Файл: Реформа электроэнергетики в России (основы управления энергетическим рынком Российской Федерации).pdf
Добавлен: 26.06.2023
Просмотров: 174
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы управления энергетическим рынком Российской Федерации
1.1. Российский рынок энергетики
1.2. Нормативно-правовое регулирование энергетической отрасли
Глава 2. РЕФОРМЫ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ И ПРОБЛЕМЫ ОТРАСЛИ
2.1. Итоги реформирования электроэнергетики и ее проблемы
Следует учитывать также, что все объекты электроэнергетической системы страны должны составлять технологическое единство.
В конце марта 2015 года электроэнергетическая отрасль страны отмечала десятилетний юбилей принятия Федерального закона № 35 «Об электроэнергетике».[37] Ориентируясь на требования Федерального закона, последние 10 лет и реформировалась отрасль. На сегодняшний день, специалисты Минэнерго России отмечают, что положительным аспектом от принятия данного закона явилось разделение системы электроснабжения страны по видам деятельности: генерацию, сети и сбыт. Среди проблем отрасли специалисты Минэнерго по-прежнему отмечают:
- отсутствие реального потока частных инвестиций;
- не произошло остановки цен на тарифы и услуги;
- износ энергосистемы продолжает расти;
- не решены основные проблемы теплоэнергетики;
- до конца не решены проблемысубсидирования по разным видам напряжения.
Учитывая сложившуюся ситуацию в отрасли, следует отметить, что в существующих условиях работы отрасли стратегическим вопросом является вопрос формирования тарифов на электро-, теплоэнергию (мощность).
Главной задачей тарифной политики, на взгляд автора, является обеспечение социально-экономического развития отрасли при условии надежного энергоснабжения потребителей и минимальном расходе имеющихся ресурсов, минимальном воздействии факторов производства электроэнергетической отрасли нашей страны на окружающую среду. Еще раз автором отмечается важность колебания цен и тарифов на электроэнергию на экономическое развитие страны.
Указанные факторы во многом определяют содержание политики государства в области энергетики, что нашло отражение в Энергетической стратегии России на период до 2030 года.[38] В соответствии с данным документом целью энергетической политики России является максимально эффективное использование природных энергетических ресурсов и потенциала энергетического сектора для устойчивого роста экономики, повышения качества жизни населения страны и содействия укреплению ее внешнеэкономических позиций.
Заключение
Роль энергетики в мировой и отечественной экономике продолжает возрастать, и в настоящее время энергетика становится в центр мировой политики. Россия располагает значительными запасами энергетических ресурсов и мощным топливно-энергетическим комплексом, который является базой развития экономики, инструментом проведения внутренней и внешней политики.
В настоящее время мировой энергетический рынок в полной мере испытывает на себе давление международного финансового кризиса, конкуренция ужесточается, и зависимость российского экспорта от стран-транзитеров становится больше.
В период экономической нестабильности в стране законодательство в области энергетики нуждается в дальнейшем совершенствовании. Наиболее приоритетными для России остаются вопросы энергоэффективности и энергосбережения, создание новой законодательной базы международного сотрудничества в сфере энергетики, выработка российской энергетической доктрины, завершение поэтапного перехода к полностью конкурентному рынку электроэнергии, совершенствование правового механизма в сфере тарифного регулирования энергетики.
Что касается Российской Федерации, то для дальнейшего совершенствования энергетического комплекса, то необходимо решение следующих задач:
- повышения надежности энергоисточников с целью максимально возможного использования существующих резервов мощностей в нормальных и в режимах после аварий, обеспечение нормативного резервирования всех систем, связанных с электроэнергией;
- повышения темпов замены и реконструкции оборудования энергетики со сроком эксплуатации выше сверхнормативного значения;
- необходимо развивать внешние системообразующие связи с целью расширения возможностей, связанных с приемом электрических мощностей из смежных энергосистем;
- необходимо ликвидировать встречные и пересекающиеся энергетические потоки от различных энергоисточников;
- необходимо предотвращать непроизводительное расходование для энергетических ресурсов, обеспечивтаь учет производимых и потребляемых энергетических ресурсов с помощью современных измерительных средств и использования учетно-измерительных систем;
- в диверсификации используемых в регионе видов энергии – например, в развитии малой энергетики и использовании альтернативных видов топлива (биотоплива, торфа и ВИЭ);
- в повышении экологической и экономической эффективности для действующих энергоисточников;
- совершенствование методологии и практик тарифного регулирования в энергетической отрасли региона с целью стимулирования решения поставленных задач.
