Файл: "Офис упра­вления проектами: фун­кции, структура, особ­енности формирования".pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 99

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ре­шение отмеченных проблем городской среды невозможно в рамках отдельно взятого проек­та или программы, а экономическое состояние города не позволяет финансировать масштаб­ные инициативы. Вместе с тем низкая социаль­ная активность населения не оставляет надеж­ды на спонтанную самоорганизацию граждан в решении проблем города. В настоящей рабо­те авторы считают, что адаптация успешного опыта создания офисов управления проектами в передовых отечественных и зарубежных ком­паниях позволит создать офис управления про­ектами улучшения городской среды как центр компетенций, экспертизы и совершенства в об­ласти разработки и реализации проектов, на­правленных на улучшение городской среды.

Концепция разработки офиса основана на применении междисциплинарного комплекс­ного подхода, сочетающего элементы систем­ной методологии управления проектами, ме­тоды управления изменениями в части балан­сирования инициатив «сверху вниз», «снизу вверх» и экспертных, а также институциональ­ной теории для исследования институциональ­ной динамики создаваемого офиса. Исследова­ние базируется на использовании методологи­ческого конструирования и моделирования.

2.3 Основные этапы создания офиса управления проектами по улучшению городской среды в городе Омске

Разработка офиса управления проек­тами улучшения городской среды в городе Омске. Исследование успешного опыта созда­ния и функционирования офисов управления проектами и их эмпирически выявленных фор­матов (конфигураций) позволило сформулиро­вать следующие функции предлагаемого к соз­данию офиса управления проектами улучше­ния городской среды:

-аналитическая и методическая поддерж­ка проектов улучшения городской среды;

-взаимодействие с городской админист­рацией и казенными учреждениями города с це­лью формирования заказов на подобные про­екты и проектных команд для их реализации;

-формирование и ведение архива ини­циатив улучшения городской среды, включая описание успешного опыта реализованных про­ектов в России и за рубежом;

-ведение базы данных городских инициа­тив, в том числе посредством работы офиса;


-ведение базы данных волонтеров;

-проведение мероприятий, направленных на популяризацию проектного управления, ак­тивизацию волонтерского движения, инициа­цию проектов улучшения городской среды.

Уникальность данного офиса заключается в интеграции и адаптации хорошо зарекомен­довавших себя моделей проектно-ориентиро­ванного управления, самоорганизации и краудсорсинга, балансирования ини­циатив в управлении изменениями:

  1. Идея создания офиса базируется на функционале проектного офиса компании как центра аккумуляции, обработки и приращения знаний в области управления проектами, ин­формационно-аналитического сервиса для ру­ководства компании и информационно-мето­дического сервиса для проектных команд. Кон­цепция офиса управления проектами активно используется в компаниях, внедривших про­ектное управление. Эта идея переносится на уровень местного самоуправления, адаптиру­ется в масштабах города и для конкретного класса проектов - проектов улучшения город­ской среды.
  2. В основу создания офиса заложены принципы самоорганизации и краудсорсинга. Подобные площадки, где встречаются авторы идей и потенциальные исполнители, довольно хорошо представлены в России и за рубежом, доказали свою эффективность.
  3. Офис подразумевает активное сотруд­ничество с городской администрацией и казен­ными учреждениями для формирования меж- функциональных команд. Вузы давно выстрои­ли подобные связи для организации практики студентов и их трудоустройства. В предлагае­мом офисе данная форма приобретает более широкие масштабы, поскольку позволяет со­брать в рамках команды студентов и специа­листов разного функционала. Инициативы «сверху вниз» предполагают координируемую органами власти целенаправленную деятель­ность по улучшению городской среды, ини­циативы «снизу вверх» реализуются за счёт волонтерского движения граждан и компаний города, «экспертная» составляющая предпола­гает помощь экспертов-консультантов. По мне­нию авторов настоящей статьи, описанные вы­ше проблемы города не могут быть решены ка­ким-то одним способом, необходимо баланси­рование инициатив. Создаваемый офис управ­ления проектами улучшения городской среды и выступает центром интеграции инициатив и «сверху вниз», поскольку предполагает взаи­модействие с городской администрацией и ка­зенными учреждениями в части получения за­казов, и «снизу вверх», поскольку привлекает авторов идей и волонтеров для их реализации, и экспертных - в лице команды создаваемого офиса. У одного из авторов статьи есть подоб­ный опыт работы с проектами региональных исполнительных органов власти в рамках Пре­зидентской программы подготовки управлен­ческих кадров.

