Файл: Проблема личности в социальной психологии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 43

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Помимо формообразующих, социальный характер личности социальных установок, статусов, ролей и мотивов для существования человека в обществе важны также его социально-перцептивные свойства. К ним относятся такие личностные качества как способность к "сочувствию - сопереживанию" другому человеку, способность к пониманию "другого", феномен "доверия", и "когнитивной сложности" личности. Кратко представим каждое явление[7].

Сочувствие представляется как способность к уподоблению эмоциональному состоянию другого человека; настоящее сочувствие связано с возникающим непроизвольно "заражением" эмоционально-чувственным тоном (непосредственное сочувствие) или с эмоциональной идентификацией на основе определенного уровня межличностных отношений (опосредованное сочувствие).

Сопереживание (иначе, эмпатия) представляет собой способность постижения и отражения эмоционально-чувственного состояния другого человека; оно основано на механизмах проекции и подражания аффективным и моторным реакциям другого, иногда оно возникает как феномен отождествления с тем, кому сопереживают, но при этом у сопереживающего возникают не подобные чувства, а собственные чувства по отношению к переживаниям другого человека.

Способность к пониманию, а также способность к постижению смысла - так называют в социальном познании вызванное внешними или внутренними воздействиями специфическое состояние сознания, которое субъективно ощущается как уверенность в адекватности воссозданных представлений по поводу содержания воздействия. Понимание не отождествляется со знанием или способностью человека усвоить и воспроизвести некоторые сведения, но оно всегда ощущается как ясно видимая осмысленность явления и без усмотрения логического каркаса причинно-следственных связей.

В рамках социокультурного опыта человека возможно понимание на основании идентификации, проекции и социальной перцепции. Психологически понимание опирается на язык, т.е. на понимание слова, выражения, а также на адекватное восприятие жанра и стиля речи. Неправильное понимание присутствует в социальном познании как проблема неверных значений, искаженной лингвистической символики, отображения случайного элемента в понимающем сознании и некоторых других специфических проблемах.

Направленность личности представляет собой совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих ее деятельность в относительно независимых ситуациях. Направленность личности также включает в себя интересы, склонности и убеждения, в которых выражается мировоззрение человека.


Ценностные ориентации связаны с целостным самоощущением человека, с положительной или отрицательной значимостью для него явлений окружающего и внутреннего мира. Личность и ее ценности оформлены в "ценностную детерминацию", где обязательно представлены социокультурная сфера общества (традиции, обычаи и религиозно-культурный фон), которая присоединяется к человеку в процессе социализации.

Ценностные представления общества в сознании человека проходят через процессы индивидуации и социокультурной идентификации и наполняются при этом тем, что принято называть "личностным смыслом". И в этом двойном означивании человеком самого себя ценностное поле культуры переплавляется в личностное "духовное поле" ценностей, благодаря которому человек приобретает уникальность, занимает свое место в обществе.

Ценностная детерминация сознания личности в виде структуры смысловых значимостей и идейных императивов развивается по законам исторической динамики культуры и цивилизации; она предлагает человеку специфические формы жизнедеятельности, наполненные знаковыми (осмысленными) общением и деятельностью.

Помимо ценностной детерминации сознания, человеку присуща нормативная детерминация. Она имеет своим источником нормативную базу общества и однозначно и жестко определяет поведение человека в рамках "стандартно нормальной" жизни в зависимости от принадлежности к той или иной группе. Задается такая детерминация извне с помощью неких программных шаблонов, которые помещают человека в узкие бытийные рамки, но обеспечивают при этом более или менее целостную общественную организацию, обусловленную определенным уровнем социально-экономического развития общественных отношений.

1.3. Социально-психологическое исследование личности

Проблемы социально-психологического исследования личности в самом общем виде определяются интересом к взаимосвязи выделенных и рассмотренных в данной теоретической главе работы аспектов в целостной личностной структуре в рамках формирующейся или сформированной "Я-концепции"; кроме того, часто рассматриваются проблемы возможностей человеческой личности на междисциплинарном пространстве, когда различные методологические приемы из разных наук направлены на исследование какой-то вполне определенной интегральной характеристики личности (например, психосоциальной устойчивости) или изучается на каком-то выделенном параметре связь биологического и социального в личности.


Определенный интерес представляет новое направление исследования "жизненного пути" человека и характеристики жизненных стратегий личности на определенных этапах этого пути, на которых связь человека с группой и обществом осуществлена как смысл жизненная связь.

Особенное прикладное значение в рамках исследований проблемы личности в социальной психологии имеет активно развиваемое в последнее время представление о социально-психологической компетентности.

Социально-психологическая компетентность понимается в социальной психологии как способность личности эффективно взаимодействовать с окружающими ее людьми в системе межличностных отношений. В общей способности различают умение ориентироваться в социальных ситуациях, правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния других людей, выбирать адекватные способы общения с ними и реализовывать эти способы в ходе взаимодействия. Особую роль в развитии этой способности играет эмпатия и рефлексия, которые могут быть использованы в практике общения и взаимодействия.

Исходя из вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

Особенностью социально-психологического подхода к изучению личности является то, что в данном случае личность рассматривается с двух сторон: социальной и психологической. Социальная психология рассматривает личность с точки зрения субъект-объектного подхода.

Исследование проблем личности в социальной психологии необходимо проводить, исследуя социально-психологические качества конкретной личности не в стадии пассивного формирования и усвоения, а в стадии активного освоения всей суммы социальных связей в обществе, где протекает жизнедеятельность разнообразных групп.

