Файл: Перспективы диверсификации торговли Беларуси.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 88

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Несвязанная диверсификация. Данный вид диверсификации охватывает такие направления деятельности, которые не имеют прямой непосредственной связи с основной деятельностью предприятия. Диверсификация оправдана, если возможности для роста предприятия в рамках производственной цепочки ограничены, позиции конкурентов очень сильны, а рынок базовой продукции находится в стадии спада. При несвязанной диверсификации могут отсутствовать общие рынки, ресурсы, технологии, а эффект достигается за счет обмена или разделения активов/сфер деятельности.

Различают центрированную и конгломеративную диверсификацию[4]:

стратегия центрированной диверсификации базируется на поиске и использовании дополнительных возможностей производства новых продуктов в существующем бизнесе. Существующее производство остается в центре бизнеса, а новое возникает исходя из тех возможностей, которые заключены в освоенном рынке, используемой технологии и основаны на сильных сторонах функционирования предприятия;

стратегия конгломеративной диверсификации состоит в расширении предприятия за счет производства технологически не связанных с уже производимыми новыми продуктами, которые реализуются на новых рынках. Целью данной диверсификации является обновление своего портфеля продукции.

Выбор стратегии диверсификации осуществляется с учетом внутренних возможностей предприятия и потребностей рынка.

Выделяют следующие варианты стратегий диверсификации, как связанных, так и не связанных с основными направлениями деятельности фирмы. Прежде всего это стратегия вхождения в новые отрасли, формами которой могут быть:

Стратегия поглощения

Поглощение существующей фирмы (наиболее популярный путь), т. е. приобретение ее без ее согласия (этим отличается от слияния). Оно может быть горизонтальным, вертикальным и конгломератным. Поглощение обеспечивает быстроту проникновения, помогает сразу получить связи с поставщиком, необходимую техническую поддержку, информационную базу, известную торговую марку, более прочные конкурентные позиции, сократить затраты на вхождение в отрасль. Результатом является быстрое достижение оптимального объема производства, устранение конкуренции, увеличение влияния фирмы на рынке.

Диверсификация «с нуля»

Создание фирмы «на пустом месте» под управлением головной компании («диверсификация с нуля»). Для этого приходится осуществлять крупные инвестиции, преодолевать входные барьеры, искать поставщиков, формировать каналы сбыта и пр. Такой путь целесообразен, если он требует меньше затрат, чем покупка действующей фирмы, для его осуществления есть время и опыт, так что возможно в спокойной обстановке достичь значительного расширения производства и сбыта продукции, а конкуренты, особенно крупные, к нему безразличны.


Создание совместных предприятий

Создание совместных предприятий. Такой вариант позволяет облегчить проникновение на зарубежные рынки, объединить усилия нескольких субъектов, разделить между ними риск; получить доступ к местным ресурсам, опыту, контактам. Все это обеспечивает достижение более значительных конкурентных преимуществ.

Проникновение в родственные отрасли

Другое направление реализации стратегии диверсификации — проникновение в родственные отрасли. Оно позволяет сохранить достигнутый уровень деловой активности, передавать опыт, патенты, технологии из одной компании в другую, организовать совместное производство и сбыт в единой системе, что снижает инвестиционные риски и издержки (экономия на масштабах достигается, например, за счет централизации руководства, объединения сбыта и пр.) Наиболее распространенными путями проникновения в родственные отрасли являются:

• покупка сильных, хорошо зарекомендовавших себя фирм;

• совместное использование близких технологий, каналов сбыта, возможностей и рекламы;

• передача опыта, ноу-хау, фирменного наименования;

• приобретение фирм в обеспечивающих отраслях для поддержки основного производства.

Проникновение в неродственные отрасли

Третье основное направление осуществления стратегии диверсификации — проникновение в неродственные отрасли (непрофильная, конгломератная диверсификация). При его реализации исходят из того, что любая компания, которая может быть приобретена на выгодных финансовых условиях и имеет хорошие перспективы, является привлекательным объектом для инвестирования. Обычно к таким фирмам относятся:

• компании, чья стоимость занижена (есть возможность продать их впоследствии по более высокой цене);

• компании, испытывающие финансовые затруднения (могут быть после реструктуризации превращены в прибыльные или более выгодно проданы);

• перспективные компании, не имеющие в настоящий момент средств для инвестирования.

Типы диверсифицированных компаний:

1. Компания с доминирующей направленностью, чьи ресурсы сконцентрированы в базовой отрасли, однако имеется небольшое количество предприятий других сфер деятельности.

2. Узко диверсифицированная компания, имеющая от двух до пяти связанных между собой направлений функционирования.

3. Широко диверсифицированная компания, включающая большое число родственных предприятий.

