Файл: Индивидуальное предпринимательство..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 44

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Согласно ст. 4 этого Закона, граждане, в т.ч. участники полного товарищества, могли осуществлять те виды деятельности, которые были указаны в свидетельстве о регистрации предпринимателя. Устанавливалось также, что до приведения законодательных актов России в соответствие с указанным Законом они применяются в части, ему не противоречащей. Граждане, осуществлявшие свою деятельность на основе прежнего законодательства, были обязаны пройти государственную регистрацию в порядке, указанном в Законе РСФСР «О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации», до 01.01.1993 г.[16].

Несовершенство законов РФ, коллизии между ними и законодательством СССР первой половины 90-х гг., трудности в правоприменительной практике не способствовали появлению значительного количества индивидуальных предпринимателей: их правовое положение оставалось неопределенным. Такая ситуация сохранялась до введения в действие части 1 ГК РФ. Именно эту дату можно считать моментом, с которого началось постепенное, а впоследствии – активное развитие индивидуального предпринимательства в РФ. В России отношения индивидуальной предпринимательской деятельности урегулированы целым рядом отраслей права: гражданским, налоговым, финансовым, административным и др.

Отсутствие систематизации данных отраслей права часто порождает несогласованность, противоречивое, а иногда прямо противоположное толкование норм, что создает трудности в осуществлении индивидуальной предпринимательской деятельности. Чтобы разобраться во всем многообразии норм и правил индивидуальному предпринимателю, не имеющему юридического образования, можно в своей деятельности руководствоваться основными правилами и нормами, приведенными в приложении. Проблема правового положения граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью, относится к числу важных проблем правовой науки, и потому значение любого исследования в этой области по справедливости можно выразить афоризмом: нет ничего практичнее хорошей теории.

Составители ГК РФ отказались от этой правовой конструкции. Как отмечается в юридической литературе, легального определения понятия предпринимателя нет. Предприниматель – это, отнюдь, не юридическая категория, но экономическое понятие, коль скоро в праве нет определения, что есть предприниматель. Действительно, к сожалению, нужно констатировать, что в нынешней рыночной экономике РФ нет юридической формулы предпринимателя. Легитимные основания занятия предпринимательской деятельностью гражданами в этой связи весьма сомнительны, а это не способствует привлечению капиталов законопослушных иностранных бизнесменов.


Предпринимательская деятельность гражданина регулируется ст. 23 ГК РФ, где указано: «гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. К предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила настоящего Кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения».

Регулирование индивидуальной предпринимательской деятельности облекается в правовую форму: нормативные акты, обращенные к неопределенному кругу лиц, или акты конкретного регулирования, содержащие указание конкретному субъекту и являющиеся юридическим фактом. Конкретные акты могут иметь разнообразный характер: запретов, разрешений. Законодательством предусмотрены акты предписания, плановые акты и др.

Основным источником правового регулирования предпринимательства в России является Конституция РФ. Она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применение на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ. Для предпринимательства особое значение имеют те конституционные нормы, которые содержат отраслевые принципы. Кроме того, в Конституции РФ закреплены гарантии и ограничения предпринимательства. Конституция РФ разграничивает компетенцию различных государственных органов в сфере правотворчества и в соответствии с этим разграничением проводит дифференциацию источников права. До сих пор нет четкого определения индивидуальной предпринимательской деятельности. Индивидуальный предприниматель, будучи правовой категорией, относится к понятию предпринимательского права.

Однако в ГК РФ легального определения этого понятия нет. В специальном законе РФ «Об индивидуальном предпринимательстве в РФ», который необходимо принять, должно быть дано юридическое определение предпринимателя через указание на его правосубъективность как хозяйствующего субъекта. Нужна инкорпорация правовых норм о предпринимательстве. В законе РФ «Об индивидуальном предпринимательстве в РФ» необходимо будет закрепить принципы деятельности индивидуальных предпринимателей. Необходимо ввести критерий систематичности незаконного осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности не более трех раз в течение отчетного года.


Таким образом, можно сделать практически важный для всех вывод о том, что всем, кто занимается индивидуальной предпринимательской деятельностью в России или имеет такое намерение в рамках существующего конституционного строя нет оснований опасаться умаления значения перечисленных выше конституционных гарантий данной деятельности и тем более запрета индивидуального предпринимательства, возврата к правовой ситуации, имевшей место в годы советской власти.

Глава 2. Индивидуальное предпринимательство в РФ

2.1.Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей

Законная предпринимательская деятельность для физического, желающего вести ее индивидуально, начинается с регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Процедура регистрации предполагает сбор пакета документов и предоставления его в налоговые органы. В пакете документов должны быть:

Заявление о регистрации физического лица в качестве ИП по форме Р21001;

Копия паспорта физического лица, проходящего регистрацию;

Квитанция об оплате гос. пошлины.

Сведения о регистрации индивидуального предпринимателя заносятся в Единый Государственный Реестр Индивидуальных предпринимателей, который является общедоступным[17].

