Файл: Оперативно-розыскная деятельность: гласно и негласно (Оперативно-розыскные мероприятия).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 103

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Оперативно-розыскная деятельность характеризуется специфическими методами и средствами получения информации, в своем большинстве негласного типа. Взаимодействие оперативно-розыскных мероприятий и ограничений конституционных свобод и прав, сотрудничество граждан, в том числе на конфиденциальной основе, остается предметом для критики, пристального интереса и дискуссий со стороны юристов, правозащитников, философов, рядовых граждан и политиков, данный факт подчеркивает актуальность рассматриваемого вопроса. Это можно объяснить тем, что тайна притягивает и вызывает любопытство, может стать объектом как нравственной, так и правовой оценки, содержит предпосылки злоупотребления и порождает сомнения. Оперативно-розыскная деятельность исторически считается и остается необходимым и эффективным средством для борьбы с преступностью, служит помощников в обеспечении безопасности, как государства, так и человека и общества в целом. Объектами пристального внимания стали методы и средства получения информации при оперативно-розыскных мероприятиях.

Одним из законодательных принципов, на которые опирается оперативно-розыскная деятельность в своем существовании, является принцип, сочетающий в себе негласные и гласные средствами и методы. Взаимодействия негласных и гласных методов способствует проверке достоверности оперативно-розыскной информации, снижение числа ошибок в принятии процессуальных и оперативно-розыскных решений. Также взаимодействие повышает уровень конспирации и зашифровки секретных источников информации, давая гарантию на конституционные права граждан на тайну личного характера.

Объектом исследования является оперативно-розыскная деятельность гласного и негласного характера.

Предметом исследования считается законодательство, которое закрепляет негласные и гласные методы и средства оперативно-розыскной деятельности.

Целью работы является исследовать оперативно-розыскную деятельность негласного и гласного характера.

Для достижения цели необходимо решить ряд задач:

- изучить понятие и содержание оперативно-розыскной деятельности;

- рассмотреть принципы оперативно-розыскной деятельности;

- изучить понятие и виды оперативно-розыскных мероприятий;

- проанализировать гласные и негласные способы получения информации;

- рассмотреть специальные технические средства для получения информации.

В теоретическую основу для написания данной работы внесли свой вклад труды таких исследователей, как Гуев А.Н., Дмитриев Ю.А., Радченко В.И., Исиченко А.П. и другие.


Глава 1 Общая характеристика оперативно-розыскной деятельности

1.1 Понятие и содержание оперативно-розыскной деятельности

Понятие оперативно-розыскная деятельность имеет три вида смысловых значений. В первую очередь, оперативно-розыскная деятельность – это вид государственной юридической деятельности уполномоченных федеральных органов исполнительной власти по обеспечению национальной безопасности и противодействию преступности, во-вторых - это самостоятельная, обособленная наука в юриспруденции (т.е. оперативно-розыскная теория), а в-третьих - учебная дисциплина, преподаваемая в институтах, точнее, курс оперативно-розыскной деятельности. [10]

Термин «ОРД» в литературе для юристов рассматривают в «узком» смысле слова, под которой понимают деятельность по предупреждению, пресечению, расследованию и выявлению преступлений, а также розыск лиц, совершивших какое-либо преступление и без вести пропавших (такую деятельность иначе называют уголовным розыском или уголовно-розыскной деятельностью), и в «широком» смысле слова, которая понимается, как деятельность, осуществляемая с целью обеспечения безопасности государства, общества и человека (иное название - государственный сыск). Сыскная государственная деятельность включает в себя некоторые традиционные виды сыскной деятельности: уголовно-розыскную, контрразведывательную и разведывательную. В своей сущности оперативно-розыскная деятельность имеет разведывательно-поисковый характер, то есть напрямую связана с проникновением в замыслы потенциальных виновных, в их среду с целью получения необходимых сведений о преступлениях, которые уже совершены, которые совершаются и которые подготавливаются к совершению.[3] Здесь же отметим, что существует негосударственная (частная) сыскная деятельность или негосударственный сыск, под которым понимают один из видов законом предусмотренной предпринимательской деятельности (оказание услуги), которая ОРД не является.

