Файл: Информационное и коммуникационное обеспечение управления маркетингом (теоретические аспекты).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 223

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для распространения маркетинговых обращений могут использоваться различные виды коммуникаций. Этот процесс может осуществляться как с помощью заранее разработанной программы маркетинговых коммуникаций, так и посредством незапланированного использования элементов маркетинга-микс и других способов установления контакта с потребителем. Для доставки потребителю запланированных обращений используются следующие инструменты коммуникаций: реклама, стимулирование сбыта, паблик рилейшенз, прямой маркетинг, личная продажа[22].

Основные цели, достоинства и недостатки инструментов маркетинговых коммуникаций представлены в таблице 2.

Таблица 2

Цели, достоинства и недостатки инструментов маркетинговых коммуникаций[23]

Инструмент

Цель

Достоинство

Недостаток

1

2

3

4

Реклама

Объявить о появлении нового товара, информировать потенциальных покупателей о его основных характеристиках, обеспечить высокую осведомленность.

Достигает массовой аудитории, стимулирует широкомасштабный спрос, придает узнаваемость торговой марке, служит напоминанием.

Нередко оказывается навязчивой, требует больших затрат, может загрязнять информационную среду, она растрачивает большую часть своего воздействия из-за своей массовой направленности.

Продолжение таблицы 2

1

2

3

4

Стимулирование сбыта

Подтолкнуть потребителей или участников торговли к немедленным действиям.

Не только помогает возникновению немедленной реакции за счет создания дополнительных стимулов и реальной дополнительной ценности, но и повышает тонус покупателей, увеличивает вероятность повторных покупок, стимулирует поддержку посредников.

Может усилить информационный хаос, породить ожидания снижения цен, подорвать имидж торговой марки и долгосрочную приверженность потребителей.

Паблик рилейшнз

Повысить интерес к продукту, изменить позиции и убеждения заинтересованной аудитории, развить и поддержать положительный образ компании.

Могут повысить репутацию фирмы, позволяют отслеживать отношение потребителей с целью оценки их восприятия имиджа фирмы или ее марки, имеют низкие издержки.

Эффективность с трудом поддается оценке, обычно не могут стать непосредственной причиной увеличения продаж.

Прямой маркетинг

Предоставить возможность потребителям легко получать интересующие их сведения и приобретать товары с помощью использования различных каналов распространения информации.

Может иметь высокую нацеленность, является отличным способом достижения ограниченных или нишевых аудиторий, экономичен при работе с небольшими аудиториями, может обеспечить контакт с клиентом «один на один», может обеспечить обратную связь с клиентом, его результаты поддаются измерению, все элементы чрезвычайно гибкие.

Эффективность зависит от точности составления базы данных, часто остается незамеченным из-за информационной перезагруженности клиентов, требует больших затрат при работе с большими аудиториями.

Личная продажа

Установить личный контакт с одним или несколькими потенциальными покупателями с целью продажи товара.

Маркетинговое сообщение предлагается только целевой аудитории вероятных покупателей, встреча лицом к лицу позволяет использовать повторение специфических призывов к действиям, множественность возможностей.

Высокие издержки в расчете на один контакт, непостоянство сообщения, трудность в контроле торговых агентов.


В последние годы на рынке России сложилась ситуация, когда вместо конкуренции потребителей возникла конкуренция производителей. Это обстоятельство стимулировало интерес предпринимателей к такому приему активизации поведения потребителей, как стимулирование продаж (сбыта).
В зарубежной торговле стимулирование сбыта неуклонно развивается на протяжении 20 лет[24].

В течение последнего десятилетия в большинстве стран оно обрело статус метода коммерческой деятельности, регулируемого законодательными актами и правилами, реализацию которого на практике осуществляют специально подготовленные специалисты в области торгового менеджмента[25].

