Файл: Понятие «предпринимательство» и функции предпринимательской деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 122

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

4. Посредничеством можно назвать тот вид предпринимательской деятельности, в котором предприниматель не производит и не продает товар, а выступает в роли посредника в товарно-денежных операциях. Посредник - это лицо, которое представляет интересы производителя или потребителя, но сам не являются им.

5. Страховое предпринимательство это когда предприниматель, соответствуя законодательству и договору, дает гарантию клиенту о возмещении ущерба в случае непредвиденной ситуации: потеря имущества, каких-либо ценностей, здоровья, жизни и разных других видов за некоторую плату при условии заключения договора страхования. Страхование заключается в том что предприниматель получает страховой взнос, выплачивая страховку только при некоторых обстоятельствах.

В данный момент очень большое внимание уделяется развитию производства и малым предприятиям, и также была разработана федеральная программа для их поддержки. Все это делается из-за того что небольшие предприятия имеют несколько преимуществ:

- имеют простую организационную структуру;

- могут самостоятельно выбирать стратегию развития предприятия и ее реализацию;

- играют большую роль в образовании дополнительных рабочих мест, обеспечивают занятость населения;

  • насыщают рынок необходимыми товарами и услугами.

3. Функции предпринимательсва

3.1.Исторические взгляды на функции предпринимательства

В рамках данной темы рассмотрим ключевые подходы к исследованию и определению предпринимательства и предпринимательской функции, сложившиеся в науке зарубежных стран. Последовательность дальнейшего изложения будет опираться на классификацию основных трактовок феномена предпринимательства, предложенную известным российским социологом и экономистом В.В. Радаевым[4]. В соответствии с этой классификацией основные теории и концепции предпринимательства можно подразделить на 5 базовых направлений

Первое направление базируется на взглядах на предпринимательство и предпринимательскую функцию классиков политической экономии. К ним следует отнести Ф. Кене, А. Смита и Ж.Тюрго.


Так, известнейший шотландский экономист А. Смит(1723-1790) в работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» определял, что предприниматель – это, прежде всего, собственник капитала, зачастую сам личным трудом участвующий в деле. Преследуя свои интересы и реализуя свои идеи, он подвергается экономическому риску, во многом обуславливающему получение прибыли. С нашей точки зрения, для понимания ключевых особенностей поведения предпринимателя, наибольшим значением обладает известная закономерность, определяемая А. Смитом как «невидимая рука рынка». Дело в том, что с позиций этого ученого экономика развивается на основе собственных законов, в центре которых находятся экономические интересы человека, стремящегося к достижению личной выгоды, что возможно только в случае упорядоченности отношений между людьми, когда обеспечение собственных интересов возможно только с учетом интересов других людей. Эту закономерность А. Смит и обозначил как «невидимая рука рынка», когда всякий человек, стремясь к удовлетворению собственных интересов, независимо от собственной воли и сознания, направляется некой рукой рынка на достижение благополучия всего общества. Другими словами, если предприниматель, преследуя свои интересы, начнет забывать об интересах других, то такая установка рано или поздно погубит его предприятие. Отсюда, успех (здесь подразумевается успех длительный, планируемый, а не сиюминутный интерес рвача и стяжателя, стремящегося сорвать куш и поскорее исчезнуть, подобная установка, конечно же, слабо соотносится с истинным предпринимательством) – возможен только в случае выстраивания системы взаимовыгодных отношений между предпринимателем и другими субъектами рынка.

Для второй трактовки предпринимательской функции уже не характерно отождествление предпринимателя с капиталистом. Ключевой характеристикой предпринимательства для данного направления выступает уже не собственность на капитал, а организация и управление предприятием. Такая трактовка предпринимательства свойственна Ж.-Б. Сэю, Дж. С. Миллю, А. Маршаллу, К. Менгеру, Ф. Визеру. Предпринимательство больше связывается с приспособлением производства к изменяющимся условиям рынка, с восстановлением нарушенного равновесия, с более эффективным использованием имеющихся ресурсов.

