Файл: Валютные курсы и факторы, влияющие на их формирование (Понятие и роль валютного курса в системе экономических отношений).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 130

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава 3.Перспективы валютного регулирования России

Если не предпринять срочных мер по кардинальному изменению денежно-кредитной политики в направлении создания внутренних источников долгосрочного кредита и обеспечения устойчивости российской валютно-финансовой системы, то западные санкции повлекут серьезные нарушения воспроизводственных процессов в основных секторах российской экономики. Манипулируя российским финансовым рынком и политикой денежных властей, Вашингтон добивается разрушения российской экономики, влияя на поведение делового сообщества и критически воздействуя на условия жизнедеятельности общества. Развязанная США гибридная война при таких обстоятельствах не может быть выиграна. Из этого следует, что самостоятельный внешнеполитический курс руководства России должен быть подкреплен восстановлением национального суверенитета и контроля над воспроизводством и развитием собственной экономики.

Первое, что необходимо сделать — обезопасить валютно-финансовый рынок от внешних угроз, прежде всего, атак со стороны иностранных спекулянтов, связанных с ФРС США и эмитентами других мировых валют. Это предполагает введение избирательных ограничений на трансграничное движение спекулятивного капитала. В качестве таковых могут быть использованы меры как прямого (лицензирование, резервирование), так и косвенного (налог на вывоз капитала, ограничение валютной позиции коммерческих банков) регулирования. Следует внести изменения в нормативы, регулирующие деятельность кредитных организаций, которые стимулировали бы операции в рублях и делали бы менее выгодными операции в иностранной валюте, в частности, присоздании кредитными организациями резервов, оценке рисков, достаточности капитала и др. [17, с. 2].

Должен быть восстановлен государственный контроль над МБ. Она должна быть подотчетна ЦБ, которому следует либо вернуть контрольный пакет, либо установить жесткое и всеобъемлющее нормативное регулирование биржевых операций. В любом случае, МБ не должна иметь коммерческих целей и быть аффилированной со спекулянтами. Она должна прозрачным образом обслуживать сделки и обеспечивать стабильность рынка, своевременно принимая меры по блокированию спекулятивных атак. ЦБ, в свою очередь, должен контролировать деятельность МБ, ведя системную борьбу со всеми попытками манипулирования рынком и его дестабилизации.


С учетом начавшейся кампании по изъятию российских активов (дело ЮКОСа и пр.) необходимо срочно распродать валютные активы, размещенные в обязательствах США, Великобритании, Франции, Германии и других стран, участвующих в санкциях против России. Их следует заместить инвестициями в золото и другие драгоценные металлы, в создание запасов высоколиквидных товарных ценностей, в том числе критического импорта, в ценные бумаги стран — членов ЕАЭС, ШОС, БРИКС, а также в капитал международных организаций с российским участием (включая Евразийский банк развития, Межгосбанк СНГ, МИБ, Банк развития БРИКС и др.), и в расширение инфраструктуры поддержки российского экспорта. В числе элементов последней большое значение имеет создание международных биржевых площадок торговли российскими сырьевыми товарами в российской юрисдикции и за рубли, а также создание международных сетей сбыта и обслуживания российских товаров с высокой добавленной стоимостью [15, с. 113].

Для прекращения тенденции «подмораживания» частных активов российских юридических и физических лиц, которым денежные власти западных стран начинают чинить препятствия в возврате денег в Россию, можно применить мораторий на обслуживание кредитов и инвестиций из практикующих арест российских активов стран.

Необходимо выполнить уже неоднократно дававшиеся Президентом России указания о деофшоризации российской экономики, создающей закритическую зависимость ее воспроизводственных контуров от англосаксонских правовых и финансовых институтов и влекущей систематические потери российской финансовой системы до 50 млрд. долл. в год только на разнице в доходности занимаемого и размещаемого капитала. Еще столько же составляет идущая через офшоры нелегальная утечка капитала. Накопленный объем последней достиг 0,5 трлн. долл., что в сумме с легальными операциями составляет около 1 трлн. долл. вывезенного капитала. Ежегодные потери доходов бюджетной системы вследствие утечки капитала через офшоры превышают 1,3 % ВВП [25].

