Файл: Индивидуальное предпринимательство..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 47

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава 1.Теоретические аспекты индивидуального предпринимательства

1.1.Понятие индивидуального предпринимательства

Индивидуальное предпринимательство – относительно молодой субъект российской экономики, и государственные органы власти способствуют его развитию, создавая для него определенные преференции. В частности, индивидуальным предпринимателям (ИП) разрешено использовать в своей деятельности один из нескольких видов налогообложения по своему усмотрению, упрощена процедура организации деятельности и ее ликвидации. Также на поддержку малого предпринимательства правительство РФ выделяет значительные субсидии: только в 2014 г. на эти цели было направлено 18135 млн руб[1]. В то же время, попытки правительства РФ решить проблемы внебюджеьтных фондов путем двойного повышения размера социальных взносов ИП привело к сокращению численности фактически действующих ИП в 2013 г. на 100 тыс. чел.[2].

Рисунок 1. Виды индивидуальных предпринимателей

На рисунке 1 показано распределение индивидуальных предпринимателей по видам деятельности.

Особенность учета количества ИП состоит в том, что Федеральной налоговой службой РФ учитывается численность фактически действующих ИП, а также ИП, приостановивших свою деятельность. Росстат использует данные только по фактически действующим ИП. Возможно, поэтому у некоторых исследователей происходит путаница в данных и недоверие к официальной статистике[3].

Например, в 2015 году было ликвидировано 932,8 тыс. ИП, что на 482,6 тысячи больше, чем зарегистрировалось. Однако из них фактически действующих ИП сократилось на 103,3 тыс., а 379,3 тыс. ИП ликвидировали свою деятельность, уже ранее приостановленную. ИП относится к малому и среднему предпринимательству (МСП) и участвует в мероприятиях по их государственной поддержке. Однако ИП получают государственную помощь значительно меньшую по сравнению с другими участниками[4].

На наш взгляд, в период сложной экономической ситуации, сложившейся в нашей стране, именно развитие индивидуального предпринимательства поможет быстро создать новые рабочие места, увеличить объемы продукции, в том числе и импортозамещающих товаров. Но для этого необходимо повышать эффективность мероприятий, проводимых государственными и муниципальными властями по поддержке индивидуальных предпринимателей (ИП), в том числе с учетом демографических факторов. Изучение демографического аспекта данного субъекта экономики и тенденции его изменения позволит более эффективно проводить государством мероприятия по поддержке ИП, по популяризации частного предпринимательства.


Соотношение горожан и селян среди ИП соответствует показателям в целом по населению в России (74% и 26%). Основная часть ИП (76%) – в возрасте от 25 до 54 лет, согласно данным представленным на рис. 2.

Рисунок 2. Численность ИП по возрасту в 2016 г. (в %).

Обращает на себя внимание низкая активность в желании заниматься предпринимательской деятельностью среди молодежи до 25 лет, хотя молодежь до 25 лет среди безработных составляет 28,5%, в том числе в возрасте 15–19 лет – 5,9%, 20–24 лет – 22,6%5. Возможно, что частично это связано с получением профессионального образования в этом возрасте[5].

Минэкономразвития России разработало проект «Стратегия развития МСП в Российской Федерации до 2030 года»6, в котором пропаганда предпринимательства и популяризация малого и среднего предпринимательства ограничены дежурными фразами. Как проводится работа по популяризации предпринимательства в России, в частности в регионах, можно проследить на примере Владимирской области. Так, на программу популяризации предпринимательской деятельности в 2012 году во Владимирской области было потрачено 100 тыс. руб. и на них был профинансирован областной конкурс «Лучшая новогодняя елочная игрушка»[6].

Популяризация предпринимательства в России – важная задача, которую надо решать концептуально, с привлечением специалистов из социальной рекламы, социальных психологов с использованием наработанных методик из международного опыта, в том числе и с освещением делового опыта известных спортсменов, певцов, фотомоделей в средствах массовой информации. И эти необходимые мероприятия региональным властям и тем более муниципальным, без помощи МЭР РФ не разработать.

1.2.Правовое регулирование индивидуального предпринимательства

Сложное развитие предпринимательства сопровождалось и сопровождается процессом возникновения и разрешения многочисленных противоречий. Оно появляется вместе со становлением рыночных отношений. Индивидуальное предпринимательство как экономическое явление в России начало свое развитие в современном цивилизованном виде в конце восьмидесятых годов двадцатого века[7].


Тогда же появились первые законы и нормативные правовые акты, направленные на создание правовых условий рыночного функционирования экономики страны[8]. Указанный период следует рассматривать в качестве отправной точки развития российского предпринимательского права. В данный период был провозглашен курс на развитие предпринимательской инициативы и стартовали экономические преобразования, сопровождавшиеся процессом законотворчества, ориентированным на создание правовых условий развития рыночных экономических отношений. Историческими предшественниками индивидуальных предпринимателей в Древней Руси были купцы, т.е. горожане, профессионально занимавшиеся торговлей. Первое упоминание о купцах в Киевской Руси относится к X в. Уже в XIXII вв. купечество составляло особую социальную группу городского населения, пользующуюся поддержкой княжеской власти. В XII в. в крупных экономических центрах возникли первые купеческие корпорации.

