Файл: Факторы, влияющие на качество и конкурентоспособность товаров (Конкурентоспособность, сущность и методы ее определения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 124

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность работы. В условиях рыночной экономики повышение конкурентоспособности является важнейшей задачей предприятий, так как в этой комплексной категории сочетаются и фокусируются основные производственные, коммерческие, социально-экономические и финансовые результаты деятельности, качество коллективного труда. Конкурентоспособность представляет собой сложную категорию, состоящую из ряда элементов, важнейшим из которых является их качество, которое представлено совокупностью свойств и характеристик продукции (или услуги), обеспечивающей удовлетворение установленных или предполагаемых потребностей.

Основным законом бизнеса в отношении качества является утверждение о том, что если потребитель считает, что данный товар плохого качества, значит, он действительно плохого качества, даже если соответствует чертежам и спецификациям и это подтверждается инспекцией. Но, в отличие от зарубежных, отечественные фирмы, к сожалению, не прислушиваются к этому неписанному закону. 

Приходится констатировать, что многие наши руководители и специалисты не обладают стратегическим мышлением, не воспринимают новых концепций и методов обеспечения качества, не ориентируются на долгосрочное планирование в области качества. Они не могут или не хотят понимать, что в условиях рыночной экономики проблемы качества становятся первоочередными, ошибочно полагая, что улучшение качества влечет за собой лишь дополнительные затраты. Чем раньше придет понимание того, что при решении проблемы качества повышаются эффективность производства и конкурентоспособность продукции, тем лучше и надежнее будет обеспечена устойчивость предприятия в условиях конкуренции в будущем.

В настоящее время складываются предпосылки, которые поставят предприятия перед необходимостью решения проблемы качества. Поэтому выбранная тема учебно-исследовательской работы, касающаяся изучения влияния качества товара на конкурентоспособность предприятия является актуальной экономической проблемой, решение которой необходимо для каждого современного предприятия, независимо от его масштабов.

Цель: изучение факторов влияющих на качество и конкурентоспособность товаров.

Объект исследования: конкурентоспособность товаров.

Предмет исследования: факторы влияющие на качество и конкурентоспособность товаров.

Задачи:

  1. Изучить систему показателей качества;
  2. Раскрыть факторы влияющие на качество продукции;
  3. Рассмотреть факторы влияющие на конкурентоспособность;
  4. Выявить особенности обеспечения конкурентности продукции и пути ее повышения;
  5. Представить методика оценки качества продукции.

Краткая характеристика источников: в работе использованы труды Девида Бодди, «Основы управления качеством», Горфинкела В.Я, Швандора В.А. «Экономика предприятия», Кругловой М.Г. «Менеджмент систем качества», Моисеева Н.К., Анискина Ю.П. «Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг, обновление», Ричарда Коха «Менеджмент и финансы от А до Я», Сергеева И.В. «Экономика предприятия» и работы других авторов

Методы исследования: изучение специальной литературы факторов влияющих на качество и конкурентоспособность товаров.

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух основных разделов, заключения, и списка литературы.

1. Класс и понятие качества

    1. Система показателей качества

Сегодня, когда со всего света в Россию поступает много товаров не всегда хорошего качества, чтобы уберечь покупателей нужна информация и контроль.
Проблема качества, непростая во все времена. Наши предприятия сталкиваются с большими трудностями, сокращением производства, многие заводы останавливаются, коллективы не получают зарплату. Проблемы осложняются ещё и нестабильностью в финансовой системе. Назревает вопрос: о каком же качестве может идти речь в такой ситуации? Лишь бы выжить, не допустить окончательного развала индустрии страны [1].

В том-то и дело, что именно качество – это тот ключ. Которым, как показывает опыт многих стран, открывают двери выхода из кризиса [2].

Качество – многосложное понятие, и его специфическое обеспечение требует объединение научных сил, от творческого потенциала до практического опыта многих специалистов. И при нынешней ситуации в России проблема качества не только важна, но и должна быть решена совместными усилиями государства, федеральных органов управления, руководителей коллективов предприятий, ученых, конструкторов, каждого инженера, рабочего.

Специалисты Госстандарта России прежде всего совершенствуют нормативную базу в области качества. Сегодня государственная система стандартизации перестроена для работы в условиях рыночной экономики в соответствии с правилами работы и нормами международной стандартизации [10].


Стандартизация расценивается государством, как средство управления государством и повышения конкурентоспособности продукции, так сказать эффективный рычаг воздействия на производителей, обеспечивающих выполнение требований безопасности, защиту прав потребителей. По прогнозам специалистов в современных условиях вышеназванная роль стандартизации будет возрастать в связи с появлением новых сфер применения стандартов: в социальной сфере, банковской деятельности, страховой медицине, оценочной деятельности и ряде других [12].

Правовую основу контроля за качеством создают законы «Об обеспечении единства измерений», «О сертификации продукции и услуг», и «О стандартизации».

Следует так же сказать о совершенствовании деятельности в области государственного контроля. Она должна быть направлена на повышение эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти по защите прав потребителей от поступления некачественных товаров как отечественных, так и зарубежных товаропроизводителей.

Сертификация продукции так же играет немаловажную роль в повышении качества продукции и услуг, она тесно связана с развитием системного подхода к управлению[5].

