Файл: Ответственность за нарушение законодательства о рекламе.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 75

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В-пятых, привлечение к административной ответственности за нарушение рекламного законодательства заключается в применении административных наказаний, которые носят, как правило, материальный характер. Необходимо отметить, что число административных наказаний по действующему российскому законодательству изначально соответствовало числу видов административных взысканий.

За все административные правонарушения в области рекламы применяется административное наказание в виде административного штрафа, и только по ст. 6.13 КоАП в качестве дополнительной санкции возможно применение административного наказания в виде конфискации продукции и оборудования, используемого для изготовления и распространения рекламы наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.

Согласно ФЗ от 9 мая 2005 года N 45-ФЗ за пропаганду наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, совершенную юридическими лицами, может применяться административное приостановление деятельности. Такое решение видится вполне обоснованным и своевременным. В то же время мы полагаем, что законодателю необходимо учесть характер рекламных нарушений и тяжесть наступаемых последствий, и в этой связи было бы целесообразно распространение административного приостановления деятельности на отдельные правонарушения в области рекламы, например, по статьям 14.3, 15.24 КоАП РФ.

В-шестых, привлечение к административной ответственности за нарушение рекламного законодательства влечет наступление негативных последствий имущественного характера.

В-седьмых, привлечение к административной ответственности за нарушение рекламного законодательства сопровождается применением мер административно-процессуального обеспечения преимущественно имущественного характера.

Целями применения таких мер выступают: пресечение административного правонарушения, обеспечение своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнение принятого по делу постановления, составление протокола об административном правонарушении, при невозможности его составления на месте - выявление административного правонарушения.

Не менее значимым для определения понятия административной ответственности за нарушения законодательства о рекламе является уяснение ее цели и функционального назначения. Под целью любого явления понимают то, к чему надо стремиться, что надо осуществлять[33].


На основании всего вышесказанного можно сказать, что цели правовой ответственности состоят в защите правопорядка и воспитании граждан[34], они являются общими целями для всех видов юридической ответственности, в том числе и для административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе.

Анализируя нормы административного права, можно обозначить следующие функции административной ответственности, которые она выполняет:

- карательную (штрафную), выражающуюся в неблагоприятных последствиях морального и материального характера для лица, совершившего правонарушение. Проецируя реализацию данной цели на предмет нашего исследования - анализ административной ответственности за нарушения законодательства о рекламе, можно сказать, что установление штрафных санкций за подобные правонарушения должно оказывать влияние на уменьшение фондов того или иного лица, нарушившего законодательство о рекламе, и таким образом удерживать его от повторения подобных деяний во избежание причинения себе еще больших материальных убытков.

Таким образом, можно сказать о том, что штраф - это, пожалуй, самое эффективное средство принудительного воздействия на правонарушителя, в связи с чем применение этой меры административного наказания предусмотрено практически всеми статьями Особенной части КоАП РФ[35];

- воспитательную - воспитание правонарушителя в духе соблюдения законов, уважения к правопорядку;

- частную превенцию, заключающуюся в предупреждении совершения виновным новых правонарушений;

- общую превенцию, выражающуюся в предупреждении совершения другими лицами новых правонарушений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В законодательстве РФ не дается термина, что понимать под ненадлежащей рекламой. Указание в Законе о рекламе на то, что в случае несоответствия рекламы закону, такая реклама будет признаваться ненадлежащей, не раскрывает всей сути данного термина.

Под ненадлежащей рекламой следует понимать особый вид рекламы, который может быть представлен простым результатом интеллектуальной деятельности (произведение литературы и искусства; исполнение; фонограмма; сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач), созданным в целях получения необоснованного преимущественного положения на рынке конкретного лица или его товара перед другими аналогичными товарами с использованием приемов и способов, которые нарушают права и законные интересы потенциальных потребителей.


Ненадлежащая реклама может проявляться в нескольких видах – недобросовестная, недостоверная, скрытая.

