Файл: Формы международных расчетов, перспективы их изменения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 57

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.4. Документы международного расчета

1) Переводной вексель или тратта - оборотный документ, который представляет собой безусловное требование оплаты [15]. Вместе с коносаментом он составляет основу для процедур по документарному инкассо. Вместе с коммерческим счётом экспортёра переводной вексель может использоваться для взимания платы с импортёра за товар. Вексель определяется следующим образом: «Безусловный приказ в письменном виде, адресованный одним лицом другому лицу, подписанный лицом, дающим его, и требующий от лица, которому он адресован, оплатить по требованию или в установленное или могущее быть определенным в будущем время определённую сумму денег конкретному лицу или приказу такого лица или предъявителю» [13].

Таким образом, тратта выставляется трассантом (продавцом-экспортёром) на трассата (покупателя-импортёра) и требует осуществления оплаты в пользу трассанта определенной суммы в течение конкретного времени. Тратта, подлежащая оплате по предъявлении, называется траттой на предъявителя, тогда как тратта, подлежащая оплате в будущем, называется срочной траттой. Срочная тратта считается акцептованной, с юридической точки зрения, когда банк или покупатель пишет на ней «акцептована» с проставлением даты и подписи на лицевой стороне тратты. Тратта, акцептованная банком, называется банковским акцептом, тогда как тратта, акцептованная покупателем, называется акцептованной торговой траттой [11].

Если продавец прилагает к векселю коносамент или другой транспортный документ, подобный вексель называется документированным векселем. Поступая так, продавец обеспечивает, чтобы покупатель не получил каких-либо прав на товар (посредством коносамента) до тех пор, пока не акцептует или не оплатит вексель. 

Поскольку тратты являются переводными, они могут передаваться путем индоссамента третьей стороне, которая может стать законным держателем такой тратты. 

2) Коносамент. Коносамент является центральным документом в традиционной экспортной сделке, связывающим договор купли-продажи, договоры о документарной оплате и договор перевозки. 

Морской коносамент выполняет три основные функции:

- Коносамент – во всяком случае, коносамент, выписанный «приказу», - воплощает собой контроль над товаром или «заменяет собой» товар. Держатель коносамента может дать указание перевозчику выдать товар. Иногда говорится также, что коносамент является правоустанавливающим документом. Эта фраза может дать неверное представление о том, что сторона, являющаяся держателем коносамента, имеет «право собственности» на товар. Держатель коносамента может осуществлять контроль над товаром по отношению к перевозчику, но имеет ли он право собственности на товар или нет, зависит от договора купли-продажи и от права, применимого к договору [12].


- Коносамент свидетельствует о договоре перевозки. Коносамент должен содержать условия договора перевозки, прямо или со ссылкой на другой документ. В рамках документарных продаж продавец должен заключить и передать покупателю договор перевозки на «обычных» или разумных условиях. Следовательно, при условии, что коносамент не содержит никаких «необычных условий», он представляет собой договор перевозки, который предусматривается договором купли-продажи [13].

- Коносамент – это расписка. Коносамент является распиской, которая удостоверяет доставку товаров перевозчику для перевозки. Поэтому он содержит описание товара и указывает, что товар был погружен на борт в определённом количестве и без видимых повреждений (в исправном состоянии). Если перевозчик обнаруживает, что товар повреждён, на лицевой стороне коносамента делается отметка об этом. Такой коносамент больше не будет считаться «чистым» коносаментом, теперь он будет называться «нечистым» коносаментом или коносаментом с «оговорками». После этого коносамент больше не может являться приемлемым для представления в рамках документарного аккредитива [15].

Коносамент может быть выдан или в оборотной форме («коносамент на предъявителя») или в необоротной («именной коносамент»).
Коносаменты играют ключевую роль в контексте документарных аккредитивов в связи с их ценностью для банков-посредников в качестве обеспечения сумм, выделяемых по аккредитиву. Такая ценность коносамента как гарантии зависит от того, является ли коносамент оборотным (в таком случае владение им имеет денежную стоимость, так как коносамент может быть продан с аукциона) или необоротным документом типа транспортной накладной (в этом случае он может практически не иметь для банка никакой ценности в качестве гарантии, если только банк не назван в качестве грузополучателя и не желает безотзывно связать себя этой ролью) [15]. 

3) Коммерческий счет (инвойс). Этот документ готовится экспортёром и обычно включает в себя: наименование и адрес продавца и покупателя, перечень и описание товаров (включая цены, скидки и количество), номер счёта, детали упаковки, маркировку и число мест груза, детали отгрузки, а также дату и номер заказа покупателя. Так как с данными в коммерческом счёте будут сравниваться данные в других документах (например, документарном аккредитиве), крайне важно, чтобы все детали были точными и правильными. Неточный счёт может оказаться фатальным для сделки с документарным аккредитивом. Часто информация, содержащаяся в счёте, требуется покупателю для получения импортных лицензий, выполнения таможенных формальностей и соблюдения норм валютного контроля. В связи с такой необходимостью покупатель часто запрашивает предварительную форму коммерческого счёта, которая называется счёт-проформа [12].


4) Страховые документы. В рамках документарных продаж на таких условиях, как CIF и CIP Инкотермс 2010, продавец обязан обеспечить страхование в пользу покупателя. Заявление на открытие аккредитива обязательно отражает данное обязательство по страхованию, а продавец должен будет предоставить страховой документ для того, чтобы получить платёж. В зависимости от ситуации необходимый документ может являться страховым полисом (или факультативным полисом – для разовых поставок), генеральным соглашением (на постоянные или неоднократные поставки) или страховым сертификатом (указывающим объём страхового покрытия в соответствии с генеральным соглашением). Оговорки Института лондонских страховщиков устанавливают покрытие, необходимое в соответствии с Инкотермс 2000. Как правило, они прилагаются к полисам и точно указывают охватываемые риски и исключения из страхового покрытия. 

