Файл: Процедурные отличия деятельности нотариуса и государственного регистратора.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 55

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В гражданском и арбитражном процессах традиционно выделяется в качестве заключительной стадии исполнительное производство, в рамках которого происходит фактическая реализация судебного акта под контролем судебного пристава-исполнителя.

В нотариальном производстве реализация нотариального акта происходит за рамками нотариальной процедуры путем совершения заинтересованными лицами соответствующих юридических действий. Такой порядок вполне соответствует сути нотариального производства как имеющего целью предупреждение споров и конфликтов и направленного на добровольное исполнение взятых на себя обязательств.[4]

В отдельных случаях имеются специальные квалифицированные процедуры реализации нотариально удостоверенных актов. Так, нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов и исполнительные надписи нотариусов имеют силу исполнительных документов и принудительно реализуются в рамках процедур, установленных Федеральным законом «Об исполнительном производстве».

Аналогичное правило предусмотрено в ст. 61 Федерального закона «Об ипотеке (залоге недвижимости)», согласно которой сумма, вырученная от реализации имущества, заложенного по договору ипотеки, после удержания из нее сумм, необходимых для покрытия расходов в связи с обращением взыскания на это имущество и его реализацией, распределяется между заявившими свои требования к взысканию залогодержателями, другими кредиторами залогодателя и самим залогодателем.

Распределение производится органом, осуществляющим исполнение судебных решений, а если взыскание на заложенное имущество было обращено во внесудебном порядке - нотариусом, удостоверившим соглашение о таком порядке взыскания, с соблюдением правил ст. 319, п. 1 ст. 334 и п. п. 5 и 6 ст. 350 ГК, а также ст. 46 Закона об ипотеке.

В данном случае нотариус фактически занимается правоисполнительной деятельностью, которая осуществляется им на основании поручения сторон по соглашению залогодателя и залогодержателя.[5]

1.2 Взаимоотношения нотариусов и органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на имущество и сделок с ним


В отличие от гражданского и арбитражного процессов в нотариальном производстве не выделяется специальная стадия по пересмотру совершенных нотариальных действий и внесению исправлений в нотариальные акты.

Ранее уже отмечались способы исправления ошибок в совершенных нотариальных действиях, которые имеют специфический характер. Поэтому исправление ошибок в нотариальных актах происходит за рамками нотариального производства.

Необходимость развитой, всеобъемлющей и доступной системы регистрации появилась одновременно с процессами приватизации государственного и муниципального имущества, когда на «правовом поле» России вместо единого собственника - государства появилось множество таких собственников в лице граждан, хозяйственных обществ и товариществ, произошло разграничение полномочий собственника между Российской Федерацией и ее субъектами, появилась собственность органов местного самоуправления.

Принятие Федерального закона «О регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и его правовое действие должно обеспечить учет и разграничение объектов недвижимости между самыми различными собственниками в России. Данный институт гражданского оборота был необходим достаточно давно. Вместо осуществления данных полномочий в основном на уровне органов местного самоуправления система регистрации должна реализовываться на государственном уровне - на уровне органов исполнительной власти России и субъектов Федерации.

Доказательность и правомерность права собственности может обеспечиваться самыми различными органами. Ведь для участников рынка недвижимости в конечном счете не важно, кто и как удостоверяет либо регистрирует право собственности на недвижимость, кем осуществляется данная деятельность. Для них важен тот уровень правовых гарантий, который обеспечит стабильность и бесспорность права собственности. Ведь ни одна правовая и организационная система не может обеспечивать в своей деятельности 100% КПД.[6]

До введения в действие Федерального закона «О регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» организационная система, обеспечивающая гарантии участников рынка недвижимости, строилась следующим образом сообразно динамике взаимодействия участников гражданского оборота при заключении сделки с недвижимостью. Разделялись две разные и содержательные юридические процедуры:

1) согласования условий сделки и ее заключения;


2) ее регистрации, осуществлявшейся уполномоченными на то органами.

Первая процедура - согласование условий сделки и ее заключение с участием граждан происходит путем оказания правовой помощи сторонам сделки нотариусом, который в рамках нотариального производства, во-первых, обеспечивает проверку законности условий сделки, проверяет наличие всего необходимого фактического состава и подтверждение его документами, во-вторых, должен проверить истинное волеизъявление сторон, понимание ими значения своих действий, разъяснить правовые последствия совершаемых действий, проверить дееспособность.

Все это охватывается понятием нотариального удостоверения, рамки которого установлены Основами законодательства РФ о нотариате и никак не сводятся вопреки ст. 163 ГК только к совершению удостоверительной надписи нотариусом.

Вторая процедура - регистрация осуществлялась различными учреждениями либо унитарными предприятиями, входящими в систему органов местного самоуправления.

Поскольку нотариальное удостоверение становится необязательным, то те функции, которые выполнял нотариус, должен выполнять хотя бы частично государственный регистратор. Поэтому сравним модель юридической деятельности, осуществляемой нотариусом в рамках нотариального производства и регистратором в рамках процедуры регистрации: что общего и отличного в их деятельности, какие пробелы нотариальной деятельности восполняются государственным регистратором и, наоборот, какие юридически значимые действия отсутствуют либо в деятельности регистратора, либо в деятельности нотариуса и регистратора одновременно.

