Файл: Информационные и мотивационные структуры в особенностях индивидуального поведения и учет их в практике работы с персоналом (Экспериментальное исследование мотивационной структуры).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 54

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таблица №1.

Характеристика условий труда

Экстремальность ситуации в балах от 1 до 10 балов

1.

Работа с пожароопасным сырьем (горючих жидкостей и ядовитых веществ)

5 до 10 балов

2.

Работа с вредными веществами опасными для здоровья (пары бензина) При работах, сопровождающихся контактом с нефтепродуктами, маслами и др. необходимо применять защитные пасты для защиты кожного покрова (ланолин, мази Кочергина, Чумаков).

5 до 10 балов

3

Работа с взрывоопасными нефтепродуктами, хранящиеся на ГСМ

5 до 10 балов

4

Повышенное внимание при взаимодействии с транспортными средствами (быть внимательными к сигналам, подаваемым водителями движущегося транспорта).

5 до10 балов

5

Возможность несчастного случая

5 до10

6

Общение с водителями. Вероятность конфликтных ситуаций, связанных с несоблюдением безопасности

5 до10

7

Внимание к технике ГСМ (осмотр)

5 до10

8

Перед работой заправщик обязан проверить заземление. А также, обязан знать, что при движении бензина по трубопроводам и сливным шлангам возникает статическое электричество, которое может привести к взрыву паров бензина.

до10

9

Соблюдение безопасности с работой с антифризом, этиловым спиртом

До 10 балов

10.

Работа в ночное время

До 10 балов

Основной рабочей нагрузкой является высокая вероятность опасности, связанной с работой с вредными для здоровья продуктами, их взрывоопасность, пожароопасность и ядовитость. Напряжение связано с повышенностью внимания к соблюдению технике безопасности. Большой список запретов и предписаний, который необходимо соблюдать.

Из беседы с заправщиками ГСМ было выявлено наличие степени страха работы на опасном участке. Заправщики считают, что нельзя бояться нужно просто правильно все выполнять. Современные ГСМ рассчитаны на безопасное обслуживание. Обесценивание ситуации опасности приводит к снижению уровня бдительности, тем самым снижается возможное осознание опасности и связанного с ним психоэмоционального напряжения. То есть большинство опрошенных заправщиков ГСМ не чувствуют опасности работы на ГСМ. По результатам опроса мы выделили 10 испытуемых из 50 ти, которые испытывают чувство тревоги и страха работы на ГСМ.


Исходя из того, что эти заправщики испытывают повышенное чувство страха, осознают вероятность опасности, оценивают её высоко, но не собираются увольняться и менять работу. Мы решили провести тестирование на изучение мотивационных структур, стимулирующих их к работе на ГСМ.

С этой целью мы использовали методику Мехрибиана и методику Елисеева Конструктивность мотивации. Склонность к риску.

Описание методики: Одна из наиболее тщательно разработанных теорий мотивации является мотивация достижения, в структуру которой входят: мотив достижения (мотив добиться успеха) и мотив избежания неудачи Д.Макклелланда,Дж.Аткинсона,в которой изложена разработка проективной методики мотива достижения, послужил своеобразной вехой в исследовании мотивации поведения человека. Метод измерения мотивации достижения основывается на 2-х идеях. Во-первых, используется идея З.Фрейда о функции сновидений и механизме проекции. Исходя из этого особенности мотивации определяются на основе анализа продуктов воображения, фантазии. Во-вторых, принимается идея о том, что мотивы могут быть экспериментально активированы и их интенсивность можно контролировать через манипуляцию ситуацией стимуляции. Влияние ситуационных детерминант на интенсивность мотивации было показано в работе ( Me Clelland Д., Atkinson J. et.al,1953), где авторы, кроме того, приводят данные о валидности и другие психометрические характеристики методики измерения мотивации достижения. "Опросник для измерения аффилятивной тенденции и чувственности к отвержению " А.Мехрабиана - измеряет два обобщенных мотива: стремление к принятию и страх отвержения. Выделяются следующие категории контент - анализа: - потребность в достижении успеха - инструментальные действия для успеха - ожидание успеха - похвала

- положительное эмоциональное состояние - тема успеха

Категории для мотива избегания неудачи:

- потребность избегания неудачи - инструментальные действия для избегания неудачи - ожидание неудачи – порицание - негативное эмоциональное состояние – неуспех - тема неуспеха.

Люди, ориентированные на избегание неудач предпочитают браться либо за очень легкие задачи, либо за очень трудные так как выбор легких задач гарантирует ему успех, а выбор очень трудных задач не вызывает у него больших огорчений. Потому что неудача в этой ситуации не дает ему повода для стыда и чувства унижения.

