Файл: Общая характеристика правового режима имущества индивидуального предпринимателя. Гражданско-правовая ответственность индивидуального предпринимателя.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 167

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При наличии данного признака производство по делу о банкротстве индивидуального предпринимателя может быть возбуждено арбитражным судом, если требования к индивидуальному предпринимателю в совокупности составляют не менее 10000 руб.

Особо следует обратить внимание на величину долга, при котором ИП могут признать банкротом.

Многие, несмотря на это, считают, что индивидуальный предприниматель может быть объявлен банкротом, только если величина его задолженности составляет не менее 100 тыс. руб. (как у юридических лиц). Это положение ошибочно, так как из ст. 6 Закона №127-ФЗ прямо вытекает, что признать коммерсанта банкротом суд может, если его долги составляют не менее 10000 руб. На это указывает и арбитражная практика. Например, в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 09.06.2012 по делу №А05-12424/2012 арбитры указали: положения о том, что требования кредиторов к индивидуальному предпринимателю в совокупности должны составлять не менее 100 тыс. руб., не соответствуют законодательству о банкротстве.

Итак, признать коммерсанта банкротом может только суд. При этом обратиться с иском к арбитрам может как сам индивидуальный предприниматель, так и любой его кредитор, а также уполномоченный орган, например налоговая инспекция, на это указывает ст. 215 Закона №127-ФЗ.

При этом следует обратить внимание, что возможность обращения в суд основана на наличии у ИП денежной задолженности по его обязательствам как бизнесмена. Если арбитры установят, что задолженность ИП имеет характер задолженности обычного физического лица, то суд откажется возбудить дело о банкротстве.

При принятии заявления о признании индивидуального предпринимателя банкротом арбитражным судом проверяется, не утратил ли должник статуса индивидуального предпринимателя до подачи в суд указанного заявления. Если статус утрачен, заявление подлежит возвращению на основании п. 1 ст. 44 Закона №127-ФЗ как поданное с нарушением п. 2 ст. 38 указанного закона. Если статус ИП утрачен должником после подачи в суд заявления о признании его банкротом и до вынесения решения по делу о банкротстве, производство по делу подлежит прекращению (п. 1 ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Однако если данных об исключении предпринимателя из ЕГРИП не представлено, то производство по делу о банкротстве прекращению не подлежит. На это, в частности, указывает постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 13.03.2011 №А10-2093/08-Ф02-440/11 по делу №А10-2093/11.

Законодатель в п. 2 ст. 215 Закона №127-ФЗ определяет, что при применении процедур о банкротстве индивидуального предпринимателя его кредиторы, требования которых не связаны с обязательствами при осуществлении предпринимательской деятельности, а также кредиторы, требования которых неразрывно связаны с личностью кредиторов, вправе также предъявить свои требования.


Статья 216 Закона №127-ФЗ регламентирует последствия признания индивидуального предпринимателя банкротом.

В частности, с момента принятия арбитражным судом решения о признании индивидуального предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства утрачивает силу государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя, а также аннулируются выданные ему лицензии на осуществление отдельных видов предпринимательской деятельности. Это подтверждает и правоприменительная практика, в частности постановление ФАС Поволжского округа от 20.05.2012 по делу №А65-2994/10-СГ4-31.

Следует обратить внимание, что индивидуальный предприниматель, признанный банкротом, не может быть зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в течение года с момента признания его банкротом.

Требования кредиторов ИП в случае признания его банкротом удовлетворяются за счет принадлежащего ему имущества, на которое может быть обращено взыскание, в порядке очередности, установленной п. 3 ст. 25 ГК РФ.

Следует обратить внимание на то, что индивидуальными предпринимателями признаются и главы крестьянских фермерских хозяйств, на что указывает п. 2 ст. 23 ГК РФ. Поэтому основания для признания главы крестьянского фермерского хозяйства банкротом аналогичны основаниям признания банкротом индивидуального предпринимателя.

Заключение

Данная курсовая работа посвящена гражданско-правовому положению индивидуального предпринимателя в Российской Федерации.

В первой главе работы раскрыты и изучены понятие и признаки предпринимательской деятельности, определен правовой статус индивидуального предпринимателя, дана общая характеристика правового режима имущества индивидуального предпринимателя, отдельно рассмотрена и гражданско-правовая ответственность индивидуального предпринимателя.

При выделении в научной литературе определенных правовых признаков предпринимательской деятельности, представляется, что совокупность указанных признаков определяет, но не всегда в достаточной мере раскрывает сущность предпринимательской деятельности. Характеристика предпринимательства как экономической деятельности должна фиксировать общие признаки, присущие любому его виду и форме (инициативность, самостоятельность, риск, ответственность, систематизм, направленность на получение прибыли), а характеристика предпринимательства как хозяйственной деятельности отражать его специфические особенности в зависимости от сферы деятельности (новаторство, профессионализм).


Законодательное закрепление указанных черт позволит отразить подход к субъектам предпринимательской деятельности как к лицам, обладающим особыми способностями в сфере организации и управления всем процессом создания предпринимательского дохода, во многом оригинальными и зачастую даже уникальными: творчеством, деловитостью, инициативностью, новаторством. В немалой степени предпринимательская деятельность основывается на самоутверждении личности в процессе такой деятельности, стремлении к свободе и самореализации.

