Файл: Юридические лица как субъекты предпринимательского права (Понятие и признаки юридического лица).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 53

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В зависимости от целей некоммерческие организации могут быть разделены на: создаваемые для достижения культурных целей в широком смысле (образовательных, научных, собственно культурных - например, для организации совместных развлечений в виде клубов по интересам, создание зоопарка на общественных началах); создаваемые в целях охраны и укрепления здоровья населения (спортивные и физкультурные организации, организации, способствующие распространению передовых методов профилактики и лечения заболеваний, и т.п.); правозащитные организации разнообразного направления; организации, создаваемые для удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан (политические объединения, религиозные организации и пр.). Некоммерческие организации могут быть созданы и для удовлетворения материальных потребностей граждан, объединяющихся в них граждан (потребительские кооперативы, общества взаимного страхования)[9]1.

Реализация различных целей, перечисленных в Законе о некоммерческих организациях, выполнена в определенных правовых формах некоммерческих организаций. В отличие от форм коммерческих организаций, которые более исчерпывающе определены в Статье 50 ГК, Закон не содержит закрытый список таких форм. В то же время список форм нельзя считать абсолютно открытым в том смысле, что по Статье 50 ГК разрешено выбрать любую форму по собственному усмотрению: некоммерческая организация может быть создана только в той организационной и правовой форме, которая предусмотрена федеральными законами. Нормативными актами субъектов федерации не могут быть узаконены новые формы некоммерческих организаций.

Закон о некоммерческих организациях - общий закон относительно специальных федеральных законов, регулирующих организацию и деятельность отдельных типов некоммерческих организаций. Так, федеральные законы - Закон об общественных объединениях; Закон по благотворительности; Закон по свободе вероисповедания; Закон об озеленении; от 7 мая 1998 года "О негосударственных пенсионных фондах; от 14 июня 1995 года "О государственной поддержке малого бизнеса в Российской Федерации"; акт Российской Федерации от 7 июля 1993 года "О Торгово-промышленных палатах в Российской Федерации". Создание потребительских кооперативов предусмотрено Статьей 4 Закона по сельскохозяйственному сотрудничеству. Статья 968 ГК обеспечивает принятие закона о взаимной страховке, которая может быть выполнена также в форме некоммерческих обществ взаимной страховки.


Основные положения о некоторых формах некоммерческих организаций даны в соответствующих статьях Закона о них, их развитие осуществляется в специальных законах и подзаконных нормативных актах.

Особенности некоммерческих организаций[10]1:

  1. Все они обладают ограниченной правоспособностью.
  2. Извлечение прибыли для них не является основной целью их деятельности.
  3. Прибыль не распределяется между участниками организации.
  4. Создаются для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных, управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи.
  5. Существуют за счет соответствующего целевого финансирования или за счет добровольных взносов, а не за счет получаемой ими прибыли.

Некоммерческие организации - юридические лица, которые не имеют цели извлекать прибыль и не разделять полученную прибыль между участниками. Коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и других организаций, предусмотренных законом наделены общей правоспособностью (Статья 49 Гражданского кодекса Российской Федерации) могут выполнить любые виды предпринимательской деятельности, которые не запрещены законом, если учредительные документы таких коммерческих организаций не содержат исчерпывающий (законченный) список видов деятельности, которыми соответствующая организация вправе заниматься.

Унитарные предприятия, и также другие коммерческие организации, относительно которых закон обеспечил специальную правильную способность (банки, страховые компании и некоторые другие), не имея никакого права сделать сделки, противоречащие целям и предмету их деятельности, определенного законом или другими юридическими действиями. Такие сделки незначительны.

Сделки, сделанные другими коммерческими организациями, в противоречии с целями деятельности, которые определенно ограничены в их учредительных документах, могут быть признаны судом недействительными в случаях, предусмотренных статьей 173 Гражданского кодекса.

Некоммерческие организации – это организации, не имеющие в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющие полученную прибыль (доходы) между членами и участниками организации.


Некоммерческая организация признается юридическим лицом, если она имеет в собственности, экономическом поддержании или эксплуатационном управлении обособленную собственность и отвечает по обязательствам этим имуществом, может приобретать и выполнять имущественные и личные неимущественные права собственности, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Правоспособность некоммерческой организации является специальной. Такая организация имеет право сделать только такие юридические действия, которые направлены на достижение его санкционированных целей.

Деятельность таких юридических лиц как некоммерческие организации различных организационных и правовых форм отрегулирована многими федеральными законами и уставом, среди них в продуманной сфере являются Гражданский кодекс Российской Федерации и Федеральный закон № 7 от 12.01.1996 "О некоммерческих организациях".

Однако, таким образом нет никакого четкого представления об основном гражданском статусе некоммерческой организации, не определено понятие гражданского статуса некоммерческой организации, ее структура, особенности обслуживания элементов статуса относительно конкретных типов некоммерческих организаций не определены.

Несмотря на существенное количество инструкций, управляющих отношениями с участием некоммерческих организаций как в целом, так и в отдельных видах предпринимательской деятельности этих организаций посвящено небольшое количество норм.

