Файл: Система психофизиологического профессионального отбора и диагностики профпригодности (История психофизиологии профессиональной деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 51

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Первое бюро, проводившее профессиональную консультацию в интересах профессионального отбора, было создано в 1908 г. в Бостоне. Через два года профессор психологии Гарвардского университета Г. Мюнстберг, исследуя вопросы профессионального отбора вагоновожатых на трамвайных линиях, начал разработку теории профпригодности и профотбора. Уже в 1910 г. им одним из первых была установлена зависимость надежности человека, управляющего технической системой, от его психофизиологических качеств и раньше других было сформировано понятие «человеческий фактор».

В России психофизиологические исследования были развернуты в начале 20-х гг. В этот период одним из центров психологической мысли становится Военно-Медицинская академия.

Профессиональный отбор на основе психофизиологических особенностей личности сотрудников организации является одним из основных резервов повышения успешности их деятельности. Все финансовые издержки, связанные с проведением мероприятий профессионального отбора, покрываются экономией денежных средств за счет уменьшения текучести кадров, снижения аварийности, а также уменьшения средств, выплачиваемых в качестве компенсации работникам, получившим заболевания или увечья во время выполнения своих обязанностей.

Профессиональный отбор позволяет снизить отсев кандидатов на обучение операторским специальностям от 23—30 до 5—8%, уменьшить затраты на обучение таких специалистов на 30—40%, снизить аварийность при управлении сложными динамическими объектами на 40—70%.

Актуальность выбранной темы подтверждается тем, что профессиональному отбору по психофизиологическим показателям можно прогнозировать успешность профессиональной деятельности человека, особенно в усложненных, экстремальных условиях, что подтверждает.

Предмет курсовой работы – профессиональный отбор.

Объект курсовой работы – ОАО «ММК».

Целью курсовой работы является изучение профессионального отбора на основе психофизиологических особенностей личности сотрудников.

С учетом поставленной цели будут решены следующие задачи:

- изучена история психофизиологии профессиональной деятельности;

- проанализирована профессиональная пригодность;

- рассмотрены методы профессионального отбора.

Практическая значимость в работе заключается в рассмотрении на примере ОАО «ММК» профессионального отбора и его методов.

Методы, используемые в курсовой работе: анализ, гипотеза, научное исследование, наблюдение и измерение.


Методологической основой исследования в курсовой работе явились научные труды выдающихся отечественных психологов, методистов публикации о методах профессионального отбора на основе психофизических особенностей личности, а также нормативные и программно-методические документы общего назначения.

Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

Глава 1 Понятие профессиональной пригодности

1.1 История психофизиологии профессиональной деятельности

Первые работы по вопросам анализа и учета поведения человека на производстве были выполнены М. М. фон Вебером в Германии и И. И. Рихтером в России в XIX в. Г. Мюнстерберг, американский психолог немецкого происхождения, одним из первых установил зависимость надежности человека, управляющего транспортным средством, от его индивидуально-психологических качеств. Он же предложил методику для оценки способности к водительскому труду, разработал основные принципы подготовки, в том числе комплекса тренажеров, на которых обучались вагоновожатые городских трамваев.[1]

Изучение профессий, разработка тестовых методик и их использование для определения пригодности работников к различным профессиям, нормирования рабочей нагрузки, разработки рекомендаций по охране труда стали проводиться в начале XX в. благодаря основанию и развитию психотехники. В нашей стране основоположником этого направления стал известный советский психолог и лингвист И.Н.Шпильрейн. Развитию этого направления способствовало открытие в 1920-х гг. Центрального института труда. В 1927 г. было организовано Всероссийское общество психотехники и прикладной психофизиологии, которое издавало журнал «Психофизиология труда и психотехника», позже переименованный в «Советскую психотехнику» (1928— 1934). Психотехнические тесты в целях определения профессиональной пригодности применялись главным образом в промышленности и на транспорте.

В России в 1920-е гг. после создания Центральной лаборатории по изучению профессиональных болезней на транспорте начал проводиться профессиональный отбор на должность машиниста локомотива. Уже в 1929 г. были составлены психограммы (перечень профессионально важных качеств, необходимых для эффективного выполнения задач определенной профессии) 20 транспортных профессий, разработаны требования и противопоказания к приему в профессионально-технические школы транспорта. Исследования с целью установления стандартов и критериев профессиональной пригодности к различным железнодорожным профессиям осуществлялись преимущественно бланковыми методами. В дальнейшем были предприняты попытки создания аппаратных методик, позволяющих воспроизвести в наиболее приближенной форме условия реальной работы машиниста[2].


После гибели в 1905 г. русского летчика поручика Минкевича в России стал развиваться специальный отбор воздухоплавателей. Так, с 1909 г. в Военно-медицинской академии, в клинике В. М. Бехтерева впервые в России стали проводиться клинико-психологические исследования летчиков. В 1917 г. в Петрограде при Военно-медицинском ученом совете впервые создается специальная комиссия по изучению труда летчиков и плановому психологическому отбору летного состава, а в 1924 г. — Центральная психофизиологическая лаборатория. С 1928 г. работа по психофизиологическому отбору летного состава стала проводиться Психофизиологической лабораторией Военно-санитарного управления РККА, реорганизованной затем в Институт авиационной медицины им. академика И. П. Павлова. Одновременно большая работа велась и специалистами Гражданского воздушного флота С. Г. Геллерштейном, Я.Ф. Самтер, А. Н. Ермилиной и др. В 1933 г. было издано «Руководство по медицинскому и психофизиологическому отбору кандидатов, поступающих в школы ВВС».

