Файл: Договор коммерческой концессии (франчайзинга). Проблемы и методы совершенствования договора коммерческой концессии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 65

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Новым видом договора в гражданском праве является договор коммерческой концессии (франчайзинга).

В средневековой Франции термином «франчайзинг» именовалась приобретенная у короля привилегия (право) на осуществление определенной деятельности. В современном понимании франчайзинг – это полученное предпринимателем у другого разрешение на коммерческое пользование комплекса исключительных прав и иных прав.

Актуальность данного договора ведет к необходимости законодательного закрепления договора франчайзинга.

В Гражданском кодексе Российской Федерации договор коммерческой концессии (франчайзинга) регулируется нормами главы 54 ГК РФ.

Впервые договора коммерческой концессии были заключены в России с приходом таких фирм, как Макдональдс, Пицца-Хат. Так возникли действующие под вывеской известных компаний предприятия общественного питания: рестораны Макдональдс и Пицца-Хат. Нередко они составляют объединенные соответствующей вывеской огромные международные сети производителей. Они являются не дочерними компаниями или филиалами, а действующими под его вывеской отечественными предпринимателями.

Франчайзинг касается либо производства и сбыта, либо оказания услуг.

Объектом исследования курсовой работы является договор коммерческой концессии (франчайзинга).

Предметом исследования является правовое регулирование договора коммерческой концессии (франчайзинга).

Целью работы является изучение договора коммерческой концессии (франчайзинга).

Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:

1. Ознакомление и изучение понятия и предмета договора коммерческой концессии;

2.Изучение формы и порядка регистрации договора коммерческой концессии;

3.Изучение основных прав и обязанностей сторону договора коммерческой концессии;

4.Изучение ответственности сторон договора коммерческой концессии;

5.Изучение коммерческой субконцессии;

6.Изучение проблем и методов совершенствования договора коммерческой концессии.

Теоретическую основу исследования составляют работы отечественных ученых-правоведов: М.И. Брагинского, В.В. Витрянского, О.Н. Садикова, В.В. Артемова, А. Буркова, О.В. Гутникова, Ю. Егорова, А.А. Киселева, В. Кияшко, О.В. Колпашникова, Д.А. Ларионова, И.В. Матвеева, В.Е. Мацукова, И.В. Ширяева, И.Ю. Павловой, В.Н. Трофимова, Д.О. Тузова, Ю.Е. Туктарова, В.Н. Урукова, А.В. Федчуна, Ф.С. Хейфеца, С.А. Чечель, Л. Шейнина, Н.Д. Шестаковой, А. Эрделевского.


Практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что полученные выводы могут быть использованы юрисконсультами предприятий и организаций при заключении договоров, а также работниками судов общей юрисдикции и арбитражных судов.

Научная новизна данного исследования заключается в том, что в нем дается системное изложение понятия договора коммерческой концессии (франчайзинга).

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДОГОВОРА ФАНЧАЙЗИНГА

1.1.Понятие и предмет договора коммерческой концессии

Статья 1027 ГК РК дает определение договора коммерческой концессии. В соответствии с указанной статьей по договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется поставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю.[3,С.123]

Договор коммерческой концессии является консенсуальным, возмездным, двусторонним.

В соответствии с п. 3 статьи 1027 ГК РФ: «Сторонами договора коммерческой концессии являются только коммерческие организации и индивидуальные предприниматели». [3,С.125-130]

Следовательно, данный договор регулируется специальными правилами Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах при осуществлении предпринимательской деятельности.

Предметом договора коммерческой концессии является комплекс исключительных прав, позволяющих обеспечить пользователю монополию на использование объектов промышленной собственности правообладателя или наименование или коммерческое обозначение.

Исключительное право представляет собой право субъекта на запрет использования интеллектуальной либо промышленной собственности, а также разрешение другим лицам их использование.

Данная монополия не ограничивается сроком и территорией. Указанные условия не являются существенными, согласно, закона. [4,С.28-31]

В соответствии с п. 1 статьи 1037 ГК РФ: «Если в договоре коммерческой концессии не указан срок, то считается, что стороны заключили договор без указания срока и его прекращение регулируется статьей 1037 ГК РФ». [3,С.146-174]


Объектами исключительных прав по договору коммерческой концессии являются идеальные объекты, используемые в предпринимательской деятельности.

Договор коммерческой концессии должен быть комплексным, то есть должен включать два различных объекта промышленной собственности.

