Файл: Страхование и его роль в развитии экономики (Развитие страховых отношений в РФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 89

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.2 Обеспечение устойчивости системы страхования РФ

Социально – экономическое предназначение страхования заключается в обеспечении непрерывности и бесперебойности общественного воспроизводства.

Государство принимает на себя функцию по обеспечению устойчивости и надежности самой системы страхования, устанавливая пруденциальные нормативы деятельности страховщиков, делая в законодательстве основной акцент на обеспечении финансовой устойчивости и платежеспособности страховых организаций.

В то же время, на наш взгляд, необходимо рассматривать проблему значительно шире, систематизировать и регламентировать гарантии обеспечения устойчивости и надежности всей системы страхования как финансового института общества.

Государство заинтересовано в том, чтобы негосударственные страховые компании привлекали средства населения и организации в целях возмещения ущерба, причиненного физическим и юридическим лицам, не за счет бюджетных средств, а за счет страховых фондов.

На сегодняшний день очевидна проблема привлечения инвестиций, необходимых для экономического роста государства. Источником указанных инвестиций являются в том числе и сбережения населения, мобилизация которых происходит как путем покупки ценных бумаг, так и через финансовые учреждения, осуществляющие первичную аккумуляцию денежных средств.

Безусловно, значительная роль в этом процессе принадлежит коммерческим банкам, но наряду с ними функцию привлечения денежных средств населения выполняют также страховые компании, негосударственные пенсионные и инвестиционные фонды.

Следует отметить, что страховая система, как и банковская, может выполнять так называемую «сберегательную» функцию. Это происходит тогда, когда страхование используется как средство обеспечения защиты не только личных и имущественных потерь, но и самих денежных средств, вложенных в качестве страховых платежей.

Сберегательная функция наиболее характерна для страхования на случай, когда лицо, например, достигает нетрудоспособного возраста. При этом категории страхования в наибольшей степени присуща функция накопления обусловленных договором страховых сумм в их денежном выражении1.

Таким образом, можно отметить определенное сходство между деятельностью кредитных и страховых организаций.

Заинтересованность государства в стабильности функционировании финансовой системы страны очевидна и связи с чем государства предъявляет определенные требования к финансовой устойчивости как банков и иных кредитных учреждений, так и страховых компаний. Пока наиболее жесткое регулирование финансовой устойчивости действует в России в отношении кредитных организаций.


Так, в банковской системе действуют следующие правила обеспечений финансовой устойчивости. В этих целях кредитные организации обязаны создавать резервы (фонды), порядок формирования и использования и использования которых устанавливается Банком России (ст. 24 Закона РФ «О банках и банковской деятельности»2). Банки должны соблюдать обязательные нормативы, установленные в соответствии со ст.62 Федерального закона «О Центральном банке РФ».

Глава 3 Закона РФ «Об организации страхового дела в РФ» устанавливает условия обеспечения финансовой устойчивости страховщиков, а также раскрывает требования, предъявляемые к страховым резервам страховых компаний.

Гарантиями обеспечения финансовой устойчивости страховых организаций являются (п. 1 ст. 25):

  1. собственные средства страховщика;
  2. страховые резервы, достаточные для исполнения обязательств по договорам страхования, сострахования, перестрахования и взаимного страхования;
  3. экономически обоснованные страховые тарифы;
  4. перестрахование.

Собственные средства и страховые резервы страховщика должны быть обеспечены активами, соответствующими требованиями диверсификации, ликвидности, возвратности и доходности.

Собственные средства страховщиков (за исключением обществ взаимного страхования, осуществляющих страхование исключительно своих членов) включают в себя: уставный капитал, резервный, добавочный капитал и нераспределенную прибыль.

В банковской сфере применяются более эффективные методы финансового контроля.[16] Например, для осуществления контроля за правомерностью оплаты приобретателями акций (долей) кредитной организации Банк России вправе проводить непосредственно в данной кредитной организации обязательную проверку источников средств, вносимых в оплату ее акций; финансового положения приобретателей этих акций и наличия у них собственных средств (чистых активов), достаточных для оплаты акций.

Во многих странах создаются единые органы по надзору за деятельностью банков, страховых организаций и иных, аналогичных финансово – кредитных учреждений. Создание подобного универсального надзора органа в России, в функции которого входил бы надзор, как за банками, так и за страховыми компаниями, позволило бы комплексно и системно обеспечить устойчивость всего финансового сектора, в том числе и страховой системы.

