Добавлен: 26.06.2023
Просмотров: 78
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
1.1 Понятие и сущность человеческих ресурсов
1.2 Управление человеческими ресурсами в системе менеджмента
2 АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ НА ПРИМЕРЕ АО «АГРАРНАЯ КРЕДИТНАЯ КОРПОРАЦИЯ»
2.1 Характеристика объекта исследования
2.2 Анализ кадрового состава и его управления в АО «Аграрная кредитная корпорация»
ВВЕДЕНИЕ
Современный уровень конкуренции на рынке требует от предприятий использования новых ресурсоемких и высокопроизводительных технологий, современного оборудования, а главное квалифицированных работников, способных осуществлять производство конкурентоспособной продукции или услуг с наиболее высоким экономическим эффектом.
Необходимо отметить, что термин «человеческие ресурсы» заимствован из практики американской школы управления персоналом. В 70-ые годы ХХ столетия в США в сфере управления персоналом утвердились понятия «человеческие ресурсы» и «управление человеческими ресурсами» взамен «персонала» и «управления персоналом». Понятие «человеческие ресурсы» отражает переосмысление роли и места человека на производстве, принятие новых положений и правил, введение многими фирмами ряда новшеств в формах и методах кадровой работы.
Для современных руководителей предприятий концепция «человеческих ресурсов» интересна тем, что она делает большую ставку на дифференциацию работников в процессе труда, предоставляя им возможности для проявления инициативы и самостоятельности, условия для повышения квалификации путем профессиональной подготовки, удовлетворяя тем самым мотивационные потребности высшего порядка в самоуважении, самовыражении, власти и успехе. Такой путь в наибольшей степени подходит сегодняшнему Казахстану, так как приучает работников к ответственности и самостоятельности и в то же время заинтересовывает материально, заставляя совмещать свои личные цели с целями и задачами предприятия.
Следовательно, управление человеческими ресурсами представляет собой комплексное, целенаправленное воздействие на коллектив с целью обеспечения максимальных условий для творческого инициативного сознательного труда отдельных его работников, направленное на достижение целей предприятия. Современное, цивилизационное управление людьми – это информационный процесс, в ходе которого управляющий вырабатывает решение и сообщает его исполнителям в ходе законов, указаний, предписаний и т.д.
Все вышесказанное обуславливает актуальность темы курсовой работы «Менеджмент человеческих ресурсов».
Цель работы состоит в изучении основных аспектов управления человеческими ресурсами на конкретном предприятии.
Для решения поставленной цели были определены следующие задачи:
- рассмотреть понятие и сущность человеческих ресурсов;
- изучить теорию управления человеческими ресурсами на предприятии;
- проанализировать эффективность управления человеческими ресурсами в АО «Аграрная кредитная корпорация» и дать рекомендации по ее совершенству.
Объектом данной выпускной работы является АО «Аграрная кредитная корпорация», а предметом управление человеческими ресурсами на данном предприятии.
Практическая значимость работы состоит в том, что предложенные мероприятия могут быть использованы в работе АО «Аграрная кредитная корпорация».
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
1.1 Понятие и сущность человеческих ресурсов
Человеческие ресурсы представляют собой совокупность различных качеств людей, определяющих их трудоспособность к производству материальных и духовных благ, и являются обобщающим показателем развития общественного производства. При этом различают человеческие ресурсы организации, региона, отрасли, страны и уровни управления ими.
Необходимо отметить, что довольно часто при осуществлении практической деятельности по управлению кадрами граница между понятиями персонала и человеческих ресурсов несколько размывается. Тем не менее, это не совсем одно и то же, а потому стоит четко знать разницу между ними.
Так, говоря о кадрах, стоит отметить, что к ним относятся только те люди, которые работают на предприятии, на основании официально оформленных трудовых отношений. А если говорить о персонале, то здесь имеется в виду часть работников, относящихся к оперативному управлению, а также внештатные сотрудники.
Такое понятие, как человеческие ресурсы, является намного более емким и широким. Оно подразумевает способности и потенциальные возможности человека относительно его физической, умственной и эмоциональной деятельности, которые помогают ему эффективно участвовать в производственной деятельности.
Рассмотрим, как изменялось понятие «человеческие ресурсы» за последние годы. Классическая политэкономическая школа оперировала понятием «рабочая сила». Затем стали появляться понятия «трудовые ресурсы», «трудовой потенциал», «человеческий фактор», «человеческий капитал», «кадры», «персонал».
Основной категорией экономической теории является «рабочая сила». Рабочая сила, по К. Марксу, - это способность человека к труду, совокупность физических и духовных способностей, которые человек использует в своей деятельности [4]. Рабочая сила - это не просто способность к труду, это трудоспособность, то есть состояние здоровья, знания и умения, которые позволяют индивиду выполнять работу определенного качества и объема [9]. Отметим, что категория «рабочая сила» базовой для определения сущности трудовых ресурсов.
Экономическая категория «трудовые ресурсы» была впервые введена в научный оборот и практику планово-учетной работы в 1922 году академиком С. Г. Струмилиным и рассматривалась как «... рабочая сила данной страны или народа в возрасте 16-49 лет» [10].
Анализируя данные понятия, приходим к выводу, что рабочая сила и трудовые ресурсы могут использоваться на макроуровне. На микроуровне чаще используются категории «кадры» и «персонал». Кадры - основной (штатный) состав квалифицированных работников организаций, государственных учреждений, профессиональных, общественных и иных организаций [12]. Современный экономический словарь определяет категорию «персонал» как личный состав учреждения, предприятия, фирмы или часть этого состава, выделенная по признаку характера выполняемой работы [8].
