Файл: Проектирование реализации операций бизнес-процесса «Расчет заработной платы» (разработка информационной системы процесса расчета заработной платы).pdf
Добавлен: 26.06.2023
Просмотров: 156
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Выбор комплекса задач автоматизации.
1.2. Характеристика существующих бизнес – процессов
1.3. Характеристика документооборота, возникающего при решении задачи.
1.4. Обоснование проектных решений по информационному обеспечению.
1.5 Обоснование проектных решений по программному обеспечению
2.1. Информационная модель и её описание.
2.2. Характеристика нормативно-справочной, входной и оперативной информации
2.3. Характеристика результатной информации
2.4. Общие положения (дерево функций и сценарий диалога)
2.5. Характеристика базы данных
2.6 Структурная схема пакета (дерево вызова программных модулей)
2.7 Описание программных модулей
Введение
Развитие рыночных отношений в России обусловило эволюцию управления трудовыми ресурсами, систем оплаты труда на основе учета рыночной стоимости трудовых ресурсов, оценки эффективности труда работников и их квалификации. В острой конкурентной борьбе предприятий возрастает роль трудовых ресурсов как одного из ключевых факторов успеха, непосредственно влияющих на достижение целей организации. В связи с этим на первый план выходит проблема мотивации персонала и, в частности, его материального стимулирования.
Право устанавливать уровень и системы оплаты труда в организациях негосударственного сектора в соответствии с существующим законодательством передано самим предприятиям. Организация системы оплаты зависит от того, как предприятие оценивает должности, какие приоритеты устанавливает при оценке и каким образом строит иерархию ценности этих должностей. Для экономики в целом и для многих организаций насущно необходимо выстраивать собственную иерархию должностей на основании их оценки, а также постоянно совершенствовать систему оплаты труда, предусматривая возможность дифференциации оплаты как за непосредственно выполненную работу, ее качество, так и за достигнутый уровень квалификации, опыта, вклад и т. д
Объектом и предметом исследования является процесс расчета заработной платы.
Цель работы - разработка информационной системы процесса расчета заработной платы.
Методы исследования: анализ предметной области и полученных результатов и их систематизация, анализ данных.
В процессе работы рассматриваются особенности процесс расчета заработной платы а также разрабатывается информационная система по данному процессу в системе «1С:Предприятие 8.2».
Эффективность от внедрения данного процесса определяется такими показателями как доступность, эффективность, управляемость ИТ-инфраструктурой, а также позволяет минимизировать негативное влияние ИТ-инцидентов на бизнес и увеличить качество предоставляемых ИТ-сервисов.
Можно выделить основные задачи, которые необходимо решить в процессе выполнения данной работы для достижения основной цели:
- - Провести анализ и описание предметной области;
- - Создать хранилище данных;
- - Обеспечить систему функцией контроля правильности оформления документов;
- - Изучить особенности работы пользователя и области применения информационной системы;
- Обеспечить максимальную безопасность данных в системе;
- Разработать интерфейс пользователя, учитывающий особенности специфики работы пользователя;
Итогом проделанной работы должен стать АИС для автоматизации процесса расчета заработной платы, для информационной системы бухгалтерии, настроенный под требования сотрудников.
1 глава. Аналитическая часть
1.1. Выбор комплекса задач автоматизации.
В соответствии с законодательством РФ, при аккордной системе оплаты труда заработная плата не может быть ниже минимального размера оплаты труда (МРОТ) ["Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.10.2016)].
Для сотрудников, в результате деятельности которых организация получает прямой доход, может быть установлена комиссионная система оплаты труда (рекламные агенты, торговые представители, менеджеры по продажам и т.д.) [Политика доходов и заработной платы: Учебник/ Под ред. П.В. Савченко и Ю. П. Кокина. – М.:Юристъ, 2000].
При комиссионной системе могут применяться следующие варианты начисления зарплаты:
1. процент от выручки;
2. оклад + процент от выручки;
3. процент от выручки, размер которого не ниже размера оклада.
При системе плавающих окладов размер зарплаты зависит от выручки предприятия. Такая система устанавливается только для всего коллектива организации. Размер заработной платы и система ее начисления согласовываются при заключении трудового договора. Независимо от установленного в организации порядка начисления заработной платы и ее размера, она должна выплачиваться сотрудникам два раза в месяц согласно Трудовому кодексу РФ.
Формирование фонда оплаты труда
Фонд формируется из:
· денежных средств для уплаты зарплаты;
· осуществленных выплат за учебные отпуска, по простою организации, за вынужденные прогулы;
· надбавок к зарплате;
· премиальных вознаграждений.
Порядок начисления
Рассмотрим, как же начисляется зарплата, какие первичные документы существуют и какие формы оплаты труда могут применяться в организациях[Верховцев А. В. Заработная плата./А. В. Верховцев - 3-е изд., перераб. и доп -М.: ИНФРА - М, 2000. - 148 с.].
Первичной документацией для выплаты заработанных средств являются:
· табель учета;
· лист нетрудоспособности;
· приказ о назначении премии;
· наряд на сдельную работу;
· приказ о назначении финансовой помощи;
· исполнительный документ;
· заявление на налоговый вычет;
· акт выполненных работ;
· маршрутный лист;
· другая документация.
1.2. Характеристика существующих бизнес – процессов
Бизнес-процесс - это реализация функции во времени, способ решения бизнес-задачи. Бизнес-процесс описывает процесс выполнения функции, в какой последовательности и в каких вариантах, а также взаимодействие функций между собой в работе организации.
