Файл: Удовлетворенность трудом как фактор эффективной деятельности персонала (Оценка удовлетворенности трудовой деятельностью персонала).pdf
Добавлен: 26.06.2023
Просмотров: 305
Скачиваний: 6
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Понятие и факторы удовлетворенности трудовой деятельностью персонала в организации
1.2 Оценка удовлетворенности трудовой деятельностью персонала
Краткая характеристика организации ООО «Перспектива»
2.2 Факторы, влияющие на удовлетворенность трудовой деятельностью работников ООО «Перспектива»
ВВЕДЕНИЕ
На вопрос “Любите ли вы свою работу? ” лишь 1 из 10 отвечает: да. В своей книге “Работа с удовольствием" Ричард Герман, Диана Блюменсон и Питер Арнольд отмечают, что четырем из пяти работающих что-нибудь не нравится в выполняемой им работе. Процент недовольных своей работой достигает 95% - ужасающая статистика. Когда подумаешь, как много часов - месяц за месяцем, год за годом - мы проводим на работе, становится грустно, что отдача, в смысле получаемого удовлетворения, столь мала. Зависит ли что-нибудь от того, как мы относимся к своей работе? Несомненно. Если работа вам не по душе, вы чувствуете это сразу, вы можете выполнить работу, но ощутите разочарование, раздражение или апатию. И это обязательно отразиться как на личной жизни, так и на самой работе.
Почему люди работают? Почему одни люди делают легкую работу и остаются, недовольны, а другие делают тяжелую работу с удовольствием? Что нужно сделать для того, чтобы люди получали удовлетворение от своей работы?[1]
Сложность и многоаспектность проблемы удовлетворенности трудом обусловливает множественность подходов к пониманию ее сущности, природы, структуры, а также к методам ее изучения. Проблемой удовлетворенности и осмысленности труда занимался К. Замфир. Реорганизацию рутинных видов труда исследовал в своих работах У. Альберт. М. Аргайл выделил факторы удовлетворенности трудом и основные проявления неудовлетворенностью работой. Основные подходы к повышению удовлетворенности трудом описал Г.К. Уайт. Ф. Герцберг сформулировал теорию двух факторов, в которой он изучал влияние мотивационных факторов на удовлетворенность трудом.[2] Психологический анализ проблемы удовлетворенности избранной профессией описал в своей работе А.А. Реан. Многие ученые так же посвятили свои труды решению этих и других проблем
П Основой настроя работника и поведения персонала является мотивация труда, которая характеризуется двумя важнейшими параметрами мотивации – реализацией инициативы и осуществлением интересов работника. [3]
Удовлетворённость работой является важным показателем, характеризующим трудовую деятельность с точки зрения её социальной эффективности. Однако, в противоположность так называемым жестким факторам, таким как оборудование, затраты, доходы и т. д., удовлетворенность часто называют гибким фактором. Этот гибкий фактор составляет скрытую действительность в организациях, которая едва ли может быть измерена прямым объективным способом. Нет результатов исследований, обеспечивающих полную ясность связи между факторами мотивации/удовлетворенности и ответным поведением. Несмотря на эти не очень ободряющие результаты, трудовая мотивация и удовлетворенность работой рассматриваются в качестве очень важных человеческих ресурсов в организациях, ресурсов, с которыми следует не только считаться всерьез в контексте организационной культуры, но также принимать во внимание в управлении эффективностью и качеством. [4]
Удовлетворенность трудом – один из показателей социального самочувствия работников в организации, и в этой связи оценка и мониторинг уровня удовлетворенности персонала трудом являются важными показателями эффективности корпоративной социальной политики. Удовлетворенность трудом является основой социального самочувствия человека и во многом влияет на удовлетворенность жизнью в целом.труд
Готовность и желание человека выполнять свою работу являются одними из ключевых факторов успеха функционирования организации. Человек не машина, его нельзя включить и выключить. Рабовладельческая система ведения хозяйства и коммунистическая лагерная система наглядно доказали, что вопреки воле и желанию человека от него нельзя добиться многого. Имея определенное расположение, имея желания и настроение, исходя из определенной системы ценностей, следуя определенным нормам и правилам поведения, человек каждую конкретную работу персонифицирует, а, следовательно, придает ей в определенной степени уникальный характер. Однако из этого никак не следует, что им невозможно эффективно управлять.[5] Напротив, если хорошо знать и понимать, что движет человеком, что побуждает его к действиям и к чему он стремится, выполняя определенную работу, можно, в отличие от принуждения, требующего постоянного воздействия и контроля, таким образом построить управление человеком, что он сам будет стремиться выполнять свою работу наилучшим образом и наиболее результативно с точки зрения достижения организацией своих целей.[6]
