Файл: Выводы маркетингового исследования рынка чая.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 211

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В таблице 3 представлено сопоставление наиболее известных марок чая с их потреблением в 2015 году.

Таким образом, все наиболее известные марки представляют четыре лидера рынка: Unilever, "Май", "Орими Трэйд", СДС-ФУДС. Вместе с тем, лидерами по потреблению и известности являются три марки Ahmad, Lipton и "Принцесса Нури", в отношении остальных марок зависимость объемов потребления от известности марки нарушена.


4.2. Выводы маркетингового исследования рынка чая.

Анализ динамики рынка чая в России показал, что он отличается высокой стабильностью последние 4 года. Прирост за 2012-2015 года составил 12 тыс. тонн или 7,19% в натуральном выражении и 6356 млн. руб. или 15,3% в стоимостном. При этом Темпы ежегодного роста невысокие и составляют 2-3%, как в натуральном, так и в стоимостном выражении. Причина отсутствия физического роста рынка очевидна: он полностью насыщен и полностью сложился. Вместе с тем, для российских условий, когда чай потребляет почти 100% населения, такая тенденция является скорее положительной. Это обусловлено тем, что стабильный объем рынка свидетельствует о явной приверженности продукту, в целом. При этом уровень потребления чая не зависит, по большому счету, от социально-экономических проблем. В том числе это свидетельствует о том, что продукт востребован, его потребитель определен и не собирается увеличивать потребление, но и уменьшать не собирается, что, безусловно, является положительным факторов для участников рынка.

Однако такая ситуация, способствуя качественному развитию рынка чая и улучшения представленной на нем продукции, существенно затрудняет выход на него новых производителей чая или торговых марок. Кроме того, рынок чая близок к крайней степени насыщения, что способствует агрессивной маркетинговой политике производителей чая и обострению конкуренции.

В ходе проведенного исследования, выявлено, что в большинстве предприятий торговли реализуются традиционные сорта чая, относимые к категории черный чай без добавок, включая, черный байховый фасованный крупно листовой, мелкий, гранулированный, пакетированный. Второе место занимает черный чай с ароматическими добавками. Тенденции развития сегментов рынка чая по его видам характеризуются продолжающимся медленным снижением доли черного чая в связи с медленным в масштабах рынка ростом спроса на сорта зеленого чая, фруктовые и экзотические чайные сорта.

Анализ рынка чая показал его высокую консолидацию, при которой 90% объемов продаж чая приходится на 4 компании: Unilever, "Май", "Орими Трэйд" и СДС-ФУДС. При этом следует отметить, что в вопросе выбора производителя чая, российские покупатели предпочитают как отечественного, так и совместного, что, в принципе, можно считать нормальной тенденцией.


Следует отметить, что ни один из лидеров рынка не торгует элитным чаем, обеспечивая свои продажи за счет дешевого чая и среднего ценового уровня. Установлено также, что 4 лидера рынка основной объем продаж обеспечивают именно реализацией своей продукции из категории традиционного черного чая без добавок. Основным фактором качественного развития рынка чая в России остается растущий спрос потребителей на пакетированный чай и возвращение интереса к премиальным продуктам. Пакетированный чай занимает мажоритарную долю в структуре продаж чая, на него приходится более половины всех продаж.

Доля продаж листового чая постепенно сокращается за счет роста доли пакетированного чая, а также доли специального чая, включая и связанный чай в различных исполнениях. Основой тенденций является рост продаж премиального чая в специальном и связанном исполнении. Напротив, доля элитных сортов чая в традиционном исполнении становится меньше. Кроме того, качественная структура рынка чая по технологическому исполнению меняется вследствие более частой реализации дорогих и премиальных сортов чая в пакетированном исполнении. При этом последний факт обусловлен и тем, что залогом успеха для такого чая является удобная и оригинальная упаковка чая в пакетированном варианте.

Каналы продаж чая развиваются в соответствии с тенденциями общего развития рынка, в результате, более трети продаж чая приходится на крупные магазины, примерно по четверти продаж – на минимаркеты и продуктовые магазины. Доля же неорганизованной торговли чаем в киосках, павильонах и рынках падает. Следует отметить, что специализированные магазины чая, занимая определенное место на рынке, торгуют в основном дорогими сортами чая и относятся к каналам продаж в минимаркетах.

Две трети продаж чая приходится на крупные и средние города. При этом в региональной структуре на долю центрального региона приходится почти треть всех продаж.

Наиболее известные марки чая в порядке убывания представлены на рисунке 4.

