Файл: Потенциал предприятия и оценка его использования. Методы комплексной оценки эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия (Анализ структуры активов и пассивов ООО «Оливер»).pdf
Добавлен: 26.06.2023
Просмотров: 53
Скачиваний: 3
Введение
Бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в финансовом положении. Достоверной и полной считается бухгалтерская отчетность, сформированная исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету. Подтверждение достоверности бухгалтерской отчетности дается в аудиторском заключении, если она в соответствии с действующим законодательством подлежит обязательному аудиту. Одним из важнейших документов предприятия является бухгалтерский баланс.
Цель работы – проанализировать баланс предприятия
Объект работы – ООО «Оливер».
Задачи, необходимые для выполнения в процессе работы:
- Охарактеризовать ООО «Оливер»;
- Провести анализ структуры активов ООО «Оливер»;
- Проанализировать источники формирования капитала предприятия;
- Разработать мероприятия по совершенствованию структуры баланса предприятия.
1 Общая характеристика общества с ограниченной ответственностью «Оливер»
Торговое общество с ограниченной ответственностью «Оливер»» действует в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Зарегистрировано под №001654 серии ЮЛК 24.03.2003 г. Гродненским Горисполкомом.
Руководитель предприятия действует на основании Устава.
Основным видом деятельности предприятия является оптовая торговля металлопрокатом и строительными материалами.
ООО «Оливер» ведет внешнеэкономическую деятельность и приобретет металлопродукцию из Российской Федерации, Украины, производятся постоянные поставки стали нержавеющей из Республики Польши. Налажен стабильный рынок сбыта, появились постоянные покупатели продукции.
Предприятие несет ответственность за результаты своей хозяйственной деятельности и выполнение взятых на себя обязательств по договорам и контрактам согласно действующего законодательства.
В настоящий момент в штате предприятия числится 15 человек. Управленческий персонал ООО «Оливер» состоит из лиц, за плечами которых 15 лет работы в высших звеньях управления предприятием, а так же 10 лет опыта продаж продукции в сфере строительно-монтажных конструкций.
Установлены тесные, экономически выгодные контакты с поставщиками. Налажен стабильный рынок сбыта, появились постоянные покупатели продукции. Среднемесячная отгрузка продукции составляет от 150 до 250 тонн продукции.
Объем продаж ООО «Оливер» рассмотрим в таблице 2.1.
Нижеуказанная продукция применяется и пользуется большим спросом в таких отраслях народного хозяйства как машиностроение, автомобилестроение, в производстве строительных материалов и строительстве, в нефтегазовой промышленности и др.
Таблица 2.1 - Объем продаж металлопродукции и строительных материалов
Наименование продукции |
Кол-во отгруженного товара, т. 2014г. |
Удель-ный вес, % |
Кол-во отгруженного товара, т. 2015г. |
Удельный вес, % |
Отклонения +/- 2015/2014 |
Арматура в ассортименте |
63,533 |
14,84 |
61,632 |
6,06 |
- 8,78 |
Лист в ассортименте |
130,544 |
30,49 |
74,557 |
7,33 |
- 23,16 |
Катанка в ассортименте |
2,908 |
0,68 |
21,385 |
2,10 |
1,42 |
Квадрат в ассортименте |
1,000 |
0,23 |
0,357 |
0,04 |
- 0,20 |
Круг в ассортименте |
48,820 |
11,40 |
26,668 |
2,62 |
- 8,78 |
Полоса, балка в ассортименте |
2,059 |
0,48 |
8,785 |
0,56 |
0,38 |
Труба в ассортименте |
97,430 |
22,76 |
80,007 |
7,87 |
- 14,89 |
Уголок в ассортименте |
22,880 |
5,34 |
92,413 |
9,09 |
3,74 |
Швеллер в ассортименте |
32,726 |
7,64 |
41,205 |
4,05 |
- 3,59 |
Шестигранник в ассортименте |
18,213 |
4,25 |
4,198 |
0,41 |
- 3,84 |
Электроды в ассортименте |
8,000 |
1,87 |
606,000 |
59,58 |
57,71 |
ИТОГО: |
428,113 |
100 |
1017,207 |
100 |
х |
В настоящее время ООО «Оливер» занимает 30% доли рынка г. Гродно и Гродненской области. В 2015 году предприятие рассчитывает повысить долю рынка еще на 20% и занять новые.
Существует две категории типичных клиентов ООО «Оливер»:
- Организации – потребители металлопродукции, г. Гродно и малая часть Гродненской области;
- Индивидуальные предприниматели и частные лица, приобретающие металлопродукцию для собственных нужд.
ООО «Оливер» переходит в третью маркетинговую фазу, расширяя свой рынок на более отдаленные районы Гродненской области, открывая свои складские помещения в г. Минске.
Связи с ведущими организациями – потребителями, основными рекламодателями доказывает наличие хороших перспектив и потенциала для этой сферы деятельности.
Угроза сейчас исходит от одного основного конкурента в г. Гродно. Эта организация предлагает продукцию по конкурентным ценам, однако, она не обладает всеми возможностями по качественному обеспечению потребителей металлопродукции сырьем.
По умеренным прогнозам доля рынка ООО «Оливер» с учетом интенсивного и реализуемого в ускоренном темпе бизнес-плана составит 30% рынка г. Гродно и отдаленные районы Гродненской области.
Основной упор ООО «Оливер» делает на печатную рекламу в специализированных журналах и газетах и предложение товаров непосредственно в снабженческих службах организациях – потребителях.
