Файл: Построение организационных структур (Основные понятия, типы и виды организационных структур).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 69

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Организация предстает собой социальную группу, структура которой основана на разделении труда и отличительной для каждой отдельной организации. Объединение действий отдельных членов в организации является сознательной и предсказуемой. Структура связей между ее членами и между отдельными частями может направленно создаваться и перестраиваться. Поэтому важнейшая проблема организации - выбор рациональной организационной структуры управления. Успешное развитие и функционирование всякой системы управления зачастую зависит от научной аргументированности ее организационной структуры.[1]

Цель исследования: рассмотреть теоретические основы формирования организационных структур управления, принципы их построения и анализ их корректировки в изменяющихся рыночных условиях.

Задачи исследования: изучить понятия организационных структур, факторы, влияющие на формирование организационной структуры, типы организационных структур и их характеристика, принципы построения и корректировки организационных структур.

Объект исследования: цели и задачи построения организационных структур управления.

Предмет исследования: построение эффективных организационных структур управления на предприятиях.

Актуальность темы курсовой работы состоит в правильном выборе и построении организационной структуры управления.

В ходе написания курсовой работы были изучены отечественные и зарубежные авторы, которые исследовали организационные структуры управления, такие как Игнатов В.Г., Макаева А.О., Ивасенко А.Г., Грибов В.Д., Зиновьев В.Н., Круи М. и многие другие.

В первой главе раскрыли основные понятия организационной структуры, рассмотрели основные типы организационных структур: линейную, функциональную, линейно-функциональную (штабную) и матричную – их преимущества и недостатка, а также их схематично представили в приложении.

Во второй главе сформулировали основные принципы построения организационных структур,

В третьей главе раскрыли схему и правила построения и корректировки организационных структур, а также проанализировали основные этапы процесса управления организацией по целям.

  1. Основные понятия, типы и виды организационных структур


Для эффективного управления организацией необходимо, чтобы ее структура соответствовала целям и задачам деятельности предприятия. Организационная структура создает основу, на которую ориентируются для определения отдельных административных функций. Структура выявляет и устанавливает взаимоотношения сотрудников внутри организации.

Организационная структура – один из основных элементов управления организацией. Она характеризуется распределением целей и задач управления между подразделениями и работниками организации. По сути, структура управления — это организационная форма разделения труда по принятию и реализации управленческих решений.[2]

Таким образом, под организационной структурой управления необходимо понимать совокупность управленческих звеньев, расположенных в строгой соподчиненности и обеспечивающих взаимосвязь между управляющей и управляемой системами .

Внутренним выражением организационной структуры управления является состав, соотношение, расположение и взаимосвязь отдельных подсистем организации. Она направлена, прежде всего, на установление четких взаимосвязей между отдельными подразделениями организации, распределение между ними прав и ответственности.[3]

В структуре управления организацией выделяются следующие элементы: звенья (отделы), уровни (ступени) управления и связи — горизонтальные и вертикальные.

В зависимости от характера связей между различными подразделениями организаций различают следующие типы организационных структур: линейную, функциональную, линейно-функциональную (штабную) и матричную.[4]

Линейная организационная структура управления одна из простейших структур управления (Приложение 1). В данной структуре управления каждый сотрудник подчиняется только одному руководителю и связан с вышестоящей системой только через него. В этом случае управленческие звенья несут ответственность за результаты всей деятельности управляемых объектов. Речь идет о пообъектном выделении руководителей, каждый из которых выполняет все виды работ, разрабатывает и принимает решения, связанные с управлением данным объектом. Разделение системы управления на составные части происходит по производственного признаку с учетом степени концентрации производства, технологических особенностей, широты номенклатуры продукции и т.д. Оценка результатов деятельности структуры управления имеет вид треугольника.[5]


Поскольку в линейной структуре управления решения передаются по цепочке "сверху вниз", а сам руководитель нижнего звена управления подчинен руководителю более высокого над ним уровня, формируется своего рода иерархия руководителей данной конкретной организации (например, заведующий секцией, начальник отдела, директор магазина, или мастер участка, инженер, начальник цеха, директор предприятия). В данном случае действует принцип единоначалия, суть которого состоит в том, что подчиненные выполняют распоряжения только одного руководителя. Вышестоящий орган управления не имеет права отдавать распоряжения каким-либо исполнителям, минуя их непосредственного начальника, поскольку тот другой начальник – начальник «моего» начальника.

В линейной структуре управления каждый подчиненный имеет начальника, а каждый начальник имеет несколько подчиненных. Такая структура функционирует в небольших организациях на низшем уровне управления (секция, бригада и т.д.).