Люди, ориентированные на достижение успеха предпочитают выбирать задачи средней сложности, или немного выше средней сложности их привлекает ситуации достижения. Они уверены в успешном исходе. Им свойственны поиск информации для суждения о своих успехах, готовность принять ответственность, большая настойчивость при стремлении к цели, они получают повышенное удовольствие от интересных задач, сверхсложные или простые задачи не вызывают у них энтузиазма. В ситуациях соревнования они не теряются. Характеризуются стремлением к разумному риску. У них средний или высокий реалистический (адекватный) уровень притязания. Они повышают свой уровень притязания после успеха, и понижают после неудач. Они показывают большое упорство при столкновении с препятствием.


В своём исследование мы ставим целью выявить особенности мотивационной сферы при этом основной задачей является изучение морали и анализ выбора, который делают подчиненные. Что движет ими, когда они осуществляют тот или иной выбор. Мотивировка своего и чужого поведения раскроет исследователям основные проблемы с которыми сталкиваются подчиненные.

В психологических исследованиях имеются сведения об особенностях мотивационной сферы работников различных сфер: образования, торговли, военных, спортсменов, юристов и тд.. Анализ исследований поможет подойти к разработке экспериментальной модели выявления мотивационной сферы.

В эксперименте приняло участие 10 испытуемых данные исследования занесены в таблицу №2. «Показатели выраженности уровня достижения в успехе и конструктивности мотивации».

Таблица №2

испытуемые

Способ взаимод.

стратегии

Темперамент

Характеристика

стиля

Мотивация достижения

Отношения (внутрен)

Достижения (внешнее)

обычно

экстремально

Ж-Э ♂

+

+

I-O

Сангвиния

Холерия

сотрудничесвто

Мотивация достижения

Т-И ♂

+

+

I-O

Сангвиния

Холерия

сотрудничество

Мотивация достижения

М-С ♂

_

+

E-O

Холерия

Флегматия

соперничество

Мотивация достижения

И-А ♂

+

+

I-O

Сангвиния

Холерия

сотрудничество

Мотивация достижения

Я-И ♂

+

+

I-O

Сангвиния

Холерия

сотрудничество

Мотивация достижения

А-А ♂

+

_

I-S

Меланхолия

Сангвиния

избегание

Мотивация избегание неудач

Х-Н ♂

+

+

I-O

Сангвиния

Холерия

сотрудничество

Мотивация достижения

Х-С ♂

+

+

I-O

Сангвиния

Холерия

сотрудничество

Мотивация достижения

М-Р ♂

+

+

I-O

Сангвиния

Холерия

сотрудничество

Мотивация достижения

Б-Х ♂

_

-

E-S

Флегматия

Меланхолия

приспособл

Мотивация избегание неудач


Большинство испытуемых 7 из 10ти, имеют тенденцию к внешнему разрешению сложных ситуаций по типу холерии. В конфликтных сложных ситуациях их организм выбирает интернально объектную стратегию, характеризующеюся холерическим типом реагирования, тогда как испытуемым свойственна сангвиния. Это свидетельствует о наличии психоэмоционального напряжения. Мотивация достижения позволяет удерживать организм в тонусе и балансе.

Один испытуемый в экстремальной ситуаций избирает экстернально объектную стратегию, которая выражается в овладении ситуацией. Преодоление стресса происходит за счет спокойного флегматического баланса. Использование мотивации достижения с соперничеством. Хочет доказать сам себе, что может работать в сложных условиях. Основной мотив получить опыт работы на нефтебазе. Он получает высшее образование на факультете «Нефтегаза».

Двое испытуемых Б.Х. и А.А. имеют мотивацию избегания неудач. Их приспособление, не эффективно. Так как у испытуемого А.А. внешнее благополучие сангвиния дается большими усилиями. Интернально-субеъктная стратегия свидетельствует о преобладании напряжения. Меланхолия усиливается, тогда, как внешне производит впечатление успешности. Основной мотив желание заработка. Была проведена беседа относительно цены затрат психоэнергетического резерва. Возможна вероятность срыва. Из беседы с руководством было принято решение перевода на более спокойный участок.

Испытуемый Б.Х. использует тактику приспособления, с целью сохранения самоуважения. Экстернально – субъектная стратегия. Работает на ГСМ по требованию отца. Внешняя реакция в ситуации трудностей меланхолическая. Испытывает страх и чувство безысходности. Плохо переносит запахи. Истощение. Была проведена беседа с руководителем о смене работы. Было принято решение перевода испытуемого на другой участок работы.

Выводы по главе 2:

