Файл: Определение, основные задачи, функции бухгалтерского учета (Совершенствование организации учета в ООО «Орион»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 119

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Основной задачей любых пользователей является получение достоверной информации о состоянии и результатах деятельности предприятия. Ввиду того что постановка и ведение финансового учета относятся к компетенции самого предприятия, нужны общие правила ведения финансовой отчетности, понятные пользователям, которые обеспечат их информационные потребности и гарантируют объективность представляемой в отчетности информации.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что ведение бухгалтерского учета в организации строго регламентируется законодательством и подчиняется определенным правилам. Отступление от существующего и законодательно закрепленного свода правил может привести к допущению серьезных ошибок в бухгалтерской и налоговой отчетности предприятий, к ошибкам в определении финансового результата деятельности предприятия или привести к злоупотреблениям со стороны материально ответственных лиц и т.п. Вследствие чего тема исследования актуальна и практически значима.

Цель работы заключается в том, чтобы рассмотреть основы нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ на современном этапе.

В соответствии с заявленной целью в работе поставлены и буду решены следующие задачи:

- определить теоретические основы нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета в России;

- исследовать существующие четыре уровня нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета в России на современном этапе;

- исследовать основы международных стандартов бухгалтерского учета и рассмотреть возможность их применения при организации бухгалтерского учета в России.

Источником исследования для данной работы являются нормативные документы по регулированию бухгалтерского учета в России, учебные и справочные пособия различных авторов.

Структурно работа состоит из введения, трех разделов, заключения и списка использованных источников.

1. Теоретические аспекты организации бухгалтерского учета в организации


1.1 Основные нормативные документы, определяющие методологические основы, порядок организации и ведения бухгалтерского учета в организациях Российской Федерации

Бухгалтерский учет определяется как информационная система сбора, обработки и предоставления информации о деятельности конкретного предприятия с целью проведения анализа результатов деятельности и принятия оперативного решения различными группами пользователей.

Поскольку информация о деятельности предприятия часто неоднородна и выражается в денежных или натуральных показателях, она может быть систематизирована различным образом. Кроме того, различные пользователи полученной информации предъявляют к ней различные требования о способах формирования и предоставления данных, о степени детализации и др. [7, 11-12]

О важности регулирования бухгалтерского учета свидетельствует схема, представленная на рис. 1.

┌────────────────────────────────────────────┐

│ Внешние пользователи финансовой отчетности │

└─────────────────────┬──────────────────────┘

┌───────────────────────┴────────────────────────┐

│ Требования к количеству и качеству информации, │

│ содержащейся в финансовой отчетности │

└───────────────────────┬────────────────────────┘

┌─────────────────────────────────┴──────────────────────────────────┐

│ Разработка национальных стандартов учета, регламентирующих порядок │

│ подготовки и представления финансовой отчетности │

└────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

Рис. 1. Причины регулирования бухгалтерского учета

В зависимости от цели и характера получения различной информации бухгалтерский учет можно разделить на две части (рис. 2):

1) финансовый учет;

2) управленческий учет.

┌───────────────────────┐

│ Бухгалтерский учет │

└──────────┬────────────┘

┌──────────────────┴──────────────────┐

▼ ▼

┌───────────┴────────────┐ ┌────────────────┴─────────┐

│ Финансовый учет │ │ Управленческий учет │

└────────────────────────┘ └──────────────────────────┘


Рис. 2. Виды бухгалтерского учета

Ведение бухгалтерского учета осуществляется в соответствии с нормативными документами, которые имеют разный статус и уровень.

В зависимости от назначения и статуса нормативные документы целесообразно представить в виде следующей четырехуровневой системы:

1-й уровень: законодательные акты, указы Президента и постановления Правительства РФ, регламентирующие прямо или косвенно организацию и ведение бухгалтерского учета в организации;

2-й уровень: стандарты (положения) по бухгалтерскому учету и отчетности;

3-й уровень: методические рекомендации (указания), инструкции, комментарии, письма Минфина России и других ведомств;

4-й уровень: рабочие документы по бухгалтерскому учету самого предприятия [10, 21-24].

Основным актом 1-го уровня является Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете". Закон определил правового регулирования бухгалтерского учета в России, раскрыл содержание, основы организации и принципы бухгалтерского учета в России. Закон посвящен раскрытию основных направлений бухгалтерской деятельности и основам составления отчетности, составу хозяйствующих субъектов, которые обязаны вести бухгалтерский учет и представлять финансовую отчетность в России. К этому же уровню системы относятся и Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Федеральные законы, Постановления Правительства и др.

На втором уровне системы нормативных документов единственным регулирующим органом является Минфин России. Ко второму уровню нормативного регулирования бухгалтерского учета в России относятся учетные стандарты, которые призваны конкретизировать Закон о бухгалтерском учете и отчетности. Положение (стандарт) по бухгалтерскому учету (ПБУ) является нормативным документом, который относится к документу второго уровня системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в России. Положение обобщает принципы и базовые правила по ведению бухгалтерского учета, содержит основные понятия, которые относятся к отдельному участку учета, определяет бухгалтерские приемы и требования к раскрытию информации в бухгалтерской отчетности [10, 21-24].

