределения и перераспределения ВВП с целью формирования основного централизованного фонда денежных ресурсов государства. Это средства, которые мобилизуются государством для выполнения своих функций и обеспечения своей деятельности.

Продолжение табл. 1

Поппов М.В., Ермакова Е.А..

Государственные доходы - это денежные взаимоотношения, которые складываются между государством и физическими лицами в процессе извлечения и аккумуляции части стоимости ВВП в общегосударственный фонд (бюджет) с целью дальнейшего использования этих средств, то есть для выполнения государством своих функций.

Юрина В.П.

Доходы бюджета - это денежные отношения по поводу распределения стоимости, то есть это часть внутренне-валового ВВП, используемых государством для осуществления своих функций.

Вовченко Н.Г.

Доходы Государственного бюджета - осуществляемые на основании правовых норм обязательные и добровольные поступления в бюджет, которые используются государством для выполнения своих функций. Причем различают два вида бюджетных поступлений: общие и специальные.

Подъяблонская В.И.

Доходы Государственного бюджета определяет как совокупность денежных поступлений в централизованный фонд финансовых ресурсов государства, используемых им для выполнения своих основных задач и функций. В доходной части бюджета показано объемы и источники поступлений в бюджет.

Денисов О.А.

Доходы Государственного бюджета - это часть централизованных финансовых ресурсов государства, которые урегулированы соответствующими нормативно-правовыми актами и необходимые для выполнения ее функций.

Лаптева Н.А.

Доход бюджета - это объективное экономическое явление, связанное с совокупностью экономических отношений по поводу распределения и перераспределения ВВП с целью формирования основного централизованного фонда денежных средств государства. По своей сути доходы бюджета, с одной стороны, является результатом распределительных процессов, а с другой объектом дальнейшего распределения на отдельные целевые фонды соответственно функций государства. Следовательно, доходы бюджета-это доля централизованных ресурсов государства, которые нужны для выполнения им соответствующих функций.