Файл: Право собственности на землю в России и реформа (Земля как объект права собственности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 76

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Раздел 1. Понятие права собственности на землю

1.1 Право собственности на землю в России и реформа.

1.2 Субъекты и виды права собственности на землю.

1.3 Земля как объект права собственности.

1.4 Содержание права собственности на землю

1.5 Защита права собственности на землю

Раздел 2. Право государственной и муниципальной собственности на землю.

2.1 Разграничение, общая характеристика.

2.2 Федеральные земли.

2.3 Земли субъектов Российской Федерации.

2.4 Право муниципальной собственности на землю.

Раздел 3. Право частной собственности на землю.

3.1 Субьект права частной собственности на землю.

3.2 Объект права частной собственности на землю.

3.3 Виды права частной собственности на землю.

3.4 Основания возникновения права частной собственности на землю.

3.5 Возникновение права частной собственности из сделок.

3.7 Залог земельного участка.

3.8 Права и обязанности собственника земельного участка.

Раздел 4. Возникновение права частной собственности на землю из сделки.

4.1 Купля - продажа земельных участков.

4.2 Основные требования к заключению договора купли-продажи,

закрепленные земельным и гражданским законодательством.

4.3 Обмен земельного участка.

4.4 Дарение земельного участка.

Радел 5. Возникновение права частной собственности на землю из актовгосударственных органов и органов местного самоуправления и из иных оснований.

5.1 Возникновение права частной собственности на землю из актов государственных органов и органов самоуправления.

5.2 Возникновение права частной собственности на землю из иных оснований.

земельного права как таковой. Данные признаки выявляют важное

государственное, экономическое и экологическое значение земли. Поскольку

каждый земельный участок неотделим от всего земельного пространства, то на

него распространяется определенная часть общественных и государственных

интересов, которые существуют в отношении земли как таковой. Это не может не

влиять на регулирование земельных отношений всеми правовыми отраслями.

Здесь хотелось бы подчеркнуть именно экологические значения земли. Земля как

часть природы и основа развития всего живого на планете объективно не может

иметь число потребительское значения, как это можно сказать о здании или

автомобиле. Поэтому в правовое регулирование земельных отношений включены

нормы, ограничивающие действия собственника в целях охраны природы и земли

как объекта природы. Эти нормы опираются на положения Конституции РФ, которая

утвердила, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду,

достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного

его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42). Этой норме

соответствует положение Конституции о том, что каждый обязан охранять природу

и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58).

В этом смысле специфика земли как объекта выразилась в определенном перечне

ограничений в использовании земельного участка, в регулировании вопросов

приобретения и прекращения права собственности.

1.4 Содержание права собственности на землю

В соответствии с ГК РФ собственнику принадлежит право владения, пользования и

распоряжения своим имуществом. Таким образом, владение, пользование и

распоряжение - это неотъемлемые составляющие (или правомочия) одного права -

права собственности.

Основной смысл каждого из этих правомочий является общим для всех видов

имущества, а значит, и для имущества земельного. Земельное законодательство

ввело нормы, определяющие специфику реализации этих правомочий в земельных

отношениях. Поэтому вслед за определением правомочия далее разговор пойдет о

том, как они могут быть реализованы именно собственниками земли.

Правомочие владения дает возможность обладать землей на основании закона:


т.е. числить ее и на балансе, определять земельный участок как часть своего

хозяйства, просто “иметь” его в наличии.

Кроме того, собственник на основании этого права может требовать возврата

земли из любого незаконного владения. Например, это может быть арендодатель,

которому арендатор не возвращает земельный участок после истечения срока

аренды.

С правомочием владения тесно связано другое правомочие - пользование.

Пользование дает возможность извлекать из земли ее полезные свойства.

И в отличие от иных видов имущества, возможные варианты, использования

которых определяют сами собственники, пользование земельным участком, точнее

сказать, виды пользования перечислены земельным законодательством.

Существует и еще одно условие при использовании земельного участка, находящегося в собственности. Дело в том, что собственник может использовать землю так, как посчитает нужным, но в рамках целевого назначения земельного участка. Самовольно собственник земли изменить целевое назначение использования не имеет права. Например, на основании Указа Президента РФ “О

регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России” есть

возможность изменить целевое назначение сельскохозяйственных угодий при продаже земельного участка. Но это может быть только по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации - республики, области, края.

Правомочие распоряжения проявляется в том, что собственник по-своему

усмотрению может продать, подарить, обменять, завещать, сдать в аренду,

заложить земельный участок, т.е. на основании и в порядке, предусмотренном

законом, определить его судьбу. После известного, закрепленного прежней

редакцией Конституции десятилетнего запрета продавать земельные участки,

находящиеся в собственности граждан, и принятие новой редакции Конституции,

Указом Президента РФ “О регулировании земельных отношений и

развитии аграрной реформы в России” собственники земли получили право

продавать, передавать по наследству, дарить, сдавать в залог, аренду,

обменивать, а также передавать земельный участок в качестве взноса в уставные

фонды акционерных обществ, товариществ, кооперативов, в том числе

и с иностранными инвестициями. Кроме того, собственники земельных участков

могут образовать совместную или общую долевую собственность путем

добровольного объединения принадлежащих им земельных участков, земельных


паев. Кроме этих законодательных актов распоряжение земельной собственностью

регулируется теперь и частями первой и второй ГК РФ. С принятием нового

Земельного кодекса вступит в действие и гл. 17 части первой ГК РФ, которая

будет регулировать основные вопросы земельных отношений, в том числе и

распоряжение земельными участками.