Маркетологом ТООО «Оливер» изучено товарно-географическая номенклатура потребляемого металлопроката, определены экспортные возможности предприятия на рынки Польши:
- проведен анализ сложившегося спроса на реализуемую продукцию, как на внешнем, так и на внутреннем рынках;
- изучена конкурентоспособность продукции (показатели качества, цены себестоимости тонны продукции);
- изучена и динамика реализации продукции;
- проведена оценка договорных обязательств.
Для ООО «Оливер» характерно, что благодаря маркетинговой деятельности создается позитивное и стабильное впечатление об организации.
Показатели выручки, прибыли и рентабельности по предприятию за 2014-2015 гг представлены в таблице 2.2 (данные из Приложения Б).
В 2014 году выручка по предприятию была 538691 тыс.руб., и выросла в 2015 году на 869399 тыс.руб. Это 2,6 раза больше, чем в 2014 году. Себестоимость реализованных товаров выросла с 416227 тыс.руб.в 2014 до 1218685 тыс.руб. в 2015. Рост на 193%. То есть мы видим, что себестоимость растет быстрее, чем выручка. Расходы на реализацию выросли в 2015 году на 29% составили 187820 тыс.руб..
Таблица 2.2 - Выручка, прибыль и рентабельность ООО «Оливер» за 2014-2015 гг, тыс. руб.
Показатели |
2014 |
2015 |
Откл. |
Т.роста |
1.Выручка (нетто) от реализации товаров, продукции, услуг |
538 691 |
1 408 090 |
869 399 |
2,61 |
2.Себестоимость реализованных товаров, продукции, работ, услуг. |
416 227 |
1 218 685 |
802 458 |
2,93 |
3.Расходы на реализацию |
144 696 |
187 820 |
43 124 |
1,29 |
4. Прибыль |
-22 232 |
1 585 |
23 817 |
|
4.Рентабельность, % |
-4,13 |
0,11 |
4,24 |
-0,03 |
В 2014 году по предприятию был убыток – 22232 тыс.руб., в 2015 году у предприятия уже была прибыль – 1585 тыс.руб. Рентабельность в 2015 году составила 0,11%. Это говорит о том, что предприятие работает не очень стабильно.
2 Анализ структуры активов и пассивов ООО «Оливер»
Финансовое состояние предприятия и его устойчивость в значительной степени зависят от того, каким имуществом располагает предприятие, в какие активы вложен капитал и какой доход они ему приносят.
Размещение средств предприятия имеет очень большое значение в финансовой деятельности и повышении ее эффективности. От того, какие инвестиции вложены в основные и оборотные средства, сколько их находится в сфере производства и обращения, в денежной и материальной форме, насколько оптимально их соотношение, во многом зависят результаты производственной и финансовой деятельности, следовательно, и финансовая устойчивость предприятия. Если созданные производственные мощности предприятия используются недостаточно полно из-за отсутствия материальных ресурсов, то это отрицательно сказывается на финансовых результатах предприятия и его финансовом положении. То же происходит, если созданы излишние производственные запасы, которые не могут быть быстро переработаны на имеющихся производственных мощностях. В итоге замораживается капитал, замедляется его оборачиваемость и как следствие ухудшается финансовое состояние.
В процессе анализа в первую очередь следует изучить динамику активов предприятия (Приложение Б), изменения в их составе и структуре и дать им оценку (данные Приложение А).
Горизонтальный анализ активов предприятия показывает, что абсолютная их сумма за отчетный период возросла на 358 846 тыс. руб., или на 52,9 %.
Внеоборотные активы концу года выросли на 36,5%, а оборотные – на 56,8%. Структура на начало периода была следующей – 19,1% - внеоборотные активы и 80,9% - оборотные. На конец года удельный вес внеоборотных снизился на 2,1 %, а оборотных соответственно вырос на 2,1% (Рисунок 1).
Рисунок 1 - Структура активов предприятия в 2015 году
За исследуемый период сумма монетарных активов снизилась на 15243 тыс.руб (на 54,1%), а немонетарных увеличилась на 58%. По структуре монетарные активы занимают на начало года 4,9%, а к концу года – 1,7%. Немонетарные активы увеличились с 95,1% до 98,3%.
На анализируемом предприятии темп роста активов за исследуемый период составил 152,9 % (1036682 / 677836х 100), объема продаж (выручки) - 261 % (1 408 090 / 538 6910 х 100), на основании чего можно сделать вывод, что в отчетном периоде произошел некоторый спад деловой активности предприятия.
Вертикальный анализ активов баланса, отражая долю каждой статьи в общей валюте баланса, позволяет определить значимость изменений по каждому виду активов. Полученные данные показывают, что структура активов анализируемого предприятия изменилась довольно существенно: уменьшилась доля основного капитала на 2.1 %, а оборотного соответственно увеличилась. В связи с этим изменилось органическое строение капитала: на начало года отношение оборотного капитала к основному составляет 4,23, а на конец — 4,87.
Незначительный удельный вес занимают монетарные активы в общей валюте баланса, причем за отчетный год их доля еще снизилась. Если монетарные активы превышают монетарные пассивы, то при росте цен и снижении покупательной способности денежной единицы предприятие несет финансовые потери из-за обесценивания этих активов.
От того, насколько оптимально соотношение собственного и заемного капитала, во многом зависит финансовое положение предприятия.
Данные о динамике и структуре источников капитала представлены в Приложении В
На анализируемом предприятии за отчетный период увеличилась сумма заемного капитала и снизилась сумма собственного капитала.
Собственный капитал на начало периода составлял 87 730 тыс.руб. и снизился на 5105 тыс.руб. По структуре снижение произошло с 12,9% до 8 %.