Файл: Общество с ограниченной ответственностью (ООО).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 62

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ГЛАВА 2. ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВОМ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ

Орган юридического лица представляет собой правовой инструмент, с помощью которого юридическое лицо участвует в обороте, приобретает субъективные права и принимает на себя юридические обязанности. Целью образования органа юридического лица является выражение с его помощью воли юридического лица вовне, представление интересов юридического лица в правоотношениях с третьими лицами. По своей природе орган юридического лица - это обособленная часть юридического лица, не являясь при этом самостоятельным субъектом права[10].

Общество с ограниченной ответственностью имеет многоступенчатую систему органов управления, где единоличный исполнительный орган занимает особое место, поскольку именно на него возложена функция осуществления руководства текущей деятельностью общества, в частности совершения сделок по приобретению обществом сырья и материалов, необходимых для осуществления производственно-хозяйственной деятельности, реализации готовой продукции, получению кредитов для оплаты текущих операций, решения тактических задач, стоящих перед обществом[11].

Единоличный исполнительный орган осуществляет свою деятельность на основании устава, внутренних документов общества (например, Положения о единоличном исполнительном органе общества), а также договора, заключенного между обществом и лицом, выполняющим функции его единоличного исполнительного органа[12]. Указанный договор подписывается от имени общества лицом, председательствовавшим на общем собрании участников общества, на котором избрано лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества, или участником общества, уполномоченным решением общего собрания участников общества, и является срочным.

Отсутствие единичного исполнительного органа, в том числе временное, независимо от причин недопустимо, ибо приведет к парализации не только корпоративной, но и экономической деятельности общества.

На практике при таком временном отсутствии единоличного исполнительного органа общества, как нахождение в отпуске или продолжительная болезнь функции данного органа осуществляет временно исполняющий обязанности, назначенный приказом единоличного исполнительного органа. При досрочном прекращении полномочий единоличного исполнительного органа (в связи со смертью, увольнением) идо избрания нового его функции также возлагаются на временно исполняющего обязанности, но уже общим собранием участников общества.


В литературе и судебной практике сложились две точки зрения относительно возможности исполнения функций единоличного исполнительного органа в период его отсутствия лицом, временно исполняющим обязанности органа[13]. Так, применительно к первой описываемой ситуации и согласно первой точке зрения - возможность избрания временно исполняющего обязанности единоличного исполнительного органа должна быть предусмотрена уставом общества. В отсутствие такого положения устава назначение лица временно исполняющим обязанности единоличного исполнительного органа сам им же исполнительным органом является незаконным[14]. Сторонники другой точки зрения считают, что единоличный исполнительный орган вправе назначать временно исполняющего обязанности данного органа независимо от того, предусмотрена возможность такого назначения уставом общества или нет.

Складывающаяся судебная практика поддерживает последних, обосновывая указанную позицию следующим. В соответствии с п. 4 ст. 32 Закона «Об обществах с ограниченной ответственностью»[15] руководство текущей деятельностью общества может осуществляться его единоличным исполнительным органом. К компетенции единоличного исполнительного органа общества относится, в том числе, и издание приказов о назначении на должности работников общества, об их переводе и увольнении (п. 3 ст. 40) [16]. Таким образом, единоличный исполнительный орган вправе в пределах своей компетенции наделить другого работника правом временно осуществлять полномочия единоличного исполнительного органа, оформив это приказом[17].

Остается добавить, что не следует отождествлять временно исполняющего обязанности единоличного исполнительного органа с самим постоянно действующим исполнительным органом общества. Первый лишь временно наделен функциями второго сам им же исполнительным органом в рамках предоставленных ему законом полномочий, исполнение обязанностей временно исполняющим обязанности единоличного исполнительного органа в таких случаях осуществляется на временной основе исключительно на период временного отсутствия единоличного исполнительного органа и может быть прекращено в любой момент легитимным решением общего собрания участников общества[18]. При этом издание единоличным исполнительным органом приказа о временно исполняющем обязанности не ограничивает право участника общества в корпоративных правах, в частности в праве на формирование воли юридического лица по наделению, прекращению и продлению полномочий единоличного исполнительного органа общества, не противоречит и не нарушает норм Закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» [19].


Также имеются противники и сторонники возможности назначения временно исполняющего обязанности единоличного исполнительного органа общим собранием участников общества. Первые в обоснование своей позиции указывают, что Законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» [20] не предусмотрены как сам орган - временно исполняющий обязанности единоличного исполнительного органа, так и процедура его назначения.

Сторонники возможности назначения общим собранием временно исполняющего обязанности единоличного исполнительного органа обосновывают это тем, в п. 1 ст. 40 Закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» [21] указаны виды исполнительных органов общества: директор, президент. Данный перечень не является исчерпывающим и не содержит строгих ограничений относительно названия этого органа, а также что действующее законодательство не содержит прямого запрета на избрание временно исполняющего обязанности единоличного исполнительного органа.

Данная позиция представляется более обоснованной и верной.

Во-первых, согласно п. 1 ст. 40 Закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» [22] единоличный исполнительный орган общества (генеральный директор, президент и другие) избирается общим собранием участников общества на срок, определенный уставом общества, если уставом решение этих вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества. Единоличный исполнительный орган общества может быть избран также не из числа его участников[23].

Исходя из буквального толкования указанной нормы, перечень видов исполнительных органов общества не является исчерпывающим и не содержит строгих ограничений относительно названия данного органа[24]. Таким образом, действующим законодательством не установлен запрет на избрание временно исполняющим обязанности директора общества.