1.5 Защита права собственности на землю

Права собственности на землю гарантировано Конституцией РФ и защищается

способами, установленными законодательством. Защиту нарушенного права

собственности на землю осуществляет установленный процессуальным

законодательством суд или арбитражный суд. Защита права собственности

третейским судом земельным законодательством прямо не предусмотрена.

Законом (ст. 12 ГК РФ) устанавливаются следующие способы защиты права

собственности: признание права; восстановление положения, существовавшего до

нарушения права и пересечения действий, нарушающих права или создающих угрозу

его нарушения; признание оспоренной сделки недействительной и применение

последствий ее недействительности; применение недействительности ничтожной

сделки; признание недействительным акта государственного органа или органа

местного самоуправления; самозащита прав (самозащита допускается

только при необходимости пресечь нарушения права, она должна быть соразмерна

нарушению); присуждение к исполнению обязанности в натуре; возмещение убытков; компенсация морального вреда; прекращение или изменение правоотношения; неприменение судов акта государственного органа или органа

местного самоуправления, противоречащего закону.

Раздел 2. Право государственной и муниципальной собственности на землю.

2.1 Разграничение, общая характеристика.

Проблемы возникли в России, когда она стала самостоятельной и суеверной (1990

г.) и тем более в 1992 г., когда четко были обозначены субъекты Российской


Федерации имеется 89 субъектов. За субъектами Российской Федерации было

признано право государственной собственности на землю на их территории.

Кроме того, в РФ имеется 29 малочисленных народов, многие

из которых тоже стали заявлять о своем праве на землю. Проживающие компактно

малочисленные народы объединялись в местные административные (муниципальные)

образования, а проживающие некомпактно входят в указанные образования с

соблюдением их национальных особенностей и в том числе прав на землю.

Таким образом, в России возникло право государственной федеральной

собственности на землю субъектов Российской Федерации, а также право

муниципальной собственности на землю.

Впервые право муниципальной собственности на землю было четко сформулировано

в Законе “О местном самоуправлении”[РГ. 1991 г. от 1 августа]. В ст. 2 Закона

названы местные (т.е. муниципальные) образования: города, районы, поселки,

сельские населенные пункты. В ст. 36 - 78 подробно изложена компетенция

местных Советов и администрации по распоряжению и управлению муниципальными

землями. Статьи 36 - 78 действовали до принятия субъектами РФ своих уставов.

28 августа 1995 г. был принят Закон РФ “Об общих принципах организации

местного самоуправления в Российской Федерации”[РГ. 1995 г. от 6 сентября].

На основе Конституции РФ, конституций, уставов и законов субъектов РФ муниципальные органы принимают свои уставы и другие акты, в том

числе в области земельных отношений.

Собственность на землю краев и областей была предусмотрена Законом РСФСР “О

краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной

администрации” от 5 марта 1992 г.[РГ. 1992 г. от 20 марта].(Закон отменен в

1995 г.) В ст. 3 - 4 Закона были определены их компетенция, принятие уставов

в других актов; в ст. 11 закреплена собственность области, края на землю; в

ст. 44, 51 - компетенция их представительных органов и их администраций в

регулировании, в том числе земельных отношений. Наконец, в ст. 9 Конституции

РФ была окончательно закреплена муниципальная собственность на землю.

И таким образом, в соответствии с законодательством Российской Федерации

сложились: государственная собственность Российской Федерации и ее субъектов

на землю и муниципальная собственность на землю.

Государственная собственность Российской Федерации и ее субъектов и

муниципальная собственность на имущество (кроме земли) были разграничены


впервые постановлением Верховного Совета РСФСР “О разграничении

государственной собственности в Российской Федерации на федеральную

собственность республик в совете Российской Федерации, краев, областей,

автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и

муниципальную собственность” от 29 декабря 1991 г.[ВВС. 1992 г. № 3]. В

постановлении к нему даны три приложения:

в первом говорится об объектах, которые находятся в собственности Российской

Федерации (составляющие основные национальные богатства страны, необходимые

для решения общегосударственных задач, обеспечения жизнедеятельности

народного хозяйства в целом, оборонные и космические объекты, железнодорожные

и другие виды общероссийского транспорта, крупнейшие предприятия и др.);

во втором сказано об объектах имущества, которые могут передаваться в

собственность субъектов Российской Федерации (объекты, доминирующие в них, в

зависимости от стоимости основных фондов и численности работников, объекты

транспорта, связи, энергетики, здравоохранения, культуры и т.д.);

в третьем речь идет об объектах муниципальной собственности (производственные

и непроизводственные объекты местного значения, общественного питания,

культуры, здравоохранения и др.).

Передача объектов из собственности РФ в собственность ее

субъектов осуществляется по ходатайству последних и по решению Правительства

Российской Федерации; передача объектов из собственности Российской Федерации

или ее субъектов в муниципальную собственность - по их ходатайству и по

решению Правительства Российской Федерации и администраций субъектов

Российской Федерации. Решений о таких передачах объектов в муниципальную

собственность очень много.

Процесс передачи объектов непрерывный, он идет и будет идти постоянно, по

мере необходимости. Таких актов Правительства Российской Федерации и

администраций субъектов Российской Федерации также принято и постоянно

принимается много.

2.2 Федеральные земли.

При разграничении земель необходимо иметь в виду, что все федеральные земли

расположены на территории (в границах) субъектов Федерации. Все земельные

участки на территории субъектов Российской Федерации, занимаемые федеральными

объектами (зданиями, сооружениями, предприятиями, объектами и др.), относятся