Файл: Задачи нотариата (Современные проблемы и тенденции развития нотариата).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 98

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Некоторые авторы предлагают рассматривать нотариат в контексте «таких явлений и ценностей, как естественные, неотчуждаемые права человека, граж-данское общество, правовое государство (ограничение власти государства правом), эффективная защита прав и наличие в обществе и государстве сильных независимых от произвола государства правозащитных институтов»[21].

По мнению О.В. Романовской, закрепление правозащитных функций нотариата, помноженное на предоставление права осуществления нотариальных действий от имени государства, предполагает наличие особого статуса у нотариусов. На это, в частности, обращено внимание в Постановлении Конституционного Суда РФ от 19 мая 1998 г. «По делу о проверке конституционности отдельных положений ст. 2, 12, 17, 24 и 34 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате», где сказано: «Осуществление нотариальных функций от имени государства предопределяет публично-правовой статус нотариусов и обусловливает необходимость организации государством эффективного контроля за их деятельностью, включая деятельность нотариусов, занимающихся частной практикой и в качестве таковых принадлежащих к лицам свободной профессии».

В ст. 1 Основы о нотариате также подчеркивают, что нотариальная деятельность не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли. В ст. 6 дополнительно указывается, что нотариус не вправе заниматься самостоятельной предпринимательской и никакой иной деятельностью, кроме нотариальной, научной и преподавательской.

В последнее время все чаще авторы пишут о том, что именно правозащитные начала следует считать преобладающими в нотариальной деятельности. Например. Б.В. Шагиев полагает, что «адвокатура и нотариат занимают важное место в гражданском обществе. Иногда их ошибочно относят к правоохранительным органам. Однако более правильно их относить к правозащитным организациям, основной функцией которых является защита законных прав и свобод граждан и юридических лиц»[22].

Соглашаясь с данной позицией, отметим, что нотариат как правозащитный институт выступает не от своего имени, а от лица государства и осуществляет деятельность, направленную на обеспечение реализации гражданами и организациями своих конституционных прав и законных интересов.


2.2 Перспективы модернизации задач нотариата

Очевидна актуальность решения давно назревшей задачи реформирования правового регулирования ‒ задачи создания нового «кодекса» для нотариата. На протяжении последних нескольких лет пути развития нотариата в России бурно обсуждаются, проводятся конференции и форумы, не утихают дискуссии в прессе и на телевидении.

Проблема реформирования российского нотариата оказалась весьма непростой, а трудности ее разрешения в немалой степени связаны с противоречивыми интересами отдельных участников дискуссии. Желанию одних ввести в закон максимальное количество нотариальных действий в целях обеспечения стабильности гражданского оборота противостоит нежелание других оплачивать такие действия и подчас их стремление использовать свободу письменной формы сделки для злоупотреблений. Стремление профильного ведомства лично контролировать чуть ли не каждого нотариуса страны и решать вопрос о «допуске» в эту профессию наталкивается на сложившуюся внутреннюю самоорганизацию нотариата, готового за счет коллективного страхования ответственности нотариуса самостоятельно контролировать сообщество[23].

В 2013 году в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации внесен законопроект Федерального закона № 398234-6 «О нотариате и нотариальной деятельности». В настоящее время он рассмотрен Советом Государственной Думы и передан в комитеты для подготовки к рассмотрению Государственной Думой.

Напомним, что в начале 1990-х годов российский законодатель отказался от масштабного применения нотариата в сфере гражданского оборота, и, как стало теперь очевидно, оборот от этого в значительной степени проиграл. Достаточно сказать, что в российском праве не предусмотрены обязательное нотариальное удостоверение сделок с недвижимым имуществом, участие нотариуса в проведении собраний корпораций или торгов, свидетельствование равнозначности электронного документа и документа на бумажном носителе, а также другие нотариальные действия, распространенные и хорошо зарекомендовавшие себя в странах латинского нотариата[24].

Нотариат – это правовой институт, традиционно включаемый в объем добровольной юрисдикции, он существуют в России в течение весьма длительного периода времени[25].

В 1993 г. в России была проведена реформа нотариата, в результате которой российский нотариат был реорганизован по образцу нотариата латинского типа и стал небюджетным, «свободным». В настоящее время нотариусы хоть и наделены государственными полномочиями, но не входят в систему органов государственной власти и не являются государственными служащими. К сожалению, как и в советское время, реформа нотариата 1993 г. была проведена изолированно от иных частей добровольной юрисдикции (особого производства, системы органов ЗАГС, системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество), и сегодня нотариат вновь нуждается в реформировании[26].


Основы законодательства Российской Федерации о нотариате были приняты еще в 1993 г., т.е. до принятия в России основополагающих кодексов и иных федеральных законов[27]. В результате сегодня, во-первых, имеют место противоречия между положениями указанных Основ и нормами семейного права, наследственного права, нормами о сделках, о юридических лицах и др., а во-вторых, текст Основ законодательства о нотариате не позволяет нотариату решать те задачи, которые ставят перед ним современная экономика и современное общество.

Совершенно очевидно, что Основы законодательства о нотариате, которым исполнилось уже 20 лет и которые давно «не ладят» с остальным российским законодательством, в том числе и по причине использования устаревшей терминологии («право собственности на долю в имуществе», «договоры отчуждения имущества» и др.), не могут служить прочным фундаментом для дальнейшего развития нотариата.

