Файл: Сущность и виды кредитных операций.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 68

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава 2. Кредитные процессы коммерческих банков на примере ПАО «Сбербанк Российской Федерации».

2.1. Основные виды кредитов ПАО «Сбербанк РФ».

Сбербанк России - универсальный коммерческий банк, удовлетворяющий потребности различных групп клиентов в широком спектре качественных банковских услуг на всей территории России.

Действуя в интересах вкладчиков, клиентов и акционеров, Банк стремится эффективно инвестировать привлеченные средства частных и корпоративных клиентов в реальный сектор экономики, кредитует граждан, способствует устойчивому функционированию российской банковской системы и сбережению вкладов населения.

Рассмотрим, основные виды кредитов, выданные ПАО «Сбербанком России».

В настоящее время ПАО «Сбербанк России» осуществляет кредитование как юридических , так и физических лиц.

Сбербанк России предоставляет юридическим лицам следующие виды кредитов:

- кредиты в валюте Российской Федерации;

- кредиты в иностранной валюте;

- кредиты с применением векселей Сбербанка России;

- овердрафтные кредиты;

- кредитование экспортно-импортных операций с использованием аккредитивной формы расчетов;

- кредитование сельскохозяйственных товаропроизводителей;

- гарантии выполнения обязательств перед третьими лицами;

- кредитование торговых сетей.

Отдельно выделяются кредиты индивидуальным предпринимателям и малому бизнесу, предоставляемые Сбербанком России:

- коммерческие кредиты - предоставляются при недостатке собственных оборотных средств для осуществления текущей хозяйственной деятельности либо для финансирования коммерческих и производственных программ с применением различных режимов кредитования;

- овердрафтные кредиты - предоставляются для оплаты платежных документов при отсутствии или недостаточности средств на расчетном счете клиента;

- вексельные кредиты - предоставляются для приобретения векселей Банка с целью последующего их использования в качестве расчетно-платежного средства;


- кредиты участникам внешнеэкономической деятельности - предоставляются на цели исполнения обязательств по внешнеторговым контрактам;

- кредиты сельскохозяйственным товаропроизводителям под залог будущего урожая - предоставляются на цели выращивания сельскохозяйственной продукции (зерновые, овощные, зернобобовые, бахчевые культуры).

Таким образом, в кредитной системе выделяют три базовых элемента, которые определяют лицо кредитной сделки, ее эффективность. К таким элементам относятся субъекты, объекты и обеспечение кредита. Кроме того, в процессе кредитования должны соблюдаться основополагающие условия, на которых выдается кредит заемщику: возвратность, срочность и платность. Совокупное применение на практике всех принципов банковского кредитования соблюдать как общегосударственные интересы, так и интересы обоих субъектов кредитной сделки: банка и заемщика. Не менее важным моментом в кредитовании является классификация кредитов по определенным признакам, на основании чего можно проанализировать структуру кредитного портфеля банка.

Кредиты, как правило, рассматриваются на кредитном комитете. К его заседанию прорабатываются все экономические и юридические вопросы, принимается окончательное решение по рассматриваемому вопросу, определяются конкретные условия кредитования.

Таковы процедуры подготовительного этапа. Вслед за ним наступает этап оформления кредитной документации. Работники банка оформляют кредитный договор, выписывают распоряжения по банку о выдаче кредита, заводят специальное досье на клиента - заемщика (кредитное дело).

На третьем этапе - этапе использования кредита осуществляется контроль за кредитными операциями: соблюдением лимита кредитования (кредитной линии), целевым использованием кредита, уплатой ссудного процента, полнотой и своевременностью возврата ссуд. На данном этапе не прекращается работа по оперативному и традиционному анализу кредитоспособности и финансовых результатов работы клиента, при необходимости проводятся встречи, переговоры с клиентом, уточняются условия и сроки кредитования.

Объектами кредитования юридических лиц могут являться: финансирование приобретения недвижимости, продуктов программного обеспечения, выкуп заемщиком собственных акций; товары и услуги, поставляемые (предоставляемые) заемщику по определенным контрактам, в том числе оборудование, средства связи, вычислительная техника, транспортные средства и др.; оборотные средства в целом, в том числе погашение текущей задолженности по уплате налогов, финансирование производственных затрат Заемщика - закупка сырья, материалов, комплектующих, полуфабрикатов, расходы по транспортировке, хранению, оплате электроэнергии и т.п.; заработная плата работникам организации-заемщика.