Такая реформа контрольно – надзорных органов могла бы способствовать, во – первых, сокращению административных расходов государственного бюджета РФ; во – вторых, использованию отработанных и отлаженных форм и методов финансового контроля, эффективность которых подтверждена практикой банковского надзора, сложившейся на протяжении многих десятилетий, т.е. распространению опыта российского банковского надзора на надзор за деятельностью субъектов страхового дела; в – третьих, гармонизации и унификации требований, предъявляемых к инвестиционной деятельности банков, страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов и других финансово – кредитных учреждений; в – четвертых, формированию новых финансовых инструментов для инвестирования средств страховых резервов и собственных средств страховщиков. Как показывает опыт, для решения этих задач межведомственного взаимодействия оказывается недостаточно.


Следующий показатель финансовой устойчивости страховщика – нормативное соотношение активов и принятых им страховых обязательств (приказ Минфина РФ от 02.11.2001 г. №90н (редакция от 08.02.2012 г.) «Об утверждении положения о порядке расчета страховщиками нормативного соотношения активов и принятых ими страховых обязательств»).

При этом страховщику необходимо сравнить минимальный размер уставного капитала, установленного ст. 25 Закона РФ «Об организации страхового дела в РФ», и иных собственных средств, свободных от обязательств, с нормативным размером маржи платежеспособности, рассчитанным в соответствии с приказом Минфина РФ от 02.11.2001 г. №90н.

Наибольший из этих двух показателей должен быть обеспечен активами страховщика в соответствии с требованиями, предъявляемыми к составу и структуре активов, принимаемых для покрытия собственных средств страховщика.

Данные требования подробно регламентируются приказом Министерства финансов РФ от 16.12.2014 г. №149н.

Предъявление таких жестких требований к составу и структуре активов, принимаемых для покрытия собственных средств страховщика, позволяет контролировать уровень финансовой устойчивости страховых организаций и повышает надежность страховой системы в целом.

Приказ Министерства финансов РФ от 16.12.2014 г. №149н «Об утверждении требований, предъявляемых к составу и структуре активов, принимаемых для покрытия собственных средств страховщика».

Следует также отметить, что к деятельности по перестрахованию предъявляются более жесткие требования в части обеспечения финансовой устойчивости, чем к операциям по страхованию. Для осуществления деятельности по перестрахованию, а также страхования в сочетании с перестрахованием компания должна располагать уставным капиталом не менее 120 млн. руб., что в четыре раза выше базового размера уставного капитала прямого страховщика.

По нашему мнению, существующих механизмов обеспечения финансовой устойчивости страховщиков на сегодняшний день уже недостаточно для стабильного функционирования российской страховой системы.

В частности, открытие и деятельность в России прямых должны обусловлены лицензионных , требований к устойчивости и по внесению депозита.

также требования к компании, намерена филиал в – в частности, к размеру , опыту , и к капитализации иностранных . Возможность таких в сфере страхования и государственных должна ограничена.

важным становление и в России ответственного , который на гражданско-правового со страховщиком осуществлять актуарную и иметь по отношению к статус. Он не только деятельность по страховых , страховых и оценке деятельности, но и независимым , дающим достаточности ( или недостаточности) резервов для обеспечения на себя и предоставляющим заключение в страхового .


В настоящий назрела необходимость в институтов ответственности по принимаемым на обязательствам. два возможных решения вопроса.

Во – , включение организаций в страхования физических лиц, на них положения ФЗ от г. №177 – ФЗ ( от 01.08.2018 г.) «О вкладов лиц в банках РФ». Это обосновывается и общим содержанием вкладов и накопительного , включая страхование и пенсионное .

Во – вторых, института в сфере путем саморегулируемых субъектов дела.

организации компенсационные , представляющие обособленное , принадлежащее на праве и формируемое в денежной за счет взносов и платежей () всех саморегулируемой , а также от размещения компенсационного .

Эти фонды исключительно для обеспечения имущественной членов организации осуществления организацией выплат в банкротства или лицензии у ее при недостаточности его имущества.

При федеральным должно разрешено различных саморегулируемых страховщиков, как по , так и по видовому , а членство в организациях быть .