Особую угрозу национальной безопасности создает сложившаяся ситуация с регистрацией прав собственности на большую часть крупных российских негосударственных корпораций и их активов в офшорных зонах, где осуществляется основная часть операций с их оборотом. На них же приходится около 85 % накопленных прямых иностранных инвестиций, как в Россию, так и из России. Нарастающая эмиссия необеспеченных мировых валют и обесценение акций российских компаний создают благоприятные условия для поглощения переведенных в офшорную юрисдикцию российских активов иностранным капиталом, что угрожает экономическому суверенитету страны [7, с. 72].


Повышение процентных ставок для снижения инфляции и повышения курса национальной валюты — стандартная рекомендация МВФ. Она основана на математических моделях рыночного равновесия, которые не соответствуют экономической реальности, но иллюстрируют очень простые и внешне убедительные суждения. Денежные власти уверены: повышение процентных ставок усиливает привлекательность банковских вкладов, что ограничивает спрос и приводит к снижению цен, а также связывает свободные деньги и сокращает их предложение на валютном рынке, способствуя укреплению национальной валюты. Однако эта аргументация не учитывает, что повышение процентных ставок ведет к росту издержек у заемщиков, который они переносят на себестоимость продукции, в результате растут цены и девальвируется национальная валюта. Сокращение спроса также может приводить к падению производства и увеличению издержек под влиянием эффекта отдачи от масштаба выпуска, как следствие, цены могут не снижаться, а повышаться. И наоборот, снижение процентных ставок, и увеличение предложения денег могут трансформироваться в расширение производства и инвестиций и соответственно — в снижение цен и издержек [27].

Также, к мерам по стабилизации рубля можно отнести следующие:

  1. Фиксирование валютных позиций банков, т.е. необходимость ограничения максимально возможного объема валюты, который банк может хранить по итогам дня. Вся остальная часть подлежит продаже.
  2. Введение обязательных условий продажи определенной части валютной выручки.
  3. Повышение контроля за целевым использованием ранее выданных ЦБ кредитов, для того чтобы данные средства не попадали на валютный рынок.
  4. Разграничение спекулятивных операций от всех остальных. Ограничение или прекращение ЦБ РФ спекулятивной купли-продажи валюты.
  5. Введение налога Тобина на валютные операции, что окажет существенное влияние на валютных спекулянтов и сократит количество и объем валютных операций. Для реального сектора экономики можно его компенсировать при предъявлении договора на поставку импортной продукции [6].

Также следует отметить, что последствия колебаний курса валюты зависят от позиций в МЭО, валютно-экономического потенциала страны и ее экспортной квоты, в связи, с чем этому стоит уделять немаловажное значение.

Выход из стагфляционной ловушки заключается в переходе к многоканальной системе рефинансирования коммерческих банков под спрос на кредиты со стороны производственных предприятий, предусматривающий контроль за целевым использованием предоставляемых кредитных ресурсов. При этом ставки рефинансирования по разным каналамдолжны соответствовать уровню рентабельности соответствующих секторов экономики и свойственных им рисков.


К примеру, рефинансирование коммерческих банков под кредиты предприятиям военно-промышленного комплекса и на проектное финансирование под контролем правительства может вестись под нулевую ставку, на цели импортозамещения — под 2 %, на жилищное строительство — под 3 % и т. д. А на цели поддержки ликвидности рефинансирование может предоставляться коммерческим банкам, как и сейчас, по ключевой ставке с условием, что эти кредиты не будут использоваться для спекуляций против рубля [24].

Главное в описанной схеме — обеспечить возвратность и целевое использование предоставляемых кредитов на расширение производства товаров и услуг, которые свяжут увеличивающийся с ростом денежного предложения спрос с соответствующим приростом предложения товарной массы.