С XVII в., в связи с ростом городов, внутреннего рынка и развитием внешней торговли взаимодействие купеческого капитала с внутренним промышленным и сельскохозяйственным производством усиливается. Крупное купечество начинает объединять торговые и ростовщические операции с предпринимательством в соледобывающей, винокуренной (до 50-х гг. XVIII в.), кожевенной и других отраслях промышленности, а в дальнейшем – также в металлургии, текстильной, бумажной, стекольной промышленности. Развитие торговли вне города привело к появлению крестьян-купцов. Рост экономического значения городского купечества в XVII нашел отражение в таких актах законодательства, как Торговый устав (1653 г.), Новоторговый устав (1667 г.) и др. В первой четверти XVIII в. купечество было объединено в единое податное посадское сословие. В новую сословную организацию купцов, просуществовавшую без радикальных изменений до 60-х гг. XIX в., вошли промышленники, крупные и средние купцы, представители банковского и ростовщического капитала. С 1863 г. доступ в купечество был открыт выходцам из других сословий.

Предпринимательство есть способ хозяйствования, который в результате многовековой эволюции утвердился в экономике развитых стран. Предпринимателями первоначально называли людей предприимчивых, действующих на рынке, просто азартных, энергичных, склонных к рискованным операциям людей. В дальнейшем к предпринимательству стали относить любую, не запрещенную законом деятельность, направленную на увеличение прибыли. На уровне СССР были приняты, в частности, указ Президиума Верховного Совета СССР от 07.04.1989 г. «Об аренде и арендных отношениях в СССР»[9], закон СССР от 04.06.1990 г. «О предприятиях в СССР»[10], Основы гражданского законодательства СССР и республик[11], закон СССР от 02.04.1991 г. «Об общих началах предпринимательства граждан в СССР»[12].


Получили закрепление: право собственности граждан на любое имущество потребительского и производственного назначения, кроме отдельных видов имущества, которые в соответствии с законодательством не могут принадлежать гражданину; право собственности юридических лиц, право собственности государства; право на равную защиту всех собственников. Гражданам-предпринимателям было предоставлено право осуществлять любые виды хозяйственной деятельности, если они не запрещены законодательными актами СССР и республик, включая коммерческое посредничество, торгово-закупочную, инновационную, консультационную и иную деятельность, а также операции с ценными бумагами[13].

Закон СССР от 02.04.1991 г. «Об общих началах предпринимательства граждан в СССР» (ст. 5-11) устанавливал также: права предпринимателя (на приобретение имущества государственных и иных предприятий, участие своим имуществом в деятельности иных хозяйствующих субъектов, наем и увольнение работников, установление форм, систем и размеров оплаты труда, других видов доходов работников, распоряжение чистой прибылью (доходом), получение не ограниченного размером личного дохода и др.); обязанности и ответственность предпринимателя (оформлять трудовые отношения с работниками путем заключения договоров, оплачивать труд работников, вносить отчисления по страхованию лиц, работающих по найму, обеспечивать надлежащие условия труда, соблюдать права потребителей); правила государственной регистрации граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, и основания прекращения предпринимательской деятельности; правила налогообложения прибыли от предпринимательской деятельности и личного дохода предпринимателя; основные принципы государственной поддержки и защиты прав предпринимателей.

От законодательства СССР законодательство РФ начала 90-х годов отличалось низким уровнем юридической техники, игнорированием ряда основополагающих доктринальных положений, наличием противоречивых, неоправданных и экономически не обеспеченных норм. Статья 2 Закона РСФСР от 25.12.1990 г. «О предприятиях и предпринимательской деятельности» субъектами предпринимательства признавала: граждан РСФСР и других союзных республик, не ограниченных в установленном законом порядке в своей дееспособности; граждан иностранных государств и лиц без гражданства в пределах правомочий, установленных законодательством РСФСР; объединения граждан – коллективных предпринимателей (партнеров). При этом было установлено, что статус предпринимателя «приобретается посредством государственной регистрации предприятия», т.е. юридического лица[14].


Указанные, а также ряд других правовых норм блокировали применение на территории РФ закона СССР от 02.04.1991 г. «Об общих началах предпринимательства граждан в СССР», который, как уже отмечалось, предусматривал ведение гражданами предпринимательской деятельности, как путем создания юридического лица, так и без образования такового. Поэтому индивидуальная предпринимательская деятельность без образования юридического лица в 1991 г. могла осуществляться лишь при отсутствии у соответствующего предпринимателя наемных работников и после регистрации «индивидуальной трудовой деятельности». Очевидно, что гражданин и юридическое лицо – это два разных субъекта гражданского права, каждый из которых обладает обособленным имуществом, самостоятельно участвует в гражданском обороте от своего имени и на свой риск, несет самостоятельную имущественную ответственность.

Поэтому предпринимательская деятельность гражданина «путем создания юридического лица» в принципе невозможна. Что же касается предпринимательской деятельности гражданина (индивидуальной предпринимательской деятельности), то она может осуществляться гражданином только непосредственно и без образования юридического лица, от своего имени, на свой риск и под свою ответственность. Данный вывод подтверждается и нормами современного законодательства. Например, ст. 18 ГК РФ в содержание правоспособности граждан включает, в частности, права: заниматься предпринимательской и иной, не запрещенной законом деятельностью; создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами.

ГК РФ различает: а) предпринимательскую деятельность гражданина, т.е. деятельность, которую данный гражданин осуществляет непосредственно; б) создание гражданином юридического лица, т.е. имеющий самостоятельное правовое значение волевой акт, влекущий юридические последствия, но не относящийся к предпринимательской деятельности гражданина. Существовавшая правовая ситуация не стимулировала развитие индивидуального предпринимательства. Она начала немного изменяться с введением в действие с 01.01.1992 г. Закона РСФСР от 07.12.1991 г. «О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации»[15].

Он определял порядок государственной регистрации и уплаты регистрационного сбора для граждан, изъявивших желание заниматься «предпринимательской деятельностью, не запрещенной законодательными актами РФ, без образования юридического лица». Такие граждане подлежали государственной регистрации уже в качестве предпринимателей, а не субъектов индивидуальной трудовой деятельности (ст. 1).