ПБУ утверждаются Министерством финансов Российской Федерации, которое является федеральным органом исполнительной власти, разрабатывает государственную политику и осуществляет нормативно-правовое регулирование в сфере бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в России.


Международные стандарты финансового учета и отчетности действительно имеют международное значение, объединяя опыт многих стран. Несмотря на рекомендательный характер, они используются компаниями различных стран для составления финансовой отчетности. Некоторые страны применяют международные стандарты в качестве основы для разработки национальных стандартов.

Методические рекомендации и инструкции (3-й уровень) разрабатываются Минфином России и различными ведомствами и конкретизируют учетные стандарты в соответствии с отраслевыми и иными особенностями ведения учета [10, 21-24].

Рабочие документы самого предприятия (4-й уровень) должны определять особенности организации и ведения учета применительно к условиям его деятельности.

К основным рабочим документам предприятий и организаций относятся:

- учетная политика предприятия;

- формы первичных учетных документов, утвержденные руководителем предприятия;

- график документооборота, утвержденный руководителем предприятия;

- рабочий план счетов бухгалтерского учета, который утвержден руководителем предприятия;

- специализированные формы внутренней отчетности предприятия, которые также утверждены руководителем.

Необходимо отметить, что многие предприятия только разрабатывают учетную политику и утверждают ее приказом. Остальные рабочие документы или отсутствуют (например, немногие предприятия разрабатывают и утверждают график документооборот и специализированные формы внутренней отчетности предприятия), или разрабатываются, но не утверждаются руководителем (например, специализированные формы первичных учетных документов, рабочий план счетов).

Такие предприятия нарушают порядок ведения бухгалтерского учета, которые установлен Законом "О бухгалтерском учете" и другими нормативными документами.

Особое место в нормативном регулировании бухгалтерского учета занимают Закон о бухгалтерском учете, Положение о бухгалтерском учете и отчетности, План счетов бухгалтерского учета и Положение "Учетная политика организации" (2008 г.). Они предоставляют организациям право выбора варианта организации учета и оценки соответствующих объектов (например, оценка готовой продукции, товаров и другого имущества, учет затрат на производство продукции и ее реализации и др.) в соответствии с установленной организацией учетной политикой [10, 21-24].

Ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях возложена на их руководителей. Организации получили право привлекать для ведения бухгалтерского учета и составления отчетности сторонние организации и лиц и не иметь бухгалтерию.


Организациям малого бизнеса разрешено совмещать функции бухгалтера и кассира, а также применять упрощенную форму бухгалтерского учета.

С 2011 года изменилась бухгалтерская отчетность предприятий. В связи с этим состав, содержание, сроки и адреса представления отчетности более соответствуют международной практике. Эти изменения направлены на отражение реальных процессов, происходящих в нашей стране, и на приближение отечественного учета к зарубежному. Они дают основание сделать вывод о том, что период 1991-2010 гг. можно считать первым этапом перехода отечественной системы учета и отчетности к системе, отвечающей требованиям рыночной экономики и международным учетным стандартам [9, 19-20].

1.2. Основные правила (принципы) бухгалтерского учета в РФ

Глубокое изучение и правильное понимание принципов бухгалтерского учета имеют важное значение для уяснения его сущности, принятия рациональных решений по наиболее сложным бухгалтерским проблемам, формирования у работника учета профессионального суждения.

Как указывалось выше, Законом РФ "О бухгалтерском учете", Положением о бухгалтерском учете и отчетности, Положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации", Планом счетов бухгалтерского учета и некоторыми другими нормативными документами установлены основные правила ведения бухгалтерского учета в организациях.

Рассмотрим эти правила более подробно.

1. Правило обязательности использования двойной записи хозяйственных операций на счетах рабочего плана счетов предприятия, который составлен на основе Плана счетов и Инструкции к нему, утвержденных Минфином России.

2. Правило учета стоимости объектов в рублях и на русском языке. Первичные учетные документы, которые составлены на иных языках, в обязательном порядке должны иметь построчный перевод на русский язык.

3. Правило осуществления в раздельного учета текущих затрат на производство продукции, выполнения работ и оказания услуг и затрат, которые связаны с капитальными и финансовыми вложениями предприятия.

4. Правило обязательности документирования каждой хозяйственной операции предприятия. Первичные документы должны составляться в момент совершения хозяйственных операций или сразу же по ее окончании. Первичные документы, согласно требований законодательства, должны содержать обязательные реквизиты и должны быть составлены по типовой форме или по тем формам, которые разработаны на предприятии и утверждены руководителем предприятия. Руководителем предприятия также должны быть утверждены правила документооборота на предприятии и технология обработки учетной информации на нем [9, 21-26].