Файл: Пути решения налогообложения прибыли банка.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 60

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы. Банки и иные кредитные организации испытывают на себе все трудности неразрешенности и противоречивости многих положений налогового законодательства, влияющих на всех субъектов хозяйствования и на многие аспекты функционирования хозяйственного механизма. Принятие оптимальной системы налогообложения коммерческих банков – это задача достаточно сложная, и она не решается одним днем, так как банки в налоговой системе выполняют не одну функцию. Во-первых, они являются налогоплательщиками и производят уплату налогов, сборов и страховых взносов в бюджеты всех уровней. Во-вторых, они выступают посредниками между налогоплательщиками и государством, производят налоговые платежи в пользу государства. В-третьих, они являются налоговыми агентами, исчисляют и удерживают налоги из денежных средств, которые выплачиваются налогоплательщикам, и перечисляют налоговые платежи в бюджет.

Налогообложение банков представляет собой одну из наиболее интересных тем в контексте развития интеграционных процессов в банковском бизнесе. Формирование адекватных мер государственного регулирования затрагивает не отдельные стороны финансовой деятельности экономических агентов, а весь комплекс финансово-кредитных отношений в национальном хозяйстве. В этих условиях необходимо последовательно реформировать банковскую систему страны, обеспечивая эффективную работу ее отдельных элементов.

Целью работы является исследование налогообложения прибыли банков и определение путей совершенствования этого механизма.

Задачи работы:

  • исследовать основные элементы налога на прибыль банка;
  • рассмотреть порядок исчисления налога на прибыль банков;
  • исследовать стимулирование инвестиционной деятельности банков через систему налогообложения;
  • выявить проблемы налогообложения прибыли банков в России и определить пути их решения.

Объект исследования – влияние налога на прибыль на инвестиционную политику банка.

Предмет исследования – налогообложение прибыли банков.

Информационную базу работы составили нормативно-правовые акты, регулирующие банковскую деятельность и налогообложение в Российской Федерации.


Глава 1. Теоретические налогообложения прибыли банка

1.1. Налог на прибыль банка: объект налогообложения; функции налога

На рисунке 1 представлена схема системы налогообложения прибыли банка, отображающая связь налога на прибыль банка с основными финансовыми показателями его деятельности[1].

На данной схеме проблема учета резервов в валовых расходах имеет место при расчете показателей чистой прибыли и ликвидности[2].

Механизм резервирования является эффективным и гибким инструментом макроэкономического денежно-кредитного регулирования. Однако, с позиций отдельно взятых коммерческих банков формирование таких резервов (принимая во внимание необходимость выполнения нормативных требований, приводящих к отвлечению оборотных средств в нерабочие активы) приводит к
существенному сужению поля бизнеса и препятствует формированию долгосрочной стратегии развития банка[3].

Российские банки имеют ряд характерных особенностей, связанных с налогообложением прибыли. На рисунке 2 представлена схема, отражающая механизм расчета налогооблагаемой прибыли банка в соответствии с нормами действующего законодательства.

Особую статью валовых расходов банка, с точки зрения налогообложения прибыли составляют страховые резервы, которые включают часть затрат, связанных с формированием страхового резерва для покрытия рисков невозвращения основного долга по кредитам, приобретенным ценным бумагам и другим видам задолженности[4].

Рисунок 1 - Система налогообложения прибыли банков[5]

К основным резервам банков согласно относят: резерв для возмещения возможных потерь по кредитным операциям; резерв для возмещения возможных потерь от снижения рыночной стоимости ценных бумаг; резерв для возмещения возможных потерь от дебиторской задолженности[6]. Банк имеет право списывать на валовые расходы всю сумму перечисленных резервов.


Рисунок 2 - Механизм расчета налогооблагаемой прибыли банков[7]

Таким образом, создание страхового резерва в налоговом учете является своего рода налоговой льготой, поэтому ее предоставление не должно зависеть от классификации кредитного портфеля в финансовом учете банка[8]. По отдельным группам кредитам (под контролем, субстандартным, сомнительными и
безнадежными) создается специальный резерв, отчисления в который относятся к валовым расходам коммерческого банка. Однако, в налоговой практике по группе стандартных кредитов формируется общий резерв за счет прибыли прошлых лет, что в свете вышесказанного является дискуссионным моментом, требующим дальнейшей проработки. Введение указанной льготы является одним из инструментов налоговой политики государства, который учитывает повышенный риск в сфере деятельности банков как финансовых посредников[9].

Помимо резервов по активным операциям коммерческие банки формируют резервы по пассивам (обязательное резервирование плюс отчисления в Фонд гарантирования вкладов физических лиц), которые также отвлекаются в нерабочие активы, уменьшающие норму прибыли на привлеченный капитал. Однако в налоговом учете эти резервы на валовые расходы банка не относятся.

1.2. Порядок налогообложения прибыли банков

Банки исчисляют и уплачивают налог на прибыль согласно главы 25 НК РФ. В соответствии с нормами главы 25 НК РФ объектом обложения налогом на прибыль признается реально полученная прибыль, которая определяется как полученный банком доход, уменьшенный на величину произведенных расходов. При этом расходами признаются любые затраты при условии, что налогоплательщик может доказать их обоснованность и необходимость для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Потому законом предусмотрены открытые перечни доходов и расходов, учитываемых при определении налоговой базы. Банки, так же как и другие организации, при формировании налоговой базы применяют общие принципы признания доходов и расходов, но только в отношении специфики банковской деятельности (по банковским операциям и сделкам) [10]. Главой 25 НК РФ установлены особенности формирования доходов и расходов банков. В частности, в особом порядке определяются доходы и расходы для банков в отношении налогообложения операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями. В соответствии с п.5 ст. 290 НК РФ в состав доходов банка включается переоценка по операциям купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней в виде разницы между ценой реализации и учетной стоимостью. Кроме этого, предусмотрены особенности учета расходов на формирование резервов банков, а именно норма, устанавливающая порядок корректировки налоговой базы на сумму в срок не погашенной дебиторской задолженности по операциям, доходы от которых на дату их признания получены, подлежат включению в налоговую базу. Согласно ст. 290 НК РФ не подлежат включению в доходы банка суммы положительной переоценки средств в иностранной валюте, поступившие в оплату капиталов банка [16;113].