В Российской Федерации, в соответствии с законодательством, гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. При этом законодательно закреплена презумпция предпринимательской деятельности гражданина. Если гражданин занимается такой деятельностью, но не зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, то он не вправе ссылаться на то, что он не является индивидуальным предпринимателем.

Право гражданина заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью составляет содержание гражданской правоспособности. Для того чтобы реализовать это право, гражданин должен обладать так называемой предпринимательской дееспособностью - способностью самостоятельно, инициативно и профессионально осуществлять предпринимательскую деятельность. По общему правилу правовое положение индивидуального предпринимателя аналогично правовому положению коммерческой организации, которое определено нормами ГК РФ.

Индивидуальный предприниматель отвечает по своим обязательствам, связанным с осуществлением им предпринимательской деятельности, всем своим имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с ГПК РФ не может быть обращено взыскание.

Как и коммерческая организация, индивидуальный предприниматель вправе применять наемный труд. При этом количество наемных работников, которые могут быть у индивидуального предпринимателя, не ограничено.

Во второй главе работы раскрыты правовые основы государственной регистрации индивидуального предпринимателя, порядок внесения сведений в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и рассмотрены особенности прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя. Регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя является главным условием для легального ведения бизнеса физическим лицом в Российской Федерации. При этом в Российской Федерации действует так называемый уведомительный порядок государственной регистрации индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, что означает, что, если предъявлены все документы, физическое лицо обязательно будет зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя независимо от того, достоверны ли сведения в представленных документах. Официально зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя гражданин считается с даты внесения соответствующей записи в ЕГРИП.


Индивидуальный предприниматель может быть признан банкротом в порядке, определенном Федеральным законом от 26 октября 2002 г. "О несостоятельности (банкротстве)", при этом возможность обращения в суд основана на наличии у предпринимателя денежной задолженности по его обязательствам именно как бизнесмена.

По результатам проделанной работы можно сделать следующие выводы: индивидуальное предпринимательство объективно существует и развивается как относительно самостоятельный сектор современной рыночной экономики и имеет важное социально-экономическое значение, так как обеспечивает социальную и политическую стабильность, способно смягчать последствия структурных изменений, быстрее адаптируется к меняющимся потребностям рынка, вносит значительный вклад в региональное развитие, конструирует и использует технические и организационные нововведения.

Главным в правовом регулировании малого бизнеса является полнота, всесторонность и эффективность правового регулирования, что в настоящее практически отсутствует.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативные акты

1. Конституция Российской Федерации (с поправками от 30 декабря 2008 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009, №4. Ст. 445.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 11 февраля 2013 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994, №32. Ст. 3301.

3. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. №223-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 30 ноября 2011 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 996, №1. Ст. 16.

4. Гражданский кодекс Российской Федерации часть вторая от 26 января 1996 г. №14-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 14 июня 2012 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996, №5. Ст. 410.

5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. №64-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 28 июля 2012 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации.1996, №25. Ст. 2954.

6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 №196-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 02 октября 2012г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002, №1. Ст. 1.

7. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. №138-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 14 июня 2012 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. №46. Ст. 4532.


9. Об арбитражных судах в Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. №1-ФКЗ (с изменениями и дополнениями от 06 декабря 2011г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995, №18. Ст. 1589.

10. О судебной системе Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996г. №1-ФКЗ (с изменениями и дополнениями от 08.06.2012 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997, №1. Ст. 1.

8. О Правительстве Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. №2-ФКЗ (с изменениями и дополнениями от 28 декабря 2010 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997, №51. Ст.5712.

11. О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17 января 1992 г. №2202-1 (с изменениями и дополнениями от 21 ноября 2011 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992, №8. Ст. 366.

12. О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: Федеральный закон от 08 августа 2001 г. №129-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 28 июля 2012 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001, № 33. Ст. 3431.

14. О третейских судах в Российской Федерации: Федеральный закон от 24 июля 2002 г. №102-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 21 ноября 2011 г.) //Собрание законодательства Российской Федерации.2002, №30. Ст. 3019.

15. О несостоятельности (банкротстве): Федеральный закон Российской Федерации от 26 октября 2002 г. №127-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 28 июля 2012 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002, №43. Ст. 4190.

16. О крестьянском (фермерском) хозяйстве: Федеральный закон от 11 июня 2003г. №74-ФЗ //Собрание законодательства Российской Федерации. 2003, №24. Ст. 2249.

17. Об исполнительном производстве: Федеральный закон от 02 октября 2007 г. №229-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 28 июля 2012 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007, №41. Ст. 4849.

18. О лицензировании отдельных видов деятельности: Федеральный закон от 04 мая 2011 г. №99-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 28 июля 2012 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011, №19. Ст. 2716.

19. О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации: Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 г. №5242-1 (с изменениями и дополнениями от 06 декабря 2011 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации.1993 г., №32, ст. 1227.

20. О международном коммерческом арбитраже: Закон Российской Федерации от 07 июля 1993 г. (с изменениями и дополнениями от 03 декабря 2008 г.) // Ведомости съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993 г., №32. ст. 1240.