Файл: Особенности развития творческих способностей у дошкольников.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 77

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

-похвалить за исполнительские умения.

Театрализованная деятельность 3. «Вот так яблоко»

Задачи:

-учить передавать характер персонажей под музыку

- продолжать знакомить детей со средствами передачи образа (мимикой, жестами)

-вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами

Материал: муляж - яблоко, деревья, элементы костюмов и костюмы героев сказки В.Сутеева «Яблоко», музыкальное сопровождение.

Ход:

- ритмическая гимнастика

-игра на выразительность мимики «Изобрази вкус яблока»

-рассматривание отличительных особенностей героев сказки В.Сутеева «Яблоко»

-имитационные упражнения под музыку

- артикуляционная гимнастика

-разыгрывание диалогов из сказки

-похвалить за фантазию

Итоговый или контрольный эксперимент в средней группе

Цель: выявить уровень умения дошкольников понимать эмоциональное состояние героев и передавать его при помощи выразительных средств (интонации, мимики, жестов)

Эксперимент проходил в форме театрализованной деятельности на тему: «Вот так гриб-великан, всем хватило места там!»

Задачи:

-поддерживать стремление детей участвовать в развлечении, используя навыки, приобретенные на занятиях и самостоятельной деятельности

-побуждать самостоятельно искать выразительные средства (жесты, движения, мимику) для создания художественного образа

-закреплять умение вести диалог

-воспитывать доброжелательные партнерские отношения

Материал: грибы разного размера из картона, деревья, елочки, пеньки, костюмы.

Ход:

-сюрпризный момент-загадка

-подвижная игра «Дождь»

-игра-имитация «Угадай, кто просился под грибок»

-дыхательная гимнастика

-разыгрывание диалогов из сказки.

Выводы итогового эксперимента:

В ходе совместного творчества дети проявили интерес к театрально-игровой деятельности. Дошкольники показали хороший уровень исполнительских умений. У них проявлялось стремление искать средства для создания образа персонажа, пользуясь движением, мимикой, жестами, интонацией. Работа, проводимая с детьми, показала, что большая часть детей умеет исполнять диалоги между персонажами, действия.

Итоговый или контрольный эксперимент в старшей группе.

Цель: развитие творческих способностей дошкольников средствами театрализованной деятельности.


Эксперимент проходил в форме НОД по театрализованной деятельности «Театральная палитра»

Задачи.

-учить выразительно произносить фразу с разной эмоциональной окраской, имитировать движения, характерные для данного персонажа.

-развивать психофизические способности детей (мимику, жесты)

-вызвать положительный отклик на предложенную деятельность

-формировать положительные взаимоотношения между дошкольниками,

вызвать чувство удовлетворения от совместного творчества.

Материал: грим, маски с изображением радости и грусти, музыкальное сопровождение, элементы костюмов, изображения человечков с разным эмоциональным состоянием, зеркала.

Ход:

-введение в игровую ситуацию

-игра «Театральная разминка»

-игра «Передавалка»

-имитационные упражнения «Гномики» под музыку

-дыхательная гимнастика «Вырасти большой»

-артикуляционная гимнастика

-определение настроения маски

-произнесение фразы с разной интонацией (радостно, грустно)

-перевоплощение в актеров, костюмеров, гримеров; гримирование.

Выводы итогового эксперимента:

в ходе НОД выяснилось, что дети произносят фразу с разной интонацией, творчески подходят к имитации движений, вносят что-то свое в создаваемый образ; используют выразительные средства (мимику, жесты, интонацию); эмоционально активны в желании участвовать в предложенной деятельности, умеют договариваться о совместной деятельности.

Наша работа «Развитие творческих способностей детей через

театрализованную деятельность» дала следующие результаты:

  • дети стали раскрепощеннее, увереннее чувствовать себя во время выступлений
  • повысился уровень знаний детей в тетрализованной деятельности
  • развивающая среда пополнилась разными пособиями: масками, шапочками, костюмами, разными видами театра.
  • установлен контакт с родителями через показ театрализованных представлений и изготовление атрибутов. Но родители выступили пасивными участниками, не продолжали работу с детьми.

Чтобы подтвердить наше мнение, что у детей совершенствуются исполнительские умения, развивается устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности, они используют для создания образа персонажа мимику, жесты, интонацию, переходим к заключительному этапу исследования.


2.3. Результаты заключительного этапа исследования

В соответствии с планом исследования в на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Родничок» с. Быков Долинского района была проведена повторная диагностика. Использовался такой метод как наблюдение с целью выявить уровень развития и сформированности исполнительских умений средствами имитационных упражнений, выразительных средств (мимикой, жестами, интонацией), умения изображать ту или иную эмоцию, произносить фразу с разной интонацией, проявлять самостоятельность в передаче образа

План наблюдения №2.