Наиболее эффективный метод – внедрение систем управления качеством на базе стандартов ISO серии 9000. Это особенно важно для предприятий пытающихся выйти на международный рынок.

В целях максимальной гармонии с зарубежными системами сертификации систем качества сейчас готовятся документы, необходимые для признания результатов ИСО/МЭК.

Уровень качества продукции вычисляется на основе системы показателей ее качества. Для этого необходимо знать численное значение каждого из этих показателей и сравнить с аналогичными показателями продукции, принятой в качестве базовой для сравнения [7].

Под определением показателя качества продукции подразумевается нахождение его численного значения. На практике в зависимости от специфики продукции применяются следующие методы:

- измерительный метод (при помощи инструментов, приборов);
регистрационный метод базируется на регистрации и подсчете числа определенных событий (например, отказов при испытаниях) или предметов (например, при стандартизированных, унифицированных, оригинальных, защищенных патентами). Регистрационным методом могут определяться такие показатели, как безотказность, патенто-правовые, стандартизация, унификация;

- вычислительный метод строится на применении специальных математических моделей для нахождения показателя качества продукции;


- органолептический метод предусматривает анализ восприятия человеческих органов чувств — зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания [1].

Точность и достоверность найденных значений зависят от квалификации, навыков и способности лиц, их определяющих;
социологический метод осуществляется на основе и анализе мнений о продукции ее фактических и возможных потребителей;

- экспертный метод реализуется группой специалистов, например, дизайнеров, дегустаторов [14].

На практике для оценки уровня качества продукции используется система показателей, которая включает обобщающие и единичные показатели качества продукции.

Обобщающие показатели качества характеризуют уровень качества продукции в целом по отрасли или предприятию. К ним относятся: сортность, марка, класс, содержание полезного вещества, доля продукции, соответствующая мировым стандартам, и др.

Единичные показатели очень разнообразны и зависят от специфики той или иной продукции. Их можно объединить в две большие группы: единичные показатели предметов труда и единичные показатели средств труда.
Единичные показатели предметов труда более разнообразны и «специфичны и зависят от сущности предметов труда.

Например, железорудное сырье характеризуют такие показатели, как содержание железа, влажность, крупность, основанность, содержание вредных и полезных примесей и др [3].

О качестве той или иной ткани можно судить по таким показателям, как прочность, расцветка, гигроскопичность, несминаемость и др.
Индивидуальные показатели средств труда, несмотря на их многообразие, можно объединить в следующие группы: технологические, эксплуатационное, эргономические и эстетические, патентно-правовые, экономические, каждая из которых характеризует качество средств труда с определенной стороны [7].

Показатели технологичности имеют большое значение при организации производства и ремонте изделия. Технологичность конструкций продукции машиностроения оценивается многими единичными и комплексными показателями. К их числу относятся показатели сборности (блочности) изделия, трудоемкость и материалоемкость изделия, показатели степени использования прогрессивных и экономичных материалов, показатели унификации и стандартизации изделия и др.

Эксплуатационные показатели характеризуют средства труда в процессе их эксплуатации. Основными из них являются: производительность, мощность, показатели надежности, скорость, расход ТЭР и др.
Надежность продукции - один из ключевых показателей качества продукции и означает способность сохранения в заданном отрезке времени всех ее потребительских свойств [1].


К наиболее важным единичным показателям надежности относится средняя наработка на отказ (То), которая определяется (по ГОСТ 27002-89) как отношение суммарной наработки восстанавливаемого объекта к математическому ожиданию числа его отказов в течение этой наработки.

Другим, не менее важным единичным показателем надежности является среднее время восстановления (tвос), под которым понимается математическое ожидание времени восстановления работоспособного состояния объекта после его остановки [11].

Математически показатель надежности (Кн) можно выразить следующим образом:

Кн = 1 – tвос / То.

Фактически Ки показывает ожидаемое отношение работоспособного состояния объекта к его сроку службы [10].

Наиболее характерным единичным показателем, значение которого указывается в паспортных данных на продукцию, считается гарантированное время работы до первого ремонта (7^). Это наиболее объективный показатель, так как его невыгодно произвольно завышать (возрастают убытки производителя продукции при гарантированном обслуживании малонадежной продукции) и произвольно занижать (занижаются достижения производителя в части фактического обеспечения надежности).

Таким образом, гарантированное время работы должно автоматически поддерживаться на оптимальном фактическом уровне, обеспечивающем рекламу и прибыль производителю продукции [8].

Другим единичным показателем, особенно важным с точки зрения потребителей, признается среднее время ремонта (tрем) – время, когда потребитель лишен возможности пользоваться продукцией из-за ее ремонта. Сокращение этого времени представляет собой составную часть конкурентоспособности продукции [9].

Таким образом, показатель надежности поданному критерию будет выглядеть следующим образом:

Кн = 1 – tрем / Тгар.

Эргономические показатели делятся на четыре группы:

1) гигиенические (освещенность, температура, влажность, давление и т.п.);

2) антропометрические (соответствие конструкции изделия размерам тела человека и его отдельных частей, соответствие конструкции изделия распределению массы тела человека и т.п.);

3) физиологические и психофизические (соответствие конструкции изделия силовым, скоростным, слуховым, зрительным, психофизическим особенностям человека);

4) психологические (соответствие изделия возможностям восприятия и переработки информации, соответствие закрепленным и вновь формируемым навыкам человека при пользовании изделием).