Файл: Реформа электроэнергетики в России (основы управления энергетическим рынком Российской Федерации).pdf
Добавлен: 26.06.2023
Просмотров: 172
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы управления энергетическим рынком Российской Федерации
1.1. Российский рынок энергетики
1.2. Нормативно-правовое регулирование энергетической отрасли
Глава 2. РЕФОРМЫ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ И ПРОБЛЕМЫ ОТРАСЛИ
2.1. Итоги реформирования электроэнергетики и ее проблемы
В начале 1990-х годов была совершена еще одна попытка к преобразованию, которая, в конечном итоге, завершилась разработанной и принятой Правительством РФ программой реформирования электроэнергетики. Данная программа включала в себя расширение федерального рынка энергии и мощности за счет последовательного ввода в него электростанций России с дальнейшим созданием на их платформе нескольких генерирующих
компаний. Однако ни одно из постановлений, принятых Правительством Российской Федерации, так и не было реализовано.
Назревшие системные проблемы в электроэнергетике, явились причиной реформ в данной сфере, начало которых положено Указом Президента Российской Федерации от 28.04.97 г. № 426. К сожалению, рассматривая положения дел на конец 2017 года, можно констатировать, что большинство задач, изложенных в данном документе не было реализовано,
по причине не достаточной проработанности самой программы реформ.
В итоге, структура электроэнергетики и система функционирования рынка энергии остались неизменными, даже несмотря на то, что некоторые модификации в системе функционирования и регулирования были все же осуществлены. Помимо этого, субъекты Российской Федерации находили вполне обоснованные доводы, которые, в условиях кризиса финансовой системы, а также неэффективности имущественных и правовых отношений, принимались высшими чиновниками государства вполне лояльно.
Вышеперечисленные факторы, стали причинами коренной реформы РАО ЕЭС России в 2000-х годах, преобразования нацелены на формирования двух секторов, прежде всего это передача и распределение (характеризуется наличием нескольких монополистов), а также генерация и сбыт электроэнергии (подразумевает наличие конкуренции).[30]
Целями реформирования являлось: «обеспечение устойчивого функционирования и развития экономики и социальной сферы, повышение эффективности производства и потребления электроэнергии, обеспечение надежного и бесперебойного энергоснабжения потребителей. Стратегической задачей реформирования являлся перевод электроэнергетики в режим устойчивого развития на базе применения прогрессивных технологий и рыночных принципов функционирования, обеспечение на этой основе надежного, экономически эффективного удовлетворения платежеспособного спроса на электрическую и тепловую энергию в краткосрочной и долгосрочной перспективе».[31]
Стоит отметить, что, начиная с 1990-х годов, во многих странах мира проводится реформирование электроэнергетики.
Причины и цели реформирования, глубина и результаты различны у разных стран. Так согласно работе Родина А.В.[32] можно выделить несколько
направлений подобных преобразований, которые можно представить в виде аналитической таблицы 2.1.
Таблица 2.1
Направления реформ электроэнергетики в развитых странах[33]
Страна |
Сущность реформ |
США |
отделение производства электроэнергии от ее передачи; обязательная продажа генерирующих мощностей учреждение Независимого системного оператора, учреждение энергетической биржи; предоставление потребителям права выбора поставщика. |
Великобритания |
учреждение независимого регулятора рынка. Агентства создание на базе передающих сетей Национальной создание на базе 12 территориальных энергетических |
Скандинавские страны |
выделение единого органа управления объединенным создание биржБ электроэнергии Норд Пул; формирование сетевых компании. |
Как показано в таблице, результатом проведенных реформ является трехуровневая система производства, передачи (распределения) и сбыта, с надзирающими функциями государства.
Следуя общемировым тенденциям, в России, в ходе проведенных преобразований в области электроэнергетики, была сформирована новая структура, состоящую из трех в некотором смысле автономных уровней.
Однако практика дезинтеграции отечественной энергетики привела далеко не к тем результатам, которые ждали реформаторы и их последователи, хотя на это указывали ведущие энергетики России.
Инициаторы преобразований полагали, что возникновение множества мелких фирм приведет к конкурентной борьбе, и как следствие снижение издержек, падение тарифов, отсутствие необходимости государственного ограничения цен. На практике все получилось немного иначе, нежели предполагалось, что вылилось в рост цен и введение со стороны
Правительства РФ верхних ценовых границ на электроэнергию.