Схематически соотношение данных понятий выглядит следующим образом (см. рисунок 1)
Рисунок 1 – Взаимосвязь категорий человек-ресурс
Начиная с середины 1980-х гг., для выражения нового взгляда на роль человека в современном производстве используется термин «человеческие ресурсы».
При определении категории «человеческие ресурсы» ученые и практики имеют в виду персонал организации с точки зрения качества.
Человеческие ресурсы как экономическую категорию необходимо понимать в узком и широком смысле слова. Понятие человеческих ресурсов в узком смысле можно рассматривать как «человеческий потенциал». Категория «человеческие ресурсы» характеризуется теми навыками и способностями трудовыми и нетрудовыми, которые могут быть полезны организации для реализации ее целей. Человеческий потенциал включает не только трудовые навыки, но и морально-нравственные качества личности ее социальную включенность, религиозные пристрастия и т. п.» [5].
В широком смысле слова под человеческими ресурсами целесообразно понимать всю совокупность ресурсов, представленную на рынке труда, включая и человеческий потенциал.
Согласно определению Всемирного банка человеческие ресурсы - это суммарная ценность так называемого «сырого» труда (величина которого определяется в основном количеством людей, составляющих трудовые ресурсы страны) и человеческого капитала, которым обладают эти люди.
Российские исследователи в этой области не дают четкого определения понятия «человеческие ресурсы». Так, проф. А. Я. Кибанов пишет, что человеческие ресурсы - это понятие, отражающее главное богатство любого общества, процветание которого возможно при создании условий для воспроизводства, развития и использования этого ресурса с учетом интересов каждого человека. С его точки зрения, понятие «человеческие ресурсы» более емкое, чем «трудовые ресурсы» и «персонал», т. к. содержит в себе всю совокупность социокультурных характеристик и личностно-психологических свойств людей [12].
Человеческие ресурсы, согласно трактовке Г. В. Щекина, - это термин, характеризующий с качественной, содержательной стороны кадровый состав или весь персонал предприятия (фирмы, учреждения, организации), рабочую силу или трудовые ресурсы отрасли, территории, региона, страны в целом [11]. Также им приводится отличие данного понятия от категорий "кадры" и "персонал", которое выражается в том, что в данную категорию включают способность к творчеству и потенциальные возможности всестороннего развития работников, общую культуру и нравственную надежность, определенный эффект кооперации и самоорганизации, совершенствование трудовых взаимоотношений, мотивацию, предприимчивость и др.
Авторитетный в данной области портал "Человеческие ресурсы" характеризует данный термин как персонал организации, характеризующийся достигнутыми уровнями компетенции, желаниями, мотивациями, устремлениями [14]. С нашей точки зрения, в данном определении есть противоречие, которое заключается в том, что ресурсы могут быть как имеющиеся, так и потенциальные. А в определении ставится равенство между уже имеющимся персоналом и потенциальным, что и видно из приведенного рисунка.
Причины использования данного термина в западной управленческой литературе заключаются в следующем:
- изменение содержания труда, его компьютеризация, автоматизация, а соответственно усложнение производственных операций;
- изменение отношений работодатель - работник в сторону их гуманизации;
- обострившаяся мировая конкурентная борьба;
- повышение образовательного уровня работника;
- повышение благосостояния работника.
В данных условиях менеджеру любого предприятия нужно было активизировать свою деятельность в отношении производственных ресурсов. И самым важным ресурсом был признан человек.
Современный этап развития отечественной экономики характеризуется радикальными изменениями, которые и вызвали более активное использование термина "человеческие ресурсы" в научной литературе. Одним из толчков для активного применения термина "человеческие ресурсы" явился мировой экономический кризис. В кризисных условиях менеджменту компании необходимо было найти потенциальные возможности для увеличения отдачи от производственных ресурсов. И работник организации был признан таким ресурсом. Без человека невозможно прогрессивное развитие ни организации, ни экономики в целом. В свою очередь, если у человека отсутствуют стимулы к высокопроизводительном труду, то никакой прогресс не может быть достигнут. Это свидетельствует, что данный фактор играет главенствующую роль в процессе производства товаров и услуг. Кроме того, следует выделить еще некоторые причины, которые привели к активному использованию данного термина в российской литературе:
- совершенствование системы управления персоналом;
- переход к инновационному типу развития экономики страны;
- усложнение производственных процессов;
- изменение трудового законодательства;
- свободное перемещение ресурсов;
- усиление роли профсоюзов и др.
Все это привело к тому, что организации требуется высоквалифицированный работник, постоянно совершенствующийся, который способен к самообучению и самоорганизации.
Проф. Ю. Г. Одегов, Г. Г. Руденко выделяют следующие особенности человеческих ресурсов [6]:
- это сложнейший объект социального и экономического управления;
- профессионализация видов деятельности требует большой капиталоемкости для становления профессионалов; высокая эффективность деятельности профессионалов в организации достигается созданием рационального управления их возможностями;
- чем больше включены в профессиональную деятельность, тем больше у них накапливается жизненного и профессионального опыта, тем меньше времени им требуется для качественного решения профессиональных задач, тем большую ценность они представляют для организации.
Таким образом, человеческие ресурсы - это совокупность описывающих ресурсную трудовую составляющую характеристик работников организации, т.е. персонал и его качества, соотнесенные с конкретным рабочим местом, социокультурных характеристик, а также личностно-психологические свойства людей, проявляющиеся в их отношении к предприятию, поставленным задачам, окружающим их коллегам и руководителям.