Современная электроэнергетическая отрасль нашей страны начала создаваться трудом нескольких поколений населения СССР. В конце 80- годов прошлого века энергосистема страны по некоторым показателям (например, по удельному расходу топлива) считалась одной из наилучшей в мире.
Основной особенностью развития электроэнергетики нашей страны является большая длительность ввода в эксплуатацию новых объектов электроэнергетики, и большая капиталоемкость строительства новых объектов электроэнергетики. Кроме того, экономисты отмечают низкую инвестиционную привлекательность отрасли, в первую очередь по указанным выше причинам длительности возврата вложенного капитала.
На сегодняшний день, основными участниками электроэнергетической отрасли страны являются ПАО «Россети», АО «СО ЕЭС», генерирующие компании, включающие в себя 600 тепловых электростанций, гидроэлектростанции ПАО «РусГидро» и 9 атомных электростанций. Общая мощность энергосистемы нашей страны составляла на конец 2018 года 236 ГВт, общая протяженностьлиний электропередач составляла не менее 2,5 миллиона километров.
В Российской Федерации регулирование рынка осуществляют Региональные энергетическая комиссии (РЭК) и Федеральная антимонопольная служба (ФАС России). ФАС России и комиссии РЭК детально контролируют и регулируют в основном электроэнергетику, проверяя и корректируя все статьи расходов, формирующих тарифы на электрическую и тепловую энергию: затраты на топливо, материалы, оплату труда, амортизацию, целевые средства и прибыль.
Список литературы
- Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 26 января 2009. - N 4. - Ст. 445.
- Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ (в ред. от 26.07.2017 г.) // Справочно-правовая служба «Гарант».
- Об электроэнергетике [Электронный ресурс]: федер. закон РФ от 26.03.2003 №35–ФЗ (ред. от 28.12.2018) // Справочно-правовая служба «Гарант».
- Федеральный закон от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ «О естественных монополиях» (в ред. от 29.07.2017 г.) // Справочно-правовая служба «Гарант».
- Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в ред. от 29.07.2017 г.) // Справочно-правовая служба «Гарант».
- Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2013 г. N 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» (с изменениями и дополнениями от 7 марта 2016 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 17 марта 2016. - N 11. - Ст. 1156.
- Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2010 г. N 1172 «Об утверждении Правил оптового рынка электрической энергии и мощности и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам организации функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности (с изменениями и дополнениями от 28 апреля 2016 г.) // Официальный интернет-портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 30 апреля 2016 г.
- Постановление Правительства РФ от 21 января 2004 г. N 24 «Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии» (с изменениями и дополнениями от 28 апреля 2016 г.) // Официальный интернет-портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru). 5 мая 2016.
- Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. N 114 «О порядке отнесения субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии к кругу лиц, подлежащих обязательному обслуживанию при оказании услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике» (с изменениями и дополнениями от 27 декабря 2010 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 4 апреля 2013. - N 14. - Ст. 1916.
- Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. N 854 «Об утверждении Правил оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике» (с изменениями и дополнениями от 3 марта 2010 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 22 марта 2010 г. N 12. - Ст. 1333.
- Постановление Правительства РФ от 27 октября 2006 г. N 628 «Об утверждении Правил осуществления контроля за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями запрета на совмещение деятельности по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и купле-продаже электрической энергии и о внесении изменения в Положение о Федеральной антимонопольной службе, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 331» // Собрание законодательства Российской Федерации от 6 ноября 2006. - N 45. - Ст. 4706.
- Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2009 г. N 977 «Об инвестиционных программах субъектов электроэнергетики» (с изменениями и дополнениями от 29 марта 2016 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 7 апреля 2016. - N 14. - Ст. 1638.
- Постановление Правительства РФ от 11 июля 2001 г. N526 «О реформировании электроэнергетики Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 20 марта 2015 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 1 апреля 2015. - N 13. - Ст. 1554.