Лидерами по потреблению являются три марки Ahmad, Lipton и "Принцесса Нури", которые также выступают самыми известными марками чая. При этом в ходе исследования было установлено, что все наиболее известные марки представляют четыре лидера рынка: Unilever, "Май", "Орими Трэйд", СДС-ФУДС.

Заключение.

Большое внимание уделяется изучению групп экономико-математических методов, приемов, используемых при проведении маркетинговых исследований. Также объясняется затрудненность применения математического моделирования, т.к. маркетинг имеет дело с человеческим поведением, а не с техническими явлениями, он ориентирован на конкретных потребителей, а потребители все разные.


В последней главе представлено краткое описание и ознакомление двух известных зарубежных компаний, опыт которых могли бы позаимствовать и наши отечественные фирмы. Гибкость, готовность идти навстречу заказчику, применение и поиск новейших технологий, постоянная забота о персонале - все это далеко не полные характеристики этих фирм. Они нашли свое место не только внутри своей страны, но и выбились на мировой рынок, и, конечно, существует немало проблем и в организации планирования и в совместных работах, но хочется надеяться, что принципы мировой практики управления фирмой окончательно приживутся и у нас.

Маркетинговые исследования являются основным инструментом получения достоверной и объективной информации о состоянии рынка, позволяя избежать негативных явлений, губительных для компании в том случае, если она не обладает информацией о положении на рынке. Своевременно проведённое исследование поможет определить основные характеристики рынка, возможные и приоритетные направления его развития в ближайшей перспективе, а также выявить существующие структурные особенности или спрогнозировать развитие отдельных сегментов рынка. На основе результатов, полученных в ходе исследования, формируется отчет о результатах исследования, производится интерпретация полученных данных. В современных российских условиях маркетинговые исследования уже давно стали обыденностью для руководства предприятий.

Маркетинговая информация может быть первичной или вторичной, а источники маркетинговой информации делятся на собственные, заказные и независимые.

Методика проведения маркетинговых исследований предполагает выявление потребности, определение цели исследования и источников информации, непосредственный сбор и анализ данных, формирование выводов. В соответствии с этим маркетинговые исследования служат основным инструментом оценки развития рынка.

Приведенный пример маркетингового исследования рынка чая в России показывает, что данный рынок является высоко консолидированным, насыщенным, отличается стабильностью последние годы и демонстрирует рост спроса на пакетированный чай и интереса к премиальным сортам чая.

Библиографическая литература.

1. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования. - М.: Финпресс, 1998.

2. Диксон Питер Р. Управление маркетингом: Пер. с англ. / Под общ. Ред. Ю.В. Шленова. - М.: ЗАО «Издательство БИНОМ», 1998.


3. Марктинг: Учебник для вузов/ Под. Ред. проф. Г.А. Васильева. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

4. Марктинг: Учебник / Под ред. А. Романова. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995.

5. Мешков А.А., Мусатов Б.В. Маркетинг: Учебное пособие. - М.: «Дашков и Ко», 2002.

6. Тюрин Д.В. Маркетинговые исследования. - М.: Юрайт, 2013. - 352 с.

Приложение.

Таблица 1. Динамика объема рынка чая в России.

Наименование

2012

2013

2014

2015

Изменение

АБС, +\-

%

В натуральном выражении, тыс.тонн.

167

170

175

179

12

7.19%

В стоимостном выражении, млн.руб.

41408

44149

45640

47764

6356

15,30%

Рисунок 1. Структура рынка по видам чая представлена.

Рисунок 2. Структура рынка по консолидации представлена.

Рисунок 3. Структура рынка чая по технологическому исполнению представлена.


Таблица 2. Структура рынка чая России по каналам продаж, размеру городов и регионам, %.

Наименование

2013

2014

2015

Каналы продаж

Гипер\Супермаркеты

37,6

37,5

38,7

Минимаркеты

24

23,4

26,8

Продуктовые магазины

23,9

24,2

22,4

Киоски, Павильоны

14,5

14,9

12,1

По размеру городов

Более 1 млн. жителей

30,4

30,7

30,5

250-1000 тыс. жителей

29,8

30,1

30,2

50-250 тыс. жителей

24,1

24,2

24

10-50 тыс. жителей

15,7

15

15,3

По регионам России

Центральный регион

29,6

30,7

31,2

Северо-Западный регион

11,8

12,1

12,3

Урал

10,5

10,1

9,6

Поволжье

20,2

19,8

18,7

Сибирь

11,3

12,6

12,2

Дальний Восток

4,9

4,2

3,5

Южный регион

10,9

11,1

12,4