Объект. Театрализованная деятельность в подготовительной группе

Цель: определить уровень развития исполнительских способностей ребенка в передаче характерные особенности персонажа, его настроение, используя средства выразительности голос, мимику, жесты, интонацию, позу, голос.

Продолжительность. 15.25 - 15.55.

Предполагаемый результат: дети положительно реагируют на предложенную деятельность, используя психофизические способности (мимику, жест, голос, позу, движение), произносят слова с разной эмоциональной окраской, отчетливо, проявляют самостоятельность в передаче образа, ведут себя раскрепощенно, умеют взаимодействовать друг с другом в творческой игре, строят диалог, используя разные типы предложений.

План наблюдения:

1.обратить внимание на эмоциональный отклик на предложенную деятельность

    1. использование средств выразительности (поза, жесты, мимика, голос, движение)
    2. Умение строить диалог, самостоятельно выбрав партнера
    3. Умение взаимодействовать с другими детьми, чувсвовать себя раскрепощенно

Отчет:

При наблюдении детей контрольной и экспериментальной группы в выяснилось, что у детей экспериментальной группы повысился интерес к театрально-игровой деятельности, появилась уверенность в себе, своих возможностях. Дошкольники включали воображение при передаче разного настроения. Этому способствовало использование выразительных средств: мимики, жестов, голоса, интонации, движения. Проявляли самостоятельность в передаче образа, умение вступать в ролевое взаимодействие с другими участниками деятельности, снимали психоэмоциональное и мышечное напряжение с помощью релаксационных упражнений.

Рисунок 3. определения уровня исполнительских способностей на заключительном этапе в экспериментальной группе


№1 - 10% - затрудняются в умении передавать характерные особенности персонажей, не используют выразительные средства, не умеют передавать настроение

№2 - 30% - проявляют эмоциональную активность, передают особенности персонажа, но используют не все выразительные средства

№З - 60% - используют разные выразительные средства, проявляют самостоятельность в передаче образа, вступают в ролевое взаимодействие, умеют строить диалог, используют разные эмоциональные оттенки речи. Также был проведен метод экспертной оценки

Экспертами выступили:

Неретина Е.Н. - воспитатель 1 квалификационной категории, педагогический стаж 30 лет

Маламура З.Ф. воспитатель высшей квалификационной категории, педагогический стаж 28 лет

Бабакина Е.В.- заместитель заведующего по воспитательной работе, педагогический стаж 18лет.

Таблица 3

Результат уровня определения развития исполнительских способностей на заключительном этапе в экспериментальной группе

Имя

В

С

Н

Антон

+

Соня

+

Вика

+

НикитаД.

+

Лиза Е.

+

Полина

+

Зарина

+

НикитаМ.

+

Виталина

+

Никита И.

+

Даша

+

Дима

+

Галя

+

Геля

+

Оля

+

Артем

+

Лиза Ч.

+

Василиса

+

Арина П.

+

Арина И.

+

Итого

12

6

2

%

60

30

10

При проведении метода экспертной оценки на заключительном этапе было выявлено, что высоким уровнем обладает 60% детей, средним - 30%, низким - 10%.

Рисунок 4. Уровень определения исполнительских способностей через театрализованную деятельность на заключительном этапе в экспериментальной группе


Таблица 4

Результат определения развития исполнительских способностей на заключительном этапе в контрольной группе

Имя

В

С

Н

Артем

+

Оля

+

Гарник

+

Эмилия

+

Диана

+

Алекса

+

Даша О.

+

Даша Г.

+

Лиза

+

Таисия

+

Даня

+

Женя

+

Дима

+

Даша Е.

+

Эля

+

Полина

+

Миша

+

Соня

+

Арина

+

Виталя

+

Итого

5

8

7

%

25

40

35

При проведении метода экспертной оценки на заключительном этапе в контрольной группе было выявлено, что высокий уровень составляет 25%, средний - 40%, низкий - 35%

Заключение

Дети всегда готовы играть сказки. Это их способ познания мира. В творческой атмосфере ребёнок развивается быстрее, полноценнее. Он, входя в сказку, получает роль одного из её героев, непроизвольно впитывает в себя то отношение к миру, которое даёт силу и стойкость в будущей жизни. В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры. Она активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, творческие способности. Развитие последних в процессе театрализованной деятельности стало темой нашего исследования.

Именно театрализованная деятельность, по мнению многих отечественных ученых, педагогов и нашему, является эффективным средством развития у дошкольников способности к творчеству. Она - неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребёнок познаёт радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.