В связи с этим, кредитование юридических лиц Сбербанком может осуществляться на следующие цели:

- кредитование на пополнение собственных оборотных средств и финансирование расходов по основной производственной деятельности;

- кредитование коммерческих операций, программ и контрактов;

- кредитование федеральных и муниципальных программ;

- кредитование внешнеторговых операций;

- овердрафтное кредитование;

- инвестиционное кредитование и проектное финансирование;

- финансирование строительных проектов, а также иные цели, предусмотренные нормативными документами Банка.

Не допускается кредитование юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на цели погашения их задолженности по кредитам банка и просроченной к погашению задолженности перед другими банками.

Кредитование физических лиц в Сбербанке России в настоящее время широко распространено. Банк предлагает населению большой перечень кредитов и кредитных программ. Сюда входят потребительские кредиты физическим лицам, а также ипотечные, или жилищные кредиты, и автокредиты.

Потребительские кредиты Сбербанка физическим лицам включают в себя базовые и специальные программы. К базовым относятся "Потребительский кредит без обеспечения", и "Потребительский кредит под поручительство физических лиц". Эти кредиты выдаются на любые цели на срок до 5 лет, а ставка по процентам составляет 15.3% до 19,9% годовых, а сумма кредита - до 750 000 рублей без обеспечения и 1500 000 рублей с обеспечением. Потребительские кредиты физическим лицам включают в себя и специальные кредитные программы, такие как "Корпоративный кредит", "Образовательный кредит", "Образовательный кредит с государственным субсидированием". "Корпоративный кредит" выдается на любые цели под поручительство юридического лица, независимо от платежеспособности клиента. "Корпоративный кредит" выдается на срок до 3-х лет, сумма кредита составляет до 3 000 000 рублей, процентная ставка - 14-14,5% годовых. Большое значение имеет кредитование физических лиц на нужды образования. Банк предлагает своим заемщикам "Образовательный кредит" и "Образовательный кредит с государственным субсидированием". Первый выдается на срок до 11 лет, процентная ставка составляет 12% годовых. Сумма кредита составляет до 90% от стоимости обучения. Второй кредит выдается на срок обучения, увеличенный на 10 лет, под 5,06% годовых, в сумме, равной стоимости обучения.

Кредиты Сбербанка России для физических лиц включают в себя и автокредиты. Автокредиты включают в себя базовые и специальные программы. К базовой программе относится кредит "Автокредит", предназначенный для покупки как только выпущенных, так и бывших в употреблении автомобилей российского и иностранного производства. Срок кредита - до 5 лет, процентная ставка составляет 10,9-16,5% годовых, первоначальный взнос 15% стоимости автомобиля. Автокредиты Сбербанка физическим лицам включают в себя и специальные программы, такие как "Автокредит с государственным субсидированием", а также Партнерские программы автокредитования. "Автокредит с государственным субсидированием" предоставляется на приобретение новых автомобилей, изготовленных на территории России, цена которых не превышает 600 тысяч рублей, время кредита - до 3-х лет. Процентная ставка составляет 5,4-9% годовых, первоначальный взнос 15% от стоимости автомобиля. Автокредиты Сбербанка физическим лицам включают в себя и Партнерские программы автокредитования, которые разрабатываются совместно с ведущими автопроизводителями и предоставляются на срок до 5 лет. При этом часть процентных расходов компенсируется за счет предоставления скидки на стоимость автомобиля. Первоначальный взнос составляет от 15%. Автокредиты Сбербанка физическим лицам делают доступным приобретение автомобиля практически для любой категории граждан.


Также кредиты физическим лицам включают в себя и такую большую категорию, как жилищные кредиты, или ипотечные кредиты. Сюда также относятся базовые и специальные программы. Жилищные кредиты Сбербанка из базовых программ включают в себя: кредитование физических лиц по программам "Приобретение готового жилья", "Приобретение строящегося жилья", "Строительство жилого дома". А специальными программами жилищных кредитов Сбербанка физическим лицам являются программы "Загородная недвижимость", "Ипотека с государственной поддержкой", "Гараж", "Рефинансирование жилищных кредитов". Наиболее выгодным является кредитование с помощью программ "Приобретение готового жилья" и "Приобретение строящегося жилья", так они имеют наименьшую процентную ставку - от 9,5% годовых.. Жилищные кредиты Сбербанка физическим лицам предоставляются на срок до 30 лет. Ипотечные кредиты из базовой программы предоставляются под процентную ставку от 9,5 до 14% годовых. Первоначальный взнос по ипотечным кредитам Сбербанка физическим лицам составляет от 10 до 15% стоимости жилья. Процентная ставка специального пакета программ ипотечных кредитов банка составляет также от 9,5 до 14% годовых. Первоначальный взнос по специальным программам составляет от 0 до 20% годовых. Срок предоставления - до 30 лет.