Среди сведений ЕГРИП обязательно имеются сведения о видах деятельности осуществляемых на предприятии, определяемых в соответствии со Всероссийским классификатором видов экономической деятельности. Фактически законодательство не ограничивает предпринимателя в ведении деятельности, однако при появлении в деятельности предприятия нового вида, он обязан уведомить налоговые органы по данному факту в течении 3-х дней[18].

Стоит отметить, что новые законы для ИП не принимаются, точнее, именно для предпринимателей, а вот отдельные нормы в них, которые затрагивают деятельность ИП, возникают регулярно. Например, не так давно были внесены серьезные поправки для ИП в закон «О бухгалтерском учете». Эти изменения затрагивают значительное число предпринимателей, использующих упрощенную систему налогообложения, которые с 1 января 2013 года должны вести бухгалтерский учет.


Объем законодательства в сфере предпринимательской деятельности еще в значительной мере увеличивают законодательные акты органов региональной и местной власти, которые нередко противоречат даже друг другу. Это лишний раз подчеркивает необходимость принять новый закон для ИП, в котором будут четко прописаны все аспекты индивидуальной предпринимательской деятельности[19].

Сделать это можно путем объединения отдельных норм из разных законов и подзаконных актов, так как большинство из этих положений весьма эффективны и грамотны с правовой точки зрения.

Предприятия, ведущие легальную хозяйственную деятельность, непременно получают посильную государственную поддержку. Государственная поддержка наиболее выраженно представлена в законотворчестве и финансировании наиболее интересных и социально-значимых проектов малого бизнеса.

Например, в 2015 году во время весенней сессии Государственной думы 2015 года традиционно были внесены поправки в Налоговый кодекс РФ. Как отметил в своей статье Вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ Вадим Чубаров, наиболее значимым стал 84-ФЗ “О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ” от 06.04.2015г., концептуально разработанный ТПП РФ. Данный документ состоит из трёх статей и исключает суммы налога на добавленную стоимость из доходной части в момент определения объектов налогообложения. Эта поправка касается налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, такими как УСН и Единый сельскохозяйственный налог. Подобные изменения обещают способствовать внедрению компаний малого бизнеса в структуру взаимодействия с крупными организациями, ликвидируя двойное налогообложение. Прежде, при выставлении организациями-продавцами, не являющимися плательщиками налога на добавленную стоимость счёт-фактур с выделенным НДС, вся сумма налога подлежала уплате в бюджет, кроме того суммы налога включались в доходную часть и подлежали повторному налогообложению, согласно специальному налоговому режиму, применяемому на предприятии. Ещё одна поправка, принятая этим же законодательным актом, позволяет организациям, имеющим представительства в других регионах использовать упрощённую систему налогообложения, что прежде было запрещено. Подобные послабления дают возможность малому и среднему бизнесу повысить свой географический потенциал[20].

Последние 4 года наблюдается активная позиция государства в сфере законотворчества, направленная на поддержку малого бизнеса и стимулирующая его развитие. Так в 2013 году в 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте» от 06.12.2011г. в ст. 6 п. 2, был введен подпункт 1, разрешающий предпринимателям, ведущим частную практику не вести бухгалтерский учёт, при условии ведения учёта доходов и расходов.


Так же в 2015 году во многих регионах введены «налоговые каникулы» для индивидуальных предприятий, выбравших в качестве налогового режима УСН или патент. «Налоговые каникулы» - это возможность уплаты нулевой ставки по УСН или патенту. При этом индивидуальный предприниматель не освобождается от уплаты НДФЛ и страховых взносов в фонды. Данная программа регулируется региональным законодательством, и к сожалению в 2015 году подобное законодательство не было принято в Ростовской области. Правом иметь нулевую налоговую ставку по УСН и патенту, будут наделены впервые зарегистрированные индивидуальные предприятия, оказывающие бытовые услуги населению[21].

Как уже было сказано ранее, помимо законотворческой поддержки малого бизнеса со стороны государства, последнее оказывает ещё и финансовую стимуляцию развития предпринимательской деятельности.

С 29 марта 2013 года в Российской Федерации действует государственная программа «Экономическое развитие и инновационная экономика». Ответственным исполнителем государственной программы является Министерство экономического развития Российской Федерации. Одной из основных целей программы является создание благоприятного предпринимательского климата и условий для ведения бизнеса.

2.2.Анализ развития индивидуального предпринимательства на современном этапе экономики

Индивидуальное предпринимательство представляет собой инициативную деятельность граждан, которая направлена на получение дохода, основанная на собственности самих граждан и осуществляемая от имени граждан за их риск и под их имущественную ответственность. В соответствии со ст.23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Любой гражданин имеет право вести предпринимательскую деятельностью, но не всякий гражданин способен реализовать это право[22].

Требования к индивидуальному предпринимателю могут предъявить и кредиторы по обязательствам, которые не имеют связи с осуществлением предпринимательской деятельности (о причинении вреда жизни, здоровью или имуществу граждан или юридических лиц, о взимании алиментов и т. п.).