Файл: Финансы коммерческих организаций (Принципы организации финансов коммерческих организаций).pdf
Добавлен: 26.06.2023
Просмотров: 34
Скачиваний: 3
Заемный капитал.
Заемный капитал – это денежные средства или другие активы, которые привлекаются предприятием на долгосрочной или краткосрочной основе для покрытия собственных нужд.
Заемный капитал – это финансовая помощь со стороны внешних источников, которая предоставляется под определенные гарантии получателя кредита, на определенных условиях и в оговоренный договором срок.
Заемный капитал можно классифицировать по целому ряду признаков, которые характеризуют его назначение, сроки погашения, функции и прочие условия:
1. По периоду привлечения. Здесь характеризуется срок, на который денежные средства (активы) передаются в пользовани кредитополучателю: долгосрочные обязательства, срок которых составляет от одного года и более. К таким займам можно отнести долгосрочные кредиты банков, облигационные займы и так далее; краткосрочные обязательства. Сюда можно отнести все формы привлечения капитала на период до одного года. К такой услуге соотносятся банковские кредиты на небольшой срок, займы от других компаний, краткосрочные обязательства, различные типы кредиторской задолженности и так далее[5].
2. По источникам привлечения заемный капитал можно поделить на: средства, полученные из внешних источников (к примеру, оформление финансового лизинга, получение кредита в банке). Внешние источники позволяют решить наиболее важные задачи – закупать необходимые материалы, комплектующие, делать запасы сырьевой продукции и так далее; средства, привлеченные из внутренних источников. К примеру, кредиторская задолженность. Внутренние источники имеют другое назначение – они покрывают первостепенные потребности предприятия, то есть обеспечивают непрерывность выработки и дальнейшей продажи товаров и услуг.
3. По форме привлечения заемный капитал может передаваться: в денежном виде (к примеру, банковский кредит); в виде оборудования (такое возможно при оформлении финансового лизинга); в форме товаров, необходимых для ведения дальнейшей деятельности (коммерческий заем).
4. По типу обеспечения заемный капитал бывает: обеспеченным. В качестве обеспечения может выступать удержание, задаток, банковская гарантия, неустойка, залог и прочее; необеспеченным. В этом случае денежные средства (капитал) передаются без какой-либо дополнительной гарантии. Такое, как правило, возможно при длительном сотрудничестве между кредитором и заемщиком, когда имеют место доверительные отношения.
5. По методам привлечения можно выделить следующие направления – лизинг, кредит, факторинг, франчайзинг, взаимное кредитование компаний, эмиссия акций и облигаций.
6. По особенностям платности: с фиксирующей оплатой. В договоре четко оговариваются сроки и размеры выплат, которые должен совершать должник; с плавающей оплатой. Размер и периоды выплат могут меняться, в зависимости от особенностей бизнеса и договоренности сторон. К примеру, это актуально для бизнеса, имеющего сезонный фактор; формально бесплатные средства.
У каждой компании, которая нуждается в дополнительных средствах для ведения деятельности и выполнения своих обязательств, есть несколько источников внешнего финансирования:
1. Сотрудничество с российскими банками. Здесь есть доступ к таким услугам, как проведение операций с векселями, факторинг, оформление краткосрочных и долгосрочных кредитов.
2. Обращение в лизинговые компании. В этом случае возможно оформление финансового лизинга, когда необходимое оборудование или техника предоставляется в аренду на определенный срок и с правом выкупа.
3. Кредиты в инвестиционных фондах – факторинг, проведение вексельных операций.
4. Сотрудничество с другими компаниями – возможно осуществление вексельных расчетов, оформление товарного кредита, проведение взаиморасчетов и так далее.
5. Помощь государственных структур – получение отсрочки при осуществлении налоговых платежей, проведение взаимозачетов.
6. Привлечение акционеров.
Из всех приведенных источников финансирования наибольшую популярность в сфере малого и среднего бизнеса имеют банковские кредиты.
Привлечение денежных средств (активов) из внешних источников требует определенного внимания со стороны заемщиков. При этом основной задачей является анализ заемного капитала и эффективности его применения.
В частности, цель такого анализа заключается в следующем[6]:
- провести оценку перспектив финансового состояния компании в будущем и настоящем времени;
- определить возможные варианты финансирования, а также продумать варианты их дальнейшего применения;
- обосновать вероятные и доступные темпы развития компании с позиции ее обеспечения различными источниками финансирования.
- сделать прогноз реального положения компании на рынке капиталов.
Для многих предприятий привлечение заемного капитала – это одна из возможностей удержать предприятие «на плаву» и обеспечить выполнение обязательств перед своими клиентами и партнерами. Но в отличие от работы с личными финансами управление заемным капиталом требует особого внимания и грамотного подхода.
Перед тем, как оформлять кредит, руководитель компании должен в первую очередь оценить, как будут использоваться денежные средства и способны ли они решить имеющиеся проблемы. Кроме этого, привлеченные средств должно обеспечить итоговый доход уже после полной выплаты задолженности.
Заемный капитал для многих компаний - это единственный способ решения финансовых проблем. При этом важно учитывать положительные и отрицательные стороны таких операций:
1. Плюсы заемного капитала:
- широкий выбор и большие возможности;
- быстрое увеличение финансового потенциала компании;
- доступность и сравнительно низкая стоимость;
- возможность повышения рентабельности.
2. Минусы заемного капитала:
- появление риска уменьшения финансовой устойчивости;
- сложность процедуры оформления;
- зависимость величины затрат от состояния рынка;
- снижение дохода компании на размер процента по кредиту
Заключение
В процессе анализа решений, имеющих отношение к структуре капитала, руководители компаний оперируют такими понятиями, как внутренние и внешние источники финансирования предприятия.
Эти категории поступающих денежных средств актуальны практически для каждой организации. В зависимости от сферы ее деятельности, внешнее финансирование и внутреннее финансирование применяется в различных пропорциях. Иногда достаточно привлечения довольно небольших сумм от инвесторов и кредиторов, в других случаях львиная доля капитала компании представляет собой заемные средства.
Внешнее финансирование и внутреннее финансирование предприятий предполагает использование собственных доходов или привлечение заемных средств от кредиторов, партнеров и инвесторов. Для успешной деятельности компании имеет большое значение соблюдение оптимального соотношения этих видов финансирования, а также рациональное и оправданное расходование любых ресурсов.
Список использованной литературы
- Бобылева А.З. Финансовый менеджмент. Проблемы и решения; Дело, Академия народного хозяйства - Москва, 2014. - 336 c.
- Проданова Н.А. Финансовый менеджмент; Феникс - Москва, 2015. – 336 c.
- Просветов Г.И. Финансовый менеджмент. Задачи и решения; Альфа- Пресс - , 2013. - 340 c
- Стоянова Е.С. Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебник / Под ред. Е.С.Стояновой – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Перспектива, 2014. – 656с.
- Теплова Т.В. Финансовый менеджмент: управление капиталом и инвестициями; убебник – М:ГУВШЭ, 2013.-504 с.
- Тихомиров Е.Ф. Финансовый менеджмент. Управление финансами предприятия; Академия - Москва, 2016. - 384 c.