Файл: Особенности развития творческих способностей у дошкольников.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 68

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Мы выдвинули гипотезу, что творческие способности дошкольников в процессе театрализованной деятельности будут развиваться эффективнее:

  • если поощрять исполнительское творчество;
  • побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений, интонации;
  • развивать умение свободно держаться при выступлении на основе апробации системы занятий, игр-драматизаций, имитационных упражнений.

В результате нашего исследования по данной теме при наблюдении контрольной и экспериментальной групп выяснилось, что у детей контрольной группы исполнительские способности находятся на более низком уровне. При проведении метода экспертной оценки на заключительном этапе в контрольной группе было выявлено: исполнительские способности на высоком уровне у 25%, на среднем у 40% детей, на низком 35%.

При проведении метода экспертной оценки на заключительном этапе в экспериментальной группе было выявлено: исполнительские способности на высоком уровне у 60% детей, на среднем у 30%, на низком у 10%.

У детей повысился интерес к театрально-игровой деятельности. Выделилась группа детей, творчески применявшая знания о различных эмоциональных состояниях в характере героя, могла использовать мимику, движения, голос для выразительности образа. Остальные дети овладели знаниями о различных эмоциональных состояниях и могли их продемонстрировать, но потребовалась помощь в использовании средств выразительности. У детей наблюдается эмоциональная активность в выборе роли, раскрепощенность при выступлении. Итогом нашей работы стали показы спектаклей для родителей и детей младших групп. Выдвинутая в начале нашего исследования гипотеза подтвердилась.

Результаты нашего исследования позволяют сделать выводы:

Чтобы творческие импульсы ребенка развились, необходимо использовать разные формы и методы работы:

-просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним,

-игры драматизации, упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика),

- задания для развития речевой интонационной выразительности

-игры - превращения («учись владеть своим телом»),

-образные упражнения, упражнения на развитие детской пластики,

-пальчиковый игротренинг для развития моторики рук,

-упражнения на развитие выразительной мимики,

-упражнения по этике во время драматизаций,

-разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок, знакомство не только с текстом сказки, но и средствами ее драматизации - жестом, мимикой, движением, костюмом, декорациями.


Обязательным условием развития творческого поведения ребенка выступает театральная зона, организация которой должна стимулировать познавательную активность, позволять ребенку выбирать то, что ему по душе, постоянно обновляться и давать возможность свободно заниматься деятельностью, не мешая другим. Но желание творить не разовьется само.

Это возможно благодаря систематичности работы, проводимой с детьми.

Успешность развития дошкольника в театрализованной деятельности в большой степени зависит от того, какая атмосфера создана родителями в семье, имеет ли оно продолжение дома. Чтобы совместная работа была результативной, нужно вовлекать родителей в совместные действия и игры, в процесс изготовления, декораций, костюмов.

Важно строить всю педагогическую работу по данной теме, исходя из понимания педагогом самобытности дошкольного детства, уникальности каждого ребенка, ценности его своеобразия.