Рассмотрим взгляды некоторых представителей данного направления.Одним из них является Ж.-Б. Сэй(1767-1832) – французский экономист, представитель классической школы политэкономии. Важно, что Ж.-Б. Сэй был предпринимателем-практиком, владельцем прядильной фабрики, приносящей немалый доход. Свои взгляды на экономику и предпринимательство изложил в работах «Трактат политической экономии» и «Полный курс политической экономии». Ж.-Б. Сэй сформулировал трехфакторную теорию производства, определив, что земля, труд и капитал являются источником богатства общества - заработной платы, ренты и прибыли, которые равноправно участвуют в создании стоимости продукта. Для французского политэконома предприниматель – это центральная фигура в процессах приумножения и распределения богатства в обществе. При этом предприниматель по своей деятельной и активной сущности – это, прежде всего, комбинатор факторов производства, а не собственник капитала. Он получает свое богатство не за счет пассивного использования собственности и крупных сумм, а посредством создания эффективных сочетаний основных факторов производства, а также посредством вложений в дело собственных способностей, опыта, ума и предприимчивости, посредством расторопности при организации производства. Все это требует творческого подхода к делу, инициативности и умения видеть то, чего не замечают другие. Того же, кто не способен проявить все это практически одновременно в большинстве случаев ждет разорение. В этом смысле предприимчивость и качества характера предпринимателя можно рассматривать в качестве еще одного фактора производства.


Представители третьего направления определяют предпринимательство в качестве деятельности, осуществляемой в условиях риска и неопределенности (И.Г. фон Тюнен, Г. Мангольт, Ф. Найт).

Одним из представителей данного направления является Р. Кантильон (1680-1734). Можно считать, что это одним из первых ученых-экономистов кто подошел к предпринимательству с научных позиций. Этого английского исследователя, которому и принадлежит заслуга введения в научный оборот термина «предпринимательство» (антрепренер – от фр. аntreprener – посредник), называют «человеком-загадкой». Дело в том, что доподлинно неизвестно точно, где и когда он родился, и даже его смерть от пожара в собственном доме окутана тайной. Некоторые исследователи полагают, что он ирландцем с итальянскими корнями. Известно также, что он был предпринимателем-практиком, торговцем и известным банкиром, разбогатевшим на спекулятивных операциях с ценными бумагами, именно поэтому его теоретическое осмысление феномена предпринимателя было основано на богатом опыте в области коммерции и банковского дела. Свои взгляды он изложил в работе «Очерк о природе торговли вообще», увидевшей свет на французском языке. Кроме собственно торговли, теории денежного обращения и теории народа населения, Р. Кантильон рассматривает и роль предпринимателя в экономике, указывая, что именно по инициативе предпринимателя и его трудом в обществе осуществляются процессы производства и обмена. Ключевой характеристикой деятельности предпринимателя является риск. Приобретая чужие товары по известной и фиксированной цене, предприниматель стремится продать их по более высокой цене, но всякий раз еще неизвестной в силу складывающейся рыночной неопределенности. Именно риск, проистекающий из неопределенности всей экономической ситуации, обуславливает неопределенных доходов такого экономического субъекта, заставляя его «предпринимать» различные действия и принимать решения в условиях в условиях рыночной неопределенности и для борьбы с нею. Отсюда, предпринимателем может быть только человек, обладающий определенной мерой свободы, а значит, им не может быть работающий по найму и получающий постоянное жалование или собственник, обеспеченный фиксированной рентой или процентом с банковского вклада. Другими словами, Р. Кантильон строго различал предпринимательскую функцию, от функции предоставления капитала. Взгляды «человека-загадки» имели большое влияние на многих известных исследователей, в частности на А. Смита, Д. Юма и др.


Риск, являющийся ключевым элементом предпринимательской функции, становится предметом исследовательского внимания и немецкого экономиста И.Г. фон Тюнена (1783-1850). Доход предпринимателя связан с непредсказуемостью и неисчислимостью риска, от которого нельзя застраховаться.