Хотелось бы надеяться, что основой для создания современного регулирования нотариальной деятельности послужит уже названный проект Федерального закона № 398234-6.

Законопроект призван полностью заменить собой Основы законодательства РФ о нотариате и разработан в русле традиций латинского нотариата с учетом положительного опыта эффективных нотариальных систем стран континентальной Европы. Концепция законопроекта соответствует изменениям, вносимым в гражданское законодательство в соответствии с Указом Президента РФ от 18 июля 2008 г. № 1108 «О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации» (имеется в виду проект Федерального закона № 47538-6, находящийся на рассмотрении Государственной Думы ФС РФ и принимаемый блоками). Законопроект № 398234-6 регулирует отношения, связанные с организацией нотариата в Российской Федерации и осуществлением нотариальной деятельности, ‒ определяет принципы нотариальной деятельности, статус нотариуса (его содержание, возникновение, приостановление и прекращение), регулирует организацию нотариата, в том числе порядок формирования нотариальных округов и должностей нотариусов, порядок деятельности нотариальных палат, определяет основания и порядок ответственности за вред, причиненный при осуществлении нотариальной деятельности, закрепляет основные положения о страховании ответственности нотариуса и содержит правила о совершении нотариальных действий (как общие, так и относящиеся к отдельным нотариальным действиям). Последнее, как представляется, наиболее важно, ведь обновленному, современному гражданскому обороту в России не хватает именно адекватных нотариальных действий[28].


Текст законопроекта содержит нормы, которые отражают основные принципы нотариальной деятельности, признанные во всем мире, законность нотариальной деятельности, объективность, беспристрастность, добросовестность и независимость нотариуса, доступность нотариальных действий и сохранение нотариальной тайны. Все эти принципы последовательно раскрываются в тексте проекта применительно к организации нотариального сообщества, к порядку формирования нотариального тарифа, к основаниям ответственности нотариуса и т.д.

Одна из проблем нотариата, которая заставляет многих пока весьма сдержанно относиться к идее расширения сферы нотариальных действий, заключается в недостаточности нотариальных контор и «закрытости» нотариального сообщества в России.

В целях обеспечения доступности нотариальных действий гражданам и организациям в законопроекте № 398234-6 предлагается ввести новый принцип формирования нотариальных округов обеспечение возможности совершения нотариального действия в течение дня, в котором возникла необходимость совершения такого действия (за исключением нотариальных действий, совершаемых в иные сроки), при условии обеспечения доходности деятельности всех нотариусов в нотариальном округе[29].

Кроме того, в законопроекте предлагается создать особый электронный ресурс ‒ единую информационную систему нотариата, в которую будут включены сведения почти обо всех совершенных нотариальных действиях и данные об открытии и завершении наследственных дел. Согласно проекту сведения, содержащиеся в единой информационной системе нотариата, предоставляются бесплатно нотариусам, лицам, их замещающим, а также нотариальным палатам субъектов РФ при осуществлении ими контроля за деятельностью нотариусов. В свою очередь, сведения о регистрации уведомлений о залоге движимого имущества будут предоставляться по запросам любых лиц.

В результате создания единой информационной системы нотариата появится возможность проверки действия доверенностей, проверки наличия завещаний, открытых наследственных дел, заключенных брачных договоров и соглашений супругов о разделе имущества.

Очевидно, что невозможно шагнуть в новый гражданский оборот, не захватив с собой нотариат. Но сделать это на базе старого закона нельзя, а значит, российской правовой системе необходимо полномасштабное реформирование всей системы.


Заключение

современной России должен выступать в роли полноценного многофункционального института гражданского общества, призванного обеспечивать охрану и защиту прав, свобод и законных интересов граждан Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований.

С 1995 г. Российская Федерация входит в систему Международного союза латинского нотариата и придерживается ее принципов и норм. Для латинского типа характерно то, что нотариус выступает в качестве независимого представителя государства, наделенного от имени государства полномочиями совершать нотариальные действия и несет личную ответственность за совершение нотариальных действий, а контроль за его деятельностью осуществляется государством в лице органов юстиции и нотариальными палатами.

На сегодня в России нотариальные действия совершают нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе или занимающиеся частной практикой. С каждым годом численность государственных нотариусов сокращается, что показывает необходимость создания единой организационной правовой формы нотариата – частной.

В целях обеспечения доступности нотариальных действий гражданам и организациям в законопроекте № 398234-6 предлагается ввести новый принцип формирования нотариальных округов обеспечение возможности совершения нотариального действия в течение дня, в котором возникла необходимость совершения такого действия (за исключением нотариальных действий, совершаемых в иные сроки), при условии обеспечения доходности деятельности всех нотариусов в нотариальном округе.

Кроме того, в законопроекте предлагается создать особый электронный ресурс ‒ единую информационную систему нотариата, в которую будут включены сведения почти обо всех совершенных нотариальных действиях и данные об открытии и завершении наследственных дел. Согласно проекту сведения, содержащиеся в единой информационной системе нотариата, предоставляются бесплатно нотариусам, лицам, их замещающим, а также нотариальным палатам субъектов РФ при осуществлении ими контроля за деятельностью нотариусов. В свою очередь, сведения о регистрации уведомлений о залоге движимого имущества будут предоставляться по запросам любых лиц.

В результате создания единой информационной системы нотариата появится возможность проверки действия доверенностей, проверки наличия завещаний, открытых наследственных дел, заключенных брачных договоров и соглашений супругов о разделе имущества.