Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (Эмпирическое исследование невербальных проявлений эмоциональных состояний).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 117

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Общение – очень важный процесс в жизни каждого человека, благодаря ему развивается психика, мы продвигаемся, социализируемся и вообще живём. Рассмотрим один из его видов, а именно невербальное проявление эмоциональных состояний человека. Ведь оно составляет от 60 до 95% информации, которую мы неосознанно предъявляем окружающим.

В настоящее время проблема невербальных проявлений эмоциональных состояний человека является актуальной. Именно, невербальные проявления в общении выполняют важную роль в компенсации коммуникативных трудностей в условиях ограниченности языковых средств у старших дошкольников.

Использование невербальных проявлений эмоциональных состояний необходимо для успешной коммуникации и социализации личности.

В современной науке показаны разные аспекты изучения данной проблемы: значение невербальных средств общения в формировании базовых предпосылок речи у дошкольников (Г.В. Кольшанский, И.Н. Горелов), роль невербальных средств общения в онтогенезе речи (Н.И. Жинкин, В.А. Ковшиков, А.А. Леонтьев и др.); в психологии раскрыто значение невербального поведения для успешной коммуникации и социализации личности (А.А. Бодалёв, В.А. Лабунская).

Однако, несмотря на достаточную разработанность проблемы, вопрос о специфике невербальных проявлений эмоциональных состояний у старших дошкольников изучен в несравненно меньшей степени.

Цель – исследование невербальных проявлений эмоциональных состояний человека.

Объект исследования - средства невербальных проявлений в общении.

Предмет исследования: особенности невербальных проявлений эмоциональных состояний у детей дошкольного возраста.

Задачи исследования:

- определить понятия невербальных проявлений, невербального общения

- описать виды невербальных проявлений

- представить характеристику средств невербальных проявлений эмоциональных состояний у детей дошкольного возраста

- организовать и провести эмпирическое исследование невербальных проявлений эмоциональных состояний.

- проанализировать результаты исследования.

Гипотеза исследования. Предполагается, что на качество невербальных проявлений эмоциональных состояний влияет речевое развитие дошкольников.

Методы исследования. В работе использовался комплекс теоретических, психодиагностических и интерпретационных методов современной психологической науки, в том числе методы теоретического анализа и синтеза, тестирования, интерпретации результатов исследований.


Структура исследования отражает логику исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

1. Теоретический анализ проблемы невербальных проявлений эмоциональных состояний

1.1 Определение понятий невербальных проявлений, невербального общения

Если говорить простым языком, то невербальное проявление - это коммуникация без помощи слов. И не только между людьми, а также и при взаимодействии с животными. Невербальное проявление эмоций помогает понять собеседника более глубоко и выразить более сложные чувства, к которым невозможно подобрать слов либо если человек не осознает, что с ним происходит, то тело даёт ему и окружающим подсказку о его состоянии. Можно подумать, зачем  нам знать больше, ведь вербально это как просто. Но словами можно обмануть, а некоторые движения и процессы в организме в зависимости от проживания какого-либо чувства невозможно подделать.

Невербальное общение – это важная и неотъемлемая часть процесса коммуникации. Мимика, жесты, движения, интонация и тон голоса, взгляд – все эти факторы влияют на эффективность процесса обмена информацией между адресантом и адресатом. Учёные пришли к выводу о том, что, с помощью языка тела люди передают очень важную, а главное, правдивую, информацию в процессе коммуникации. Несловесные формы коммуникации попали в поле зрения исследователей сравнительно недавно. Результатом их детального изучения стало появление новой науки – невербальной психологии [22].

Под функциями невербального общения подразумеваются разнообразнейшие жесты и позы тела, лицевая мимика, голосовой тембр. Все эти средства добавляют передаваемой информации образности, эмоциональности. Часть исследователей утверждает, будто с использованием речевого канала общения передается не более 7% информации, 38% поступает через интонацию, тон голоса и 55% приходится именно на невербальные, первичные неречевые компоненты коммуникаций. Это свидетельствует о том, что пусть слова и первичны, но важно то, как они были сказаны, какой невербальный подтекст в них был заложен [18].


Индивид становится гораздо более понятным для окружающего его социума, когда есть возможность наблюдать его жесты, слышать интонации. Проводимые исследования свидетельствуют о параллельной эволюции общения на уровне биологического развития вида и в разрезе формируемой культуры.

Нормы приближения человека к человеку – дистанции. Выделяют четыре зоны:

- интимная (до 50 см) – общение близких людей;

- персональная (от 50 до 120 см) – общение со знакомыми людьми;

- социальная (от 120 до 350 см) – общение с чужими людьми и при официальном общении;

- публичная (свыше 350 см) – при общении с большой группой людей – выступления перед разными аудиториями.11

У разных народов пространственные зоны различны.

Также выбор дистанции зависит от взаимоотношений между людьми и от особенностей людей. Нарушение оптимальной дистанции общения воспринимается негативно [8].

Таким образом, изучение средств невербальной коммуникации позволит сделать повседневное общение более эффективным. Умение читать между строк очень важно в процессе построения стратегии поведения, поскольку различные проявления несловесного обмена информацией могут стать ключом ко многим тайнам и секретам. Считается, что ни один человек не в состоянии полностью управлять движениями мимики и жестами во время разговора. Даже слабые сигналы, инстинктивно подаваемые собеседником, помогут сделать его оппоненту правильные выводы.

Поведение: наблюдая за изменениями в поведении человека в зависимости от ситуации можно извлечь много полезной информации.

Экспрессия – выразительные средства: жесты, мимика.