Именно такой сравнительный анализ функций и полномочий нотариуса и такого нового субъекта, как регистратор, в гражданском обороте может быть плодотворным и позволит увидеть нам недостатки и достоинства той или иной юридической процедуры.

Прежде всего, можно обнаружить значительное сходство основных составляющих деятельности нотариуса и регистратора. Так, процедура государственной регистрации должна обеспечивать правовую экспертизу документов и проверку законности сделки; регистрация осуществляется путем совершения специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки (аналог удостоверительной надписи нотариуса); требования, предъявляемые к документам, представляемым на государственную регистрацию прав (по ст. 18 Федерального закона «О регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»), аналогичны и текстуально совпадают с требованиями, установленными в ст. 45 Основ законодательства РФ о нотариате.


Здесь можно говорить о значительном сходстве деятельности государственного регистратора с деятельностью нотариуса, поэтому можно сказать и проще - произошло замещение в этой части функции нотариуса государственным регистратором, деятельность которого носит по целому ряду составляющих квазинотариальный характер, фактически возрождается государственный нотариат под названием государственной регистрации.[7]

Нотариальная деятельность функционально имеет целью работу как с документами, так и с лицами, обратившимися для совершения сделки. Работа нотариуса - помощь на стадии согласования условий сделки, наличия в ней не только существенных, но и удобных для сторон факультативных условий, которые желательно отразить с учетом сложившихся правил и обыкновений гражданского оборота в сфере недвижимости.

Важным моментом нотариальной деятельности является выяснение истинной воли сторон, разъяснение последствий совершаемых юридических действий, определение дееспособности и понимания своих действий. Таким образом, нотариус работает как с документами, так и с самими правообладателями, как будущими, так и существующими. Его целью является защита экономически и юридически слабой стороны гражданского оборота.

Регистратор в соответствии с процедурами, установленными Федеральным законом «О регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», работает в основном и преимущественно с документами, с конечным результатом - самой сделкой, проверяя лишь наличие ее существенных, обязательных условий. Его работа с самими правообладателями сводится только к принятию у них документов и проверке их личности, поскольку стороны должны передать регистратору уже согласованный и подписанный документ.

1.3 Процедурные отличия деятельности нотариуса и государственного регистратора

Теперь остановимся подробнее на отдельных процедурных отличиях деятельности нотариуса и регистратора в соответствии с юридической моделью деятельности, установленной Федеральным законом «О регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Отсутствует этап согласования условий сделки. Дело в том, что практическое осуществление процедур закона, связанных с работой только с законченным документом, когда работа проводится не при сторонах, а в их отсутствие, после принятия документов на регистрацию, приведет к тому, что регистрация будет существенно затягиваться помимо и так достаточно больших сроков регистрации (1 месяц).


Определение юридической значимости обстоятельств, связанных с возможностью совершения сделки с недвижимостью, требует юридической подготовки (например, согласие органов опеки и попечительства на совершение сделки с приватизированной квартирой, если в ней на момент приватизации проживал несовершеннолетний, имевший в тот момент право на приватизацию), которая отсутствует у сторон.

Поэтому в любом случае в практической деятельности органов регистрации встанут вопросы, связанные с необходимостью предварительной проработки содержания сделки. Соответствующую работу такого содержания могут брать на себя прежде всего нотариусы.

Отсутствует работа с самим правообладателем - как нынешним, так и будущим: проверка выявления истинной воли сторон, понимания ими значения своих действий, момента заблуждения, что обеспечивалось зачитыванием текста сделки нотариусом, вопросами и ответами участников сделки, выяснением понимания значения своих действий, ее правовых последствий, обсуждением не только существенных, но и факультативных условий сделки. Подобный пробел может восполняться также нотариальным удостоверением сделок с недвижимостью.[8]

Данная правовая деятельность носит достаточно содержательный характер. Анализ судебной практики свидетельствует, что в основном в судах оспариваются не условия заключения сделки, а ее исполнение одной из сторон.

Упрощается процедура выдачи доверенностей при распоряжении недвижимостью, что не будет обеспечивать в полной мере проверку законности юридических действий участников гражданского оборота.

В Федеральном законе «О регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» везде речь идет о том, что представитель должен представить надлежащим образом оформленную доверенность (ст. 16 и др.). Но дело в том, что согласно ст. 185 ГК такая доверенность может быть совершена в простой письменной форме, поскольку для сделок по отчуждению недвижимости не установлена обязательная нотариальная форма.

Государственный регистратор вправе принять доверенность в простой письменной форме. То же самое относится и к доверенностям на получение дубликатов утраченных правоустанавливающих документов (купли-продажи, передачи жилого помещения в собственность и т.д.). Такие доверенности также могут совершаться в простой письменной форме.

Поскольку введение простой письменной формы привело бы к значительной криминализации рынка недвижимости, то здесь практика стихийно пошла по пути использования в основном нотариально удостоверенных доверенностей либо требования о явке на государственную регистрацию всех участников сделки.