В линейной структуре система управления организацией компонуется по производственному признаку с учетом степени концентрации производства, технологических особенностей, ассортимента выпускаемой продукции и т.п.[6]

Линейная структура управления имеет свои преимущества и недостатки (табл.1.).[7]

Таблица 1. Преимущества и недостатки линейной структуры управления

Преимущества

Недостатки

  1. единство и четкость распорядительства
  2. согласованность действий исполнителей
  3. оперативность в принятии решений
  4. быстрота управления
  5. четко выраженная ответственность
  6. личная ответственность руководителя за конечные результаты деятельности подразделения

1) наименее гибкая и наименее рыночная

2) отсутствие звеньев по планированию и подготовке решений

3) перегрузка информацией, множество контактов с подчиненными и вышестоящими структурами

4) большая волокита в решении вопросов между инстанциями

5) полнота власти на любом уровне не позволяет разрешать функциональные проблемы

6) высокие требования к руководителю, он должен быть всесторонне развит

Линейная структура управления является логически более стройной и формально определенной, но вместе с тем и менее гибкой. Каждый из руководителей обладает всей полнотой власти, но относительно небольшими возможностями решения функциональных проблем, требующих узких, специальных знаний.[8]


Соответственно, линейная структура наряду с преимуществами имеет ряд серьезных недостатков, которые в определенной мере могут быть устранены функциональной структурой.

Функциональное управление осуществляется некоторой совокупностью подразделений, специализированных на выполнении конкретных видов работ, необходимых для принятия решений в системе линейного управления.

Идея состоит в том, что выполнение отдельных функций по конкретным вопросам возлагается на специалистов, т.е. каждый орган управления (либо исполнитель) специализирован на выполнении отдельных видов деятельности (Приложение 2). Она характерна для организаций с небольшой номенклатурой, стабильностью внешних условий. Здесь имеет место вертикаль: руководитель — функциональные руководители (производство, маркетинг, финансы) — исполнители. Присутствуют вертикальные и межуровневые связи.[9]

В организации, как правило, специалисты одного профиля объединяются в специализированные структурные подразделения (отделы), например отдел маркетинга, плановый отдел; бухгалтерию и т.п. Таким образом, общая задача управления организацией делится, начиная со среднего уровня по функциональному критерию. Отсюда и название — функциональная структура управления.

Как видно из приложения 2, вместо универсальных менеджеров, которые должны разбираться и выполнять все функции управления, появляется штат специалистов, имеющих высокую компетенцию в своей области и отвечающих за определенное направление (например, планирование и прогнозирование). Такая функциональная специализация аппарата управления значительно повышает результативность деятельности организации.

Как и линейная, функциональная структура имеет свои преимущества и недостатки. Преимущества функциональной структуры управления:[10]

1) высокая компетентность специалистов, отвечающих за осуществление конкретных функций;

2) освобождение линейных менеджеров от решения некоторых специальных вопросов;

3) стандартизация, формализация и программирование явлений и процессов службами;

4) исключение дублирования и параллелизма в выполнении управленческих функций;

5) уменьшение потребности в специалистах широкого профиля.

К числу недостатков функциональной структуры управления можно отнести:

1) чрезмерная заинтересованность в а реализации целей и задач "своих" подразделений;

2) трудности в поддержании постоянных взаимосвязей между различными функциональными службами;


3) появление тенденций чрезмерной централизации;

4) длительность процедур принятия решений;

5) относительно застывшая организационная форма, с трудом реагирующая на изменения.[11]

Недостатки как линейной, так и функциональной структуры управления в значительной степени устраняются линейно-функциональными структурами.[12]

Линейно-функциональная (штабная) структура управления (Приложение 3). При такой структуре управления всю полноту власти берет на себя линейный руководитель, возглавляющий определенный коллектив. Ему при разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов помогает специальный аппарат, состоящий из функциональных подразделений (управлений, отделов, бюро и т. п.).[13]

В данном случае функциональные структуры подразделения находятся в подчинении главного линейного руководителя. Свои решения они проводит в жизнь либо через главного руководителя, либо (в пределах своих полномочий) непосредственно через соответствующих руководителей служб-исполнителей.

Таким образом, линейно-функциональная структура включает в себя специальные подразделения при линейных руководителях, которые помогают им выполнять задачи организации.

Линейно-функциональная структура также имеет свои положительные моменты и недостатки.

Преимущества линейно-функциональной структуры управления:

  1. более глубокая подготовка решений и планов, связанных со специализацией работников;
  2. освобождение главного линейного менеджера от глубокого анализа проблем;
  3. возможность привлечения консультантов и экспертов.

Недостатки линейно-функциональной структуры управления:

  1. на горизонтальном уровне между производственными отделениями отсутствуют тесные взаимосвязи и взаимодействия;
  2. недостаточно четкая ответственность, руководитель проекта готовящий решение, как правило, в его реализации не участвует;
  3. тенденция к чрезмерной централизации власти, т.е. подчинение по иерархии управления.

Необходимость дивизиональных продуктовых структур вызвана ростом числа крупных фирм и корпораций, проникновением их в новые производственные сферы, часто совершенно отличные от старых. Возникла необходимость в создании управленческих отделов, которые занимались бы определенным продуктом. Все руководство по производству и сбыту такого продукта передаются одному руководителю, а руководители второстепенных функциональных служб должны отчитываться перед ним.