Кредиты Сбербанка физическим лицам являются наиболее удобной формой кредитования населения как для покупки жилья или машины, так и для оплаты обучения и других потребностей.

2.2. Кредитная политика ПАО «Сбербанк РФ».

Кредитная политика рассматривает некоторую перспективу, которая обеспечит банк на достижение намеченных целей и поможет решить задачу на оптимальное распределение кредитного ресурса, обязательных нормативов ЦБ России и объем средств к размещению по факту. Кредитная политика является основой стратегии коммерческого банка. Она регулирует стратегические отношения между кредитором и заемщиком и направлена на реализацию их интересов. Основой этой деятельности находит свое отражение в специальном документе – положении о кредитной политике. Положение о кредитной политике является­ важным аналитическим документом, регулирующим деятельность кредитной организации и утверждается Советом директоров Банка. Он необходимо при проверке кредитоспособности и платежеспособности клиента, учета их рентабельности, формулирует основные принципы кредитования. ПАО Сбербанк – крупнейший банк в России и один из ведущих глобальных финансовых институтов. На долю Сбербанка приходится около трети активов всего российского банковского сектора. Сбербанк является ключевым кредитором для национальной экономики и занимает крупнейшую долю на рынке вкладов. Сбербанк – одна из немногих компаний в стране, которая не остановила из-за кризиса ни одного проекта и продолжает реализовывать все стратегические инициативы, необходимые для обеспечения своей долгосрочной жизнедеятельности и конкурентоспособности. Один из основных показателей все работы банка является уровень организации кредитного портфеля. Любой коммерческий банк имеет Положение о кредитовании клиентов. Чтобы регулировать кредитную деятельность, определяя ее основные направления и принятие решений о порядке предоставления кредитов заемщикам создается кредитный комитет, который руководствуется Положением о кредитном комитете. Макроэкономические проблемы и возросшая неопределенность привели в 2015 году к заметному снижению спроса на кредиты со стороны как частных клиентов, так и юридических лиц. Со своей стороны, банки также ужесточали критерии выдачи кредитов, сталкиваясь с ростом просроченной задолженности и ухудшения финансового положения заемщиков. Объем выдачи кредитов юридическим лицам в 2015 году сократился на 11,4 %, а объем предоставленных ипотечных кредитов сократился на треть. В результате за год объем кредитов частным клиентам сократился на 5,7 %, а объем кредитов нефинансовым организациям вырос на 12,7 %, однако большая часть прироста была обеспечена валютной переоценкой. Без учета переоценки портфель кредитов нефинансовым организациям вырос всего на 2,5 %. В течение 2015 года банки создали резервы на возможные потери по кредитам в размере 1,6 трлн. рублей, что на 100 млрд. больше, чем в 2014 году. Доля просроченных кредитов в кредитах нефинансовым организациям выросла с 4,1 до 6,1 %, а в кредитах частным клиентам с 5,9 до 8,1 %. Наибольшее ухудшение качества наблюдалось в части потребительских кредитов, особенно в сегменте банков высоко маржинального потребительского кредитования. Качество ипотечных кредитов остается высоким: доля просроченных кредитов составляет всего 1,7 % (1,1 % без учета валютной ипотеки). В корпоративном кредитовании набольшее ухудшение качества портфеля наблюдается в строительстве, недвижимости, секторе авиаперевозок, торговле. Снижение мировых цен на продукцию российского экспорта негативно сказывается на металлургических и нефтяных компаниях второго-третьего эшелона. Для более удобного обслуживания банк с каждым годом усовершенствует дистанционные возможности управления своими­ счетами клиентам. В 2015 году ПАО Сбербанк России столкнулся с непростыми макроэкономическими условиями, тем не менее, удалось достичь двузначных значений по рентабельности капитала благодаря восстановлению чистого процентного дохода, хорошей динамике комиссионного дохода и жесткому контролю над расходами. Хотелось бы также отметить достижения Сбербанка в части завершения программы централизации ИТ-систем, успешной консолидации региональных банков и реорганизации функционала головных отделений. Эти усилия направлены на повышение операционной эффективности и снижение времени запуска продуктов на рынок. За 2015 год чистая прибыль сократилась на 23,2% и составила 222,9 млрд. руб. (или 10,36 рублей на обыкновенную акцию) по сравнению с чистой прибылью за 2014 год в размере 290,3 млрд. руб. (или 13,45 рублей на обыкновенную акцию). Общий портфель кредитов до вычета резерва под обесценение вырос на 7,0% в 2015 году, основными драйверами стали ипотечное кредитование и коммерческие кредиты юридическим лицам, которые увеличились на 12,5% и 14,9% соответственно. ПАО «Сбербанк России» течение 2015 года увеличил кредитный портфель за счет выдачи кредитов корпоративным клиентам на сумму 6,8 ­ трлн. рублей. Портфель кредитов юридическим лицам вырос на 5,2 % до 12,2 трлн. руб. Валютные кредиты занимают порядка 37 % портфеля кредитов корпоративным клиентам. Розничные кредиты занимают более 23 % нашего кредитного портфеля. Негативный тренд по снижению ссудной задолженности, отмеченный в первом квартале отчетного года, был переломлен летом. В результате за год частным клиентам выдано кредитов более чем на 1,2 трлн. рублей. Ключевые финансовые показатели Группы Сбербанк за 2015 год составили: Чистая прибыль - 222,9 млрд. рублей или 10,36 рублей на обыкновенную акцию. Рентабельность капитала достигла 10,2%. Достаточность капитала становилось крепче в течение года, коэффициент достаточности основного капитала увеличился на 30 базисных пунктов до 8,9%, в то время как коэффициент достаточности общего капитала стал 12,6%, увеличившись на 50 базисных пунктов. Средства клиентов увеличились на 27,2% за 2015 год относительно 2014 года и составили 19,8 трлн. рублей, при этом средства розничных клиентов выросли на 29,1%, а корпоративных на 24,4%, снизив зависимость от государственного фондирования. Общий портфель кредитов вырос на 7,0% в 2015 году, основными видами стали ипотечное кредитование и коммерческие кредиты юридическим лицам, которые увеличились на 12,5% и 14,9% соответственно. Доля Сбербанка на российском рынке ипотечного кредитования достигла 55,6%. Отношение кредитного портфеля к средствам клиентов составило 91,9% на фоне улучшения ситуации с ликвидностью. В целом общая тональность рекомендаций при формировании продуктового предложения для розничных клиентов сводится к лозунгу: «Больше свободы потребителю - пусть создает свой продукт».


