Файл: Правовое регулирование патронажа над дееспособными гражданам.pdf
Добавлен: 26.06.2023
Просмотров: 57
Скачиваний: 4
Введение
Исходя из ценности для общества каждого отдельного индивидуума, независимо от его возраста, поведения, материального благосостояния и иных его характеристик, мы приходим к выводу, что вслед за укреплением семьи перед государством стоит задача всемерной поддержки опеки (попечительства). Развитие и совершенствование данной формы устройства, на протяжении веков демонстрирующей свою способность обеспечивать выживание отдельных категорий лиц, необходимо признать задачей общегосударственного масштаба. Такой масштаб предполагает обеспечение эффективности данного института в рамках его государственной поддержки. И здесь вновь находят встречное удовлетворение два интереса - интерес частного лица в самосохранении (возможно, даже не осознанный им в силу ряда причин) и интерес общественный, публичный, состоящий в сохранении жизни, здоровья, интеллектуального потенциала данной личности, а также состоящий в обеспечении безопасности общества в целом, устранении детской безнадзорности, нищенства, алкоголизма, наркомании, снижении уровня преступности. В.И. Ярмоленко указывает на то, что опека и попечительство предназначены, в том числе, и для обеспечения устойчивости гражданского оборота [12, с.68]. Это утверждение вполне справедливо с учетом того, что одним из правовых последствий установления опеки является появление у подопечного законного представителя.
Исследования показывают, что потенциал опеки и попечительства используется недостаточно. На практике сложилось и закрепилось убеждение в том, что опекунами или попечителями могут быть, как правило, только родственники подопечного, что опека и попечительство устанавливаются на длительный срок и что процедура установления опеки крайне сложна и длительна. Такого рода заблуждения свойственны не только потенциальным опекунам и попечителям, но и работникам органов опеки и попечительства. Зачастую опека (попечительство) смешивается с другими формами устройства граждан, чему способствует в том числе и содержание п. 4 ст. 35 Гражданского кодекса РФ [2] (далее - ГК РФ), п. 3 ст. 153 Семейного кодекса РФ и других норм.
Такое положение обусловлено комплексом причин, при этом отсутствие необходимой информации у населения или нехватка денежных средств в бюджетах муниципальных образований не являются основными. Более важной причиной является несовершенство современной правовой модели опеки, лишенной мобильности. Очевидной становится необходимость усиления диспозитивных начал в правовом регулировании опеки и попечительства, создания разновидностей (моделей) опеки и попечительства, отвечающих различным интересам участников правоотношений.
Вышесказанным и обусловлена актуальность настоящего исследования.
Целью представленной курсовой работы выступает комплексный теоретико-правовой анализ опеки и попечительства и патронажа над дееспособными гражданами.
Данная цель предопределяет постановку и решение следующих задач:
1. Определить содержание и признаки опеки и попечительства согласно действующему законодательству;
2. Выявить тенденции развития норм, регулирующих опеку и попечительство;
3. Изучить понятие дееспособности в современном законодательстве;
4. Осветить особенности патронажа над дееспособными гражданами.
Объектом настоящего исследования являются правоотношения, возникающие по поводу опеки, попечительства и патронажа над дееспособными гражданами.
Предмет исследования составляют нормы права, регулирующие опеку, попечительство и патронаж над дееспособными гражданами.
Методологической основой исследования является общенаучный диалектический метод и вытекающие из него частнонаучные методы познания, такие как логический, формально-юридический, системный и метод сравнительного правоведения.
1. Общая характеристика института опеки (попечительства) как формы индивидуального устройства граждан
1.1. Понятие опеки (попечительства)
В соответствии со ст. 2 Федерального закона N 48-ФЗ под опекой понимается форма устройства малолетних граждан (не достигших возраста четырнадцати лет несовершеннолетних граждан) и признанных судом недееспособными граждан, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия. Попечительство – форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет и граждан, ограниченных судом в дееспособности, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также давать согласие совершеннолетним подопечным на совершение ими определенных действий.
Определение сущности опеки (попечительства) представляет значительную сложность.
Я.В. Веберс определил опеку – как «искусственную семью» [5, с.116], Л.Г. Кузнецова - как «суррогат родительского попечения о детях, их личности и имуществе» [9, с.167].
В современной юридической литературе данный вопрос детально не исследовался. Так, И.А. Покровский. определял опеку и попечительство достаточно широко - как одну из форм «осуществления государственной защиты личности» [10, с.262]. Подобного мнения придерживается большинство авторов. Ю.А. Королев указывает, что «в гражданско-правовой сфере опека и попечительство рассматриваются как способы восполнения дееспособности граждан» [8, с.61-62], в то же время отмечая, что для семейного права это формы устройства детей.
Отношения опеки (попечительства) сходны с семейными отношениями, однако не совпадают с ними. Значительно дальше от семьи находятся такие формы устройства лиц, нуждающихся в заботе, как помещение человека в специализированное учреждение (разумеется, не имеют ничего общего с семьей формы устройства, предусматривающие экстренные меры по временному размещению лица - в лечебном учреждении, временном приюте и тому подобных организациях, не предназначенных для постоянного проживания).
