Файл: Влияние реформ электроэнергетики России на влияние тарифов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 47

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Магистральные сети перешли под контроль Федеральной сетевой
компании, распределительные сети интегрированы в межрегиональные
распределительные сетевые компании (МРСК), функции и активы
региональных диспетчерских управлений были переданы общероссийскому
Системному оператору (СО ЕЭС).

Активы генерации в процессе реформы объединились в
межрегиональные компании двух видов: генерирующие компании оптового
рынка (ОГК) и территориальные генерирующие компании (ТГК). ОГК
объединили электростанции, специализированные на производстве почти
исключительно электрической энергии. В ТГК вошли главным образом
теплоэлектроцентрали (ТЭЦ), которые производят как электрическую, так и
тепловую энергию. Шесть из семи ОГК сформированы на базе тепловых
электростанций, а одна (РусГидро) ‏ㅤна основе гидрогенерирующих активов.

Завершилась реформа в 2008 г. ликвидацией РАО ЕЭС и образованием 6
оптовых (ОГК), 14 территориальных (ТГК), 8 региональных генерирующих компаний, федеральной сетевой компании (ФСК) и единого
системного оператора (СО ЕЭС). Сформированные в ходе реформы компании представляют собой предприятия, специализированные на определенных видах деятельности и контролирующие соответствующие профильные активы (или объединяющие профильные предприятия) нескольких регионов, поэтому по масштабу деятельности новые компании превосходят прежние монополии регионального уровня [12].

В результате реорганизации единой энергосистемы Советского Союза
была сформирована новая структура, состоящая из трех автономных уровней: 1
уровень ‏ㅤгенерация электроэнергии; 2 уровень ‏ㅤпередача электроэнергии; 3
уровень ‏ㅤсбыт электроэнергии.

Однако, реально практика дезинтеграции отечественной энергетики привела далеко не к тем результатам, которые ждали реформаторы ‏ㅤорганизаторы и их последователи, причем такие результаты предсказывались рядом ведущих энергетиков России.

Предполагалось, что в ходе реформ будет образовано значительное
количество энергосбытовых компаний, тем самым будет сформирована
конкурентная среда и как следствие возникнет борьба за потребителя
электроэнергии, основным оружием которой будет снижение тарифов

Представленная траектория движения анализируемого показателя
указывает, что в ходе реформы электроэнергетики России наблюдается рост
тарифов в 5,7 раза. Причина данного роста кроется в рыночном механизме
образования цены, а именно в маржинальном принципе. Результатом этого
является покупка электроэнергии конечным потребителем по самой высокой
цене. Отсюда следует, что цель осуществления реформ в России пока не
достигнута, а положение дел наоборот усугубилось.


Рост тарифов несмотря на проводимые реформы обусловлен рядом
внешних и внутренних факторов, поэтому обратимся к мнению ряда авторов по
этому вопросу [9].

В основе методики лежит система расчета тарифов, подразумевающая
возврат вложенных инвестиций с поправкой на инфляцию и заложенным
процентом маржи. Так как в основу идеи заложена долгосрочность, это
позволяет сдерживать рост цена на электроэнергию. Энергетические компании
в системе RAB получают гарантированный возврат инвестиций и доход на
инвестиции, достаточный для обслуживания кредитов и получения прибыли.
Кроме этого, они получают стимул к снижению издержек, так как
сэкономленные средства остаются в компании в отличие от применяемой
исторически в России системы «затраты плюс». С точки зрения потребителей,
достоинствами системы RAB являются повышение надежности
энергоснабжения и качества предоставляемых услуг за счет новых инвестиций

Компании, работающие на энергорынке получают возможность
осуществления проектов по расширению или модернизации основных средств,
за счет привлечения инвестиций. С учетом долгосрочности закладываемых
тарифов, предприятия могут формировать финансовую политику на 3-5 лет
вперед.