Банк должен постоянно помнить о сегментации клиентов и чаще подстраиваться под конкретного потребителя. В области ипотечного кредитования необходимо держать курс на качество. В сегменте разработки продуктов это означает, что продуктовая линейка должна соответствовать потребностям клиентов из выбранного целевого сегмента, включает в себя оптимальный набор продуктов, отвечает определенным критериям и легко управляема с точки зрения качества портфеля. В сегменте продажи качество подразумевает поиск клиента в строго определенном банком целевом сегменте, то есть соответствие клиента критериям банка. Для такого клиента банк подбирает ипотечную программу, соответствующую потребностям клиента, базирующуюся на гибкой системе комиссий. В сегменте общей кредитной политики банк должен вводить стандартизированный анализ­ платежеспособности, моделирование поведения заемщика в долгосрочной перспективе, основанное на тщательном изучении предмета залога. Система управления проблемной задолженностью физических лиц Дополнительного офиса №8636/0213 должна иметь многоуровневую структуру. Мероприятия по повышению эффективности работы с просроченной задолженностью должны включать в себя все уровни кредитной работы в банке. Первый уровень - это ужесточение кредитной политики банка, начиная от определения четких критериев отбора заемщиков до условий предоставления кредитных средств. Второй - создание эффективной системы уведомления заемщиков (как «досрочное» напоминание о платеже, так и уведомление об образовавшейся просрочке платежа по телефону и подготовка различных типов письменных уведомлений заемщикам). Третьим элементом системы эффективной работы с просроченной задолженностью должен стать план по взысканию задолженности, где были бы регламентированы методы реструктуризации ссуды (изменение графика погашения задолженности), изменение обеспечения по возврату кредита (получение дополнительного поручительства, предмета залога, частичная реализация предмета залога; пересмотр иных условий договора (очередность погашения задолженности, штрафные санкции); обращение взыскания на поручителя; обращение взыскания на заложенное имущество и его реализация в судебном порядке, уступка задолженности на третье лицо; обращение в следственные органы.

Правильное управление работой по просроченным кредитам является важнейшим условием устойчивости и прибыльности их деятельности. Для управления стратегией развития банка, необходимо разработать комплекс маркетинговых мероприятий. В основном это будут мероприятия, направленные на продвижение банковских услуг, привлечение клиентов с помощью сети Интернет и разработку системы скидок. Изменения во внешней среде, произошедшие в 2014–2015 годы, не могли не повлиять на стратегическое развитие банка, но не привели к кардинальному пересмотру инициатив стратегии в целом.