4. Многоотраслевая компания, диверсифицированная по нескольким несвязанным направлениям, объединяющим родственные предприятия. Основными функциями органов управления такой фирмы являются: управление корпоративным портфелем, слияниями, приобретениями, распределение ресурсов; формирование стратегий на уровне бизнес-единиц и их согласование с корпоративной стратегией; обеспечение координации между различными видами бизнеса с целью достижения синергетического эффекта; осуществление контроля над деятельностью бизнес-единиц.


Вид стратегии диверсификации зависит от специфики предприятия и его целей. Как отмечают ученые, если предприятие ставит перед собой такие цели, как завоевание и удержание определённой доли рынка, занятие позиций технологического лидера, создание определенного образа в глазах общественности, лидерства в расходах, то чаще применяется стратегия синергетической диверсификации.

1.4 Диверсификация инвестиционного портфеля и рисков.

Большинство инвесторов знакомы с двумя основными классами ценных бумаг – акциями и облигациями. Однако, помимо этих двух типов, каждый из нас может делать вложения и в более широкий спектр классов имущества, например, в недвижимость, сырье, золото и даже в определенные альтернативные стратегии, такие как валюты и т. д. В результате каждый инвестор может ориентировать свой инвестиционный портфель на безопасные (облигации) и рискованные финансовые инструменты (акции, сырье, золото). В разговоре о диверсификации с начинающими инвесторами можно ответить, что большинство понимает этот вопрос ошибочно. Например, распространено мнение, что если средства вкладываются в разные акции компаний одной страны, то это уже диверсификация. Или что если инвестировать в облигации двух соседних стран, то это тоже будет диверсификацией. Тем не менее чаще всего это не так. Ну и самый неверный пример – это вложение в инвестиционные фонды двух управляющих компаний или банков, пропагандирующих одно и то же направление инвестиций. Да, такое разделение можно назвать диверсификацией между управляющими, однако это не обсуждаемый нами процесс в его истинном понимании. Говоря о настоящей диверсификации инвестиционного портфеля, следует уделить внимание трем существенным вещам: риску, корреляции и доходности. Процесс диверсификации – это метод управления рисками, при котором в портфель входит множество различных классов имущества, отличающихся отрицательной или близкой к нулю корреляцией. Лучше всего, если выбранный класс активов в долгосрочной перспективе должен будет достичь положительной доходности, однако при этом в течение короткого периода генерируемый ими финансовый поток не должен коррелировать. Именно по этой причине предлагается включать в инвестиционный портфель не только стандартные классы имущества – акции и облигации,– но и менее распространенные его разновидности, такие как недвижимость, сырье и драгоценные металлы. Таким образом, основной элемент диверсификации – это незначительная корреляция финансовых инструментов. К примеру, на нижеприведенном графике представлены 5 упомянутых классов. Здесь можно ясно видеть, что в течение длительного срока все они растут в цене, однако в разные кратковременные периоды их изменения различны. График инвестиционных активов Диверсификация рисков диверсификация рискаТем не менее, говоря о диверсифицированном инвестиционном портфеле, нельзя ожидать, чтобы его результаты были слишком впечатляющими. Основная цель диверсификации инвестиционного портфеля – это уменьшение общего риска не в ущерб прибыльности. В то же время прибыльность инвестиций является лишь второстепенной задачей. Смысл диверсификации рисков в том, чтобы опасность, угрожающая одной части бизнеса или одному из активов, не затронула другие части. Чем меньше пересекаются наши сегменты в различных зонах риска, тем больше безопасность. Составление инвестиционного портфеля из активов с некоррелированными результатами уменьшает риск, поскольку в то время, как прибыль на один актив падает, на другой она, скорее всего, растет. Рассмотрим вариант с ценными бумагами. Можно утверждать, что, вкладывая в акции, мы вносим вклад в рост экономики, однако если экономика переходит в рецессию, цены большинства акций претерпевают корректировку. В такие моменты могут выручить облигации, на которые начисляются постоянные проценты. Но что делать, если внезапно начинает расти инфляция, происходит девальвация валют, резко подскакивает цена на нефть или в определенной части света происходит военный конфликт? В таких случаях обладание одними лишь акциями и облигациями – не лучшая альтернатива. Скажем, при росте инфляции реальная прибыльность облигаций чаще всего отрицательная, акции не дают оптимальной страховки от резкого повышения цен, однако если мы выделим определенную часть инвестиционного портфеля на недвижимое имущество, сырье или золото, то можно ожидать более благоприятных результатов. В качестве другого примера можно взять повышение цен на топливо. Очень часто это отрицательно сказывается на доходности компаний, поскольку увеличиваются транспортные и другие расходы, в результате чего цены на акции этих предприятий также падают. Но если в инвестиционном портфеле присутствуют энергоносители, то их подорожание порождает противовес отрицательному изменению цен на акции транспортных компаний. Наконец, в тех ситуациях, когда появляются мысли о крахе финансовой системы, обесценивании валюты или подобных катаклизмах на рынках, большинство инвесторов направляет средства в золото с целью диверсификации.