- Энергетическая стратегия России на период до 2030 года. Утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 г. № 1715-р // http://www.minenergo.gov.ru
Научная литература
- Абрамов Р.Н., Рудин Р.К. Характеристика электростанций как объекта управления// Проблемы теории и практики управления. 2017, №4, С. 116 - 118.
- Громов, А.И. Становление и первые результаты работы Консультативного Совета по газу (КСГ) в контексте отношений России и ЕС в газовой сфере. // Научный журнал РГАО, 2018. - № 1. – 160 с.
- Гудков, И.В. Третий энергетический пакет Европейского Союза // Нефть, газ и право, 2018 – № 3. – 180 с.
- Гудков И.В., Лахно П.Г. Энергетическая стратегия России в системе программных документов: внутригосударственные и международно-правовые аспекты // Энергетическое право. - 2010. - N 1.
- Гумбин, М.П. Анализ состояния электроэнергетики России и перспективы развития / М.П. Гумбин // Вестник Красноярского государственного аграрного университета. ㅤ2016. ㅤ№10. ㅤС. 51-55.
- Зеркалов Д.В. Энергетическая безопасность. // Монография. – К.: Основа, 2018. – 922с.
- Зуева, А.В. Факторы, оказывающие влияние на рост тарифов и себестоимость электроэнергии / Зуева А.В. // Учет, анализ и аудит: проблемы теории и практики. - 2016. - ㅤ№13. - ㅤ- - С. 63-65.
- Изменения и тенденции в регулировании ТЭК России и мира: в фокусе IV квартал 2017. Материалы Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ac.gov.ru/publications/4742/
- Информационный бюллетень Федеральной энергетической комиссии РФ. - №2 (24), 25 февраля 2017. - С.7-18
- Макаров А.А. «Мировая энергетика и Евразийское энергетическое пространство», Москва, издательство «Энергоатомиздат», 2018 год. – 160 с.
- Мельникова С.И. Два года сомнительного существования Третьего энергопакета ЕС // Нефть, газ и право. - 2017 - №2. – 120 с.
- Мустапаров Р. М. Совершенствование энергетического сотрудничества России и Европейского Союза в газовой сфере. – Дис. к.э.н. – М., 2018. – 196с.
- Родин, А.В. Факторы, влияющие на формирование тарифной политики в электроэнергетике, и социально-экономические последствия ее реализации / Родин А.В. // Вестник Мурманского государственного технического университета. ㅤ2013. Т. 14. ㅤ№1. ㅤС. 210-213.
- Цыпин, А.П. Сопоставление темпов роста (снижения) промышленного производства России и США в 1970-2010 годах / А.П. Цыпин, Овсянников В.А. // Интеллект. Инновации. Инвестиции. ㅤ2018. ㅤ№1. ㅤС. 41-45.
- Цыпин А.П. Реформы в электроэнергетике России и их влияние на формирования тарифов / А.П. Цыпин, Е.С. Афанасьева // В сборнике: Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры Материалы Всероссийской научно-методической конференции. 2018. ㅤС. 1763-1770.
- Энергетическая стратегия России до 2030 года. - М.: Институт энергетической стратегии, 2009. URL: http://www.energystrategy.ru.
- Трачук К.В. Энергетическая безопасность России в ее отношениях с Европой: международные аспекты (2000-2018 гг.). – Дис. – М., 2018. – 280с.
Структура энергетической системы России[39]
Приложение 2
Структура оптового рынка электроэнергии и мощности (ОРЭМ) России[40]
Приложение 3
Установленная мощность электростанций и генерирующих компаний
Рис. 1 - Установленная мощность электростанций РФ, ГВтв 2018 г.
Рис. 2 - Установленная доля в мощности генерирующих компаний Россииза 2018 г.[41]
Приложение 4
Рис.1. Территория покрытия электросетями, тыс. кв. км.в 2018 г.
