Добавлен: 25.06.2023
Просмотров: 94
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДИФЕРСИФИКАЦИИ
1.1.Понятие и история диферсификации
1.3. Виды и стратегии диверсификации.
1.4 Диверсификация инвестиционного портфеля и рисков.
2.1. Анализ стратегии диферсификации логистических услуг
2.2. Анализ динамики и географической структуры внешней торговли Республики Беларусь
3.ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДИФЕРСИФИКАЦИИ
-величина партии груза;
-удовлетворение существующим уровнем тарифов на основные и до-полнительные услуги, необходимость скидок или возможность надбавок;
-необходимость получения дополнительных услуг (таможенных, информационных, экспедирования, сопровождения, охраны и т.д.).
Формирование конкурентоспособного портфеля услуг происходит исходя из выявленных целевых сегментов, их потребностей. Портфель услуг может включать разные наборы ниже перечисленных услуг[ 5] :
-оказание транспортных услуг;
-предоставление подвижного состава в аренду;
-оформление документации;
-оказание
консультационных услуг;
-информирование клиента о состоянии выполнения заказа;
-планирование и реализация схем смешанных и интер и мультимодальных перевозок;
-прямая транспортировка;
-проектирование информационных систем;
-экспедирование;
-управление подвижным
составом;
-оказание услуг комплексной транспортной логистики;
-проектирование и планирование цепей поставок;
-управление бизнес
-процессами;
-определение набора оптимальных транспортных решений;
-привлечение к сотрудничеству надежных и
квалифицированных грузовых операторов
-комплексные услуги по управлению транспортом
-логистическими процессами в рамках единого информационно
-технологического пространства;
-оптимизация бизнес-процессов.
При этом транспортной компании важно сформировать ключевые
компетенции :
- трудно имитируемые конкурентами параметры внутренней среды,
базирующиеся на эффективном взаимодействии
элементов человеческого и организационного потенциала.
К внутренним компетенциям транспортной компании можно отнести:
- уникальные транспортные технологии:
- способность создавать конкурентоспособную транспортную услугу;
- эффективное использование факторов производства, потенциала,
знаний, использование малозатратных технологий;
- использование современных логистических информационных
технологий, новых программных продуктов, адаптированных для задач
транспортной компании;
- обеспеченность информационными ресурсами, наличие
структурированных баз данных, инструментов и технологий для корпоративной информационной системы;
- наличие высококвалифицированного
кадрового состава, которого достаточно сложно найти на рынке труда и
на подготовку которого требуется значительное время;
- приверженность персонала к общекорпоративным ценностям и
мотивацию работников на достижение поставленных целей;
К внешним компетенциям относятся:
- наличие устойчивых связей с поставщиками, потребителями,
партнерами;
- способность обеспечивать финансирование корпоративных
проектов в требуемом объеме, в кратчайшие сроки и по приемлемой
цене (наличие устойчивых связей с финансовыми институтами и инвесторами);
- возможность отстаивания своих интересов на предмет
установления недискриминационных условий хозяйствования
(наличие связей с органами государственного управления).
Разработка комплекса продвижения пакетов услуг невозможна без
правильного позиционирования на рынке.
Позиционирование - комплекс маркетинговых элементов, с
помощью которых потребителям доказывают, что данная продукция создана специально для них, наиболее для них подходит, чтобы они идентифицировали предлагаемую услугу со своим идеалом и при этом отличали ее от услуг конкурентов .
Позиционирование продукта включает подборку
маркетинговых методов для занятия этим продуктом определённого
места в сознании потребителя, т.е. того, как покупатели воспринимают
положение данного продукта по отношению к подобным продуктам
конкурентов. Для успешного позиционирования необходимо знание
позиционирования основных конкурентов, выбор собственной, убедительно аргументированной позиции, четкое представление остепени уязвимости позиционирования и средства для ее отстаивания, убежденность в наличии у услуги достаточной уникальности для их осознания покупателями, согласованность выбранного позиционирования с другими факторами маркетинга – ценой, сбытом, коммуникацией.
Применение разнообразных методов позиционирования(на базе определенных преимуществ услуги; на основе эмоциональных ценностей; на основе соотношения «цена/качество» на основе удовлетворения специфических потребностей или особых способах использования; через определенную категорию потребителей; путем сравнений с конкурирующей маркой; основанное на выгоде или возможности решения проблемы; основанное на разрыве с определенной категорией товаров и т.д.)дает широкую возможность выделения точек позиционирования, построения карт восприятия (perceptual map), структурированных с помощью кругов Эйлера.
Комплекс продвижения пакетов услуг охватывает как традиционные (реклама; связи с общественностью; стимулирование продаж; персональные продажи), так и инновационные маркетинговые технологии[8]:
- интегрированные маркетинговые коммуникации , сочетающие все технологии below the line (BTL), above the line (ATL), прямого маркетинга (direct marketing), а также технологии по выстраиванию межличностных отношений с необходимыми персонами;
- event-маркетинг;
- интернет-маркетинг;
- e-mail маркетинг(" Opt-in" и" opt-out" стратегии)
- Ambient Media;
- управление лояльностью потребителей;
- e-commerce.
