Файл: Правовые основы и проблемы нотариата в Российской Федерации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 59

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Исходя из задач, которые выполняют нотариальные органы, можно сделать вывод, что сущность нотариальной деятельности заключается в удостоверении и подтверждении определенных прав и фактов, в юридическом закреплении гражданских прав с целью предотвращения возможных нарушений или в качестве защиты уже нарушенных прав.

1.4. Принципы нотариата и его место в системе государственных органов

Деятельность нотариата основывается на принципах, закреплённых в правовых нормах и отражающих наиболее существенные черты деятельности нотариальных органов. К ним относятся:

-законность нотариальной деятельности, означающая обязательство следовать предписаниям норм законодательства Российской Федерации

-охрана интересов физических и юридических лиц, заинтересованных в совершении нотариальных действий

-ведение делопроизводства на русском языке или на языке, определённым законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 10 Основ «если обратившееся за совершением нотариального действия лицо не владеет языком, на котором ведётся нотариальное делопроизводство, тексты оформленных документов должны быть переведены ему нотариусом или переводчиком».

Соблюдение тайны совершаемых нотариальных действий. В отличие от судов, которые рассматривают и разрешают дела открыто нотариусы и другие должностные лица, совершающие нотариальные действия, должны хранить тайну этих действий. Требование сохранения тайны распространяется не только на содержание нотариального действия, но и на факт обращения с просьбой о его совершении

Большое значение для деятельности нотариуса имеют процессуальные нормы, обеспечивающие правильное и быстрое разрешение дела. Строгое соблюдение заранее предусмотренных и установленных законодательством Российской Федерации правил совершения нотариальных действий обеспечивает законность и порядок деятельности нотариальных органов.

Нотариальная деятельность основывается на принципе возмездности, хотя и не считается предпринимательством, не преследует цели извлечения прибыли. Предпринимательство предполагает извлечение прибыли. Предприниматель в сфере материального бизнеса или в сфере услуг сам устанавливает цены и сам регулирует их, ориентируясь на спрос и предложение. Нотариус же не может устанавливать цены на свои услуги - они устанавливаются законом, и нарушение закона о пошлине является прямым основанием лишения нотариуса лицензии.


Нотариат в России – это система государственных органов, а также должностных лиц, которым в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации о нотариате предоставлено право совершать нотариальные действия. В эту систему входят Министерство юстиции Российской Федерации, министерства юстиции республик, входящих в состав Российской Федерации, управления юстиции субъектов Российской Федерации, государственные нотариальные конторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, должностные лица органов исполнительной власти и консульских учреждений, а также другие должностные лица, которые действующим законодательством наделены правом в исключительных случаях совершать нотариальные действия.

Нотариат по своему характеру и выполняемым функциям относится к числу органов государственного управления, так как совершение нотариальных действий возможно только органом, обладающим определенными властными полномочиями. Полномочия органов, входящих в систему нотариата, различны. В полном объеме нотариальные действия совершают нотариусы как работающие в государственных нотариальных конторах, так и частнопрактикующие. Однако следует отметить, что ведение наследственных дел возложено на государственных нотариусов и только в случае отсутствия - в нотариальном округе государственной нотариальной конторы наследственные дела передаются частнопрактикующему нотариусу. Несколько уже круг полномочий должностных лиц консульских учреждений РФ.

Должностные лица органов исполнительной власти совершают лишь несколько нотариальных действий и только в случаях отсутствия в населенном пункте нотариуса.

Взаимоотношения входящих в систему нотариата органов регулируются Основами законодательства Российской Федерации о нотариате. Хотя нотариус в профессиональной деятельности независим и подчиняется только закону, он входит в состав иерархической пирамиды и является ее нижним и основным звеном. Он находится в трудовых отношениях с соответствующим органом юстиции субъекта Федерации, который устанавливает нотариальным конторам, в том числе и частным, режим работы, утверждает правила трудового распорядка, контролирует соблюдение трудовой дисциплины, осуществляет другие организационные и контрольные функции. Это все касается государственного нотариуса, частный нотариус в своей профессионально-трудовой деятельности свободен.

На верху пирамиды - Министерство юстиции Российской Федерации, министерства юстиции республик, входящих в состав РФ. В них имеются управления, в состав которых входят отделы нотариата. Они вырабатывают стратегию развития нотариата, разрабатывают методические указания и инструкции по специальным вопросам и осуществляют контроль за нотариальной деятельностью.


2. Правовые основы и проблемы нотариата в Российской Федерации.

2.1. Правовые источники нотариальной деятельности.

Круг источников нотариального производства очерчен в ст. 1 и ст. 5 Основ законодательства о нотариате, которые долж­ны применяться с учетом Конституции 1993 г.

Согласно ст.5 Основ нотариус беспристрастен и независим в своей деятельности и руководствуется:

- Конституцией Российской Федерации;

- конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации;

- настоящими Основами;

- иными нормативными правовыми актами РФ и субъектов РФ, принятыми в пределах их компетенции, а также международными договорами.

Законодательство, регулирующее нотариальную деятель­ность, состоит из: международных правовых актов; Конституции РФ и федеральных законов; конституций, уставов и законов субъектов РФ; нормативных правовых актов, изданных уполно­моченными на то органами государственной власти.