При определении правовых форм устройства нуждающихся в заботе людей необходимо законодательно обеспечить встречу противоположных и удовлетворяющих друг друга интересов. В осуществлении опеки реализуются, прежде всего, интересы подопечного лица, а также интересы того физического лица, которое изъявило желание стать опекуном (попечителем) [6, с.72].
Признание наличия у лица устойчивых и серьезных дефектов психической деятельности, требующего охраны его интересов с помощью опеки, производится в форме судебного решения (ст. 29 ГК РФ). Устойчивые отклонения от нормы психической деятельности (не носящие, однако, характера психического расстройства) присутствуют и в поведении растратчиков - лиц, по тем или иным причинам расходующим свое и чужое имущество в ущерб себе и своей семье. Чаще всего такое поведение, как известно, характерно для лиц, злоупотребляющих спиртными напитками или наркотическими средствами, что и служит причиной закрепления в ст. 30 ГК РФ правил об ограничении дееспособности таких лиц. По мнению медиков, состояние алкогольного или наркотического опьянения способно вызвать изменения в психической деятельности лица - от незначительных деформаций до отсутствия признаков психической деятельности [3, с.71].
Как уже говорилось, опека и попечительство является формой временного индивидуального устройства граждан.
Внедрение видов опеки (попечительства), устанавливаемых на разные сроки и на разных материальных условиях, позволит учесть специфику современной ситуации, в которой осуществление социальной заботы составляет проблему общественного масштаба. Такой подход требуется, на наш взгляд, не только при решении проблем устройства детей, оставшихся без попечения родителей, но и при определении судьбы недееспособных граждан.
В частности, диспозитивность в установлении опеки поможет осуществить сближение опеки (попечительства) и фактического воспитания. На необходимость такого сближения обращалось внимание в отечественной литературе. По мнению Ю.С. Беспалова, «принятие чужого ребенка о семью на постоянное воспитание и содержание должно в принципе создавать совокупность прав и обязанностей, приравненных к родительским» [4, с.33].
Представляется, что в современных условиях необходимо не «притягивать» фактическое воспитание к опеке, а, напротив, сделать опеку (попечительство) менее формальной и более доступной, чтобы случаи фактического воспитания смогли оказаться в предмете исследуемого института.
Так, используя предварительную опеку, можно добиться временной передачи ребенка лицам, желающим заботиться о нем, при условии оформления в определенный срок постоянной опеки. Предварительная опека (попечительство) - это назначение опекуна (попечителя) в исключительных случаях незамедлительно после того, как выявлено нуждающееся в устройстве недееспособное или не полностью дееспособное лицо, без выяснения обстоятельств, свидетельствующих о соответствии личности опекуна (попечителя) требованиям
Итак, опека - вид правовой помощи, устанавливаемый в целях защиты интересов малолетних и граждан, признанных в судебном порядке недееспособными вследствие психического расстройства, при котором назначенный опекун (физическое лицо) является законным представителем подопечного и может совершать от его имени все юридически значимые действия.
Попечительство как вид правовой помощи устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, а также над гражданами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами, и состоит в оказании попечителем (физическим лицом) содействия в осуществлении этими лицами своих прав и исполнении обязанностей, а также в охране их от злоупотреблений со стороны третьих лиц.
Таким образом, опека (попечительство) как форма охраны прав и интересов недееспособных и не полностью дееспособных граждан обладает следующими признаками, позволяющими отличить ее от сходных правовых явлений:
- защита прав и интересов подопечного действиями определенного физического лица;
- возникновение правоотношений из акта органа местного самоуправления;
- право опекуна (попечителя) совершать в интересах подопечного все или отдельные юридически значимые действия без специального полномочия.
Как было отмечено ранее, второй смысл понятия "опека (попечительство)" означает систему правоотношений. В отношениях, связанных с установлением опеки или попечительства, можно выделить следующие правовые связи:
1. Отношения "опекун (попечитель) - подопечный".
2. Отношения "опекун (попечитель) - орган опеки и попечительства".
3. Отношения "опекун (попечитель) - третьи лица", перед которыми он выступает как законный представитель подопечного в материальных или процессуальных правоотношениях.
Таким образом, автор предлагает широкое понятие опеки (попечительства) как юридической конструкции, призванной объединить, но не обеднить существующие формы индивидуального временного устройства граждан.
1.2. Правовая база института опеки и попечительства
В течение многих десятилетий законодательство об опеке и попечительстве практически не менялось. Формирование нового российского гражданского законодательства в начале 1990-х гг., изменившее наши представления о многих институтах гражданского права, тем не менее положений об охране прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных лиц практически не затронуло. К числу произошедших перемен могут быть отнесены: появление правил о доверительном управлении имуществом подопечных, устранение понятия "опека над имуществом".
Самым значимым для института опеки и попечительства изменением является "перемещение" основных его положений в гражданское законодательство. Традиционно для советского права эти нормы закреплялись в актах семейного законодательства – раздел IV Кодекса законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве, раздел III Кодекса законов о браке, семье и опеке, ст. 26 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье, глава 13 КоБС РСФСР.