Файл: Оборотные активы предприятия (Понятие, состав, структура и классификация оборотных активов).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 58

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Первый продуктовый магазин был открыт в Краснодаре, а в 2001г. магазины были объединены в розничную сеть «Магнит». Миссия Компании определена следующим образом: «Мы работаем для повышения благосостояния наших покупателей, сокращая их расходы на покупку качественных товаров повседневного спроса, бережно относясь к ресурсам компании, улучшая технологию и достойно вознаграждая сотрудников».

Цель Компании: стать финансово-мощной устойчивой общероссийской торговой компанией, используя для этого новейшие технологии в области продаж, логистики, информационных технологий и эффективное управление персоналом. Задачами Компании являются (рис. 1).

Рисунок 1 – Задачи достижения стратегической цели торговой сети «Магнит»

Компания стремится к тому, чтобы постоянно развивать и совершенствовать новые идеи, новые возможности и соответствовать потребностям и желаниям каждого покупателя.[5]

1998 – 2001: Выход на розничный рынок продуктов питания:

- открытие первого продуктового магазина в Краснодаре;

- эксперименты с форматом: магазины объединены в розничную сеть «Магнит».

2001 – 2005: Интенсивное развитие c целью занять твердую позицию на рынке:

- стремительное региональное развитие: 1 500 магазинов на конец 2005 года;

- принятие МСФО;

- строгий финансовый контроль;

-мотивационная система оплаты труда.

2006 – 2009: Дальнейшее развитие традиционного формата. Переход к мультиформатности:

-лидер российского продуктового ритейла по количеству покупателей;

- IPO в 2006 году;

-начало строительства гипермаркетов;

-в Совет Директоров избран независимый директор;

-учрежден Комитет по аудиту;

-разработан и введен свод правил корпоративного поведенияSPO в 2008, 2009 годах;

- 24 гипермаркета открыто в 2007-2009 годах;

- 636 магазинов у дома открыто в 2009 году (общее количество магазинов на 31 декабря 2009 года составляет 3 228) .

2010-2012: Твердая позиция в секторе:

Открытие первого магазина «Магнит Косметик» 20 декабря 2010 года

Начат проект по освоению нового направления деятельности – выращиванию овощей. В 2011 году был собран и реализован первый урожай огурцов и помидоров, выращенных в собственном тепличном комплексе компании.[6]

Ускорение темпов роста: в 2011 году открыто 1004 магазина «у дома», 42 гипермаркета и 208 магазинов косметики, в 2012 году — 1040 магазинов «у дома», 36 гипермаркетов, 17 магазинов «Магнит Семейный» и 482 магазина косметики.


Расширение географии сети — открытие торговых точек в Сибири и на Урале.

Успешное размещение акций в декабре 2011 года, совокупные поступления составили 475 млн. долл..

Поставлен внутренний рекорд по капитализации бизнеса, стоимость акций компании на Лондонской бирже в конце 2012 года превысила 21 млрд. долл.

 2013-2015: Абсолютный лидер 

В 2013 году розничная сеть «Магнит» становится абсолютным лидером российского ритейла. Впервые за 15 лет после открытия первого магазина «Магнит» стала крупнейшей компанией не только по количеству магазинов, торговых площадей, темпам роста и эффективности, но и по объему продаж.

«Магнит» входит в рейтинг самых выгодных для акционеров компаний мира, составленный BostonConsultingGroup.

5 марта 2014 — «Магнит» отмечает 20-летие компании.

В 2015 году «Магнит» входит в тройку крупнейших частных компаний России. Компания также обеспечивает самый большой прирост рабочих мест в 2014 году.

 3 ноября 2015 —В Краснодаре открывается самый большой гипермаркет сети.

 2 октября 2015 «Магнит» объявляет о запуске проекта индустриального парка в Краснодаре. Компания подписывает инвестиционное соглашение о создании парка с губернатором Краснодарского края на Форуме «Сочи-2015».

    Сеть магазинов "Магнит" сегодня это: 

Лидер на рынке по количеству торговых объектов и территории присутствия в России — 9955 магазина в формате «у дома», 230 гипермаркетов, 174 магазинов «Магнит Семейный» и 2 2662магазин косметики в 2 397 населенном пункте (по данным на 31 июля 2016).