Рис. 2 Протяженность линий электропередач, тыс. км. за 2018 г.[42]
-
Гудков, И.В. Третий энергетический пакет Европейского Союза // Нефть, газ и право, 2018 – № 3. – С.21. ↑
-
Громов, А.И. Становление и первые результаты работы Консультативного Совета по газу (КСГ) в контексте отношений России и ЕС в газовой сфере. // Научный журнал РГАО, 2018. - № 1. – С. 23 ↑
-
Громов, А.И. Становление и первые результаты работы Консультативного Совета по газу (КСГ) в контексте отношений России и ЕС в газовой сфере. // Научный журнал РГАО, 2018. - № 1. – С. 24 ↑
-
Гудков, И.В. Третий энергетический пакет Европейского Союза // Нефть, газ и право, 2018 – № 3. – с. 35 ↑
-
Макаров А.А. «Мировая энергетика и Евразийское энергетическое пространство», Москва, издательство «Энергоатомиздат», 2018 год. – С. 44. ↑
-
Борисова, О. В. Ценообразование в коммерческой деятельности [Текст]: учебное пособие / О. В. Борисова – 2-е изд. стер. – М.: Изд. Центр «Академия», 2014. – С.76. ↑
-
Цены и ценообразование: учебник для вузов; 3–е изд. [Текст] / под ред. В.Е. Есипова. – СПб.: Питер. 2017. – С.64. ↑
-
Модели рынков несовершенной конкуренции: приложения в энергетике [Текст]: монография / под ред. В. И. Зоркальцева, Н. И. Айзенберг. – Иркутск: ИСЭМ СО РАН, 2017. – С. 24. ↑
-
Норманский, Р. Н. Характеристика методов тарифообразования в электроэнергетике Российской Федерации [Текст] // Производственный менеджмент: теория, методология, практика, 2018. – № 6. – С.23. ↑
-
Куделина, Д. В., Горлов, А. Н., Горлова, Ю. С. Мировой опыт применения методики RAB для привлечения инвестиций в электроэнергетику России [Текст] // Мировая экономика и социум: современные тенденции и перспективы развития. Сборникнаучныхстатей, 2018. – С.65. ↑
-
Стрельцова, Е. Д., Матвеева, Л. Г., Рожков, В. А. Методика формирования «справедливой» цены на электроэнергию как условия достижения баланса интересов [Текст] // Современные наукоемкие технологии, 2016. – № 12. – С. 217. ↑
-
Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 26 января 2009. - N 4. - Ст. 445. ↑
-
Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ (с изм. и доп. от 5 мая 2016 г.) // Российская газета. - 7 мая 2016. - N 101 ГК. ↑
-
Федеральный закон от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (с изменениями и дополнениями от 20 апреля 2016 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 21 апреля 2016. - N 16. - Ст. 1840. ↑
-
Федеральный закон от 26 марта 2003 г. N 36-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике» (с изменениями и дополнениями от 5 апреля 2015 г.) // Официальный интернет-портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 8 апреля 2015. ↑
-
Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ «О теплоснабжении» (с изменениями и дополнениями от 3 февраля 2016 г.) // Справочно-правовая служба «Гарант». ↑
-
Федеральный закон от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ «О естественных монополиях» (с изменениями и дополнениями от 30 декабря 2014 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 31 декабря 2014 г. N 53 (часть I). - Ст. 7616. ↑
-
Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 28 декабря 2015 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 30 декабря 2015. - N 52 (часть I). - Ст. 6966. ↑
-
Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2013 г. N 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» (с изменениями и дополнениями от 7 марта 2016 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 17 марта 2016. - N 11. - Ст. 1156. ↑
-
Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2010 г. N 1172 «Об утверждении Правил оптового рынка электрической энергии и мощности и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам организации функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности (с изменениями и дополнениями от 28 апреля 2016 г.) // Официальный интернет-портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 30 апреля 2016 г. ↑
-
Постановление Правительства РФ от 21 января 2004 г. N 24 «Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии» (с изменениями и дополнениями от 28 апреля 2016 г.) // Официальный интернет-портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru). 5 мая 2016. ↑
-
Постановление Правительства РФ от 4 мая 2014 г. N 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» (с изменениями и дополнениями от 10 февраля 2016 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 17 февраля 2016. - N 7. - Ст. 689. ↑
-