Для этого у Банка России есть необходимые инструменты и возможности контроля так же, как и для блокирования спекулятивных атак иностранных спекулянтов — начиная от валютных ограничений по счету капитала и заканчивая введением налога на валютно-финансовые спекуляции. Нужно только научиться их применять, как это делают все успешно развивающиеся экономики мира [6].

Таким образом, перспективы валютного регулирования России заключаются в реализации следующих мероприятий:введение избирательных ограничений на трансграничное движение спекулятивного капитала; изменения в нормативы, регулирующие деятельность кредитных организаций, которые стимулировали бы операции в рублях; восстановление государственного контроля над МБ; выполнения указания Президентом России о деофшоризации российской экономики; распродаж валютных активовразмещенные в обязательствах США, Великобритании, Франции, Германии и других стран, участвующих в санкциях против России и их замена инвестициями в золото; повышение процентных ставок для снижения инфляции и повышения курса национальной валюты;фиксирование валютных позиций банков; введение обязательных условий продажи определенной части валютной выручки; повышение контроля за целевым использованием ранее выданных ЦБ кредитов; разграничение спекулятивных операций от всех остальных; введение налога Тобина на валютные операции.

Осуществление выше указанных мер может производиться как единично, так и комплексно. Их реализация окажет положительное влияние на стабилизацию курса рубля и экономическую ситуацию России в целом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Валютный рынок играет важную роль в современной рыночной экономике, а валютные отношения является одной из наиболее сложных сфер рыночного хозяйства, которая фокусирует в себе проблемы национальной и мировой экономики.Правильная валютная политика обеспечивает достижение внутреннего динамического равновесия экономики страны в системе мирового хозяйства.


Под валютным курсом понимают тождество двух валют в определенной пропорции по отношению друг к другу, говоря по-другому, это цена одной валюты, выраженная через другую валюту. Валютный курс рубля влияет на все стороны жизни и его роль в значительной мере определяется ситуацией на мировых рынках. Также за счет преобладания экспортной составляющей по нефтепродуктам валютный курс сильно привязан к мировой резервной валюте - доллару.

Современные экономические и политические взаимоотношения характеризуются изменением курса валют и не только. Именно кризис является залогом в ускоренной нормализации экономики, что позволяет рассмотреть ситуацию с иной стороны, внести нормативные поправки, а также новые Студенческая наука XXI векаэффективные методы, инструменты, которые в дальнейшем помогут находить выход из непростых ситуаций. Главные факторы,оказывающие влияние на валютный курс можно условно разделить на национальные и международные. К национальным факторам относят: темп инфляции; состояние платежного баланса; спекулятивные валютные процессы на валютных рынках; валютная политика государства; уровень доверия к валюте на национальном рынке. К международным факторам относят: разная процентная ставка в разных странах; ускорение или задержка международных платежей; спекулятивные валютные процессы на валютных рынках; степень использования определенной валюты в международных расчетах; уровень доверия к валюте на мировом рынке.

Перспективы валютного регулирования России заключаются в реализации следующих мероприятий:введение избирательных ограничений на трансграничное движение спекулятивного капитала; изменения в нормативы, регулирующие деятельность кредитных организаций, которые стимулировали бы операции в рублях; восстановление государственного контроля над МБ; выполнения указания Президентом России о деофшоризации российской экономики; распродаж валютных активовразмещенные в обязательствах США, Великобритании, Франции, Германии и других стран, участвующих в санкциях против России и их замена инвестициями в золото; повышение процентных ставок для снижения инфляции и повышения курса национальной валюты;фиксирование валютных позиций банков; введение обязательных условий продажи определенной части валютной выручки; повышение контроля за целевым использованием ранее выданных ЦБ кредитов; разграничение спекулятивных операций от всех остальных; введение налога Тобина на валютные операции.