Тактильное взаимодействие: прикосновения, рукопожатие, объятия, похлопывания по спине.

Взгляд: длительность, направление, изменение размеров зрачка.

Передвижения в пространстве: походка, поза во время сидения, стояния и др.

Индивидуальные реакции на различные события: быстрота движений, их характер (резкие или плавные), завершённость и др.

Современные учёные всё-таки смогли разработать специальные методики, которые позволяют ввести в заблуждения даже знатоков языка жестов. Досконально изучив некоторые невербальные приёмы, можно использовать определённые элементы, чтобы убедить собеседника в искренности ваших намерений. Но это довольно сложно, поскольку невербальное сопровождение речи активизируется во время диалога нашим подсознанием [29].

Итак, показано, что невербальные проявления - это коммуникационное взаимодействие между индивидами без использования слов, то есть без речевых и языковых средств, представленных в прямой или какой-либо знаковой форме. Инструментом такого «общения» становится тело человека, обладающее широким диапазоном средств и способов передачи информации или обмена ею.


1.2 Виды невербальных проявлений

Голос. По факту, это не только средство общения, но и очень сложный инструмент человека, с помощью которого он может кричать, смеяться, плакать и с изменением интонации или тона даёт понять окружающим о его позиции и состоянии. К примеру, по обычному слову: «Привет», можно определить, рады встрече с вами, поздоровались формально, совсем недоброжелательно к вам относятся, и прочее.

Характеристики голоса:

Скорость речи: быстрый темп указывает на импульсивность уверенность, медленный — уравновешенность и сдержанность. А вот если присутствуют колебания, речь то убыстряется, то замедляется, это сигнализирует о неуверенности и невозможности себя контролировать в силу переживаний и лёгкой возбудимости [17].

Громкость: громкий голос принадлежит человеку с активной жизненной позицией и большим количеством жизненной энергии. Тихий голос означает скромность, сдержанность в проявлениях, а вот скачки свидетельствуют о волнении и переживаниях в момент разговора.

Артикуляция: Чёткое произношение обозначает желание быть понятным, а непонятное – неуверенность в себе и своей точке зрения.

Высота: фальцет принадлежит человеку с высоким уровнем интеллекта, голос из груди – искреннему и эмоциональному, слишком высокий, писклявый – означает испуг, заниженный тембр – уверенность в себе, расслабленность и умение влиять на других, вызывать уважение и восхищение.

Мимика – это выражение лица, которое отображает различные чувства, которые проживает человек. Только выражаются они немного по-разному на каждой из сторон лица, в силу того, что левое полушарие мозга отвечает за интеллектуальную сферу, а правое – за эмоциональную.

Характеристики взгляда:

Широко открытые глаза означают живость и готовность воспринимать информацию извне, а вот через чур открытые указывают на усиление привязанности к миру.

Прищуренный либо напряжённо суженый – концентрированность, хитрость, наблюдение за кем-либо и знаки усиленного внимания.

Прямой означает интерес и готовность общаться.

Если на вас смотрят лишь уголками глаз, то знайте, что вам не доверяют и скептически относятся к тому, что говорите [25].


Сверху вниз – чрезмерная уверенность в себе, вплоть до высокомерия.

Уклонение от вашего взгляда – скромность, либо проживание чувства.

Характеристики улыбки:

Оттянутые вниз уголки рта говорят о пессимистичности человека.

И наоборот, поднятые вверх символизируют жизнерадостную и оптимистичную личность.

Пухлый и мягкий рот – признаки чувствительности и повышенной жизненной энергии.

Острые тонкие губы – указывают на интеллектуальность и силу воли.

Давайте теперь рассмотрим, как проявляются чувства человека, чтобы лучше понимать поведение собеседника и проживаемые ним мысли и ощущения, ведь не всегда то, что он говорит, является правдой.

Проявление чувств:

Гнев, злость – широко открываются глаза, зубы сжимаются, а взгляд становится прищуренным.

Удивление – опять-таки, широко открываются глаза, только в случае удивления ещё и поднимаются брови, а рот приоткрывается.

Страх – испуганный человек сводит брови, у него слегка растягиваются губы, уголки которых опускаются вниз.

Счастье, радость — приподнятые уголки губ, а взгляд спокойный и открытый [19].

Печаль – взгляд будто потухший, совсем без интереса к окружающим, брови сведены, а уголки губ опущены вниз.

Восхищение – долгий зрительный контакт, со спокойным взглядом.

Возмущение – длительный контакт глазами, без пауз, пристальный и слегка тревожный.

Интерес к другому – внимательный взгляд с паузами, примерно каждые 10 секунд.

Неприязнь проявляется, когда собеседник смотрит в сторону, не желая встречаться глазами.

Жесты и позы. Если быть внимательным к поведению другого человека, наблюдать за тем, какое положение рук, тела, какие жесты он использует при взаимодействии – можно распознавать истинные намерения и замечать, врёт или действительно говорит искренне.

Характеристика:

Скрещение рук на груди означает состояние ожидания чего-то либо используется как защитная реакция. Если спрятаны за спиной – сейчас не собирается действовать, что-то предпринимать, открытые ладони являются знаком того, что человек искренен в данный момент, а вот если прячет их в карман – символизирует желание скрыть что-то, ощущение неуверенности и статичность.

Если заметили, что собеседник сжимает руку в кулак, не пугайтесь, это не всегда является символом агрессии, а лишь желанием овладеть ощущением внутренней тревоги и сконцентрироваться. А вот если кончик указательного и большого пальца соприкасаются, при этом мизинец оттопырен – символ очень сильной концентрации на каких-либо деталях [37].