Постановление Правительства РФ от 26 июля 2007 г. N 484 «О выводе объектов электроэнергетики в ремонт и из эксплуатации» (с изменениями и дополнениями от 6 сентября 2014 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 10 сентября 2014. - N 37. - Ст. 5009. ↑
-
Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. N 114 «О порядке отнесения субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии к кругу лиц, подлежащих обязательному обслуживанию при оказании услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике» (с изменениями и дополнениями от 27 декабря 2010 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 4 апреля 2013. - N 14. - Ст. 1916. ↑
-
Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. N 854 «Об утверждении Правил оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике» (с изменениями и дополнениями от 3 марта 2010 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 22 марта 2010 г. N 12. - Ст. 1333. ↑
-
Постановление Правительства РФ от 27 октября 2006 г. N 628 «Об утверждении Правил осуществления контроля за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями запрета на совмещение деятельности по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и купле-продаже электрической энергии и о внесении изменения в Положение о Федеральной антимонопольной службе, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 331» // Собрание законодательства Российской Федерации от 6 ноября 2006. - N 45. - Ст. 4706. ↑
-
Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2009 г. N 977 «Об инвестиционных программах субъектов электроэнергетики» (с изменениями и дополнениями от 29 марта 2016 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 7 апреля 2016. - N 14. - Ст. 1638. ↑
-
Постановление Правительства РФ от 11 июля 2001 г. N526 «О реформировании электроэнергетики Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 20 марта 2015 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 1 апреля 2015. - N 13. - Ст. 1554. ↑
-
Указ Президента РФ от 14 августа 1992 г. N 922 «Об особенностях преобразования государственных предприятий, объединений, организаций топливно-энергетического комплекса в акционерные общества» // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации от 3 сентября 1992. - N 35. - Ст. 2002. ↑
-
Гумбин, М.П. Анализ состояния электроэнергетики России и перспективы развития / М.П. Гумбин // Вестник Красноярского государственного аграрного университета. ㅤ2016. ㅤ№10. ㅤ- С. 51-55. ↑
-
Пестов, И.П. Реформа в электроэнергетике: от интеграции ㅤк кластерному подходу / И.П. Пестов // Актуальные проблемы экономики и права. ㅤ2010. ㅤ№3. -С. 68-74. ↑
-
Родин, А.В. Факторы, влияющие на формирование тарифной политики в электроэнергетике, и социально-экономические последствия ее реализации / Родин А.В. // Вестник Мурманского государственного технического университета. ㅤ2013. Т. 14. ㅤ№1. ㅤ- С. 210. ↑
-
Цыпин А.П. Реформы в электроэнергетике России и их влияние на формирования тарифов / А.П. Цыпин, Е.С. Афанасьева // В сборнике: Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры Материалы Всероссийской научно-методической конференции. 2018. ㅤС. 1764. ↑
-
Зуева А.В. Факторы, оказывающие влияние на рост тарифов и себестоимость электроэнергии // Учет, анализ и аудит: проблемы теории и практики. - 2016. ㅤ - - №13. - ㅤ- С. 63. ↑
-
Цыпин А.П. Реформы в электроэнергетике России и их влияние на формирования тарифов / А.П. Цыпин, Е.С. Афанасьева // В сборнике: Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры Материалы Всероссийской научно-методической конференции. 2018. ㅤС. 1763. ↑
-
Доля ТЭК в ВВП в 2018 году снизилась // https://eprussia.ru/news/base/2017/9748035.htm (Дата обращения 18.11.2017).
-
Федеральный закон от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (в ред. от 29.07.2017 г.) // Справочно-правовая служба «Гарант». ↑
-
Энергетическая стратегия России на период до 2030 года. Утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 г. № 1715-р // http://www.minenergo.gov.ru ↑
-
Абрамов Р.Н., Рудин Р.К. Характеристика электростанций как объекта управления// Проблемы теории и практики управления. - 2017. - №4. - С. 116. ↑
-
Абрамов Р.Н., Рудин Р.К. Характеристика электростанций как объекта управления // Проблемы теории и практики управления. - 2017. - №4. - С. 117. ↑
-
Громов А.И. Становление и первые результаты работы Консультативного Совета по газу (КСГ) в контексте отношений России и ЕС в газовой сфере. // Научный журнал РГАО. - 2018. - № 1. – С. 22. ↑
-
Гудков И.В. Третий энергетический пакет Европейского Союза // Нефть, газ и право. - 2018 – № 3. – С. 22. ↑