Компания с мощной логистической системой, включающей 34 распределительных центра, автоматизированную систему управления запасами и автопарк, состоящий из 5 836автомобилей, которые обеспечивают своевременную доставку товаров во все магазины сети.[7]

Крупнейший работодатель России — в компании работает более 260 000 человек. Розничная сеть «Магнит» неоднократно удостаивалась звания «Привлекательный работодатель года».

Предприятие имеет лицензию на применение знака соответствия системы сертификации ГОСТ Р и сертификат соответствия на розничную торговлю - реализацию товаров. Гипермаркет «Магнит» работает по уставу предприятия

Организационная структура гипермаркета «Магнит» линейно-функциональная, помимо линейных подразделений, осуществляющих основную деятельность, выделены функциональные подразделения.

Основным достоинством данной структуры является то, что она, сохраняя целенаправленность линейной структуры, дает возможность специализировать выполнение отдельных функций и тем самым компетентность управления в целом.


Использование линейно-функциональной структуры эффективно на предприятиях, осуществляющих рутинные, часто повторяющиеся и редко меняющиеся функции. Все достоинства проявляются в управлении организациями с массовым или крупносерийным типом производства, а также при хозяйственном механизме затратного типа, когда производство наименее восприимчиво к прогрессу в области науки и техники.

Структура предприятия относится к линейно-функциональной. Каждое из направлений предполагает взаимодействие сотрудников, находящихся на разных уровнях организационной иерархии, и поэтому они отличаются по своим целям, характеру передаваемой информации, методам, продолжительности и частоте передачи информации.

Преимущества данной структуры:

-четкая система взаимных связей функций и подразделений;

-четкая система единоначалия - один руководитель сосредотачивает в своих руках руководство всей совокупностью процессов, имеющих общую цель;

-ясно выраженная ответственность;

-быстрая реакция исполнительных подразделений на прямые указания вышестоящих.

В то же время данная структура имеет недостатки:

-отсутствие звеньев, занимающихся вопросами стратегического планирования; в работе руководителей практически всех уровней оперативные проблемы («текучка») доминируют над стратегическими;

-тенденция к волоките и перекладыванию ответственности при решении проблем, требующих участия нескольких подразделений;

-малая гибкость и приспособляемость к изменению ситуации;

критерии эффективности и качества работы подразделений и организации в целом - разные;

-тенденция к формализации оценки эффективности и качества работы подразделений приводит обычно к возникновению атмосферы страха и разобщенности;

повышенная зависимость результатов работы организации от квалификации, личных и деловых качеств высших управленцев.

Далее необходимо провести анализ финансовых результатов деятельности организации на основе бухгалтерского баланса АО «ТАНДЕР» (торговая сеть «Магнит»), в целом.

Выручка предприятия увеличилась на 326809,5 млн.руб. или на 116,9% в 2014 году ( в 2015- на 150655,3 млн. руб. или на 31,6%), а себестоимость реализуемых товаров - на 10889,89 млн.руб. или на 30,1%, поэтому удельный вес себестоимости в выручке снизился с 75,41% до 74,59%, т.е. на 0,82 процентного пункта. В результате валовой доход вырос на 42205,4 млн.руб. или на 35,9%, а его уровень на 0,82 процентного пункта: с 24,59% до 25,41%. Однако более высокими темпами, чем выручка растут коммерческие расходы (на 32,5% или на 35438,1 млн.руб.). Поэтому уровень коммерческих расходов повысился с 22,81% до 22,98%, т.е. на 0,17 процентного пункта.


Вследствие вышеперечисленного прибыль от продажи товаров увеличилась на 6767,2 млн.руб. или на 79,5%, а доля прибыли от продаж в выручке - с 1,78% до 2,43%.

В тоже время сумма полученных процентов сократилась на 97,3 млн.руб. или на 32%, а их удельный вес в выручке с 0,06% до 0,03%, т.е. на 0,03 процентного пункта. В 2015г. по сравнению с 2014г. выросла сумма уплаченных процентов на 13519,7 млн.руб. или на 26,1%

Доходы от участия в других организациях составляют в 2014-2015гг. менее 0,1% выручки, поэтому их рост на 1986,1% не оказал значительного влияния на чистую прибыль.

Прочие доходы растут более низкими темпами (на 40,2%), чем увеличиваются прочие расходы (на 42,6%). Положительным является то, что прочие доходы превосходят прочие расходы более, чем в 2,5 раза.