Социально-психологическими качествами личности являются:

  • Социальный статус;
  • Социальная роль;
  • Социальные мотивы;
  • Социальная установка;
  • Направленность личности;
  • Ценностные ориентации.

2. Проведение эмпирического исследования

2.1. Программа и методы исследования

Данное исследование проводилось в общеобразовательной школе - ГБОУ Школа № 887. Экспериментальная группа состояла из учащихся 8 «Б» в количестве 25 человек (13 девочек и 12 мальчиков). Возраст детей от 13 до 14 лет. В приложении 1 приведён список учащихся. В соответствии с методикой исследование проводилось в индивидуальном и групповом порядке.


Гипотеза исследования заключается в том, что чем выше у ребёнка социальный статус в группе сверстников, тем выше у него личностная самооценка.

Цель исследования заключалась в проведении экспериментального исследования уровня самооценки личности подростков и выявить взаимосвязь самооценки с его статусным положением в системе межличностных отношений.

Задачи исследования:

- подбор методик;

- определение уровня самооценки;

- выявление уровня зависимости самооценки личности подростков от их статусного положения в группе сверстников. 

В результате проведения исследования были использованы: социометрия, методика изучения самооценки качеств личности Т.Дембо-С.Рубинштейна. 

Рассмотрим описание используемых методик.

Социометрия:

Для использования количественных характеристик при изучении социального взаимодействия в группе, применяется социометриче­ская процедура, или социометрия, которая впервые была предложена в 30-х годах Д.Морено)[8].

Социометрия – это система некоторых приёмов, которые дают возмож­ность выяс­нить количественное определение предпочтений, безразличий или неприятий, получаемые индивидами в процессе межличностного общения и взаимодействия. 

Социометрический метод включает в себя анализ осмысленных ответов всех членов группы на ряд по­ставленных вопросов различного типа и характера, на­пример: «С кем хотелось бы си­деть за одной партой?»; «С кем хотелось бы готовиться вме­сте к контрольной работе?» и т.д.

Результаты полученных ответов вносят в называемые матрицы выбора. Их число соответствует числу критериев. Матрица выбора считается осно­вой для социометриче­ского анализа. Для того, чтобы было удобно обрабатывать данные ка­ждый член группы должен получить свой номер и после этого на протяжении всех эта­пов эксперимента фигурирует под ним. При этом номера учащимся присваиваются согласно алфавит­ному списку.

Данный эксперимент проводился в групповой форме. Учащиеся были ознакомлены с целью исследования. Участникам эксперимента было дано время для обдумывания ответов. Во время проведения эксперимента посторонних в комнате не было. Учащимся дали гарантию неразглашения ответов.

Методика изучения самооценки Т. Дембо-С.Рубинштейна

Цель данной методики заключается в выявлении уровня самооценки школьника по зара­нее определённым качествам личности; при этом выбор тех или иных качеств личности обу­словлен целями исследования (например, установ­ленных с помощью других методов трудностей в общении, для получения дополнительной информации можно предло­жить для оценки такое каче­ство как общитель­ность).


Материалом для исследования составлен из ряда шкал (100 мм), которые ус­ловно обозна­чают проявление различных качеств личности (доброта, честность, сообразитель­ность и др.)

Методика состоит из следующей процедуры исследования: подростку предлага­ется ряд шкал, которые условно обозначают проявление тех или иных черт личности, и также дана сле­дующая инст­рукция: «Допустим, что на данной ли­нии расположены все люди мира в порядке повышения их со­стояния здоровья (пример со шкалой здоровья): внизу –больные люди, вверху –здоровые (те, которые ни­когда не болеют). Как ты дума­ешь, где твое место среди всех людей мира по состоянию здоровья?».

Ребенок во время проведения эксперимента с помощью экспе­риментатора усваивает выполнение инструкции. Работа с остальными шкалами осуществляется учащимся самостоятельно.

Высота самооценки определяется при помощи условного разбиения шкал на от­резки в соответствии с пятибалльной системой. Одно деление на шкале считается равным 0,5 балла. Исходя из этого, необходимо подсчитать средний балл самооценки. «Нормальной», «средней» самооценкой считается самооценка, средний балл которой равен 2,5 или немного выше; «высо­кой» - средний балл 4–5; «низкой» – баллом 0-2,5. 

2.2. Анализ результатов исследования

Результаты экспериментов оформлены графически: вначале начерчены четыре концентрические окружности, после чего их необходимо разделить диаметром пополам. Справа располагаются мальчики (треугольники), слева – девочки (кружки).

Размещение детей на социограмме соответствует числу полученных ими выборов. Так, в централь­ной окружности будут расположены дети, которые получили 5 и больше выборов – 1 статусная группа, второй круг – 2 статусная группа – 3-4 выбора; третий круг – 1-2 выбора; четвертый круг – ни одного выбора. Далее, соединяя линиями выбора детей, можно увидеть характер связей, после этого осуществляется подсчет выборов, которые получены каж­дым ребенком, и после чего находим взаимные выборы:



 

- девочки выбор

- мальчики взаимный выбор

Рисунок 1. Карта групповой дифференциации

Следующим этапом работы является определение диагностических показателей социо­метрического исследования, а также их интерпретация. Статус ребенка при этом определяется числом выборов, которые он получил; 1 и 2 статусные группы - благоприятные. Исходя из этого, можно узнать, благоприятность статуса каждого ребенка в группе.