Анализ динамики показывает, что в ходе реформы энергосистемы страны произошел серьезный рост цен: они выросли почти в 5,7 раза. По мнению Селиверстовой И.А. «.. .причина такого роста цен заключается в маржинальном принципе ценообразования так называемой равновесной цены на оптовом рынке электроэнергии (мощности), в результате чего потребители покупают электроэнергию с рынка по самой высокой цене»
Энергетическая стратегия России предполагает выполнение задач по обеспечению потребностей социально-экономического развития страны энергетической продукцией и услугами по объему, номенклатуре и качеству, гарантирующими энергетическую безопасность страны и надежность производственной структуры энергетики. Задача же по совершенствованию территориально-производственной структуры ТЭК предполагает гармоничное энергетическое развитие российских регионов, создание новых топливно-энергетических и энергопромышленных комплексов, стимулирующих развитие российских регионов, экономически обоснованное развитие распределенной генерации, использование местных энергоресурсов и возобновляемых источников энергии.[34]
А обеспечение технологической независимости энергетического сектора России предполагает стимулирование инновационного импортозамещения, развитие национального рынка высокотехнологичной продукции и технологий, повышение технологической конкурентоспособности российского ТЭК вплоть до активного участия России в формировании мировых технологических трендов.
В энергетической стратегии до 2035 года были обозначены внешние вызовы, характерные для электроэнергетической отрасли. Важнейшими внешними вызовами российской электроэнергетики являются масштабная трансформация и нестабильность мировых энергетических рынков, а также чрезмерная зависимость оборудования и инновационных технологий от импорта.
В то же время электроэнергетика России сталкивается с комплексом внутренних проблем, которые в совокупности с задачами развития электроэнергетики России. Внутренние проблемы развития энергетики России исследованы автором на основе анализа ключевых показателей, характеризующих состояние отрасли, к числу которых относятся объемы выработанной и потребленной электроэнергии, коэффициент использования и структура установленной мощности электростанций, уровень износа основных производственных фондов и другие.
Россия является четвертой после США, Китая и Японии страной по объему установленной мощности. За 2010-2017 гг. установленная мощность электростанций России возросла с 214,9 ГВт до 235,3 ГВт, главным образом, за счет ввода новых генерирующих мощностей в ходе реформирования отрасли, что свидетельствует о результативности реформ в данном направлении. Структура установленной мощности российской электроэнергетики в 2010-2017 гг. отличается стабильностью. Наибольший (около 68%) удельный вес в структуре установленной мощности приходится на тепловые станции, удельный вес гидроэлектростанции составляет около 20%, атомных электростанций – не многим более 11%. В целях достижения устойчивой структуры генерирующих мощностей ЭС-2035 предусматривается развитие всех типов электростанций, в том числе малых распределительных генерирующих установок и электростанций, работающих на возобновляемых источниках энергии (ВИЭ). Последние представлены в России, главным образом, гидроэнергетикой, также с 2017 года в России функционируют 3 геотермальные, 23 солнечные и 29 ветряных электростанций. В настоящее время главной проблемой использования возобновляемых источников энергии является их низкая конкурентоспособность. В то же время Россия обладает значительным потенциалом развития возобновляемой энергии, что превращает Россию потенциального «зеленого гиганта» энергетики. Производство электроэнергии на основе ВИЭ в 2017 году составило 2,3 млрд. к Вт-ч, что составляет 0,22% от общего объема производства электроэнергии и является крайне низким. В мировом энергобалансе в 2017 году доля возобновляемых источников энергии составляла около 6%. Стратегическим ориентиром ЭС-2035 является рост производства электроэнергии на основе ВИЭ в 13-20 раз (с 2,3 млрд кВт*ч в 2017 году до 29-46 млрд кВт*ч в 2035 году), которого предполагается достичь за счет привлечения инвестиций в сектор ВИЭ и повышения их экономической эффективности на основе отечественных научных разработок. Установленная мощность объектов генерации на основе ВИЭ к 2024 гоу должна составить 5,9 Гвт. Развитие возобновляемой энергетики в России нуждается активной государственной поддержке и стимулировании, в том числе, на основании использования механизмов налогообложения. В свою очередь, развитие возобновляемой энергетики позволит обеспечить устойчивый экономический рост и энергетическую безопасность России, особенно в отдаленных районах.