Руководителю следует обратить внимание на удовлетворенность работниками трудовой деятельностью, если существуют следующие проблемы:
• Неясны истинные причины ухода сотрудников из организации
• Возросло количество дисциплинарных взысканий
• Нелояльное отношение сотрудников к своей работе в организации
• Сложности с привлечение новых сотрудников
• Наблюдается конфликты среди сотрудников на разных уровнях управления
• Не понятно, как могут быть восприняты сотрудниками предстоящие изменения
• Сотрудники не доверяют руководству организации
• В какой мере персонал компании понимает и принимает планы и ожидания руководства.[7]
Актуальность темы работы связана с тем, что в последние годы в нашей стране наблюдается уменьшение желания трудиться, особенно в общественном производстве. Соответственно, большое значение приобретает необходимость исследования удовлетворенности трудовой деятельностью. Только зная то, что движет человеком, что побуждает его к деятельности, можно попытаться разработать эффективную систему форм и методов управления человеком.[8]
Цель исследования - Изучить степень удовлетворенности трудовой деятельности персонала ООО «Перспектива» и дать соответствующие рекомендации.
Задачи:
- изучить теоретические основы удовлетворенности трудовой деятельностью работников;
- рассмотреть понятия, факторы и оценку удовлетворенности трудовой деятельностью персонала в организации;
- дать краткую характеристику ООО «Перспектива»;
- рассмотреть методы удовлетворения трудовой деятельности работников в ООО «Перспектива»;
- изучить мнение персонала об удовлетворенности трудовой деятельностью в ООО «Перспектива» методом анкетирования;
- провести анализ результатов анкетирования;
- дать рекомендацию для повышения эффективности методов удовлетворения трудовой деятельности работников ООО «Перспектива».
Объект исследования - персонал организации ООО «Перспектива».
Предмет исследования - удовлетворённость трудовой деятельностью работников ООО «Перспектива».
При написании данной работы были использованы следующие методы:
- монографический;
- изучение литературных источников;
- анкетирование
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложения, списка использованной литературы. В первой главе раскрыты теоретические основы удовлетворенности трудовой деятельностью работников, во второй рассмотрена удовлетворенность трудовой деятельностью работников в ООО «Перспектива» и рекомендации по повышению степени удовлетворённости персонала.
ГЛАВА 1. УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ
персонал мотивация труд
1.1 Понятие и факторы удовлетворенности трудовой деятельностью персонала в организации
Удовлетворенность персонала - это многогранное понятие, отражающее отношение сотрудника к различным аспектам работы: рабочая нагрузка, безопасность работы, оплата труда, условия труда, статус и престиж работы, близость с коллегами, применяемая компанией политика оценки выполнения работы, общие методы руководства, отношения между начальниками и подчиненными, автономия и ответственность, возможности для применения знаний и умений, возможности для роста и развития. [9]
С точки зрения науки понятие "удовлетворенность работой" трактуется как аффективная или эмоциональная реакция человека (работника) на рабочую ситуацию.
Можно выделить следующие элементы или показатели удовлетворенности работой:
содержание и характер работы (ее интенсивность, значимость, результаты);
условия работы;
оплата труда, материальное вознаграждение;
степень престижности работы;
руководство (стиль управления, оценка труда, моральное стимулирование, система отбора и расстановка кадров);
карьера и развитие личности, перспективы повышения разряда, квалификации и т. п.;
окружение, психологический климат в коллективе.[10]
Удовлетворенность содержанием и характером работы занимает центральное место. Интерес к процессу деятельности может быть важным мотивирующим фактором. Совокупность особенностей деятельности, побуждающих человека к ее выполнению, в психологии называют процессуально-содержательной (или интринсивной) мотивацией.