5) Официальные сертификаты и лицензии. Самым важным из них является сертификат происхождения, который удостоверяет происхождение товара и обычно выдаётся местной торговой палатой продавца. Свидетельства об осмотре, которые подтверждают качество товаров, как правило, выдаются инспектирующими организациями. Самыми известными из них являются «SGS» (Швейцария) и «Bureau Veritas» (Франция) [15].

Таким образом, формы расчетов - это исторически сложившиеся в международной практике способы оформления, передачи, обработки платежных и товарораспорядительных документов и осуществление платежей. Выбор конкретной формы, в которой будут осуществляться расчеты по внешнеторговому контракту, определяется по соглашению сторон и фиксируется в разделе «Условия платежа внешнеторгового контракта».

Международные расчеты регулируются нормативными законодательными национальными актами, а также правилами и обычаями делового оборота. Необходимость унификации международных расчетов обусловлена универсальностью банковских операций.

Глава 2. Анализ проблем использования международных расчетов и перспективы их изменения


2.1. Проблема использования международных расчетов во внешнеторговых операциях в условиях экономического кризиса

Под международными расчетами понимается система организаций и регулирования платежей по денежным требованиям и обязательствам между юридическими и физическими лицами разных стран. Данные расчеты включают в себя, с одной стороны, условия и порядок осуществления платежей, выработанные практикой и закрепленные международными документами и обычаями, а с другой – практической деятельностью банков по проведению данных платежей [1, c. 23-25].

Осуществляются международные расчеты на разных условиях с использованием различных форм расчетов и инструментов платежей. Под условиями расчетов понимается: на какой стадии движения проданного товара, а также оказания услуги, производится их оплата; каким образом будет погашено денежное обязательство (единовременно, или путем нескольких взносов). Можно выделить следующие условия расчетов: наличные, в кредит, смешанные.

Под формами расчета понимаются способы оформления, передачи и оплаты платежных документов. В международных расчетах используются следующие формы расчетов: банковский перевод, аккредитив, инкассо, открытый счет, авансовые платежи, чеки, векселя, расчеты с использованием карточек. Большой объем расчетов осуществляется безналичным путем через осуществления банковских переводов [2, c. 41-45].

Осуществляются расчеты под четким руководством Центрального банка, так как данная система имеет важнейшее значение для поддержания стабильности банковской системы, финансовых рынков и для проведения денежно-кредитной политики.

Одними из отличительных черт условий, в которых существует расчетная система России являются наличие большой протяженности страны, что обуславливает необходимость больших и разветвленных расчетных сетей для эффективного проведения расчетов в максимально приближенном к реальному времени режиме по всей территории РФ. На текущий момент, в России отсутствует единая система расчетов, а существующая не отвечает не только современным международным стандартам расчетов, но и также, если взять скорость осуществления платежей, то она соизмерима стандартам десяти-пятнадцатилетней давности.

Проблемы, которые связаны осуществлением безналичных расчетов в России, можно разделить на три группы.

Первая группа проблем связана с низкой эффективностью безналичных расчетов. В рамках обслуживания предприятий, комиссионные доходы покрывают лишь 79 % издержек, а прибыль достигается лишь путем размещения текущих счетов в рискованных активах. Обслуживание же счетов малых предприятий банками приносит убытки в размере 3,7 млн. рублей в год и погашается лишь за счет доходов крупных клиентов.


Вторая группа проблем связана с адаптацией зарубежных банковских технологий проведения расчетных операций к российским реалиям. Проведя анализ функционирования зарубежных и отечественных платежных систем кредитных организаций, а также применяемых технологий безналичных расчетов, было установлено, что отечественные банки не уступают сегодня западным коллегам в освоении современных платежных технологий. Можно привести ряд примеров систем, специализирующихся на доставке банковских услуг, таких как: интернет-банкинг, управление счетом по телефону или домашнему компьютеру, sms-банкинг. Однако, эффективными данные технологии будут лишь при массовом их использовании, что, впрочем, уже давно практикуется зарубежными банками.

Третья группа проблем напрямую связана с платежными рисками, а именно, их минимизацией. На текущий момент, в России требуется установление активного мониторинга рисков, которые сопровождают безналичные расчеты. Организация такой системы мониторинга позволит решить ряд проблем, таких как: правовых, технических, экономических и организационных проблем управления банковскими платежными рисками. Также, все это позволит упростить процедуру проведения платежа, что поспособствует расширению сферы безналичных расчетов и повышению их эффективности.

Решение данных проблем, связанных с организацией расчетов, идет по следующим основным направлениям:

- Совершенствование форм организации расчетов через расчетную сеть Банка России.

- Широкое использование современных технологий и электронных платежей с использованием компьютерных сетей и ЭВМ.

- Развитие новых форм ведения расчетов.

На текущий момент, Банк России ведет активную политику по совершенствованию платежной системы, которая, в дальнейшем, поспособствует улучшению качества ведения расчетов и подготовит фундамент для использования более современных форм ведения расчетов. Центральный банк РФ, Комитет при Президенте РФ по политике информатизации и Госстандарт РФ подготовили соглашение о разработке систем стандартизации и сертификации информационных технологий в банковском деле. Помимо этого, для проведения работ в этом направлении, Государством РФ был образован специализированный Технический комитет.

Также, помимо технической составляющей, активно проводятся мероприятия по совершенствованию методологических основ проведения расчетов. Без надлежащей правовой базы, платежная система России останется крайне нестабильной и будет заключать в себе постоянный правовой риск для банков и всей экономики в целом.