В России на государственном уровне было принято решение в 2011 году
завершить переход на «RAB-регулирование» всех электросетевых компаний.
На сегодняшний день, по результатам внедрения новой системы тарифного
регулирования наработан положительный опыт. Он выражается в увеличении
уровня займов распределительных сетевых компаний и, соответственно,
объемов сетевого строительства. Все это не только делает энергетический
комплекс более надежным, но и задает курс на дальнейшее масштабное
экономическое развитие регионов.

Переход на новую методику тарифного регулирования распределительных компаний на уровне каждого региона позволяет удовлетворить потребность в инвестициях и решить, как минимум две насущные проблемы региональной инфраструктуры: неудовлетворенный спрос на технологическое присоединение и износ электрического хозяйства. При этом для реализации инвестиционных программ не обязательно привлечение бюджетных средств, а значит, они могут быть использованы для решения других социально значимых задач. Ввод новых мощностей и строительство сетей обеспечит возможность технологического присоединения новых потребителей, а значит, будет создана база для развития абсолютно всех отраслей народного хозяйства и создания новых рабочих мест.


ГЛАВА 2. РЕФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ РОССИИ И КК ИТОГИ

2.1.Статистический анализ последствий
реформ в электроэнергетике России

Значение электроэнергетики в современном мире трудно оценить, так как все стороны жизнедеятельности человека полностью зависят от наличия электроэнергии. Практически все бытовые приборы работают на электричестве, все чаще появляются транспортные средства, работающие на данном источнике энергии, а роль отрасли в индустриализации советского союза просто колоссальна. Именно благодаря электрификации страны в 1930-х годах была
заложена база для «промышленного скачка», в результате которого Россия вырвалась в мировые лидеры [5].

В настоящее время электроэнергетика тесно связана со всеми отраслями народного хозяйства, получая ресурсы для своего функционирования и передавая взамен электрическую и тепловую энергию (рисунок 1).

Рис. 1. Связь электроэнергетики со всеми отраслями народного хозяйства

Из приведенного рисунка следует, что электроэнергетика находится во взаимосвязи с многими видами деятельности, что еще раз подчеркивает ее значимость для экономики и населения страны. В это связи стоит отметить, что актуальность изучения состояния и перспектив развития электроэнергетики подчеркивается в научных трудах целого ряда ученых.

В ходе проведения исследования были использованы сведения Минэнерго РФ, Правительства РФ и Федеральной службы государственной статистики. В качестве статистического инструментария использовались графический, табличный и коэффициентный методы.

Россия, обладая колоссальными запасами углеводородов, а также в силу природных условий, развивает все направления электроэнергетики. И на момент 2014 года входит в ТОП ‏ㅤ10 стран с самым высоким объемом выпуска электроэнергии в расчете на душу населения (рисунок 2).

Рис.2 ТОП-10 стран по величине произведенной электроэнергии на душу населения в 2014 году


Формирование «фундамента» электроэнергетики окончательно закончено в 1980-х годах (рисунок 3), когда развитие электроэнергетики опережало рост промышленности. На отрезке 1950-1980 гг. рост электроэнергетического сектора намного опережал рост экономики

Рост мощности еще не означает наращивания объемов производства, если обратится к рисунку 2, то прослеживается «удручающая» картина, так в 1990-х годах производство значительно снизилось, что объясняется упадком в экономике и остановкой большинства промышленных предприятий. Рост на отрезке 1998-2015 гг. не позволил достичь уровня советского периода

Рис. 3. Динамика производства электроэнергии в России, млрд кВт ч

В общем объеме производства электроэнергии более 65% принадлежит тепловым электростанциям, более 15% ‏ㅤгидроэлектростанциям и примерно столько же атомным. Сложившаяся картина объясняется значительными запасами углеводородов в стране, соответственно нет необходимости развивать альтернативные направления получения электроэнергии.