Согласно ч.4 ст.15 Конституции РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры являются частью ее правовой системы. Например, нотариусами применяются: Конвенция, отменяющая требо­вание легализации иностранных официальных документов (Гаага, 05.10.1961 г.); Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголов­ным делам (Минск, 22.01.1993 г.), целый ряд других меж­дународных соглашений и договоров.

Существенное значение для правоприменительной практики имеет Европейская конвенция о защите прав чело­века и основных свобод. Основные права и свободы, закреп­ленные в данной Конвенции, имеют приоритетное значение и для нотариусов, которые обязаны соблюдать ее положения.

Основным нормативным актом, регулирующим деятельность нотариусов, являются «Основы законодательства Российской Федерации о нотариате», которые были приняты 11 февраля 1993 г. и вступили в силу 11 марта 1993 г. Их принятие было закономерным явлением в связи с зарождением имущественного оборота, объективной необходимостью защиты частной собственности, вовлечением в гражданский оборот недвижимости, земли и иного дорогостоящего имущества. Основы пошли по пути учреждения свободного нотариата, т.е. ввели институт свободных нотариусов - независимых представителей государства.


Основы законодательства России о нотариате  определяют:

- современную организацию нотариата,

- правовой ста­тус нотариуса,

- компетенцию и порядок деятельности нотариуса,

-размер ставок государственной пошлины и тарифов по нотариаль­ным действиям.

Структурно Основы о нотариате состоят из двух разделов: Организационные основы деятельности нотариата и Нотариальные действия и правила их совершения. В первый раздел входят главы о правовом статусе нотариусов, об их правах и обязанностях, порядке учреждения, замещения и ликвидации должностей нотариусов, а также должностей стажера и помощника нотариуса; о финансовом обеспечении и контроле над деятельностью нотариусов и о нотариальных палатах как особых профессиональных объединениях нотариусов, занимающихся частной практикой. Главы второго раздела посвящены определению круга нотариальных действий и правилам их совершения, а также применению нотариусами норм иностранного права и международных договоров.

Наряду с Основами законодательства России о нотариате необходимо выделить следующие кодифицированные акты:

- Налоговый кодекс РФ;

- Гражданский кодекс РФ;

- Семейный кодекс РФ.

Поскольку законодательство о нотариате относится к совместной компетенции Федерации и ее субъектов, приня­тие Основ не исключает установления республиканскими, краевыми, областными органами государственной власти норм, не противоречащих Основам и регламентирующим деятельность нотариата. В некоторых случаях это прямо пре­дусмотрено в Основах (например в ст. 14 и ст.34).

Значительную роль в регламентации нотариальной деятельности играют нормативные правовые акты, издавае­мые Министерством юстиции РФ. Например, Приказом Минюста от 21 июня 2000 г. №179 утвержден порядок прохождения ста­жировки лицами, претендующими на должность нотариуса. Вопросы, связанные с принятием экзамена у лиц, же­лающих получить лицензию на право нотариальной деятель­ности, квалификационной комиссией, регламентируются приказом Минюста РФ от 14.04. 2000 г. №132.

После успешной сдачи квалификационного экзамена ли­цо имеет право на получение лицензии на осуществление нота­риальной деятельности. Порядок выдачи данной лицензии ут­вержден приказом Минюста РФ 26.10.1998 г. №150.

Министерство юстиции оказывает и методическую по­мощь нотариусам в осуществлении их обязанностей. Так прика­зом Минюста РФ от 15 марта 2000 г. № 91 утверждены «Методи­ческие рекомендации по совершению отдельных видов нотари­альных действий нотариусами Российской Федерации».


Порядок совершения нотариальных действий должно­стными лицами органов исполнительной власти в населенных пунктах, где нет нотариусов, устанавливается Инструкцией о порядке совершения нотариальных действий, утвержденной Министерством юстиции РФ от 19 марта 1996 г.

Одним из важнейших законов, регулирующих порядок деятельности нотариусов, является Федеральный закон от 02.11.2004 №127-ФЗ (ред. от 29.11.2012) «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации». Согласно которому за выполнение нотариальных действий, нотариусы, занимающиеся частной практикой, взимают плату по тарифам, соответствующим размерам государственной пошлины, предусмотренной за совершение аналогичного действия в государственной нотариальной конторе. В других случаях тариф определяется соглашением между лицами, обратившимися к нотариусу, и нотариусом (ст. 22 Основ о нотариате). Данное правило является защитой интересов нотариусов, занимающихся частной практикой, поскольку они самостоятельно несут ответственность, платят налоги и иные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, при этом не получая никакой поддержки от государства; поэтому, если взыскивать плату по всем действиям согласно закону «О государственной пошлине», то нотариус чисто экономически не сможет осуществлять свою деятельность.

Необходимо сказать и о законодательстве, касающемся нотариальной формы документов, т.е. определяющем обязательность нотариальной формы для определенных видов документов.

2.2. Актуальные проблемы нотариата в Российской Федерации.

Анализируя действующее законодательство о нотариате и проект ФЗ «О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации», можно выделить следующие актуальные проблемы совершенствования этой деятельности в России. Нотариат в Российской Федерации представляет собой систему органов и должностных лиц, которые в соответствии с законом совершают различные нотариальные действия. Система нотариата выступает частью государственной системы, независимо от способа своей организации. В эту систему входят государственные и частные нотариусы, должностные лица консульских учреждений за рубежом, главы местной администрации поселений и специально уполномоченные лица местного самоуправления поселений.