Следует отметить, что действующее законодательство не регулирует вопросы скрытой рекламы. В этом отношении целесообразно обратиться к опыту зарубежных стран, которые в этом направлении проводят активную деятельность.

Необходимо установить, что понимать под понятием «некорректное сравнение» относительно рекламируемых товаров, работ, услуг.

Необходимо внести положения, касающиеся бережного отношения к русскому языку в тексте рекламного продукта. Положения закона должны носить исключительный характер в части регулирования всех средств рекламы.

Сегодня наиболее активно развивающимся видом рекламы является реклама, размещаемая в Интернете. Однако правовое регулирование взаимоотношений участников рекламной деятельности в данной сфере отсутствует. Актуальна проблема идентификации пользователя Интернета при возложении на него ответственности как на рекламодателя.

Контроль за соблюдением требований законодательства о рекламе осуществляет Федеральная антимонопольная служба, которая проводит плановые и внеплановые проверки, возбуждает и рассматривает различные категории дел, а также может обращаться с исковыми заявлениями в суды и арбитражные суды.

Дополнительный контроль со стороны органов местного самоуправления, ГИБДД и Росстандарта установлен для владельцев рекламных конструкций, предназначенных для размещения рекламы.

Анализ судебной практики также показывает, что проблема ответственности за рекламу, не отвечающую требованиям законодательства, остается актуальной. Решение указанной проблемы требует комплексных мер.

Предложения работы, сформулированные по итогам исследования, могут использоваться для совершенствования гражданского законодательства, регулирующего вопросы пресечения ненадлежащей рекламы.

Материалы работы могут использоваться при изучении гражданского, предпринимательского и информационного права.

Список использованных источников

1. Нормативно-правовые акты

  1. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 01.05.2017) «О защите прав потребителей» // Собрание законодательства РФ. 1996. №3. Ст. 140.
  2. Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О рекламе» // Собрание законодательства РФ. 2006. №12. Ст. 1232

Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О защите конкуренции» // Собрание законодательства РФ. 2006. №31 (1 ч.). Ст. 3434.

  1. Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» // Собрание законодательства РФ. 2008. №52 (ч. 1). Ст. 6249.
  2. Постановление Правительства РФ от 17.08.2006 № 508 (ред. от 20.12.2014) «Об утверждении Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе» // Собрание законодательства РФ. 2006. №28. Ст. 3758.
  3. Письмо ФАС России от 24.01.2011 № АК/1829 «О разграничении понятий вывеска и реклама» (документ опубликован не был) // СПС «КонсультантПлюс».
  4. Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" N 171-ФЗ от 22.11.1995 // Собрание законодательства РФ. N 48. Ст. 4553.

2. Специальная юридическая литература

  1. Никитин В.В. Какая реклама может быть признана недобросовестной и недостоверной? // Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение.- 2013. -№ 1. С. 66 - 73.
  2. Покидова Е. Реклама: креатив или обман? // Арсенал предпринимателя. - 2016. - № 8. С. 53 - 64.
  3. Постатейный комментарий к Федеральному закону «О рекламе» / Д.С. Бадалов, И.И. Василенкова, Н.Н. Карташов и др. - М.: Статут, 2014. – 460 с.
  4. Донцова Ю. Двадцать пятый кадр, или Как зомбируют телезрителей // ЭЖ-Юрист.- 2015. - № 14. С. 9.
  5. Федотов М.А. Право массовой информации в Российской Федерации. - М.: Международные отношения, 2012. – 624 с.
  6. Болотнов И. Недобросовестная конкуренция и ненадлежащая реклама // Корпоративный юрист. - 2015. - № 5. С. 56 - 59.
  7. Свердлык Г.А. Сборник законодательных и иных правовых актов и документов о рекламе. М., 2016. С. 19.
  8. Лисецкий Р.М. Административная ответственность за нарушения законодательства о рекламе: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2015. С. 54.
  9. Фокова Е. Ответственность за нарушение законодательства о рекламе // Юрист. 2015. N 9.
  10. Нечуй-Ветер В.Л. Основания возникновения обязательств по оказанию рекламных услуг; Сборник законодательных и иных правовых актов и документов о рекламе / Отв. ред. д.ю.н., профессор Г.А. Свердлык. М., 2014.
  11. Тимошенко И.В. Административная ответственность: Учебное пособие. М.: Ростов-на-Дону, 2014. С. 85.