Важной причиной низкого уровня эффективности электростанций является значительный объем устаревшего энергетического оборудования. Поэтому главным внутренним вызовом энергетической политики России является необходимость глубокой и всесторонней модернизации электроэнергетики. Сведения о степени износа основных фондов коммерческих организаций России, за исключением субъектов малого предпринимательства, в сопоставлении с показателями по виду деятельности производства и распределения электроэнергии, газа и воды за 2004-2017 гг. представлены нами по данным Росстата России.
Согласно сведениям, степень износа основных фондов электроэнергетики составляла 54,5%, что превышало среднее значение по всем ви ㅤдам экономической деятельности (43,5%). В результате реформирования отрасли степень износа основных фондов в электроэнергетики в 2017 году сократилась до 40,2%, при сред ㅤнем значении по всем видам экономической деятельности, составившем 48,2%.
Однако доля вновь введенного оборудования энергетического оборудования в России за последние годы остается достаточно низкой. Недостаточные инвестиции в обновление основных производственных фондов, а также в их реконструкцию и модернизацию могут привести к техническим ограничениям и снизить надежность энергоснабжения потребителей. Проблема физического и морального устаревания электроэнергетического оборудования является очень острой и представляет угрозу энергетической безопасности России. Высокий уровень изношенности энергетического оборудования увеличивает также риски возникновения аварий на объектах электроэнергетики.[35] Только вывод из эксплуатации устаревшей инфраструктуры и масштабные инвестиции в новые эффективные мощности позволит повысить конкурентоспособность и эффективность отечественных энергетических компаний, улучшит экологические характеристики отрасли, снизит риски возникновения аварий. Даже при условии низких темпов роста спроса на электроэнергию в средне – и долго ㅤсрочной перспективе важнейшим приоритетом остается реконструкция и модернизация мощностей генерации, что может стать гарантией для развития отечественной промышленности. Актуальной проблемой является разработка нового механизма привлечения инвестиций в электроэнергетику после реализации уже заключенных договоров поставки мощности 2013-2017 гг., в том числе путем совершенствования системы налогового стимулирования инвестиционной и инновационной активности в отрасли. Целевым показателем ЭС-2035 является рост среднегодовых инвестиций в энергетический сектор в 1,15-1,25 раза после преодоления краткосрочного спада
Таким образом, анализ производственных показателей, свидетельствует о том, что электроэнергетика России находится в стадии активного развития. Дальнейший успех реформы во многом будет определяться своевременностью и полнотой обеспечения отрасли инвестициями и прогрессивными технологиям.
2.2. Проблемы сферы электроэнергетики
В целях выполнения анализа механизмов и особенностей формирования цен и тарифов в отечественной энергетике необходимо рассмотреть проблемы и особенности развития электроэнергетики России, влияющие на тарифообразование в отрасли, и задачи тарифной политики,которые сложились на сегодняшний день.
Современная электроэнергетическая отрасль нашей страны начала создаваться трудом нескольких поколений населения СССР. В конце 80-годов прошлого века энергосистема страны по некоторым показателям (например, по удельному расходу топлива) считалась одной из наилучшей в мире. В начале XX века установленная мощность электроэнергетической системы страны была равна 180 МВт, спустя 80 лет, к началу 90-х годов XX века, рост мощности произошел более чем в 1,6 тысяч раз, и ее величина уже составляла 300 ГВт.
Отметим также важность электроэнергетики в экономике нашей страны. Доля электроэнергетики в общем объеме ВВП нашей страны достигла 3%. Важность отрасли для экономики страны означает также необходимость ее развития.[36] Основной особенностью развития отечественной электроэнергетики является большая длительность ввода в эксплуатацию новых объектов электроэнергетикии большая капиталоемкость строительства вновь вводимых объектов энергетической отрасли. Кроме того, экономисты отмечают низкую инвестиционную привлекательность отрасли, в первую очередь по указанным выше причинам длительности возврата вложенного капитала.
Еще одной особенностью развития электроэнергетики страны является необходимость решения ряда системных задач по организации электроснабжения потребителей. Такими системными задачами являются:
- соблюдение обеспечения покрытия графика тепловой нагрузки при теплоснабжении потребителей от электростанций;
- необходимость накопления и содержания страховых запасов топлива для электроэнергетических нужд источников энергоресурсов.