Прибыль до налогообложения выросла на 13508,4 млн.руб. или на 55,1%, а прибыль до налогообложения, полученная с каждого рубля выручки, с 5,13 коп. до 6,05 коп.

При этом чиста прибыль ЗАО «Тандер» увеличилась на 10547,7 млн.руб. или на 55,9%, а доля чистой прибыли в выручке - с 3,95% до 4,68% коп. Прибыль увеличилась за счет постоянного открытия новых магазинов.

Исходя из этого рассчитаем показатели рентабельности в таблице 1.

Таблица 1

Динамика показателей рентабельности ЗАО «Тандер» в 2014 - 2015гг., %

Показатели

2015г.

2014г.

Абсолютное изменение

1 Рентабельность продаж

2,43

1,78

0,65

2 Рентабельность продаж по чистой прибыли

4,68

3,95

0,73

3 Рентабельность продукции

2,49

1,82

0,67

4 Общая экономическая рентабельность

16,30

11,65

4,65

Таким образом исходя из таблицы 1, чистая прибыль, полученная с каждого рубля выручки, увеличилась с 5,13 коп.до 6,05 коп. При этом прибыль от продаж, полученная с каждого рубля выручки, выросла с 1,78 коп. до 2,43 коп., а прибыль от продаж, полученная с каждого рубля затраченного на приобретение, производство и реализацию товаров и продукции кулинарии, - с 1,82 коп.до 2,49 коп. Кроме того, растет общая экономическая рентабельность. Так прибыль до налогообложения, полученная с каждого рубля имущества организации, увеличилась с 11,65 коп. до 16,30 коп., т.е. на 4,65 коп.


2.2 Анализ оборотных активов и деловой активности

Стоимость имущества АО «ТАНДЕР» увеличилась на 45815,3 млн.руб. или на 21,8% в 2013 году, а по сравнению с 2011 годом на 164494,7 млн. руб. Вывод сделаем за последний год, так как данные таблицы показывают на сколько изменились показатели в предыдущем году. При этом внеоборотные активы выросли на 28078 млн.руб. или на 23,3%, а оборотные активы только на 17737,3 млн.руб. или на на 19,9%, в том числе запасы с НДС - на 16465,5 млн.руб. или на 39,2%, дебиторская задолженность - на 7135,8 млн.руб. или на 20,8%, а сумма денежных средств и краткосрочных финансовых вложений сократилась на 5863,9 млн.руб. или на3,5%. В результате удельный вес внеоборотных активов увеличился до 58,05%, а доля оборотных средств сократилась на 0,71 процентного пункта и составила на конец 2013г. 41,95%, в том числе удельный вес дебиторской задолженности сократился на 0,13 процентного пункта, а денежных средств и краткосрочных финансовых вложений - на 3,44 процентного пункта, но вырос удельный вес запасов на 2,86 процентного пункта.

Стоимость средств АО «ТАНДЕР» выросла на 45815,3 млн.руб. или на 21,8%, причем собственный капитал организации увеличился на 18376,4 млн.руб. или на 50,9%, а заемный капитал - на 27438,8 млн.руб. или на 15,8%, в том числе краткосрочные кредиты и займы - на 32254,4 млн.руб. или на 131,2%, кредиторская задолженность - на 10975,9 млн.руб. или на 18,6%, а долгосрочные обязательства уменьшились на 16894,9 млн.руб. или на 19,7%.

Основным источником формирования имущества являются заемные средства, но их удельный вес в составе источников формирования имущества сокращается с 82,83% до 78,72%, в том числе долгосрочных обязательств - на 13,9 процентного пункта, кредиторской задолженности - на 0,74 процентного пункта, а краткосрочных кредитов и займов увеличился до 22,19% (на 10,5 процентного пункта).

Проанализируем деловую активность АО «ТАНДЕР» в таблице 2.

Таблица 2

Динамика общих показателей оборачиваемости активов АО «ТАНДЕР»

Показатели

2014г.

2015г.

Абсолютное изменение

1 Коэффициент оборачиваемости капитала

2,27

2,69

0,42

2 Коэффициент оборачиваемости мобильных средств

2,83

4,75

1,92

3 Коэффициент оборачиваемости внеоборотных активов

4,48

4,67

0,18

4 Коэффициент фондоотдачи

3,85

3,90

0,05