3. Материалы судебной и арбитражной практики

  1. Постановление Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» // Вестник ВАС РФ. - 2012. - №12.
  2. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 25.12.1998 № 37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе» // Вестник ВАС РФ.- 1999.- №2.

Постановление Президиума ВАС РФ от 31.03.2009 N 15275/08 (документ опубликован не был) // СПС «КонсультантПлюс».

Постановление ФАС Московского округа от 18.02.2008 №КА-А40/213-08 по делу № А40-43974/07-106-305 (документ опубликован не был) // СПС «КонсультантПлюс».

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 26.05.2008 № А73-1669/2008-74АП (документ опубликован не был) // СПС «КонсультантПлюс».

Постановление ФАС Московского округа от 01.12.2008 №КА-А40/11212-08 (документ опубликован не был) // СПС «КонсультантПлюс».

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 08.05.2009 № А38-1918/2008-19-81 (документ опубликован не был) // СПС «КонсультантПлюс».

Постановление ФАС Центрального округа от 30.09.2009 № А36-88/2009 (документ опубликован не был) // СПС «КонсультантПлюс».

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 03.02.2011 №А01-1048/2010 (документ опубликован не был) // СПС «КонсультантПлюс».

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 29.04.2011 №А63-7452/2010 (документ опубликован не был) // СПС «КонсультантПлюс».

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 11.08.2011 N А45-56/2011 (документ опубликован не был) // СПС «КонсультантПлюс».

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 02.09.2011 №А26-6900/2010 (документ опубликован не был) // СПС «КонсультантПлюс».

Постановление ФАС ПО от 16.02.2012 № А57-4387/2011 // СПС «КонсультантПлюс».

Постановление ФАС УО от 21.08.2012 № Ф09-5931/12 // СПС «КонсультантПлюс».

  1. Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 11.09.2012 по делу N А70-12469/2011 (документ опубликован не был) // СПС «КонсультантПлюс».

Постановление ФАС Поволжского округа от 27.11.2012 № А65-2272/2012 (документ опубликован не был) // СПС «КонсультантПлюс».

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 05.12.2012 №А19-1500/2012 (документ опубликован не был) // СПС «КонсультантПлюс».

Постановление ФАС Поволжского округа от 27.11.2012 N А65-2272/2012 (документ опубликован не был) // СПС «КонсультантПлюс».

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2009 №09АП-2131/2009-АК (документ опубликован не был) // СПС «КонсультантПлюс».

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2011 № А75-7096/2011 (документ опубликован не был) // СПС «КонсультантПлюс».

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 28.03.2012 № А60-9393/2012 // СПС «КонсультантПлюс».

Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 01.08.2012 № А12-17078/2012 // СПС «КонсультантПлюс».

  1. Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О рекламе» // Собрание законодательства РФ. – 2006. - №12. Ст. 1232.

  2. Письмо ФАС России от 24.01.2011 № АК/1829 «О разграничении понятий вывеска и реклама» (документ опубликован не был) // СПС «КонсультантПлюс».

  3. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 01.05.2017) «О защите прав потребителей» // Собрание законодательства РФ. – 1996. – №3. Ст. 140.

  4. Постановление ФАС УО от 21.08.2012 № Ф09-5931/12 // СПС «КонсультантПлюс».

  5. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 25.12.1998 № 37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе» // Вестник ВАС РФ.- 1999.- №2.

  6. Постановление ФАС ПО от 16.02.2012 № А57-4387/2011 // СПС «КонсультантПлюс».