Второй более по причине , что в этом можно надежность и страховой России в , а не только накопительного . К тому же это всего одной из саморегулирования, само по может большое иных возможностей и для развития страхования в .

Эффективность модели опытом Российского автостраховщиков.

образом, рассматривать в элементов устойчивости и российской системы не законодательно гарантии финансовой страховщиков и в части соотношения и обязательств, а ограничения и требования к страховых , созданных с иностранных , но и сформировать , а именно:

  1. ответственного актуария;
  2. саморегулирования в субъектов дела;
  3. надзорный за деятельностью финансовых России.

Эти институты бы значительно систему страхователям в страховых и оказали бы влияние на российской страхования в .

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В курсовой рассматривается проблем, , а также страхования.

проблемной в чисто вопросах отношение к экономической финансов или ее как самостоятельной . Приводятся точки по поводу данного , факты, "за" и "" той или иной . Необходимо также основные и отрасли .

Различают , имущественное, страхование, ответственности и предпринимательских . По форме страхование быть , взаимное и страхование. группу составляет страхование. того, может обязательным и .

В главе " страхование" основные имущественного , отмечены определения и страхового .

В главе " страхование" выделен вид страхования, как жизни. объекты страхования - это и трудоспособность . В отличие от страхования личного не имеют критерия .


Важной страхования социальное , которое к моменту собой еще не систему, а разрозненные фонды страхования. социального является доходов .

Новой страхования для Федерации страхование рисков, которой риск прибыли или убытка. устойчивость предпринимательских зависит от развитости отношений и деловых между лицами. Но, , страхование - это не теория. практическими является страхования в перехода к экономике.

Российской было Постановление "О мерах по рынка в Российской ", которым ряд мер, направленных на налогового , связанного со деятельностью, а участие финансовых в финансировании по развитию страхования в .

Разрабатывается целевая развития и перестрахования от крупных аварий, и стихийных . Совершенствование рынка .

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. кодекс Федерации ( вторая) от N 14-ФЗ р от 29.07.2018 (с изм. и доп., . в силу с // «Справочно-информационная «Консультант +».

2. РФ от 27.11.1992 N «Об организации дела в Федерации» (. от 23.04.2018) // « система « +».

3. Федеральный от 25.04.2002 N 40- «Об обязательном гражданской владельцев средств» (. от 29.12.2017) // « система « +».

4. Федеральный от 15.12.2001 N 167- «Об обязательном страховании в Федерации» (. от 27.06.2018) // « система « +».

5. Федеральный от 24.07.1998 N 125- «Об обязательном страховании от случаев на и профессиональных » (ред. от 07.03.) // «Справочно-информационная «Консультант +».

6. закон от N 286-ФЗ «О страховании» (. от 29.07.2017) // « система « +».

7. Закон РФ от N 2028-1 «О доходов от деятельности» (. от 22.12.1992) // « система « +».

8. Письмо РФ от 15.04.2002 N 24-00/-52 «О договорах » // «Справочно-информационная «Консультант +».

9. письмо от 28.12.2009 N «О представлении брокерами о страховой деятельности ( N 1-брокер) за год» // « система « +».

10. Абрамов В.Ю. риск: и оценка: аспекты. - М.: «», 2015. - 128 с.

11. С.Г., Визерс С, С.Н. и др. Добровольное страхование. - М.: юридический дом, 2014. - 127 с.

12. В.В., Аленичева Г.Д. указатель по страховому 1800-1895 гг. - М.: , 2014. - 288 с.

13. В.В., Аленичева Г.Д. валютных , банковских и коммерческих . - М.: Ист-Сервис, . - 116 с.

14. Апекринский А.Л. регулирование деятельности в . - М.: Ассоциация « знание», . - 464 с.

15. Апекринский А.Л. Т.А., Асабина С.Н. страховых . - М.: Финстатинформ, . - 128 с.

16. Алтынникова И. страховых . - М.: Агентство маркетинга, . - 208 с.

17. Архангельский В.Д., Н.П. Страховой России и предпринимательство. - СПб, . - 44 с.

18. Балабанов И. Т. . - М.: Финансы и , 2014. - 192 с.

19. К. Основы статистики. - М.: , 2015. - 96 с.

20. Н.Ф. Реклама в : Ключ к . - М.: Финансы, . - 144 с.