Основные бизнес-процессы:
- начислить зп;
- расчитать удержания;
- расчитать сумму к выдаче
-оформить отчетность
Процессы управления:
- обеспечение соблюдения технологии обработки кадровых данных и порядка документооборота.
- анализ движения лекарств
Автоматизации в нашем случае подлежат следующие процессы:
- начислить зп;
- расчитать удержания;
- расчитать сумму к выдаче
-оформить отчетность
Построим модель Как есть (рис. 1, 2).
Рис. 1.1. Функциональная модель нулевого уровня «Расчет заработной платы» AS-IS
Взаимодействие системы с окружающей средой описывается с помощью входов («Кадровые данные»), выходов («Платежная ведомость», «Расчетные листки» и «Отчетность»), управления («ФЗ о бухгалтерском учете») и ресурсов («Бухгалтер»).
Исполнителем процесса является Бухгалтер.
Рис.1. 2. Функциональная модель первого уровня «Расчет заработной платы» AS-IS
В процессе анализа предметной области выявлено, что на различные расчеты тратится много времени, возникает путаница с данными сотрудников, которые подлежат строгой отчетности, документы в бумажном виде часто теряются. Так же много времени уходит на оформление отчетов.
Построим модель Как будет (рис. 3, 4).
На для процессов:
- начислить зп;
- расчитать удержания;
- расчитать сумму к выдаче
-оформить отчетность
добавляется Программа
Рис. 1.3. Функциональная модель нулевого уровня «Расчет заработной платы» TO-BE
Программа участвует во всех бизнес-процессах на складе, что приводит к значительной экономии времени
Рис. 1.4. Функциональная модель первого уровня «Расчет заработной платы» TO-BE
1.3. Характеристика документооборота, возникающего при решении задачи.
Основными документами в рассматриваемой задаче являются Прием сотрудника и Начисление зарплаты. Схема документооборота приведена в таб. 1.1
Таблица1.1
Схема документооборота
Отдел кадров |
Бухгалтер |
Архив |
|
Прием сотрудника |
Приказ |
||
Начисление зарплаты |
Начисление зп Приказ |
Выплата зп одная накладная |
Существующий способ учета связан с большой трудоемкостью, разрозненностью сведений, что с большой вероятностью ведет к их утере или неправильной интерпретации. На сегодняшний день невозможно получить сведения о сотрудниках и окладах, а так же данные налогового учета.
Кроме того, в отчетный период необходимо составление аналитических отчетов, включающих в себя анализ работы за определенный период, что очень затруднительно.
Временные характеристики описанных процессов приведены в таблице 1.2.
Таблица 1.2
Характеристики описанных процессов
Действие |
Среднее количество за рабочий день |
Время, необходимое для выполнении одного действия, минут |
Общее время, минут |
Прием сотрудника |
10 |
15 |
150 |
Начисление зарплаты |
5 |
30 |
150 |
ИТОГО, минут: |
300 |
Таким образом, ежедневно, в среднем, 300 минут или 5 часов , сотрудник занят занесением необходимых сведений в книги учета, а также, при необходимости анализом и поиском нужных сведений. Учитывая, что продолжительность рабочего дня составляет 8 часов, делаем вывод, что на выполнение остальных обязанностей остается менее 40 % рабочего времени, что крайне неэффективно.
Для данного способа также характерны следующие недостатки:
- Невысокая скорость и точность выполнения расчетов.
- Неэффективное использование рабочего времени.
- Возможность потери важных документов.
- Бюрократия – увеличивающийся «поток» бумажной работы.
В результате проводимой автоматизации предполагается постоянно иметь точнейшие сведения о заработной плате и налогах, сократить время на подготовку аналитических отчетов и передачу документов за счет их электронной формы.
Очевидно, что для автоматизации необходимо использовать такие средства, как персональные компьютеры, принтеры, а также специальное программное обеспечение и, возможно, локальную вычислительную сеть.
Проведем расчет ожидаемого эффекта от внедрения средств автоматизации. В таблице 1.3 произведен расчет эффекта внедрения.
Таблица 1.3
Расчет эффекта внедрения
Действие |
Среднее количество за рабочий день |
Время, необходимое для выполнения одного действия, минут |
Общее время, минут |
Прием сотрудника |
100 |
1 |
100 |
Начисление зарплаты |
50 |
2 |
100 |
ИТОГО, минут: |
200 |
Таким образом, ожидаемая экономия рабочего времени составляет около 3 часов ежедневно, что позволяет увеличить эффективность работы бухгалтерии.
1.4. Обоснование проектных решений по информационному обеспечению.
В состав классификаторов входят следующие:
- Справочник "Подразделения"
- Справочник "Должности"
- Справочник "Премии"
- Справочник "Сотрудники"
- Справочник «Образование»
В список первичных документов входят:
- Прием сотрудника
- Начисление зарплаты
В результате должны формироваться следующие документы:
- Начислено;
- Расчетные листки;
- Ведомость.
Для ввода и вывода информации используются экранные формы, которые проектируются и создаются до начала внедрения системы данное решение актуально, так как состав информации используемой информационной системой постоянен и не будет изменяться во время её эксплуатации.
Для решения поставленных задач предлагается использовать 1С:Предприятие - это система программ, предназначенная для автоматизации различных областей экономической деятельности предприятий, организаций и учреждений, независимо от их вида деятельности и формы собственности, с различным уровнем сложности учета. За счет своей универсальности она используется для автоматизации самых разных участков экономической деятельности предприятия: бухгалтерский, кадровый, оперативный торговый, складской и производственный учет, а также расчет заработной платы, учет товарных и материальных средств, взаиморасчетов с контрагентами.