Мотивация - это процесс побуждения каждого сотрудника и всех членов его коллектива к активной деятельности для удовлетворения своих потребностей и для достижения целей организации.
Следовательно, цель мотивации – это получение максимальной отдачи от использования имеющихся трудовых ресурсов, что позволяет повысить общую результативность и прибыльность деятельности организации.[11]
Проблемы, свидетельствующие о низкой мотивации в образовательном учреждении, напрямую влияют на уровень удовлетворенности трудом персонала, что сказывается как на индивидуальной эффективности сотрудников, так и на общей эффективности функционирования образовательного учреждения.
«Интринсивный мотив - это всегда состояние радости, удовольствия от своего дела».
О высокой процессуально-содержательной мотивации можно говорить в тех случаях, когда человек достигает высоких результатов не потому, что ему обещано большое вознаграждение или осуществляется жесткий контроль его работы, а из-за того, что ему доставляет удовольствие сам процесс деятельности.[12]
Изучая людей, которые получают удовольствие от своей работы, ученые выделили следующие показатели процессуально-содержательной мотивации:
ощущение полной включенности в деятельность;
полная концентрация внимания, мыслей и чувств на деле;
ощущение того, что четко знаешь, как следует действовать в тот или иной момент, четкое осознание целей;
отсутствие боязни возможных ошибок и неудач;
потеря обычного чувства осознания себя и своего окружения, как будто «растворение» в своем деле.[13]
Ориентируясь на эти показатели, руководители, менеджеры могут корректировать как свои управленческие действия, так и процесс деятельности работников.
Американские ученые-бихевиористы выделяют три «психических состояния», испытываемые работником, которые определяют его удовлетворенность работой и профессиональную мотивацию: ощущение значимости (работник должен чувствовать, что его деятельность является стоящей и важной в принятой им системе ценностей); ощущение ответственности (он должен быть уверен, что несет личную ответственность за результат своих действий); знание результата (он должен иметь возможность оценить результаты своей работы).[14]
Удовлетворенность работой тесно связана с лояльностью персонала, преданностью работников своей организации, их желанием прилагать максимум усилий в ее интересах, разделять ее ценности и цели. «Изучая удовлетворенность, мы получаем информацию о силе привязанности персонала к компании. Если ценный сотрудник балансирует на грани увольнения, то такая ситуация весьма опасна и нежелательна для организации. С другой стороны, если плохой сотрудник полностью удовлетворен своей работой и не собирается увольняться - это информация к размышлению для руководителя. Значит, в компании созданы весьма благоприятные условия для ленивых, бестолковых, неэффективных работников. Данные об удовлетворенности работой - это фактически информация о кадровых рисках компании». [15]
В соответствии с этими взглядами Т. Соломанидина и В. Соломанидин приводят принципы проектирования работы с точки зрения удовлетворенности ее исполнителей. В такой перечень они включили следующие требования:
работа должна иметь цель, т. е. приводить к определенному результату;
работники должны оценивать работу как важную и заслуживающую быть выполненной;
работа должна давать возможность работнику принимать решения, необходимые для ее выполнения, т. е. быть автономной в установленных пределах;
выполняя обязанности, работник должен получать обратную связь, оцениваться в зависимости от эффективности труда;
работа должна приносить справедливое, с точки зрения работника, вознаграждение.[16]
Выполняя соответствующую этим требованиям работу, человек испытывает приятные чувства, которые побуждают его работать хорошо. Такое включение в работу из-за положительных ощущений от качественного выполнения своих обязанностей, а не под влиянием внешних факторов американские ученые называют внутренней мотивацией. Это понятие совпадает с термином процессуально-содержательная мотивация, но в большей степени касается трудовой или профессиональной деятельности.[17]