  1. Изучение мотивационных структур позволяет выявить наличный психоэмоциональный резерв стратегий преодоления трудностей.
  2. Особо важны эти знания в экстремальных условиях выполнения профессиональных задач под воздействие рабочих нагрузок.
  3. Обладатели интернально объектной стратегии внутреннее состояние сангвиния в сложных ситуациях реагируют холерическим типом. При этом стремится к сотрудничеству, что положительно влияет на решение профессиональных задач. Мотивация достижения позволяет компенсировать воздействие экстремальных условий. Наличие трудностей и рабочих нагрузок в данном индивидуальном варианте темпераментального профиля положительно влияет на формирование и реализацию мужского потенциала. У 7 испытуемых из 10 ти.
  4. В остальных случаях требуется коррекция негативных изменений. Возможно изменение условий труда либо повышение осознанности возникающих трудностей в работе.
  5. При работе на опасных производствах необходимо вести отбор и контроль за психофизиологическими характеристиками работников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Развитие техники, создание автоматизированных систем управления, автоматизация и механизация производственных процессов существенным образом изменили характер труда человека. Основными его задачами становится контроль процессов управления, принятия решений в нестандартных ситуациях, дублирование техники и т.д. Казалось бы, более совершенная техника должна значительно облегчить труд человека. С одной стороны, так оно и есть, но с другой - исследования психологов, физиологов, социологов, эргономистов свидетельствуют в ряде случаев об обратном. Проблема взаимодействия человека с техникой за последнее время значительно усложнилась и стала одной из основных проблем современной науки.

Проведенное исследование в рамках курсового проекта позволяет выявить и изучить влияние психофизических рабочих нагрузок заправщиков ГСМ. Эта работа одна из сложных, связанных с экстремальностью ситуации.

Экстремальные условия деятельности часто предъявляют повышенные требования к заправщику ГСМ. К этому следует добавить, что существует ещё значительное число операторской деятельности, осуществляемых в условиях, включающих возможность активного влияния на них. Учет мотивационных структур в психофизиологических исследованиях позволяет раскрыть особенности организма в адаптации к сложным условиям работы.

Возможность использования комплекса психологических методов и методик основанных на методологии общей, инженерной и дифференциальной психологии и психофизиологии позволяет повысить качество практической реализации деятельности организационного психолога.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Асеев В.П. Мотивация поведения и формирование личности. – М.. Мысль, 1976. – 158с.
  2. Бобнёва М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. – М.. Наука, 1978. – 311с.
  3. Бодалёв А.А. Личность и общение. – М.Педагогика,1983. – 271с.
  4. Бодалёв А.А. Психология о личности. – М., МГУ, 1988. – 188с.
  5. Гримак Л.П., Понамаренко В.А. Психические состояния и надежность деятельности оператора.- В кн.: Эффективность деятельности оператора.М.,1982,с. 145-156.
  6. Денисенко В.А. Об исследованиях срыва операторской деятельности в интересах пректирования системы «человек-машина».- В кн.: Эффективность деятельности оператора.М.,1982,с. 145-156.
  7. Денисов В.Г., Онищенко В.Ф., Скринец А.И. Авиационная инженерная психология. М., 1987.
  8. Дикая Л.Г., Гримак Л.П. Теоретические и экспериментальные проблемы управления психическим состоянием человека// Психические состояния и эффективность деятельности.М., 1982, с. 84 – 96
  9. Забродин Ю.М., Зазыкин В.Г.. Саакян Э.Д. исследование изменений структуры деятельности оператора в состоянии монотонии. С.93 - 109// Психические состояния и эффективность деятельности.М., 1982,
  10. Забродин Ю.М., Зазыкин В.Г.. Основные направления исследований деятельности оператора в особых экстремальных условиях. //Психологические проблемы деятельности в особых условиях. М.наука, 1985г с.5 -15
  11. Инженерная психология / под ред А.Н.Леонтьева, М.,1964.
  12. Леонова А.Б., Медведев В.И. Функциональные состояния человека в трудовой деятельности. М.1981.
  13. Ломов Б.Ф. Человек и техника. М.1966.
  14. Леонтьев А.Н."Деятельность,сознание,личность"гл.5.
  15. Наичаджан А.А. Социально - психологическая адаптированность личности. Ереван,1988. – 262с.
  16. Небылицын В.Д. Надежность работы оператора в сложной системе управления.// Инженерная психология / под ред А.Н.Леонтьева, М.,1964.
  17. Общая психодиагностика" под ред.А.А.Бадалова,Столина В.В.,87г.
  18. Опросник САН. Большая энциклопедия психологических тестов. М.2009 С.36-40
  19. Платонов К.К. Краткий словарь психологических понятий. М., 1981.
  20. Психология./ Под ред. В.Н.Дружинина. – СПб., Питер, 2002. – 656с.
  21. Психологический словарь. /Под ред. В.В.Давыдова, А.В.Запорожца, Б.Ф.Ломова и др. – М.,Педагогика,1983. – 447с.
  22. Психологические проблемы деятельности в особых условиях. М.наука, 1985г
  23. Психические состояния и эффективность деятельности.М., 1982,
  24. Столина В.В..Психологические основы психодинамики
  25. Столин В.В. Мотивация и самосознание. Мотивация личности. М. 1982 г.с.58-67
  26. Справочник по инженерной психологии/ под ред. Б.Ф. Ломова. М.1982.
  27. Щванцар 3. И."Диагностика психологического развития".
  28. Чайнова Л.Д. Функциональный комфорт и его место в проблеме функциональных состояний. //Методы и критерии оценки функционального комфорта.М., 1978
  29. Эффективность деятельности оператора.М.,1982,с. 145-156.