1.2. Подходы к организации маркетинговой информационной системе

В научной литературе по маркетингу созданию информационной системы также придаётся большое значение, в частности, у классиков Ф. Котлера, П. Винкельмана её роль сводится к преобразованию факторов внешней микро и макро среды фирмы для формирования её маркетинговой стратегии и конкретных тактических программ по отношению к целевым потребителям (рис. 1). В специализированной литературе встречаются множество различных структур МИС. большинство из которых акцентируют внимание спросу в информации, а также ее регистрации и составлению банков данных, программ, моделей, их преобразованию и передаче готовой информации лицу,
принимающему решения на предприятии посредством коммуникационных терминалов[26]. В предлагаемых структурах отсутствует взаимосвязь между маркетинговыми исследованиями и внешней средой предприятия. В специализированной литературе встречаются множество различных структур МИС,
детализируется на два основных блока: сбор данных и система поддержки маркетинговых решений[27].

Рисунок 1 – Структура информационной системы маркетинга[28]

Таким образом, главные компоненты системы не связаны с потребностями в информации ответственных сотрудников предприятия, в том числе отдела маркетинга, эти нужды декларируются независимо от остальной
системы[29]. С другой стороны, многие современные фирмы приходят к выводу, что единственная информационная система не в состоянии поддержать все экономические задачи, стоящие перед отделом маркетинга, и в данной ситуации необходимо использование отдельных информационных систем для продаж и маркетинга, однако это также указывает на отсутствие системности предоставления информации менеджменту.


Для преодоления вышеизложенных недостатков целесообразно создание МИС, являющейся частью общей информационной системы с применением структурного подхода для всех этапов её формирования - анализа, проектирования и программирования, что обеспечит уменьшение системных ошибок от инициирования разработки до получения готового программного продукта. На начальном этапе, используя структурно-функциональный подход к анализу информационных потоков предприятия, следует выделить основные группы потребителей маркетинговой информации предприятия: отдел сбыта, высшее руководство, планово-экономические службы, склад готовой продукции, внешние потребители и поставщики информации[30]. К последним можно отнести потребителей готовой продукции, поставщиков сырья и материалов, посредников, участвующих в коммерческих сделках, конкурирующие компании, инвесторов, маркетинговые и рекламные компании. Отдел продаж и маркетинга является главным потенциальным пользователем системы, цели которого в области информационного обеспечения состоят в следующем[31]: получение оперативной и всесторонней текущей информации о ситуации на рынках; поиск партнёров в целях кооперирования, инвестиций, совместного производства и коммерческой деятельности; поиск новых областей деятельности и средств для расширения существующих; поиск сегментов рынка, исследование поведения потребителей; оценка конкурентоспособности продукции предприятия и конъюнктуры рынка; прогнозирование цен на выпускаемые и потребляемые продукты и услуги[32]. Внешние информационные партнёры в свою очередь заинтересованы в укреплении
кооперационных связей, в производстве совместных продуктов, в посредничестве при решении производственных, финансовых и информационных проблем предприятия[33].

Отталкиваясь от целей МИС, выраженных в данных конкретных показателях, структурно-функциональная модель данной системы примет вид, представленный на рисунке 2.

Рисунок 2 - Структурно-функциональная модель информационной маркетинговой системы

Основу рассматриваемой модели составляет база данных, которая обеспечивает группировку, хранение, а также оперативное использование информации по однородным группам деятельности: продукция, продажи, предоставление услуг, продвижение, цены, сегменты клиентов[34]. Для обеспечения доступности работы с базой данных ответственных лиц, а также избегания некорректной регистрации, преобразования и передачи информации необходима однозначная классификация её объектов, которая выглядит следующим образом: база данных клиентов с аргументацией функций и особенностей использования данных; база данных менеджмента продаж с обоснованием её преимуществ; база данных использования процедур анализа рынка и выгоды от её использования; база данных информации внутренней среды предприятия; база данных поставщиков сырья и материалов; база данных конкурентов[35].