Банки как и другие плательщики налога на прибыль должны определять доходы и расходы для целей налогообложения одним из двух методов - методом начисления или кассовым методом. Согласно ст.271-273 НК РФ при методе начисления доходы и расходы признаются независимо от фактического поступления (выплаты) денежных средств в отчетном периоде[11].

При кассовом методе за основу признания доходов и расходов принимается день поступления средств на корреспондентский счет банка и соответственно, фактическая оплата расходов[12].

К доходам банков, кроме доходов, предусмотренных статьями 249 и 250 НК РФ, относятся также доходы от банковской деятельности, предусмотренные настоящей статьей. При этом доходы, предусмотренные статьями 249 и 250 НК РФ, определяются с учетом особенностей, предусмотренных статьей 290.

К доходам банков относятся, в частности, следующие доходы от осуществления банковской деятельности:

  • в виде процентов от размещения банком от своего имени и за свой счет денежных средств, предоставления кредитов и займов;
  • в виде платы за открытие и ведение банковских счетов клиентов;
  • от инкассации денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассового обслуживания клиентов;
  • от проведения валютных операций;
  • по операциям купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней в виде разницы между ценой реализации и учетной стоимостью;
  • в виде положительной разницы от превышения положительной переоценки иностранной валюты и драгоценных металлов над отрицательной переоценкой;
  • от операций по предоставлению банковских гарантий, обязательств, авалей и поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение в денежной форме;
  • в виде положительной разницы между полученной при прекращении или реализации (последующей уступке) права требования (в том числе ранее приобретенного) суммой средств и учетной стоимостью данного права требования;
  • от депозитарного обслуживания клиентов;
  • от предоставления в аренду специально оборудованных помещений и сейфов для хранения документов и ценностей;
  • в виде платы за доставку, перевозку денежных средств, ценных бумаг, иных ценностей и банковских документов (кроме инкассации);
  • в виде платы за перевозку и хранение драгоценных металлов и драгоценных каменей;
  • в виде платы, получаемой банком от экспортеров и импортеров, за выполнение функций агентов валютного контроля;
  • по операциям купли-продажи коллекционных монет в виде разницы между ценой реализации и ценой приобретения и др.[13].

Расходы банка перечислены в статье 291 НК РФ. В соответствии с данной статьей к расходам банка относятся также расходы в виде убытков по операциям купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней в виде разницы между ценой реализации и учетной стоимостью. Расходы на формирование резервов по сомнительным долгам и резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности включаются в состав прочих расходов равномерно в течение отчетного периода.

Сумма налога на прибыль определяется банками самостоятельно на основании бухгалтерского учета и отчетности. Налоговым периодом признается календарный год.

1.3. Стимулирование инвестиционной деятельности банков

через систему налогообложения

Увеличение объемов негосударственных инвестиций в экономику России было и остается одним из приоритетов национальной экономической политики. Потенциальные инвесторы называют крупные банки «черными ящиками», которые по-прежнему могут таить огромные риски, тормозящие инвестиционную активность в стране[14]. Однако, обладая значительным запасом денежных средств, сами банки не спешат участвовать в инвестиционных проектах. Это связано не только с неудовлетворительным бизнес-климатом в стране, но и с несовершенством системы налогообложения инвестиционной деятельности[15].

Инвестиционной деятельностью на сегодняшний день в основном занимаются крупные коммерческие банки, имеющие для этого достаточные ресурсы и возможности. Но и перед некоторыми из них стоит проблема наличия соответствующим образом разработанной технологии, позволяющей до минимума снизить кредитные риски, временные издержки, издержки, связанные с процедурой проведения комплексной экспертизы представленного предприятием проекта и финансового состояния потенциального заемщика[16].

Не говоря о проблемах связанных с несправедливым налогообложением, необъективных судебных решений по результатам налоговых проверок, некорректного применения норм Налогового Кодекса, характерных для всех сфер экономики, не только банковской, проблема несовершенства налогообложения коммерческих банков приобрела в последние несколько лет особое значение[17]. Негативные последствия глобализации, в том числе усиление международной конкуренции среди банков, сохранение нетранспарентности всей банковской системы и одновременная необходимость увеличения объемов частных инвестиций в экономику, осложняют проблему совершенствования налогообложения инвестиционной деятельности коммерческих банков. Для проведения эффективных реформ и достижения поставленных целей, налоговые изменения следует рассматривать как стимул к повышению устойчивости российских банков и как в перспективе сильнейшее влияние банков на важные отрасли экономики и общей экономической ситуации страны в целом, за счет их инвестиционных вливаний. В таких условиях налоги играют одну из важнейших ролей, так как сама по себе инвестиционная деятельность содержит множество рисков, способствующих снижению деловой активности, задача же государства в современных условиях – не только минимизировать риски связанные с налогообложением, но и регулировать вложения коммерческих банков, способствуя привлечению инвестиций в приоритетные проекты[18].