Таким образом, необходимо четко знать границы, где заканчивается государственный сыск и начинается частный. Во-первых, частная сыскная деятельность основывается на возмездной договорной основе услуг с целью защиты законных прав и интересов определенных клиентов;[8] ОРД осуществляется на иных основах и преследует иные (публичные) цели. Во-вторых, у частной сыскной деятельности вид деятельности, который осуществляется только при наличии лицензии (разрешения) на частную сыскную деятельность, которую уполномочены выдавать органы МВД России. В-третьих, при осуществлении частного сыска запрещается осуществлять какие-либо оперативно-розыскные действия, отнесенные законом к исключительной компетенции органов, осуществляющих ОРД. В-четвертых, в ходе частной сыскной деятельности допускается устно опрашивать должностные лица и граждан (с их согласия), изучать предметы и документы (после письменного согласия их владельцев), наводить справки о чем-либо или о ком-либо, проводить внешний осмотр строений, помещений и других объектов, наблюдать. Перечисленные мероприятия проводятся в ином порядке и с некоторыми ограничениями, не содержащихся в ФЗ «Об ОРД» (ст.ст. 1, 5 Закона РФ от 11 марта 1992 года № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»). [5] Таким образом, оперативно-розыскная деятельность - это вид государственного сыска наряду с контрразведывательной и разведывательной деятельностью.


Итак, ОРД - вид юридической государственной деятельности, которая осуществляется, как гласно, так и негласно, уполномоченными органами и оперативными подразделениями в пределах их компетенции и полномочий, с целью защиты их здоровья, жизни, собственности, прав и свобод личности, безопасности общества и государства от преступных посягательств.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона РФ от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ (с изм.) (далее - ФЗ «Об ОРД») [5] целями оперативно-розыскной деятельности служат: а) защита собственности от преступных посягательств; б) защита человека от преступных посягательств (его жизни и здоровья, прав и свобод); в) обеспечение безопасности общества и государства (в аспекте защиты от лиц, совершающих преступления).

К задачам ОРД ст. 2 ФЗ об оперативно-розыскной деятельности относятся [5]:

- выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих  или совершивших;

- осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, без вести пропавших,

- добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ;

В других статьях ФЗ об оперативно-розыскной деятельности указаны и другие задачи ОРД:

- установление личности неопознанных трупов (п. 4 ч. 1 ст. 7);

- применения мер безопасности в отношении защищаемых лиц (п. 5 ч. 1 ст. 7);

- сбор данных, которые необходимы для принятия решений: о допуске к сведениям, составляющим государственную тайну; о допуске к работам, которые связаны с эксплуатацией объектов с повышенной опасностью для здоровья и жизни людей, а также для окружающей среды; о допуске к участию в оперативно-розыскной деятельности или к материалам, полученным в результате ее осуществления; [1] об установлении или поддержании с  лицом отношений сотрудничества при подготовке и проведении оперативно-розыскных  мероприятий; об обеспечении безопасности органов,   осуществляющих  оперативно-розыскную деятельность; о выдаче разрешений на частную детективную и охранную деятельность (ч. 2 ст. 7).

В соответствии с целью оперативно-розыскной деятельности основное место занимает группа задач, которая является предупредительного характера: поиск и добыча информации о действиях или событиях, создающих угрозу безопасности РФ, предупреждение совершения преступлений,.


Большое значение имеет определение целей и задач, так как, согласно ст. 5 ФЗ об ОРД, не допускается осуществление ОРД для достижения целей и решения задач, не предусмотренных Законом об ОРД.

Существует мнение ученых, в котором говорится[4], что прописанное в законе определение неполно отражает содержание ОРД. Так, законодатель указал, что ОРД может достигать своих целей только «посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий», следовательно, можно сделать вывод, что ОРД может выражаться только в проведении гласно и негласно оперативно-розыскных мероприятий (далее – ОРМ) [13].

По мнению ряда ученых[5], ОРД может выражаться не только в проведении ОРМ, но также в осуществлении следующих видов деятельности:

- привлечение к конфиденциальному содействию лиц (ч. 2 ст. 15, ст. 17 ФЗ об ОРД);

- создание легендированных юридических лиц (ч. 5 ст. 15 ФЗ об ОРД);

- ведение специфической финансовой  деятельности, заключающейся, например, в закрытых от налогообложения выплатах лицам, оказывающим содействие органам, осуществляющим  оперативно-розыскную деятельность (ст. 18 ФЗ об ОРД);

- создание и использование информационных систем и учетов, документирование ОРД (ст. 10 ФЗ об ОРД);

- проведение мероприятий по защите сведений (ст. 12 ФЗ об ОРД).