Продвижение рассматривается как любая форма маркетинговых
коммуникаций с целью информирования, убеждения, напоминания о
товарах, услугах, общественной деятельности, создания положительного имиджа компании, способствующая увеличению объема продаж.
Таким образом, выполнение необходимых работ по разработке
стратегии дифференциации логистических услуг позволит транспортной компании выйти на рынок с комплектом пакетов услуг, четко ориентированным на нужды потребителей, дистанцированным от услуг конкурирующих компаний, доведенным до потенциальных покупателей посредством современных систем маркетинговых коммуникаций.
2.2. Анализ динамики и географической структуры внешней торговли Республики Беларусь
Беларусь относится к числу малых индустриальных стран с ограниченными природными ресурсами и незначительной емкостью внутреннего рынка. В связи с этим активная внешнеэкономическая деятельность приобретает в республике приоритетное значение и во многом определяет общий характер развития хозяйственного комплекса. Важным условием экономического роста становится расширение экспортного потенциала, с которым связаны валютные поступления, необходимые для структурной перестройки экономики, модернизации производства, закупок топливно–сырьевых ресурсов. Экспорт является одним из основных приоритетов развития белорусской экономики[9]. В структуре экономики экспорт традиционно составляет более половины валового внутреннего продукта, в силу чего является одним из основных источников обеспечения устойчивого экономического роста в стране. Внешняя торговля Республики Беларусь подверглась определенной структурной трансформации в посткризисный период развития мировой торговли. Сегодня взят курс на увеличение доли наукоемкой и высокотехнологичной продукции в структуре экспорта, диверсификации поставок на новые рынки .
Расширение внешнеэкономических связей Республики Беларусь является одной из узловых проблем стабилизации и развития национальной экономики на современном этапе. В Республике Беларусь внешнеторговая политика строится на основе сочетания принципов свободной торговли и протекционизма, что позволяет реализовать стратегию формирования экспортоориентированного и импортозамещающего производства и соответствует стране, которая решает проблемы открытости своей экономики.
В период с 2010 года по 2014 год Республика Беларусь провела экспортно–импортные операции со 197 странами мира. Товары поставлялись на рынки 159 государств, импортировались из 182.
На долю 5 стран приходилось в среднем 73,1%, белорусского экспорта, а на 20 стран – 91,3%, что свидетельствует о высокой степени зависимости экспорта Беларуси не просто от конъюнктуры мирового рынка, но и от состояния экономики стран – основных партнеров республики. К примеру, около 85% экспорта сельскохозяйственной продукции, оборудования и транспортных средств, товаров легкой промышленности Республики Беларусь сконцентрировано на России. Эта зависимость усугубляется тем, что основой белорусской внешней торговли с зарубежными странами традиционно являются нефтепродукты, производимые из российской нефти.
В последние годы в Республике Беларусь наблюдался динамичный рост объемов внешней торговли. С 2010 года по 2014 год товарооборот республики увеличился на 61%, экспорт – на 75%, импорт – на 50,5 %. Годовые темпы роста внешней торговли в среднем составляли 99,7%. Наиболее высокие темпы роста товарооборота были в 2011 году (143%) к уровню 2010 года, самые низкие в 2009 году (69,3%) к уровню 2008 года.
3.ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДИФЕРСИФИКАЦИИ
3.1. Перспективы диверсификации торговли Беларуси
Беларусь диверсифицирует поставки нефти. В поисках новых партнеров по обеспечению энергосырьем республика обращалась к Азербайджану, Казахстану, Туркмении и даже к Венесуэле. Существенного влияния на изменение географии внешней торговли эти попытки пока не оказали, так как цены на сырье оказываются существенно выше российского предложения.
Основной проблемой в оптимизации структуры и эффектов внешней торговли Беларуси независимо от вектора торгового потока на протяжении всех последних 25 лет остается несбалансированная товарная структура (машины и оборудование 18,4% - экспорт и 22,8% - импорт, продукция химической промышленности, каучук 20,2% и 15%, минеральные продукты 21,6% и 27,5%, черные и цветные металлы 6,9% и 9,1%, продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье 17,5% и 14, 6%, прочие товары 15,4% и 1% соответственно по итогам 2016 г.[3]).
Диверсификация географии торговых поставок сможет обеспечить рост эффективности белорусской экономики (особенно в условиях большей степени либерализации внутреннего национального рынка в случае вхождения в ВТО) только при решении проблемы наращивания конкурентоспособности экспорта, т.е. изменения качества и уровня наукоемкости продукции.
