Файл: Приватизационные ценные бумаги.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 122

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Эти же потребности вызвали к жизни особенности приватизации государственных предприятий топливно-энергетического комплекса, включая предприятия энергетики, газового хозяйства, нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности, предприятий железнодорожного транспорта и некоторых других отраслей хозяйства. Они устанавливались президентскими указами и содержали многочисленные изъятия из правил законодательства о приватизации, нередко обусловленные и ведомственными, а не только публичными интересами.

В особом порядке проводилась также приватизация совхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятий и предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции и материальному обслуживанию агропромышленного комплекса. Наконец, акции некоторых приватизированных предприятий полностью или частично не были проданы из-за отсутствия приобретателей и остались в публичной собственности, а соответствующие предприятия - под контролем государства. С этой точки зрения одним из перспективных способов приватизации в настоящее время можно считать преобразование государственных и муниципальных предприятий в открытые акционерные общества со 100%-ным публичным участием (ст. 20 Закона о приватизации) Такие "компании одного лица", формально будучи частными собственниками своего имущества, фактически находятся под полным государственным контролем, выполняя волю и реализуя интересы своего единственного акционера.

3.2 Продажа приватизируемых объектов по конкурсу и на аукционах

Основной формой приватизации мелких и средних предприятий (со среднесписочной численностью работающих до 200 человек и с определенной балансовой стоимостью основных фондов) стала продажа их имущества по конкурсу и на аукционах.

Государственная программа приватизации предприятий 1993 г отдавала выбор способа приватизации - аукцион или инвестиционный конкурс - на решение трудовых коллективов приватизируемых предприятий Основные положения госпрограммы приватизации после 1 июля 1994 г предусматривали продажу на конкурсах и аукционах только акций приватизированных предприятий (акционерных обществ) или отдельных объектов недвижимости, но не предприятий в целом.

Она осуществлялась соответствующими фондами имущества, которые выступали в качестве продавцов.


На аукционе приватизируемые имущественные комплексы или отдельные объекты продаются покупателям, предложившим в ходе торгов наивысшую цену (п. 1 ст. 22 Закона о приватизации). При этом для продажи имущества мелких предприятий или отдельных объектов недвижимости использовался открытый аукцион, тогда как для реализации имущества средних предприятий (или принадлежащих публичным образованиям пакетов акций) использовался закрытый аукцион (закрытый тендер), предусматривающий ограниченный круг участников. Закрытые тендеры были рассчитаны на привлечение солидных инвесторов, хотя фактически во многих случаях повлекли участие подставных лиц и исключение реальных торгов. Действующий Закон о приватизации в ст. 22 не проводит различия между открытыми и закрытыми аукционами (кроме случая продажи акций на специализированном аукционе, который должен проводиться только в форме открытых торгов).

В отличие от аукциона конкурс предполагает выполнение приобретателем некоторых дополнительных условий (например, по сохранению профиля работы предприятия, определенного количества рабочих мест, вложения определенных инвестиций и т. п.), а не только уплаты наивысшей по сравнению с другими предложениями цены. Правовые акты о приватизации предусматривали проведение коммерческих конкурсов в форме открытых аукционных торгов или, в виде исключения, закрытого тендера (разрешенного только при приватизации предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания, расположенных в сельской местности, при котором к участию в торгах допускались лишь работники приватизируемого предприятия и жители соответствующего региона).

Действующий Закон о приватизации в ст. 21 различает коммерческие конкурсы с инвестиционными и (или) социальными условиями. Инвестиционные условия могут предусматривать осуществление реконструкции, модернизации и расширения производства на приватизируемом объекте, а также осуществление протекционистских мер в отношении российских товаропроизводителей или погашение задолженности по бюджетным платежам. Социальные условия конкурса могут предусматривать сохранение прежних или создание новых рабочих мест, ограничения на изменение профиля деятельности предприятия, проведение мероприятий по охране окружающей среды и т. д. Важно подчеркнуть, что согласно п. 2 ст. 21 Закона о приватизации приобретатель объекта (победитель конкурса) получает право распоряжения им только после выполнения всех соответствующих условий данного конкурса.


Ранее возможным было также проведение некоммерческого инвестиционного конкурса, при котором от покупателя требовалось "лишь" осуществление соответствующей инвестиционной программы, поскольку сам имущественный комплекс приобретался нередко за символическую плату. Кроме того, по инвестиционному конкурсу продавались принадлежащие государству пакеты акций (оплачиваемые приобретателями по номиналу, а не по рыночной стоимости, но при условии внесения определенных инвестиций в обусловленный срок). Все некоммерческие инвестиционные конкурсы должны были быть открытыми. К сожалению, и здесь отсутствие должного контроля за выполнением приобретателями условий конкурсов привело к многочисленным злоупотреблениям.

На конкурсах и аукционах могут продаваться принадлежащие публично-правовым образованиям акции открытых акционерных обществ.

3.3 Иные способы приватизации

В довольно ограниченных рамках в качестве способа приватизации государственных и муниципальных предприятий сохранилась аренда их имущества с правом последующего выкупа, рассматривавшаяся еще в конце 80-х гг. как основной путь приватизации ("разгосударствления"). Она допускается лишь в том случае, когда арендный договор с условием о выкупе был заключен до 17 июля 1991 г. (время вступления в силу ранее действовавшего Закона о приватизации предприятий) и содержит все условия о размере, сроке и порядке внесения выкупа (чего не требовало первоначально предусмотревшее такую возможность союзное законодательство об аренде). Кроме того, структурным подразделениям предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания, ранее не имевшим в силу этого права на выкуп арендованного имущества, такое право могло быть предоставлено при их выделении из состава предприятия в порядке "коммерциализации" (п. 2 ст. 15 Закона о приватизации предприятий).

