Файл: Сущность результатов оперативно-розыскной деятельности в качестве информации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 52

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В Российской Федерации на фоне прогрессивных преобразований во всех сферах жизни, к сожалению, очевидными являются и негативные явления, которые обусловливаются устойчивым ростом преступности.

Преступная среда на любом этапе существования государства отливалась, а в настоящее время особенно отличается определенной замкнутостью, развитием преступной квалификации, конспирацией, внутренней сплоченностью и профессионализмом, наличием мощных средств противодействия правоохранительным органам.

Вне всякого сомнения, все это требует от государства адекватных мер реагирования, отыскания наиболее эффективных методов и средств профилактики, пресечения и раскрытия общественно опасных деяний, розыска подозреваемых и обвиняемых.

В силу названных и других обстоятельств практически во всех государствах мира, в том числе и в Российской Федерации, всегда уделялось и продолжает по-прежнему уделяться огромное внимание развитию особой государственно-правовой форме борьбы с преступностью, а именно – оперативно-розыскной деятельности или ОРД.

Проблемы использования результатов оперативно-розыскной деятельности в качестве информации в процессе уголовно-процессуального доказывания в современном уголовном судопроизводстве остаются одними из наиболее сложных и актуальных.

Объектом исследования выступают результаты оперативно-розыскной деятельности в качестве информации.

Предмет исследования – теоретические и правовые основы исследования результатов оперативно-розыскной деятельности в процессе доказывания.

Целью представленной курсовой работы является изучение значения и использования результатов оперативно-розыскной деятельности в процессе доказывания.

Достижению поставленной цели способствует решение ряда задач, в частности:

- изучение сущности результатов оперативно-розыскной деятельности в качестве информации;

- рассмотрение правовых основ представления оперативно-розыскной информации в уголовном судопроизводстве;

- характеристика общих положений об использовании результатов оперативно-розыскной деятельности в качестве доказательств.

Решение названных задач осуществлялось посредством применения ряда научных методов, в частности: логико-аналитического, сравнительно-правового, системно структурного.


1 Сущность результатов оперативно-розыскной деятельности в качестве информации

Предназначение оперативно-розыскной деятельности заключается в том, чтобы способствовать органам дознания и предварительного следствия в успешном раскрытии и расследования преступлений, а равно, в розыске скрывшихся от следствия и суда лиц. В связи с этим ОРД отведено присущее ей место в работе правоохранительных органов. В соответствии с положениями ст. 1 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», под оперативно-розыскной деятельностью понимается вид деятельности, который осуществляется гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то данным законом, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.[1]

Специфика оперативно-розыскной деятельности не может не отражаться на разработке понятия результатов оперативно-розыскной деятельности. Так, например, сведения, которые получены в ходе осуществления оперативно-розыскных мероприятий, должностные лица оперативно-розыскных органов вправе передавать в иные подразделения органов полиции, заводить, согласно положениям Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» и ведомственных приказов, дела оперативного учета, применять их для решения разного рода оперативно-тактических задач, передавать органам дознания или следователю для решения вопроса о возбуждении уголовного дела и использования в процессе доказывания и т.д.[2]

Результаты оперативно-розыскной деятельности представляют собой сведения, которые получены в соответствии с Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности», о признаках готовящегося, совершаемого либо совершенного преступления, о лицах, которые подготавливают, совершают либо совершили преступление и скрылись от органов дознания, следствия либо суда.[3]

Из приведенного определения целесообразно выделить несколько признаков результатов оперативно-розыскной деятельности в качестве информации, а именно:

- во-первых, это сведения;

- во-вторых, сведения, которые добыты, в соответствии с положениями Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности;


- в-третьих, сведения о признаках готовящегося, совершаемого либо совершенного преступления, а также о лицах, которые их подготавливают, совершают либо уже совершили и скрылись от органов дознания, следствия либо суда.

Исходя из буквального толкования, законодатель к результатам оперативно-розыскной деятельности относит исключительно информацию. По данному вопросу в специализированной литературе имеет место важное суждение. Так, по мнению Н.С.Железняка, при оперативном внедрении, к примеру, одной из задач может выступать не только получение оперативно значимых сведений, т.е. задача информационного характера, однако и дискредитация лидера преступной группы, ее разобщения либо переориентации. Данная задача не обладает информационным характером, решение ее направлено на предотвращение преступной деятельности.[4]

Сущностным элементом результатов оперативно-розыскной деятельности в качестве информации признается соответствие их Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности». По мнению некоторых авторов, правовая основа оперативно-розыскной деятельности не ограничивается лишь указанным нормативным правовым актом. В нее включается Конституция Российской Федерации, другие федеральные законы и принятые в соответствии с ними правовые акты федеральных органов государственной власти. Всякое нарушение данных нормативных правовых актов влечет за собой невозможность использования результатов оперативно-розыскной деятельности в качестве информации в уголовном процессе.