Заключение
Таким образом, мы выяснили, что диверсификация позволяет:
снизить хозяйственные риски, «удержаться на плаву» в случае ухудшения экономических показателей по видам деятельности, поскольку возможные неудачи в одной сфере компенсируются успехом в других;
гибко перераспределять ресурсы из сфер с низкими перспективами туда, где последние высоки. Для этого важно уметь вовремя ликвидировать акции предприятий, находящихся на пике, и умело вложить их в растущие перспективные фирмы;
выгодно инвестировать свободные средства в другие отрасли, если в своей возможность роста и прибыли исчерпана;
расширить существующие рынки и обрести новые, добиться за счет этого экономии на масштабах деятельности;
повысить эффективность использования накопленного потенциала, обеспечить полную загрузку производственных мощностей, создать новые рабочие места;
приспособиться к конъюнктуре рынка, активнее противодействовать соперникам (в том числе и путем скупки их предприятий), ослабить зависимость от партнеров;
расширить за счет приобретения новых ресурсов и технологий возможности оптимизации ассортимента продукции, финансовых потоков и пр.
В то же время диверсификация порождает проблему внутренней координации подразделений, усиливает неопределенность будущего, приводит к уменьшению роли прежнего профильного производства.
В целом диверсификация позволяет фирме решить социально-экономические задачи трех уровней приоритетности.
- Обеспечение выживаемости за счет получения гарантированного уровня прибыли.
- Достижение экономической стабильности и финансовой устойчивости.
- Завоевание доминирующего положения на рынке и решение социальных проблем.
Список использованной литературы
- Александров С.С. Стратегия диверсификации производства как основное направление стратегического развития предприятия - М., Р-н/Д., 2004. - 759 с.
- Баумунг Э. В. Этапы развития диверсификации производства [Журнал] / Э.В. Баумунг // Молодой ученый. - 2012. - №3. - С. 144-150.
- Бахрамов, Ю.М. Организация внешнеэкономической деятельности. Особенности менеджмента : учеб. пособие / Ю. М. Бахрамов, В. В. Глухов. – Санкт–Петербург : Лань, 2011. – 448 с.
- Беларусь в режиме трансформации: социально-политические и экономические факторы. Сборник научных трудов. – М. Институт стран СНГ, 2017, с.37-55.
- Бондаренко В.А. Вопросы диверсификации логистических услуг на транспорте: акцент на удовлетворение потребителя/ В.А. Бондаренко, А.В. Гузенко, Н.В. Гузенко // Концепт. - 2014. - NoS17.- С.6-10.
- Бровкова, Е.Г. Внешнеэкономическая деятельность / Е.Г. Бровкова. – М:, 2012 – 254 с.
- Булавко, В. Г. Формирование транспортно–логистической системы Республики Беларусь / В. Г. Булавко, П. Г. Никитенко. – Мн.: Беларусь. навука, 2009. – 356 с.
- Внешнеэкономическая деятельность Республики Беларусь / Е.Л, Давыденко, В.С. Матюшевский. –Мн., 2008. – 120 с.
- Внешняя торговля Республики Беларусь: стат. сб. / Нац. стат. комитет Республики Беларусь. – Минск, 2014. – 386 с.
- Гольдштейн Г.Я. Стратегический менеджмент. Т.: Скиф, 2000г. - 451с.
- Забелин П.В., Моисеева Н.К., Основы стратегического управления: уч. пособие - М: Информационно внедренческий центр «Маркетинг», 2001 - 195 с.
- Калинка, А. А. Экономика предприятия : учеб. пособие / А.А. Калинка. - Мн.: Ураджай, 2001. - 256 с.
- Кинг У., Клиланд Д. Стратегическое планирование и хозяйственная политика. Пер с англ. под общ. ред. КЭН Г.Б. Кочеткова. М: 2003. - 395 с.
- Международная логистика: учеб. пособие/ Т.Г. Зорина, М.А. Слонимская. – Минск: БГЭУ, 2013. – 244 с.
- Мясникова О.В. Распределительная логистика: учеб. пособие / О.В. Мясникова. – Минск: Вышэйшая школа, 2016 . – 382 с.: ил.
- Немченко Г. Диверсификация производства: цели и направления деятельности / Г. Немченко, С. Донецкая, К. Дьяконов //Проблемы теории и практики управления. - 1998. - №1.- С. 110-113.
- Оценка потенциала диверсификации производства на промышленных предприятиях. Экономический вестник Минска. [Электронный ресурс]
- Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности: Учебное пособие/ М.Г. Пронина. – Мн.: БГЭУ, – 2013. – 96 с.
- Рудый, К.В. Финансы внешнеэкономической деятельности / К.В. Рудый. – Мн.: Высшая школа, 201 – 229 с.
- Щербаков, В.В. Перспективы развития стратегических торговых партнерств в условиях глобализации / В.В. Щербаков, В.А. Нос // Проблемы современной экономики. – 2014. – № 1. – С. 102–108.
- Экономика Республики Беларусь в системе мирохозяйственных связей : учеб. пособие / Г.А. Шмарловская. – Мн.: БГЭУ, 2014. – 253 с.
- Якутин, Ю.В.Особенности маркетинговых услуг в сфере транспортной логистики / Ю. В.Якутин, О. Н. Курбатов // ТДР. -2006.-No12-IV - С.15-21.