  7. Решение Арбитражного суда Свердловской области от 28.03.2012 № А60-9393/2012 // СПС «КонсультантПлюс».

  8. Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 01.08.2012 № А12-17078/2012 // СПС «КонсультантПлюс».

  9. Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» // Собрание законодательства РФ. – 2008. - №52 (ч. 1). Ст. 6249.

  10. Постановление Правительства РФ от 17.08.2006 № 508 (ред. от 20.12.2014) «Об утверждении Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе» // Собрание законодательства РФ. – 2006. - №28. Ст. 3758.

  11. Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 11.09.2012 по делу N А70-12469/2011 (документ опубликован не был) // СПС «КонсультантПлюс».

  12. Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 29.04.2011 №А63-7452/2010 (документ опубликован не был) // СПС «КонсультантПлюс».

  13. Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 11.08.2011 N А45-56/2011 (документ опубликован не был) // СПС «КонсультантПлюс».

  14. Постановление ФАС Московского округа от 01.12.2008 №КА-А40/11212-08 (документ опубликован не был) // СПС «КонсультантПлюс».

  15. Покидова Е. Реклама: креатив или обман? // Арсенал предпринимателя. - 2010. - N 8. С. 53 - 64.

  16. Постановление ФАС Московского округа от 18.02.2008 №КА-А40/213-08 по делу № А40-43974/07-106-305 (документ опубликован не был) // СПС «КонсультантПлюс».

  17. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О защите конкуренции» // Собрание законодательства РФ. – 2006. - №31 (1 ч.). Ст. 3434.

  18. Болотнов И. Недобросовестная конкуренция и ненадлежащая реклама // Корпоративный юрист. - 2009. - № 5. С. 56 - 59.

  19. Постатейный комментарий к Федеральному закону "О рекламе" / Д.С. Бадалов, И.И. Василенкова, Н.Н. Карташов и др. - М.: Статут, 2012.

  20. Постановление ФАС Центрального округа от 30.09.2009 № А36-88/2009 (документ опубликован не был) // СПС «КонсультантПлюс».

  21. Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2009 №09АП-2131/2009-АК (документ опубликован не был) // СПС «КонсультантПлюс».

  22. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 02.09.2011 №А26-6900/2010 (документ опубликован не был) // СПС «КонсультантПлюс».

  23. Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 05.12.2012 №А19-1500/2012 (документ опубликован не был) // СПС «КонсультантПлюс», постановление ФАС Поволжского округа от 27.11.2012 N А65-2272/2012 (документ опубликован не был) // СПС «КонсультантПлюс».

  24. Никитин В.В. Какая реклама может быть признана недобросовестной и недостоверной? // Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение. - 2013. - № 1. С. 66 - 73.

  25. Донцова Ю. Двадцать пятый кадр, или Как зомбируют телезрителей // ЭЖ-Юрист.- 2011. -№ 14. С. 9.

  26. Там же.

  27. Основы государственного управления "Административная ответственность за правонарушения в сфере рекламы: соотношение российского и белорусского законодательства" / Н.В. Макарейко // Реклама и право. 2016. N 1.

  28. Янин Д. Реклама. Новые правила игры // Спрос. 2016. N 5. С. 4, 5.

  29. ч. 1 ст. 40 ФЗ "О рекламе".

  30. Фокова Е. Ответственность за нарушение законодательства о рекламе // Юрист. 2015. N 9.

  31. ст. 17 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" N 171-ФЗ от 22.11.1995 // Собрание законодательства РФ. 27.11.1995. N 48. Ст. 4553.

  32. ст. 2.3 КоАП РФ.

  33. Ожегов. Словарь русского языка. М., 1986. С. 758.

  34. Самощенко И.С., Фарухшин М.Х. Ответственность по советскому законодательству. М., 1971. С. 106.

  35. Тимошенко И.В. Административная ответственность: Учебное пособие. М.: Ростов-на-Дону, 2004. С. 85.