- проведение иных действий по борьбе с преступностью: засады, оперативные комбинации, поиск информации в компьютерных сетях, включая Интернет, и средствах массовой информации, ее сбор, анализ, обработка и фиксация, покупка информации и др.

Вся вышеперечисленная деятельность входит в состав ОРД и является ее частями, поэтому ОРД нельзя считать совокупностью  только предусмотренных  законом ОРМ, так как она включает в себя и другие элементы. [11]

Негласность, специфические задачи ОРД обуславливают ее отличительную особенность - разведывательно-поисковый характер, т.е. направленность, к примеру, на секретное получение скрываемой информации (скрываемых преступлений, их субъектов, розыск скрывшихся лиц и т.п.).

Подводя итог вышеизложенному можно предложить следующие определение ОРД, разбитое на 5 частей:

ОРД – это разведывательно-поисковая

1) государственного характера деятельность, которая регламентирована специальным законодательством;

2) деятельность, которая осуществляется в случаях прямо предусмотренных ФЗ об ОРД;

3) оперативными подразделениями государственных органов, специально уполномоченных на то ФЗ об ОРД, в пределах их полномочий;

4) посредством проведения ОРМ, агентурной работы и других мероприятий, предусмотренных ФЗ об ОРД, осуществляемых гласно или негласно;


5) с целью защиты человека, общества и государства от преступлений путем решения специфических задач, свойственных только ОРД и указанных в ФЗ об ОРД. 

1.2 Принципы оперативно-розыскной деятельности

Принцип - это исходное, основное положение в котором изложена какая-либо теория или ключевая особенность в устройстве чего-нибудь [6]. Принципы ОРД – это внутренне характерные ОРД и определяющие ее содержание исходные (важнейшие, руководящие) идеи [7]. Они выражают сущность, основополагающие начала, на которых должна строиться ОРД. Общие законы функционирования и формирования оперативно-розыскной деятельности отражаются в принципах в концентрированном виде, а также правовые и нравственные представления россиян относительно процедур, сущности, задач и целей по осуществлению ОРД.

Если задачи ОРД закрепляют, что необходимо сделать для реализации ее цели, то принципы определяют, каким образом следует осуществлять ОРД. Определение принципов имеет не только теоретико-познавательное, но и прикладное значение. При реализации на практике принципы ОРД приобретают значение императивных требований, а также определенных правил и обязывают оперативных сотрудников и других участников ОРД к соответствующему правомерному поведению или устанавливают некоторые запреты. Руководствуясь именно принципами, правоприменитель должен оценивать поведение субъектов ОРД. Принципы являются первоочередным в преодолении пробелов правового регулирования ОРД.

В Законе об ОРД основные ее принципы нашли прямое (текстуальное) закрепление непосредственно в специальной статье (ст. 3). В соответствие с ней ОРД основывается на общеправовых принципах законности, уважения прав и свобод человека и гражданина, а также специальных принципах конспирации, сочетании гласных и негласных методов и средств.

1. Принцип законности является основным, служащий началом всех направлений государственной деятельности. Этот принцип говорит о том, что все участники ОРД (уполномоченные прокуроры, агенты, судьи, оперативные сотрудники, санкционирующие ОРМ и прочие) при ее осуществлении обязаны соблюдать требования Конституции, УПК, УК, ФЗ об ОРД, других законов и подзаконных нормативных актов.

Законность предполагает существование системы государственных гарантий, которые исключают возможность злоупотреблять чем-либо при осуществлении ОРД. Эти гарантии закрепились в ряде норм федерального закона об ОРД. В частности, в этом законе определены основания проведения ОРД, закрытый перечень субъектов, управомоченных проводить ОРД, перечень ОРМ; указаны также условия и основая проведения конкретных ОРМ. Законность в ОРД гарантируется проведением вневедомственного контроля, включая судебный, осуществлением прокурорского надзора.