Возможность применения результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном процессе находится в зависимости от способов познания информации о признаках готовящегося, совершаемого либо совершенного преступления, лицах, которые готовят, совершают либо уже совершили преступление и скрылись от органов дознания, следствия либо суда, а равно от формы облачения ее в оперативно-розыскных документах. Ученые, относительно способов, практически едины во мнении, что доказательствами выступают сведения, т.е. та информация, которая имеет значение для оценки факторов и обстоятельств в судопроизводстве. Данные обстоятельства и факторы, с точки зрения познания, находятся за пределами уголовного процесса, которым лишь устанавливается порядок придания им статуса доказательств, однако они при этом фактически не подвергаются изменению.

В литературе отсутствует единое мнение относительно документальной формы облачения результатов оперативно-розыскной деятельности в качестве информации. Объяснить это можно тем, что в судебной практике и в законодательстве отсутствует общее решение названной проблемы.[5]


Результаты оперативно-розыскной деятельности в качестве информации могут представляться оперативно-розыскными подразделениями органу дознания, следователю либо в суд, если они не соответствуют определенным требованиям, в частности:

- относимость результатов оперативно-розыскной деятельности и оперативно-розыскных мероприятий к конкретному предприятию;

- законность осуществления соответствующих оперативно-розыскных мероприятий;

- соблюдение законодательства, призванного определять работу с доказательством, порядок и основания возбуждения уголовного дела;

- обеспечение режима секретности.[6]

Не будут отвечать требованиям, которые предъявляются к доказательствам, результаты оперативно-розыскной деятельности в качестве информации, когда они не отвечают условиям допустимости, которые можно рассматривать в двух аспектах, а именно: допустимость как свойство уголовно-процессуального доказательства; допустимость как свойство результатов оперативно-розыскной деятельности, под которым подразумевается соответствие их нормам закона и ведомственных нормативных актов относительно средств и методов собирания информации, задач и субъекта. Так, к примеру, результаты оперативно-розыскной деятельности в качестве информации, получение которых связано с ограничением конституционного права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телефонных либо других сообщений могут использоваться в качестве доказательства, лишь в том случае, если они были получены по разрешению суда и проверены следственными органами.

2 Правовые основы представления оперативно-розыскной информации в уголовном судопроизводстве

Статья 11 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» содержит положения об использовании результатов оперативно-розыскной деятельности. Вполне очевидно, что ее результаты представляют собой ни что иное, как информацию, которая содержится на разного рода носителях, а именно: в письменных документах, видео- и аудиоматериалах, фотографиях и т.п. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности является тождественным использованию соответствующих видов информации.[7]


Согласно положениям названной статьи, оперативно-розыскная информация может использоваться для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, проведения оперативно-розыскных мероприятий, направленных на выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, выявление и установление лиц, их готовящих, совершающих или уже совершивших, а равно для розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения наказания и без вести пропавших. Оперативная информация, которая содержится в ряде служебных документов, может выступать поводом и основанием для возбуждения уголовного дела, представляться в орган дознания, следователю либо в суд, в производстве которого находится возбужденное уголовное дело, а равно использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с положении уголовно-процессуального законодательства, призванными регламентировать собирание, проверку и оценку доказательств.

Несколько другая интерпретация использования оперативной информации приводится в ст. 89 УПК Российской Федерации «Использование в доказывании результатов оперативно-розыскной деятельности», согласно положениям которой, в процессе доказывания запрещено использование результатов оперативно-розыскной деятельности, если они не отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам Уголовно-процессуальным кодексом. Как считает В.И. Зажицкий, название статьи не соответствует содержанию данной статьи закона, так как в ней содержится запрет на использование в процессе доказывания таких результатов, если они не отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам Уголовно-процессуальным кодексом. Однако, совершенно очевидно, что в процессе оперативно-розыскной деятельности никогда не могут быть получены результаты, которые отвечали бы таковым требованиям.[8]

Буквальное толкование содержания рассматриваемой статьи дает возможность исходить и от противного, что допускает полную аналогию со ст. 11 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности». В ст. 89 УПК Российской Федерации содержится запрет прямого использования материалов оперативно-розыскной деятельности в качестве доказательств, но это не исключает, а в определенных случаях даже предполагает, преобразование оперативно-розыскной информации в доказательства посредством преобразования необходимых процессуальных действий, в соответствии с требованиями Уголовно-процессуального кодекса.