Другим исследователем, рассматривающим предпринимательство сквозь призму риска и рыночной неопределенности, и в определенной степени развивающий взгляды И. Тюнена и Р. Кантильона, является известный американский экономист, основатель Чикагской школы экономической теории Ф. Х. Найт (1885-1972). Проблемы предпринимательства, конкуренции, теория прибыли и риска были разработаны им в книге «Риск, неопределенность и прибыль», а также в работах «Этика конкуренции» и «Свобода и реформы». Ф. Найт выделял два вида риска: тот, который можно предсказать, некоторым образом развеять неопределенность, просчитав некоторое количество вариантов развития ситуации, определив на основе своего или чужого опыта набор тех или иных действий по реализации наиболее оптимальных вариантов действий. Это, так сказать, - разновидность просчитываемого риска. Но, согласно Ф. Найту, практически любой разновидности предпринимательской деятельности свойственна так называемая «подлинная неопределенность». Такая неопределенность не предполагает даже некоторого набора предполагаемых исходов и вероятностей. Другими словами, это – не просчитываемая неопределенность, которая не может быть оценена в полном объеме и тем более застрахована.В этом случае можно вполне согласиться с Ф. Найтом, что прибыль предпринимателя – это плата именно за действия в условиях неопределенности и не просчитываемого риска. В этом случае прибыль целиком зависит от способности предпринимателя рисковать и быть постоянно готовым к риску, стойко и без серьезных последствий переносить состояния неопределенности, от умения использовать интуицию, а не только рациональный расчет, тем более, что таковой не эффективен, когда в распоряжении предпринимателя нет даже минимума информации, необходимой для принятия рациональных решений.

Таким образом, вклад Ф. Найта, Р. Кантильона и И.Г. фон Тюнена в теорию предпринимательства связан, прежде всего, с глубоким осмыслением понятий риска и неопределенности, которые испокон веков присущи предпринимательской среде и деятельности предпринимателя. Их подходы также позволяет полнее представить и описать личность предпринимателя, включив в его социально-психологический портрет соответствующие качества и характеристики его личности.


Четвертая трактовка предпринимательской функции формируется в рамках институциональной экономической теории. С точки зрения представителей данной теории, предприниматель – это субъект, совершающий выбор между контрактными отношениями свободного рынка и организацией фирмы в целях экономии транзакционных издержек. Так,американский экономист, лауреат Нобелевской премии по экономмике Р. Коуз (род. в 1910) в работе «Природа фирмы» исследует проблему возникновения на рынке предпринимательских фирм и их функции. С его позиции, динамика взаимодействий рыночных субъектов всегда связана с проблемами, обуславливающими повышение издержек. Взаимодействие предпринимателя со своим внутренним и внешним окружением, поиск партнеров, продвижение товара, соперничество с другими субъектами рынка, совершение сделок, освоение новых рыков сбыта и т.д. – это все предполагает некоторые, часто латентные (скрытые) затраты, обозначенные Р. Коузом в качестве «трансакционных издержек». Соответственно, цель создания фирмы – это существенное снижение или сведение к минимуму подобных издержек. Фирма в этом случае выступит в качестве некоего инструмента стабилизации и упорядочивания отношений предпринимателя с внешним и внутренним окружением, конечно же, только в том случае если величина трансакционных издержек превышает расходы, связанные с созданием фирмы.

Представители пятого направления определяют, что сущностью предпринимательской функции выступает создание новых рыночных возможностей и творческая комбинация факторов производства. Активно подчеркивается инновационный характер предпринимательства (Г. Шмоллер, Ф. Тауссинг, Й. Шумпетер).

Наиболее известным представителем данного направления и по свидетельству многих ученых, внесшим наибольший вклад в развитие теории предпринимательства является австрийско-американский экономист, социолог и историк экономической мысли Й. Шумпетер (1883-1950). Весь его подход к осмыслению феномена предпринимательства, изложенный в работе «Теория экономического развития», которая принесла ему всемирную известность (Шумпетеру тогда исполнилось всего 29 лет), хорошо отражает его собственное высказывание: «Быть предпринимателем – значит делать не то, что делают другие и делать не так, как это делаю другие». В отличие от многих представителей экономической науки, рассматривающих предпринимательство только сквозь призму экономических реалий и законов, этот исследователь указывал на наличие особой предпринимательской функции, которая не сводится только к эффективным комбинациям факторов производства, но определяется, прежде всего, созданием новых комбинаций, развитием и внедрением организационно-хозяйственных инноваций. Таким образом, предприниматель, согласно Й. Шумпетеру, – это новатор, творческая жилка которого, реализуемая в рамках предпринимательской организационно-управленческой деятельности и выступает в качестве ключевой характеристики предпринимательства. Инновационная активность предпринимателя осуществляется по следующим основным направлениям: