Файл: Основные нормативные документы, регулирующие ведение бухгалтерского учета в организациях. Международные стандарты бухгалтерского учета (Проблемы перехода на международные стандарты учета и отчетности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 66

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

введение

Актуальность темы. В связи с реформированием экономики в нашей стране проблема нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета, которое претерпело значительные изменения, приобрела еще большую актуальность. Процесс реформирования затронул не только инструкции различных министерств и ведомств, но и федеральные законы.

Начиная с 01.01.2013 (после вступления в силу нового Федерального закона от 06.12.2011 № 402- ФЗ «О бухгалтерском учете») в бухгалтерской практике появилось мнение, что произошли изменения в структуре уровней нормативного регулирования и ее содержании. При этом существует необоснованная точка зрения авторов, что Закон № 402-ФЗ стал относиться к нулевому уровню нормативно-правовой базы в системе бухгалтерского учета.

Согласно Федеральному закону от 27.07.2010 N 208-ФЗ, применению на территории Российской Федерации подлежат МСФО и Разъяснения МСФО в переводе на русский язык, признанные Минфином России по согласованию с ФСФР и Банком России. Приказами от 25.11.2011 №160Н «О введении в действие Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности на территории Российской Федерации», указанные Стандарты обязательны к применению [21].

Несмотря на то, что введение МСФО в Российской Федерации - это значительный прорыв в сближении российской системы бухгалтерского учета с отчетностью по международным стандартам [21], на практике для российских банков это оборачивается дополнительными организационными трудностями, что является дополнительным подтверждением актуальности проведенного в работе исследования.

Объект исследования – общественные отношения, возникающие в процессе регулирования бухгалтерского учета в организациях.

Предмет исследования – система бухгалтерского учета.

Цель работы – изучить нормативные основы регулирования бухгалтерского учета в организациях.

В процессе реализации цели необходимо решить следующие задачи:

  • рассмотреть понятие и структуру нормативного регулирования бухгалтерского учета;
  • изучить понятие принципы международных стандартов бухгалтерского учета;
  • охарактеризовать специфику составления финансовой отчетности в соответствии с МСФО;
  • проанализировать практика формирования консолидированной финансовой отчетности банковских групп в соответствии с новейшими изменениями в законодательстве.

Методы исследования. Для решения поставленных задач использованы следующие методы научного исследования: теоретический анализ научных литературных источников, сравнение, конкретизация, моделирование.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Глава 1. Основные нормативные документы, регулирующие ведение бухгалтерского учета в организациях

1.1. Правовое регулирование бухгалтерского учета

Информация, полученная на основании данных бухгалтерского учета, в настоящее время является основной для большинства пользователей. Данные учетных регистров, которые сгруппированы и детализированы по определенным признакам, позволяют оценивать финансовые риски, составлять бухгалтерскую и статистическую отчетность, которые в свою очередь формируют мнение пользователей о финансовом состоянии организации, перспективах ее развития. [9, c.31]

Развитие рыночных отношений, усложнение задач, стоящих перед бухгалтерским учетом, предъявляют повышенные требования к квалификации и профессионализму учетных работников.

Таким образом, бухгалтерский учет представляет сферу общественных отношений, в которой практическое применение правовых норм является особо актуальным. Требования к бухгалтерскому учету и возможность осуществления контроля за их выполнением содержит система нормативно-правового регулирования. [9, c.34]

В общем виде систему нормативно-правовых актов России представляют в следующем виде:

  1. Конституция (Основной закон) РФ.
  2. Федеральные законы; подзаконные правовые акты.
  3. Указы Президента РФ.
  4. Постановления Правительства РФ.
  5. Нормативные акты министерств и ведомств.
  6. Нормативные акты органов государственной власти и управления субъектов Федерации и муниципалитетов.
  7. Локальные нормативные акты государственных и негосударственных организаций различных форм собственности. [10,c. 54]

Конституция (Основной закон) РФ является основой всего законодательства России.

Федеральные законы принимаются в РФ Государственной Думой, после чего передаются на рассмотрение Совета Федерации для одобрения.

Указы Президента РФ (главы государства) занимают следующее после законов место в системе нормативных актов и обязательны для исполнения на всей территории РФ.

В качестве предмета регулирования указов выступают основные направления внутренней и внешней политики. Указы Президента РФ как устанавливают самостоятельные нормы права, так и носят ненормативный характер, включая поручения органам управления разработать нормативные акты в пределах своей компетенции. [10,c.56]

Постановления Правительства РФ. Правительство РФ осуществляет исполнительную власть в стране и, реализуя эту задачу, принимает решения, имеющие нормативный характер или наиболее важное значение, которые издаются в форме постановлений. Особенность постановлений Правительства РФ состоит в том, что они могут быть приняты лишь на основании и во исполнение законов РФ, а также указов Президента РФ.

Нормативные акты министерств и ведомств (иные федеральные органы исполнительной власти). Особенность их состоит в том, что министерства и ведомства могут издавать приказы и инструкции, содержащие нормы права, в случаях и пределах, предусмотренных законами РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ. Издание любого ведомственного акта должно быть основано на специальном указании вышестоящих органов. [15 ,c. 67]

Нормативные акты органов государственной власти и управления субъектов Федерации и муниципалитетов. Органы власти и управления субъектов Федерации согласно своей компетенции, принимают решения, облекая их в правовую форму. Издаваемые ими нормативные правовые акты распространяются лишь на территории соответствующих регионов. Решения областного уровня (законы, распоряжения) доводятся до исполнителей в течение 7 дней со дня их принятия, но не позднее даты вступления в силу. [10, c.45]

Локальными нормативными актами государственных и негосударственных организаций различных форм собственности называются юридические акты, содержащие нормы права, принимаемые субъектами управления организации. К таким актам относятся издаваемые руководителем организации уставы и положения, на основе которых организации осуществляют свою деятельность. Подобные акты составляют нижнее звено подзаконных правовых актов. [11,c.71]


Общим для всех видов подзаконных актов РФ является то, что они, наряду с законами, регулируют отношения между субъектами гражданского оборота. Граждане и юридические лица, выполняя нормы права, содержащиеся в подзаконных актах, укрепляют режим законности и правопорядка государства.

Согласно п. «р» ст. 71 Конституции РФ [1] официальный бухгалтерский учет находятся в ведении РФ. Частью 1 ст. 76 Конституции РФ установлено, что по предметам ведения РФ принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории России. Таким образом, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ вопросы бухгалтерского учета регламентированы быть не могут. [12, c.35]

Учитывая тот факт, что Конституцией РФ не предусмотрено принятие по вопросам официального бухгалтерского учета федерального конституционного закона, принят Федеральный закон «О бухгалтерском учете» (далее — Закон № 129-ФЗ). [6]

Закон № 129-ФЗ регулирует организацию бухгалтерского учета и составления отчетности во всех организациях, находящихся на территории РФ. Статьей 3 «Законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете» рассматриваемому закону определено центральное место в системе законодательства РФ о бухгалтерском учете. Закон № 129-ФЗ устанавливает единые правовые нормы и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в России. Другие федеральные законы содержат лишь отдельные положения, регулирующие бухгалтерский учет. [6]

Например, Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», в котором ст. 57 определено: «Банк России устанавливает обязательные для кредитных организаций и банковских групп правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности, организации внутреннего контроля, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности, а также другой информации, предусмотренной федеральными законами». [14,c.54]

Указы Президента РФ (третий уровень нормативного регулирования) в части бухгалтерского учета могут устанавливать общие принципы для осуществления и отражения отдельных хозяйственных операций. В условиях реформирования, административной реформы указы Президента РФ разрабатываются и принимаются тогда, когда тот или иной аспект предпринимательской деятельности законодательно не урегулирован, а его осуществление необходимо. [9, c.33]

Одним из указов Президента РФ, относящихся к законодательству о бухгалтерском учете, является Указ «О первоочередных мерах по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию «Порядок во власти — порядок в стране (о положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации)» (далее — Указ о первоочередных мерах). Данным Указом о первоочередных мерах определен перечень поручений Правительства РФ, во исполнение которых утверждена Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО). [16, c.98]


Нормативные акты министерств и ведомств в области бухгалтерского учета представлены положениями (стандартами) по бухгалтерскому учету (ПБУ) и актами методического характера — указаниями, рекомендациями, инструкциями по отдельным вопросам бухгалтерского учета и отчетности.

Согласно п. 1 ст. 5 Закона № 129-ФЗ общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в РФ осуществляется Правительством РФ, которое делегировало эту функцию Минфину России. В структуре Минфина России этими вопросами занимается Департамент регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности. [17]

Как отмечено ранее, подзаконные правовые акты этого уровня приобретают статус нормативных актов после их регистрации в Минюсте России и опубликования.

Положения по бухгалтерскому учету, устанавливающие методологические основы формирования в бухгалтерском учете информации о сфере их применения, условно можно разделить на три группы:

  1. Положения, регламентирующие общие вопросы формирования учетной политики, бухгалтерской отчетности и раскрытия соответствующей информации (табл. 1).
  2. Положения, определяющие правила бухгалтерского учета и отражения в бухгалтерской отчетности отдельных видов активов и обязательств .
  3. Положения, устанавливающие особенности бухгалтерского учета и отражения в бухгалтерской отчетности отдельных групп хозяйственных операций, доходов и расходов . [19,c.21]

Акты методического характера — указания, рекомендации, инструкции, утвержденные Минфином России, Центральным банком РФ, Федеральной службой государственной статистики (Росстатом), другими министерствами и ведомствами, носят уточняющий и рекомендательный характер по отдельным вопросам бухгалтерского учета и отчетности. [23.c.76]

Акты методического характера обязательно должны проходить регистрацию в Министерстве юстиции РФ, для того чтобы их использование организациями в виде нормативных стало правомерным. Исключение составляют акты, содержащие предписания, установленные для определенных лиц и означающие обязательность их исполнения такими лицами. [17]

Разница между указаниями и рекомендациями состоит в степени обязательности практического применения их требований. Как правило, требования методических указаний являются максимально конкретными и предметными и, по существу, обязательны к исполнению. При наличии указаний по соответствующему поводу (по ведению учета на отдельных участках и т. д.) организация не имеет права применять другие подходы к отражению урегулированных хозяйственных операций или иных объектов бухгалтерского учета в учете или отчетности.