В результате каждый компонент идеи, обоснованию которой посвящена настоящая статья, не нов, имеет аналоги. Однако бизнес- модель проекта, интегрирующая и адаптирую­щая три хорошо зарекомендовавшие себя мо­дели, представляется уникальной.

По мнению авторов, в результате созда­ния данного офиса будут инициированы и реа­лизованы проекты по заказам городской адми­нистрации и на основе идей волонтеров, в том числе в первый год работы офиса планируется реализовать не менее трех проектов. Кроме то­го, будут инициированы и реализованы проек­ты, хорошо зарекомендовавшие себя в других регионах и странах, благодаря доступу к архи­ву инициатив улучшения городской среды. В долгосрочной перспективе это приведёт к рос­ту мотивации участия в проектах улучшения городской среды, собственно улучшению го­родской среды, замедлению оттока активного населения из города.

Команда проекта по созданию офиса под руководством одного из авторов статьи отли­чается высоким профессионализмом и вклю­чает в себя специалистов в области управле­ния проектами, бизнес-планирования, медиа­коммуникаций, социальной работы, юриспру­денции, финансового менеджмента. Следует особо подчеркнуть, что офис создается исклю­чительно на добровольческих началах, вся ра­бота по созданию и поддержанию работы офи­са осуществляется командой проекта безвоз­мездно, поскольку основными мотивами явля­ются профессиональная самореализация и во­лонтерство. Планируемые к реализации услуги по информационно-методическому сопровож­дению и курированию проектов будут предос­тавляться бесплатно.

Срок, необходимый для создания и запус­ка офиса, составляет 1 год. План мероприятий по созданию офиса и их результаты отражены в табл. 1.

Таблица 1- План работ по созданию офиса управления проектами улучшения городской среды в городе Омске

Период

Содержание работ и их результаты

1-й месяц

Привлечение средств спонсоров для создания офиса на основе краудфандинга и по­средством участия в целевых конкурсах

2-й месяц

Описание успешно реализованных проектов улучшения городской среды в России и за рубежом.

Создание базы данных городских проектов, включающей инициированные и реали­зуемые проекты улучшения городской среды.

Создание базы данных волонтеров, готовых к участию в проектах улучшения город­ской среды

3-й месяц

Инициация трех проектов по улучшению городской среды и привлечение молодежи в пилотные проекты, работа с базой данных волонтеров.

Проведение информационной кампании о созданном офисе в городских департамен­тах, казенных учреждениях, вузах города, студенческих центрах, на открытых конфе­ренциях, порталах, в группах в социальных сетях и пр.

4-й месяц

Создание электронной площадки, на которой размещаются архив инициатив, базы дан­ных городских инициатив и волонтеров, методические материалы, видеолекции

5-й месяц

Создание и публикация информационно-методических материалов по разработке и реа­лизации проектов улучшения городской среды (управление проектами, бизнес-планиро­вание и финансирование проекта, медиасопровождение проекта, юридическое сопро­вождение, мониторинг проекта).

Создание видеолекций по управлению проектами улучшения городской среды, пояс­няющих и популяризующих методические материалы.

Размещение материалов на электронной площадке, инициация и модерирование фору­мов на сайте

6-й месяц

Организация и проведение форума как площадки для встречи представителей админи­страции города, инициаторов проектов, волонтеров, специалистов по управлению про­ектами.

Проведение мастер-классов по управлению проектами улучшения городской среды. Презентация методических рекомендаций.

Привлечение волонтеров в пилотные проекты

10-12-й месяцы

Консультирование проектных команд. Мониторинг и курирование проектов. Модерирование форумов на сайте

10-й месяц

Организация и проведение фестиваля проектов улучшения городской среды для при­влечения молодежи в проекты, популяризации социальной и экологической ответст­венности граждан, здорового образа жизни

12-й месяц

Размещение результатов не менее трех проектов улучшения городской среды, реали­зуемых при поддержке офиса, на электронной площадке.

Поиск точек дальнейшего роста, анализ извлеченных уроков, описание наиболее удач­ных практик


Бюджет проекта создания офиса нахо­дится в стадии разработки и будет зависеть от размера привлеченных командой спонсорских средств.