Список использованных источников

  1. Бадулина Е.В., Истомина И.А. Особенности применения мультимедийных технологий в развитии творческих способностей дошкольников//В сборнике: Инклюзивные процессы в международном образовательном пространстве материалы II Международного интернет-симпозиума. 2016. С. 100-103.
  2. Баклыкова С.В. Развитие творческих способностей дошкольников в процессе театрализованной игры//В сборнике: Современные проблемы художественно-эстетического образования периода детства Материалы III региональной заочной научно-практической конференции. Ответственный редактор А.Н. Садриева. 2017. С. 143-149.
  3. Балджи Э.Э. Роль театрализованной деятельности в развитии творческих способностей старших дошкольников//В сборнике: приоритетные направления развития науки и образования сборник статей III Международной научно-практической конференции. 2018. С. 121-124.
  4. Беглуева Л.М., Исаева Ю.А., Омельченко Л.В. Развитие творческих способностей дошкольников посредством театрально-игровой деятельности//Вопросы педагогики. 2016. № 11. С. 12-16.
  5. Бурухина А.В. Развитие творческих способностей дошкольников в театральной деятельности//В сборнике: Педагогика и психология в современном мире: теоретические и практические исследования Сборник статей по материалам XV международной научно-практической конференции. 2018. С. 20-23.
  6. Васильева И.Р., Федотова Н.В. Развитие творческих способностей дошкольников//В сборнике: Профессионально-творческая деятельность педагога Сборник научных статей. Отв. ред. В.И. Бычков. 2018. С. 69-72.
  7. Великанова И.К., Белоножко И.Н., Валынкин П.В. Развитие творческих способностей дошкольников//В сборнике: Современное состояние психологии и педагогики Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Сукиасян Асатур Альбертович . 2015. С. 54-56.
  8. Гагарина О.Р. Организация обучения дошкольников английскому языку в театрализованной деятельности//Альманах современной науки и образования. 2015. № 6 (96). С. 52-55.
  9. Гросс Т.Ю. Продуктивная деятельность по развитию творческих способностей дошкольников как способ повышения качества дошкольного образования//В сборнике: Современные технологии: актуальные вопросы, достижения и инновации Сборник статей XII Международной научно-практической конференции. В 2-х частях. Под общей редакцией Г.Ю. Гуляева. 2017. С. 262-265.
  10. Даминова Г.Ф. Развитие творческих способностей дошкольников в процессе театральной деятельности//В сборнике: II международная научно-практическая мультиконференция по проблемам образования, преподавания и воспитания в контексте современности 2016. С. 104-108.
  11. Дроздикова-Зарипова А.Р., Мавлина Г.М. Новые подходы к развитию творческих способностей дошкольников//В сборнике: Актуальные проблемы педагогики и психологии сборник научных трудов преподавателей, молодых ученых и студентов, посвященный 25-летию Российского общества Януша Корчака. Казанский (Приволжский) федеральный университет. Казань, 2016. С. 128-133.
  12. Евсеева М.А. Развитие творческих способностей дошкольников//Научно-методический электронный журнал Концепт. 2016. № T46. С. 126-128.
  13. Ермакова Н.А. Развитие музыкально-творческих способностей дошкольников средствами театрализованной игры в условиях ДОУ//В сборнике: Диалог культур - диалог о мире и во имя мира Материалы VIII Международной студенческой научно-практической конференции. В 2-х частях. 2017. С. 83-87.
  14. Ивикеева Т.А., Митюрева А.А., Дубель Н.А., Брендина Е.С. Развитие творческих способностей старших дошкольников в театральной постановке "каменный цветок"//В сборнике: Мир детства и образование Сборник материалов ХI Международной научно-практической конференции. 2017. С. 92-97.
  15. Казак Ю.В. Проблемы развития творческих способностей старших дошкольников//Теория и практика современной науки. 2018. № 5 (35). С. 350-354.
  16. Корчаловская Н.В., Кравченко Г.Н. Инновационные подходы к организации профессиональной деятельности педагогов по развитию творческих способностей дошкольников//В сборнике: Психология творчества и одаренности Материалы всероссийской научно-практической конференции. Отв. ред. Д.Б. Богоявленская . 2018. С. 204-208.
  17. Кулакова Л.В. Роль театрального коллектива в детском саду в развитии творческих способностей дошкольников//Молодой ученый. 2016. № 12-6 (116). С. 80-83.
  18. Мартыненко И.В. Развитие творческих способностей у старших дошкольников//В сборнике: Психология и педагогика : методика и проблемы практического применения сборник материалов LVII Международной научно-практической конференции. 2017. С. 69-74.
  19. Петрова Т.И. О развитии творческих способностей у дошкольников//В сборнике: Проблемы развития науки и образования: теория и практика Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 3 частях. ООО "АР-Консалт". 2015. С. 70-71.
  20. Санникова Г.Р., Экнадосьян Е.А., Цыбульникова Л.Ю. Развитие творческих способностей дошкольников средствами театрального искусства//В сборнике: Воспитание и обучение: теория, методика и практика Сборник материалов XI Международной научно-практической конференции. Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. 2017. С. 34-36.
  21. Севостьянова И.Н. Психолого-педагогическая наука о развитии творческих способностей дошкольников//Начальная школа плюс До и После. 2014. № 2. С. 52-55.
  22. Смирнова Ю.И. Развитие творческих способностей дошкольников средствами театрализованной деятельности//В сборнике: педагогика и психология: актуальные проблемы исследований на современном этапе сборник материалов XII международной научно-практической конференции. 2016. С. 55-56.
  23. Фатхуллина Н.В., Каруличева Т.В. Развитие творческих способностей у дошкольников через театральную деятельность//В сборнике: череповецкие научные чтения - 2015 материалы Всероссийской научно-практической конференции: в 3-х частях. Ответственный редактор: Н.П. Павлова. 2016. С. 234-236.
  24. Цеева Л.Х., Ситкова А.В. Влияние театрализованной игры на развитие творческих способностей дошкольников//Научно-методический электронный журнал Концепт. 2014. № 8. С. 76-80.