К основным характеристикам базы данных МИС относятся: объём, тип, ресурсы информации и её актуализация, а также язык программирования[36]. В свою очередь, информация в базу данных поступает из потока внутренних и внешних данных и она может рассматриваться с двух экономических точек
зрения: со стоимостной, поскольку сбор, хранение и преобразование информации влекут за собой затраты и с ценностной, предполагающей способность создания дополнительных выгод пользователям посредством информации. Другим важнейшим компонентом МИС является база знаний, имеющая цели реализации некоторых модельных структуру составления программ преобразования и анализа информации, сортировки и группировки данных, формулирования проблем и гипотез.

Программы учёта и анализа определяют структуру сегментов рынка, типологию клиентов при помощи моделей поведения потребителей, а также логистические, ценовые, смешанные и другие виды моделей[37][38].

По нашему мнению, традиционная схема приложения математики на процесс моделирования маркетинговых решений со всеми её ограничениями может быть изложена в форме алгоритма, представленного в таблице
3[39].

Таблица 3

Этапы, результаты и негативные эффекты моделирования маркетинговых решений[40]

Этапы

Результаты

Негативные эффекты

Выявление, идентификация и формулировка проблемы маркетинга

Формулировка проблемы, установление целей для маркетинговых исследований

Фрагментарный подход к целям, неизмеримый характер качественных целей, нечёткая причинно-следственная связь

Аккумулирование данных и фактов для разрешения маркетинговой проблемы

Сбор информации

Возможное получение несущественной или недостоверной информации

Символизация и математизация проблемы маркетинга

Трансформация ситуации-проблемы в операционную задачу

Потеря контекста и части содержимого

Математическое процессирование с целью поиска решения

Математическое решение проблемы

Возможность использования неверных трансформаций сточки зрения экономики

Трансформация математического решения на язык экономики

Решение проблемы на содержательном уровне

Риск влияния аккумулированных эффектов 3 и 4 этапа

Интерпретация и осознание полученного решения

Возможность оценки последствий принятия решения

Риск неадекватной оценки результата решения


Для моделирования по данному алгоритму необходимо соблюдать определенные принципы при проектировании модели: концептуальное единство всей её архитектуры, взаимная комплементарность всех элементов модели и отсутствие их дублирования, а также унификация связей между ними[41].

Задачи производства и сбыта готовой продукции компании могут быть решены посредством необходимого набора объективных данных, представленных в таблице 4[42].

Таблица 4

Информационные ресурсы для решения производственных и коммерческих задач компании

Базовая задача

Необходимые информационные ресурсы

Сбор фактических данных о продуктах предприятия и их потреблении. Анализ динамики производства

Статистические данные о реальном производстве и потреблении готовой продукции за серию периодов. Характеристика продукции

Исследования и анализ спроса на готовую продукцию предприятия в сравнении с продукцией конкурентов. Анализ эластичности спроса для различных сегментов потребителей в зависимости от цены

Статистические данные о поставках продукции, размера заказов, отказов в продажах. Данные об обеспечении рынков товарами конкурентов. Данные статистики цен на продукцию в сравнении с конкурентами

Изучение и анализ новых продажных цен на продукцию предприятия

Данные о реализации продуктов конкурентов на изучаемых рынках

Изучение и анализ возможностей поставок продукции в определенный период времени

Данные о спросе дистрибьюторских организаций

Анализ и прогноз функционирования предприятия, включая анализ реализации продукции. Прогноз технологических новшеств и определение стратегии производства

Данные о технологии, объектах и средств труда, продажах готовой продукции. Данные о деятельности конкурентов предприятия, производства и реализации однородной продукции

Представленные цели сформулированы для конкретного типа готовой продукции предприятия, параллельно с ними необходимо учитывать ряд задач системного характера, которые принимают в расчёт всю номенклатуру производства и потребления, что подразумевает группировку маркетинговых задач, а значит и переменных в ОБЗ также с разделением по функциональному признаку: продукт, рынок и потребители, цена, конкуренты, дистрибъюция, реклама[43]. АБЗ принадлежит функция выявления сути проблемы, определения необходимых баз знаний и баз данных для её разрешения, первичная роль в формировании «кода» проблемы. В процессе применения базы для разрешения поставленных задач выявляются новые необходимые знания, то есть отдельные объективные данные трансформируются в новый элемент базы знаний[44].