Исходя из сформулированных функций и будущих результатов работы данного офи­са, можно выделить его следующих активных стейкхолдеров:

  • Авторы и инициаторы идей проектов улучшения городской среды смогут получить информационно-методическую поддержку и консультационные услуги по разработке и реа­лизации проектов, помощь в формировании ко­манды, найти единомышленников, собрать ко­манду для реализации своего проекта, обме­няться мнениями.
  • Волонтеры получат возможность найти объект приложения своих сил, энергии и про­чих ресурсов. Офис будет способствовать во­влечению молодёжи, которая ищет возмож­ность самовыражения, но пока в силу возраста не обладает достаточным уровнем знаний для реализации проектов. Активизация студенче­ской молодежи будет происходить и благода­ря большему предложению новых интересных проектов, когда носители идей смогут полу­чить поддержку.
  • Студенты, обучающиеся по профиль­ным направлениям, таким как «Управление проектами», «Государственное и муниципаль­ное управление», «Организация работы с мо­лодежью», «Социальная работа» и пр., смогут получить опыт участия и руководства конкрет­ными проектами.
  • Городские органы исполнительной власти и органы местного самоуправления получат помощь в решении проблем. Город­ские департаменты получат возможность реа­лизовать проекты в сфере своего круга обя­занностей силами волонтеров, курируемых профессионалами в области управления про­ектами. Офис должен стать эффективным пу­тем к взаимопониманию между обществом и властью, что будет способствовать становле­нию цивилизованного социально развитого общества.

В числе пассивных стейкхолдеров отме­тим жителей города, поскольку создание офи­са приведет к инициации и реализации проек­тов улучшения городской среды.

Рассмотрим критерии успешности созда­ния офиса управления проектами улучшения городской среды:

  1. положительная динамика количества реализованных проектов улучшения городской среды;
  2. востребованность информационно-ме­тодических материалов - заявки на обучаю­щие семинары, количество скачиваний, про­смотров и пр.;
  3. положительная динамика размещён­ных на сайте офиса идей проектов улучшения городской среды;
  4. положительная динамика зарегистри­рованных на сайте волонтеров для участия в проектах улучшения городской среды, а также соотношения количества зарегистрированных волонтеров, принявших участие хотя бы в од­ном из проектов, к общему числу зарегистри­рованных волонтеров.

Риски создания офиса и мероприятия, на­правленные на их снижение, отражены в табл. 2

Таблица 2 Риски создания офиса и мероприятия, направленные на их снижение

Риск

Мероприятия по снижению риска

Появление конкурирующей идеи

Мониторинг альтернативных проектов, объединение усилий при выявлении таковых

Невыполнение сайтом возложенных на него функций

Тщательная проработка архитектуры сайта, участие команды проекта в разработке сайта, дублирование в социальных сетях

Непредставление заказов администра­цией и департаментами

Сотрудничество с органами власти на ранних этапах развития проекта, работа с представителями органов власти и помощь в формулировании тем

Волонтерские проекты за рамками компетенций или возможностей

Экспертиза проекта на фазе концепции, «краш-тест» проекта, курирование работы проектных команд

Слабая модерация работы форумов

Закрепление ответственности за членами проектной команды по выполнению данной функции

Создание офиса управления проектами улучшения городской среды необ­ходимо для того, чтобы ответить на вызовы, диктуемые современной ситуацией и истори­ческим наследием города Омска. Город, кото­рый одновременно является промышленным и дотационным, в недавнем прошлом городом- садом, но экологически загрязненным сегодня, нуждается в площадке для решения проблем городской среды.

Предлагаемый к созданию офис управле­ния проектами улучшения городской среды призван осуществлять информационно-мето­дическую поддержку в процессе разработки и реализации проектов и программ, в ходе фор­мирования портфеля проектов в соответствии со стратегией города, вовлекая активное насе­ление, способствуя развитию волонтерского движения и формированию культуры проект­ного управления. Перспективными вопросами, требующими решения в ходе развития предла­гаемого офиса, считаем исследование условий включения технологии работы офиса в струк­туру управления городом.

В числе важнейших преимуществ предло­женного подхода отметим следующие. В ходе работы офиса будут выявлены лучшие прак­тики, способствующие обеспечению высоких темпов социально-экономического развития го­рода, проанализированы хорошо себя зареко­мендовавшие решения аналогичных проблем в других регионах страны и за рубежом. Созда­ние единой коммуникационной площадки во­лонтёров для двустороннего диалога даст уже существующим проектам возможность расши­рить свою аудиторию. Так же они смогут полу­чить нужные им консультационные услуги от профессионалов, входящих в команду офиса.