Во-вторых, необходимость образования временного единоличного исполнительного органа возникает у общества в случаях, когда единоличный исполнительный орган не может исполнять свои обязанности, и, соответственно, право образования временно исполняющего обязанности должно быть у органов общества независимо оттого, имеются на этот счет указания в уставе общества или нет; в тех случаях, когда еще не принято решение о назначении нового исполнительного органа. Указанное право необходимо еще и для продолжения деятельности общества в периоде момента прекращения полномочий постоянно действующего исполнительного органа до назначения нового с целью уменьшения негативных последствий для общества и образования убытков. Субъективные причины невозможности избрания единоличного органа, вызванные разногласиям и участников общества, нежеланием поиска компромиссных решений для выхода из корпоративного конфликта, не должны отрицательно влиять как на внутрикорпоративные отношения в обществе, так и на его экономическую деятельность.


Выводы. Поскольку Законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» [25] прямо не предусмотрен механизм образования временно исполняющего обязанности единоличного исполнительного органа, то в этом случае по аналогии Закона (п. 1 ст. 6 ГК РФ[26]) может применяться Закон, регулирующий сходные отношения, в частности Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»[27], в котором п. 4 ст. 69 прямо предусмотрено создание такого органа управления, как временный единоличный исполнительный орган общества (директор, генеральный директор). При этом в соответствии с положениями Закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» [28] решение об избрании временно исполняющего обязанности единоличного исполнительного органа должно приниматься простым большинством голосов. Судебная практика не находит противоречащей закону возможность внесения сведений о лице, временно исполняющем обязанности единоличного исполнительного органа в Единый государственный реестр юридических лиц. Представляется, что внедрение в оборот указанной процедуры является бессмысленным, поскольку лицо исполняет функции единоличного исполняющего органа временно, его полномочия подтверждаются либо приказом, либо решением общего собрания общества о назначении. Внесение подобных сведений не предусмотрено законодательством.

ГЛАВА 3. НОВЕЛЛЫ О ЛИКВИДАЦИИ И РЕОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ

ГК РФ обновляет механизм реорганизации обществ с ограниченной ответственностью. Согласно п. 1 ст. 92 ГК РФ[29] общество с ограниченной ответственностью может быть реорганизовано или ликвидировано добровольно по единогласному решению его участников. При этом подп. 11а, 2 ст. 33 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» [30] относит к компетенции общего собрания принятие решения о реорганизации или ликвидации общества. Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства прав и обязанностей к другим лицам (п. 1 ст. 61 ГК РФ[31], подп.2 п. 1 ст. 57 Закона «Об ООО» [32]). В соответствии с п. 2 ст. 57 Закона «Об ООО» решение общего собрания участников общества о добровольной ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии принимается по предложению совета директоров (наблюдательного совета) общества, исполнительного органа или участника общества. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят все полномочия по управлению делами общества, она выступает в суде от имени ликвидируемого общества.


Общее собрание участников добровольно ликвидируемого общества принимает решение о ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии. Отдельные положения порядка ликвидации ООО регулируется ст. 57 Закона «Об ООО». Однако в этой же статье содержится отсылка, смысл которой состоит в том, что порядок ликвидации ООО в части не урегулированном указанной статьей, устанавливается ГК РФ с учетом требований Закона «Об ООО» [33] и устава общества. Особо оговариваются особенности процедуры ликвидации обществ, участниками которых является Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование. В этом случае в состав ликвидационной комиссии включается представитель федерального органа по управлению государственным имуществом, специализированного учреждения, осуществляющего продажу федерального имущества, органа по управлению государственным имуществом субъекта Российской Федерации, продавца государственного имущества субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления. В остальном действует порядок, установленный ГК РФ и другими федеральными законами.

Полный и обновленный порядок ликвидации ООО осуществляется по правилам ст. 63 ГК РФ, а ст. 62 ГК РФ определяет обязанности лиц, принявших решение о ликвидации юридического лица. Отдельно установлены правила о порядке удовлетворения требований кредиторов ликвидируемого юридического лица. Впервые ст. 61.1 ГК РФ[34] введен порядок защиты прав кредиторов ликвидируемого юридического лица в случае отказа ликвидационной комиссии удовлетворить требование кредитора или уклонения от его
рассмотрения. Также впервые введен новый порядок прекращения недействующего юридического лица (как один из случаев ликвидации), который, как общее правило, распространяется и на ООО, недействующие в течение 12 месяцев (ст. 64.2 ГК РФ). Кроме этого, общество может быть ликвидировано по решению суда по основаниям, предусмотренным ст. 61 ГК РФ[35].

Важно отметить, что в части иных оснований, кроме реорганизации и ликвидации в добровольном порядке, ГК РФ отсылает к другим случаям, предусмотренным ГК РФ, и к Закону «Об ООО» [36]. Кодекс устанавливает
два варианта принудительной реорганизации, которая может быть осуществлена по решению суда или по решению уполномоченных органов. В соответствии со ст. 57 ГК РФ[37] в случаях, установленных законом, реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда. В этой же статье устанавливается механизм осуществления реорганизации, позволяющий разрешить ситуацию, когда назначенные судом для реорганизации лица не осуществляют возложенных на них обязанностей по проведению необходимых процедур. Если учредители (участники) юридического лица, уполномоченный орган юридического лица, не осуществят его реорганизацию в срок, определенный в решении уполномоченного государственного органа, суд по иску указанного государственного органа назначает арбитражного управляющего юридическим лицом и поручает ему осуществить реорганизацию.