Размещение производственных сил и населения страны является отражением расположения электростанций на территории государства: в европейской части составляет более 50%, на Урале около 20%, в Сибири более 20% и на Дальнем Востоке около 5% [8].

При этом, виды генерирующих мощностей везде различны и во многом зависят от имеющихся в том или ином регионе ресурсов: европейская часть это ТЭЦ, АЭС; Урал ‏ㅤТЭЦ; Поволжье ‏ㅤТЭЦ и ГЭС; в Сибире и на Дальнем Востоке ‏ㅤТЭЦ.

Если сравнить структуры 1990 г. и 2015 г., то можно сделать вывод, что основной объем произведенной электроэнергии получен в Центральном ФО равное 21,31% (Центральный район ‏ㅤ18,8%) и Приволжском ФО 17,34% (Поволжский район ‏ㅤ11,5%).

Представленное распределение объясняется следующими особенностями: во-первых, в центральной России проживает основная масса населения и сосредоточено большое количество промышленных предприятий, соответственно в данном регионе повышенный спрос на электроэнергию; во-вторых, в Приволжском регионе также сосредоточено большое количество населения и производства, при этом по территории протекает река Волга, на
которой были построено несколько гидростанций.

Основными потребителями электроэнергии в России являются промышленные предприятия, на их долю в 2015 году приходилось более 50% всего потребления. На втором месте находится население, на их долю приходится чуть менее 15% электроэнергии. Если провести сопоставление со структурой 1990 года, то положение дел практически не изменилось, так 58% потребляли промышленные предприятия, при этом на долю сельского
хозяйства приходилось около 9%, на сегодняшний момент эта цифра заметно снизилась и составляет всего 1,5% [9].


Стоит указать на значительный удельный вес потерь электроэнергии, около 10 %, что вызывает необходимость реформирования данного вида экономической деятельности и повышения эффективности работы электропередающих предприятий.

2.2 Необходимость реформирования электроэнергетики и ее итоги

Необходимость реформирования электроэнергетики вначале определялась общими условиями перехода экономики России к рыночному типу функционирования хозяйства. ЕЭС России создавалась десятилетиями в плановой экономической среде, по другим критериям, не
присущим рыночной экономике. Отход от административно-командной системы управления развитием рассматриваемого вида экономической деятельности требовал изменений в механизме взаимодействия элементов энергетической системы и межотраслевых связях.

Первый этап реформирования электроэнергетики начался в 1990-х годах, и вылился в реализацию «Программы разгосударствления электроэнергетики страны». Стоит отметить, что данная программа не была реализована на 1000%, что объясняется как несовершенством нормативной базы, так и рядом субъективных причин [5].

В качестве основного результата осуществления выделенной программы является приватизация объектов, за исключением атомных станций.

В начале 1990-х годов была совершена еще одна попытка к преобразованию, которая, в конечном итоге, завершилась разработанной и принятой Правительством РФ программой реформирования электроэнергетики. Данная программа включала в себя расширение федерального рынка энергии и мощности за счет последовательного ввода в него электростанций России с дальнейшим созданием на их платформе нескольких генерирующих
компаний. Однако ни одно из постановлений, принятых Правительством Российской Федерации, так и не было реализовано.

Назревшие системные проблемы в электроэнергетике, явились причиной реформ в данной сфере, начало которых положено Указом Президента Российской Федерации от 28.04.97 г. № 426. К сожалению, рассматривая положения дел на конец 2015 года, можно констатировать, что большинство задач, изложенных в данном документе не было реализовано,
по причине не достаточной проработанности самой программы реформ.

В итоге, структура электроэнергетики и система функционирования рынка энергии остались неизменными, даже несмотря на то, что некоторые модификации в системе функционирования и регулирования были все же осуществлены. Помимо этого, субъекты Российской Федерации находили вполне обоснованные доводы, которые, в условиях кризиса финансовой системы, а также неэффективности имущественных и правовых отношений, принимались высшими чиновниками государства вполне лояльно.