Наконец, арендованные самостоятельные объекты нежилого фонда (здания, строения и отдельные помещения) продавались их арендаторам в порядке приватизации (с ограничениями, установленными госпрограммами приватизации).

Во всех остальных случаях арендатор имущества приватизируемого предприятия (в роли которого обычно выступает юридическое лицо, созданное его работниками) вправе в общем порядке создать открытое акционерное общество с государственным участием и впоследствии участвовать в приобретении его акций. В этом случае арендатор публичного имущества получает теперь право первоочередного приобретения акций такого общества (п. 1 ст. 26 Закона о приватизации). Кроме того, программами приватизации в настоящее время допускается приватизация некоторых видов имущества государственных или муниципальных предприятий (при преобразовании их в акционерные общества со 100%-ным государственным или муниципальным участием) посредством сдачи его работникам таких предприятий в аренду с правом выкупа, но по рыночной, а не по первоначальной (балансовой) стоимости (п. 8 ст. 20 Закона о приватизации). Таким образом, аренда с выкупом сохранилась только в качестве "остаточной" (от прежнего правопорядка) формы приватизации.


Приватизация путем внесения вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ (ст. 23 Закона о приватизации) означает создание хозяйственных обществ с государственным или муниципальным участием. По смыслу законодательства о приватизации доля публично-правового образования в таких обществах не должна превышать 25%, иначе такая сделка не считается совершенной с надлежащим субъектом приватизации и может быть признана недействительной.

Продажа имущества ликвидируемых и ликвидированных предприятий, находившихся в государственной и муниципальной собственности, до принятия нового Закона о приватизации также считалась особой разновидностью приватизации, ибо решение о ликвидации такого предприятия одновременно рассматривалось и в качестве решения о его приватизации (если, конечно, оно не входило в перечень запрещенных к приватизации предприятий). Такая продажа осуществлялась соответствующим фондом имущества в ходе ликвидации предприятия и должна была производиться исключительно на открытых аукционах, причем, как правило, в виде отдельных "имущественных лотов" (частей), а не целиком (в виде имущественного комплекса).

Аналогичным образом продавалось (приватизировалось) и имущество государственных и муниципальных предприятий, оставшееся после их ликвидации и завершения расчетов с кредиторами. Данный порядок не распространялся на случаи продажи имущества предприятий в результате их банкротства, а также на случаи продажи государственных предприятий - должников как единых имущественных комплексов.

Объекты незавершенного строительства (недостроенные и не сданные в эксплуатацию имущественные комплексы либо отдельные здания, сооружения и тому подобные объекты), в том числе входящие в состав имущества государственных и муниципальных предприятий (находящиеся на их балансе), приватизировались по решению соответствующих комитетов по управлению имуществом с учетом мнения министерств и ведомств, в том числе после их выделения из состава имущества приватизируемых предприятий, путем их продажи на аукционах или по конкурсу либо путем создания на их базе открытых акционерных обществ с последующей продажей их акций. Незанятые (неиспользуемые) здания, строения, сооружения и помещения продавались на открытых аукционах и конкурсах вместе с земельными участками, на которых они расположены.

В настоящее время эти виды имущества как самостоятельные объекты приватизации должны приватизироваться в общем порядке одним из способов, предусмотренных п. 1 ст. 16 Закона о приватизации.


3.4 Приватизационные ценные бумаги

Для вовлечения в процесс приватизации всего населения, а не только работников приватизируемых предприятий всем гражданам в качестве предъявительских ценных бумаг были выданы приватизационные чеки ("ваучеры"), на которые в течение срока их действия можно было приобрести акции приватизируемых предприятий. При этом было установлено, что значительную часть (от 35 до 90%) таких акций можно было приобрести лишь за "ваучеры", которые поэтому в тот период активно скупались у населения. Проводились также специализированные чековые аукционы по продаже акций, на которых приобретение акций допускалось исключительно за "ваучеры".

Фактически, однако, основной части населения оказались недоступными акции наиболее перспективных предприятий, а сами "ваучеры" в большой массе оказались в руках профессиональных предпринимателей, успешно оттеснивших рядовых граждан от роли акционеров. Все это породило негативное отношение населения к "ваучерной приватизации".

Новый Закон о приватизации в ст. 12 установил, что законным (общеобязательным) средством платежа при приватизации признается денежная единица (валюта) РФ, т. е. рубль, но не приватизационные ценные бумаги. Однако в п. 2 ст. 12 указано, что специальным законом в этом качестве могут быть признаны также "целевые долговые обязательства Российской Федерации". Такие "обязательства" федерального государства (по сути - суррогаты ценных бумаг) могут быть, в частности, выпущены в погашение определенной части его внутреннего долга.

Заключение.

Из всего вышесказанного можно подвести следующее:

Приватизация представляет собой особый способ передачи имущества из публичной в частную собственность, связанный с отчуждением большого количества объектов, находившихся в публичной собственности в силу особенностей организации прежней, огосударствленной экономики.

Она является временной, переходной мерой по формированию материальной базы для развития рыночного хозяйства и соответствующего ему нормального, а не урезанного имущественного оборота. Этим, в частности, объясняется отсутствие специальных норм о приватизации в Гражданском кодексе и в других общих актах гражданского законодательства.

Проводимая в России приватизация государственного и муниципального имущества стала одним из главных направлений экономических преобразований, направленных на отказ от господствующей роли государства в экономике.