У ряда от них есть общий характер, в особенности это касается условий внедрения деловой активности. Много норм получили неоднозначную интерпретацию и практическое применение. Недостаток правового регулирования деловой активности некоммерческих организаций вызывает потребность улучшения соответствующих правил, дальнейшего развития обоих положений, содержащих в них.

Работа над систематизацией законодательства относительно некоммерческих организаций и к устранению противоречий в нем должна быть направлена на создание благоприятной правовой среды для некоммерческих организаций, эффективных гарантий свободы ассоциаций и независимости некоммерческих организаций, развития гражданского общества, самого полного использования потенциала граждан и их объединений в социально-экономическом и политическом развитии страны. Необходимо создание непротиворечивого и системного похода к правовому регулированию деятельности некоммерческих организаций.

Число законов, регулирующих статус некоммерческих организаций, незаконно большое. Таким образом, они, с одной стороны, устанавливают ряд организационных и правовых форм некоммерческих организаций, которые фактически не обладают основными различиями гражданского характера, и с другой попыткой уладить непоследовательным способом общие вопросы их правового статуса[11]1.


Выделение некоммерческих организаций в отдельные виды (формы) нередко проведено искусственно, при отсутствии практически значимых признаков, характеризующих особенности их гражданско-правового положения, либо при отсутствии для этого реальной потребности.

Простота и ясность законодательных требований, с одной стороны, упрощает, делает доступной и прозрачной деятельность некоммерческих организаций, а с другой стороны то же самое происходит с контрольной и надзорной деятельностью государственных органов в отношении таких организаций.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Институт юридического лица относится к числу основных в российском гражданском праве. Это может быть определено как совокупность (подсистем) норм, основывающих правоспособность юридического лица и способы ее внедрения, порядок создания, реорганизации и ликвидации юридических лиц, и также особенностей их организационных и правовых форм.

Общий принцип для всех юридических лиц - специальная правоспособность. Универсальная правоспособность имеет характер исключения из обоего правила и работает только в отношении коммерческих негосударственных юридических лиц.

В существующем гражданском законодательстве все юридические лица, в зависимости от природы деятельности, разделены, в первую очередь, на коммерческие и некоммерческие. К коммерческим относятся организации, имеющие в качестве основной цели своей деятельности получение прибыли.

К некоммерческим организациям относятся потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации, учреждения, фонды и другие, прямо предусмотренные законом виды юридических лиц.

Прибыль коммерческих организаций делится между ним участниками, а прибыль некоммерческих организаций идет для достижения тех целей, для исполнения которых они созданы;

Коммерческие организации могут быть созданы только в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий; а некоммерческие — в формах, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации и другими законами.

В соответствии с Гражданским кодексом РФ индивидуальный предприниматель, как и коммерческое юридическое лицо, действует от своего имени и совершает любые, не запрещенные законом сделки, которые связаны с осуществлением предпринимательской деятельности, совершаются систематически или постоянно и направлены на получение прибыли.


Государственная регистрация индивидуального предпринимателя и предприятия различны по своему значению. До государственной регистрации предприятие юридически не существует, не имеет прав и обязанностей. Но правоспособность гражданина возникает с момента его рождения. Регистрация факта рождения носит учетный, вторичный характер, лишь подтверждающий юридическое событие. Отсутствует четкое правовое разделение постоянно хозяйствующего субъекта и гражданина.

Как и коммерческое юридическое лицо, индивидуальный предприниматель является субъектом налогообложения. Но если коммерческое юридическое лицо уплачивает налог в соответствии с Законом РФ «О налоге на прибыль предприятий», то порядок уплаты налога с доходов индивидуального предпринимателя определяется Законом РФ «О подоходном налоге с физических лиц».

Существуют особенности и в порядке внесения индивидуальными предпринимателями платежей во внебюджетные фонды (пенсионный фонд, фонд обязательного медицинского страхования). Коммерческое юридическое лицо уплачивает страховые взносы в пенсионный фонд по ставке 28% с начисленной заработной платы как работодатель. Работники предприятия выплачивают страховые взносы по ставке 1% от заработной платы. Индивидуальный предприниматель, работающий без привлечения наемного труда, занимается индивидуальной трудовой деятельностью, то есть его доходы являются его заработной платой. Однако он уплачивает страховые взносы по ставке 28% как работодатель, при исчислении пенсии средняя заработная плата не рассчитывается и пенсия устанавливается в минимальных размерах.

Отчетность индивидуальных предпринимателей намного проще. Чем отчетность юридических лиц.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Гражданское право: Учебник. Ч. I / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 2014. С. 231.

2. Грешников И.П.  Субъекты гражданского права: юридическое лицо в праве и законодательстве. СПб., 2014

3. И.В. Амирханова, В.А.Романкова Предпринимательское право. Алматы: «Жеты Жаргы», 2011

4. Кузнецов Д.В. Институт публичного конкурса (некоторые вопросы теории и практики) // Цивилистические записки: Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 4. М.; Екатеринбург, 2010. — С. 239-258

5. Крицкая Ю.В. Некоммерческая организация как субъект гражданского права.- Режим доступа: -2008.

6. Мамай В. Правовой режим гражданина-предпринимателя // Хозяйство и право. 2011. N 12.