2.АНАЛИЗ ДИФЕРСИФИКАЦИИ

2.1. Анализ стратегии диферсификации логистических услуг

В условиях нестабильности экономики оптимизировать процесс

оказания транспортных услуг, обеспечить удовлетворение потребностей различных категорий клиентов на основе рационального использования имеющихся экономических ресурсов позволяет применение стратегии диверсификации логистических услуг.

Диверсификация выступает катализатором развития логистических

услуг у транспортных компаний, их выхода на уровень операторов

логистических услуг и достижения уровня провайдера3PL-4PL,

соответствующего запросам рынка, принимающего на аутсорсинг

логистические операции[5].

Комплекс маркетинга в сфере логистических услуг состоит из следующих компонентов[6]:

- услуга (Service, услуга)

– вариации с ассортиментом,

потребительскими характеристиками услуг в пакете

услуг, адаптированных к потребностям заранее определенных

сегментов рынка;

- тариф (Price, цена)

- установление/ рекомендация цен, оптимальных с точки зрения соотнесения выгод компании и клиента, системы скидок для различных групп клиентов;

- место реализации услуги (Place, каналы сбыта)

- выбор каналов распределения;

- субъекты реализации услуги (People, субъекты взаимодействия)

- участники рынка транспортных услуг, вступающие во взаимодействие в ходе оказания услуги: потребители, конкуренты, поставщики, посредники;

- способ реализации услуги (Process, взаимодействие) - построения системы взаимодействия и коммуникаций с партнерами, поставщиками, посредниками;- продвижение (Promotion, привлечение клиентов)

– реализация рекламных мероприятий, организация связей с

общественностью с учетом особенностей деятельности железнодорожной компании.

- материальная среда обслуживания (Physical evidence, физическое окружение)

- является носителем определенного эффекта и информации для потребителей, служит приманкой и создавать определенное настроение у потребителей и персонала. Материальный имидж предстоящего обслуживания или услуги, продвигаемой на рынок, воспринимается потребителем с помощью четырех основных сенсорных каналов восприятия: визуального, слухового, обонятельного и осязательного. Это образы, воспринимаемые потребителем, оказывающие сильное влияние на его впечатление о качестве услуги, которую он получает, и на его оценку уровня услуги.


В ходе разработки стратегии диверсификации логистических услуг

необходимо выполнить сформировать систему логистического сервиса.

1. Анализ, сегментирование рынка с использованием метода

функциональных карт (двойного сегментирования), основанного на

выделении сегментов рынка по группам потребителей и их сопоставлении с другими различными значениями факторов (функциональных, технических параметров продукции), которые выбираются для анализа, в результате определяются параметры, которые более всего подходят для выделенной группы потребителей

2. Формирование конкурентоспособного портфеля услуг .

Сюда входит:

- дифференциация услуг, исходя из нужд в выявленных сегментах, нишах;

-создание разноуровневых наборов услуг для отдельных сегментов,

-установление интегрального показателя качества обслуживания и целевых показателей совершенствования (сокращение сроков доставки, повышение надежности перевозок, своевременная доставка грузов и сопровождение доставки информацией на всем пути следования, наличие сопутствующих услуг, упрощения процедур перемещения пассажиров и грузов через

границу, и т.д.);

-разработка и внедрение инновационных услуг.

3. Формирование гибкой тарифной политики, включая дифференциацию тарифов, разработку экономически обоснованной системы предоставление скидок.

4. Конкретизация способа реализации пакетов услуг путем построения системы взаимодействия и коммуникаций с партнерами, поставщиками, посредниками; внедрения концепции интегрированной логистики, использования транспортный аутсорсинга, франчайзинга, консолидации участников системы грузо- и товародвижения;

5. Разработка комплекса продвижения пакетов услуг, как традиционными, так и инновационными маркетинговыми технологиями.

Объектами сегментирования рынка транспортных услуг являются : группы потребителей (грузоотправители, грузополучатели); группы транспортных услуг различных характеристик предприятия-конкуренты и конкурентные виды транспорта[7]. Применяют метод функциональных карт (двойного сегментирования). Он состоит в следующем: выделяются сегменты рынка по группам потребителей и затем происходит их сопоставление с другими различными значениями факторов (функциональных, технических параметров продукции), которые выбираются для анализа, также определяются параметры, которые более всего подходят для выделенной группы потребителей. Результатом данного анализа является оформление отчета в виде матрицы: по строкам определяется значение фактора, сегменты рынка по потребителям — по столбцам. Для транспортного предприятия сегментирование по продукту осуществляется по следующим признакам[4, с.30]: -качество предоставляемых транспортных услуг (требуется обычное качество или повышенное - сокращение сроков доставки, жесткий график перевозок, повышенный уровень сервиса и т.д.);