Однако после печально известного Постановления ЦК ВКП(б) 1936 г. «О педологических извращениях в системе Наркомпросов» это направление было признано ошибочным, вредным и забыто вплоть до 1950-х гг., когда, прежде всего в связи с освоением космоса, развитием атомной энергетики, военного дела знания и опыт психофизиологов вновь оказались востребованными.

Термин «профессиональная пригодность» отражает взаимодействие профессиональных требований и субъективных особенностей человека со стороны «приспособления» его к объективным профессиональным требованиям.

Профессиональная пригодность - это совокупность психологических и психофизиологических особенностей человека, необходимых и достаточных для достижения им заданной в профессии общественно приемлемой эффективности труда. При этом профессиональная пригодность обеспечивает высокую профессиональную эффективность труда работника при наличии у него специальных знаний, умений и навыков, полученных в процессе профессионального обучения.

Профессиональная пригодность формируется в условиях выполнения специалистом реальной трудовой деятельности практически на протяжении всего трудового периода его жизни. Следует отметить, что в ходе длительного трудового стажа работника не только формируются отдельные функциональные системы и психические процессы человека, позволяющие ему достичь высоких результатов в своей работе, но и изменяется его личность. Постепенно развивается профессиональное мышление работника, складывается профессиональный тип личности с определенными ценностными ориентациями, характером, особенностями профессионального поведения, общения и образа жизни. В целом профессия накладывает свой отпечаток и на внешний облик человека. Например, всегда можно узнать представителей таких профессий, как педагог, художник, артист, юрист и др.


Время, необходимое для формирования профессиональной пригодности человека, зависит от форм и методов профессионального обучения, условий выполняемой профессиональной деятельности и индивидуальных способностей человека. [3]

1.2 Классификация профессий. Профессионально важные качества личности

Профессии принято классифицировать, объединять в группы по ряду общих свойств и признаков. За рубежом чаще всего пользуются Словарем наименований профессий (Dictionary of occupational titles), в котором представлено более тридцати тысяч профессий, образующих следующие девять групп: Руководство, управление; научная работа, свободные профессии. Работа конторских и торговых служащих. Работа в сфере обслуживания. Профессии в области сельского хозяйства, лесоводства и родственные им. Профессии, связанные с технологическими процессами производства. Профессии, связанные с механической обработкой материалов. Профессии ручного труда. Строительные профессии. Прочие (смешанная группа).

Каждая из профессий помечена шестизначным кодом, последние три цифры которого обозначают способ получения данных, характер общения с людьми и выполняемые операции. Эти качества очень важны для составления профессиограммы, включающей, помимо того, квалификационный профиль, в котором необходимые работнику качества определены количественно (пример профессиограммы следователя в приложении 1).[4]

Психологические качества и способности группируются по следующим 11 категориям: вербальная – способность понимать значение слов, понятий, владение языком; числовая – способность быстро и точно выполнять арифметические действия; способность представлять предмет в двух или трех измерениях; способность различать даже незначительные детали объектов, графических изображений; способность корректировать слова, буквы, цифры; способность быстро и точно координировать работу рук, пальцев и глаз в движениях – моторная координация; способность быстро и точно манипулировать небольшими предметами (ловкость пальцев); способность ловко действовать руками (ловкость рук); способность согласовывать движения глаз, рук и ног в соответствии со зрительными сигналами; способность воспринимать, сравнивать и различать цвета и оттенки; обучаемость – способность понимать, рассуждать, делать выводы (общий интеллект).


Каждое качество должно рассматриваться с точки зрения его профессиональной значимости (обычно их оценивают по пятибалльной шкале), в результате составляется профиль необходимых психологических качеств. Однако не только способности определяют успешность профессии. Важными являются и другие индивидные характеристики, определяющие уверенность человека в различных условиях. Так, различают 12 факторов «темперамента», адекватного различным трудовым ситуациям – понятие «темперамент» здесь употребляется скорее как «социальный темперамент», обозначая энергетические возможности человека в сфере общения с другими людьми: ситуации, связанные с большим кругом изменяющихся обязанностей; ситуации, связанные с повторяющимися короткими циклами, осуществляющимися в определенной последовательности в соответствии с установленными правилами; ситуации, не требующие самостоятельных действий и принятия решений; ситуации, связанные с управлением, планированием и контролем своей и чужой деятельности; ситуации, предполагающие необходимость установления контактов помимо предусмотренных инструкцией; ситуации, предполагающие работу в условиях относительной изоляции от людей; ситуации, требующие руководства людьми и оказания влияния на них; ситуации, связанные с неожиданными действиями и риском и требующие бдительности и самокритичности; ситуации, требующие быстрой сенсорной оценки положения и принятия решений; ситуации, требующие оценки информации при помощи измерительных приборов; ситуации, предполагающие интерпретацию чувств, идей или фактов; ситуации, требующие точных знаний о допусках и стандартах.

Определение профессионально важных признаков основано на экспертных оценках и представляет собой результат договоренности о том, какие характеристики наиболее важны, а какие – менее. Применительно к ряду профессий эта задача не может решаться однозначно: так, для видов профессиональной деятельности, имеющих монотонный характер, существенны качества, благодаря которым человек сопротивляется наступлению утомления, а для профессий, связанных с экстремальными ситуациями, важными являются способность выдерживать сильные раздражители, принимать решения и нести за них ответственность. Кроме того, многие профессии могут осуществляться как в повседневных, так и в особых условиях (например, участковый или военный врач), хотя действия и операции, составляющие содержание профессии, в общем, остаются теми же. Таким образом, описание профессии должно включать скорее границы типичных ситуаций и допустимых значений психологических качеств.[5]