Объекты промышленной собственности можно разделить на две группы:

1.первая группа включает деловую репутацию производителя товара, о качестве и особых свойствах товара, к примеру, фирменное наименование или коммерческое обозначение, индивидуализация самого товара – товарный знак (знак обслуживания),

Каждое юридическое лицо имеет фирменное наименование. В соответствии со статьей 54 ГК: «исключительное право у коммерческой организации на фирменное наименование возникает с момента его регистрации». [5,С.54-67]

Обязательным является указание в фирменном наименовании юридического лица его организационно-правовой формы. Хозяйственные общества и производственные кооперативы могут иметь абстрактные фирменные наименования. У товарищества фирменное наименование должно быть конкретным, то есть включать наименование одного либо нескольких участников с добавлением слов «и компания». Фирменные наименования унитарных предприятий должны содержать указание на собственника имущества предприятия. [11,С.79-82]

В соответствии с законодательством РФ фирменное наименование подлежит обязательной государственной регистрации, и вносится в единый государственный реестр.

В соответствии со статьей 54 ГК РФ: порядок регистрации фирменных наименований определяется законом и иными правовыми актами, согласно, Гражданского кодекса РФ. [3,С.64-68]

На сегодняшний день такого закона нет, и регистрация фирменных наименований осуществляется с момента регистрации юридического лица.

Изучая законодательство РФ можно сделать вывод о том, что понятие и содержание «коммерческое обозначение» не раскрывается. По обычаям делового оборота под коммерческим обозначением понимают наименование, которое закрепилось за предпринимателем в его предпринимательской деятельности, но не зарегистрировано, согласно, установленных правил законодательства.

Средствами индивидуализации товара предпринимателя являются товарный знак и знак обслуживания, являются исключительными правами и защищаются российским законодательством. [15,С.97-101]

Не могут передаваться другим лицам такие средства индивидуализации товара, как наименование места его происхождения. Договором коммерческой концессии может быть предоставлено право пользователю на использование других объектом «интеллектуальной собственности»: изобретений, промышленных образцов, программ для ЭВМ.


2. В соответствии со статьей 139 ГК РФ: предметом договора коммерческой концессии является возможность применения коммерческой информации (ноу-хау), деловой репутации и коммерческого опыта, которая принадлежит правообладателю и не подлежит специальной государственной регистрации. [3,С.161-163]

Правовой защите подлежит информация, которая, во-первых, несет потенциальную коммерческую ценность и неизвестна третьим лицам, во-вторых, в подобной информации нет доступа на законном основании, в-третьих, обладатель информации соблюдает должные меры для сохранения ее конфиденциальности. При соблюдении указанных требований данная информация защищается законом. [6,С.24-29]

В соответствии со статьей 138 ГК РФ: исключительное право признается в порядке и в случаях, которые установлены Гражданским кодексом РФ и другими законами. На сегодняшний день коммерческая тайна, секреты производства и иная конфиденциальная информация не являются исключительным правом. [3,С.129-134]

Франчайзинг подразумевает собой постоянное техническое и консультационное содействие пользователю со стороны правообладателя для обеспечения необходимого качества производимых им по договору товаров, работ или услуг.

В соответствии с п. 1 статьи 1031 ГК РФ: обязательным условием договора коммерческой концессии является инструктаж пользователя и его работников по вопросам, которые возникают при применении переданных правообладателем прав. [3,С.134-137]

Можно сделать вывод, что в договоре коммерческой концессии обнаруживаются элементы лицензионного договора, договора об оказании возмездных услуг, договора простого товарищества, договора купли-продажи. В тоже время указанный договор не содержит элементов представительства, комиссии либо агентского договора, в связи с тем, что пользователь действует от своего имени и в своих интересах.

Можно также сделать вывод о том, что договор коммерческой концессии не является смешанным (комплексным) договором. Указанный договор можно рассматривать как один из видов лицензионного договора.

В лицензионных отношениях фактический изготовитель или лицензиат обязан всегда информировать о себе клиентов-потребителей, то есть не имеет права полностью скрываться под фирмой правообладателя (лицензиара).

Можно сделать вывод о том, что договор коммерческой концессии является самостоятельным видом гражданско-правового договора, исключает субсидиарное применение к нему правил вышеперечисленных договоров.


1.2 Форма и регистрация договора коммерческой концессии

В соответствии с п. 1 статьи 1028 ГК РФ: договор коммерческой концессии должен заключаться в письменной форме под страхом ничтожности. При несоблюдении письменной формы сделки юридические последствия для сторон отсутствуют, так как договор считается недействительным с момента его заключения. [3,С.144-149]

Для судебного признания ничтожности такой сделки не требуется рассмотрения дела по существу в судебном заседании, достаточно констатации судьей факта отсутствия письменной формы сделки. Кроме того, он подлежит государственной регистрации в органе, осуществившем регистрацию правообладателя (как юридического лица или в качестве индивидуального предпринимателя). Если же правообладатель зарегистрирован в иностранном государстве, то концессионный договор, предполагаемый к исполнению в России, необходимо зарегистрировать в органе, осуществившем регистрацию пользователя (регистрация договора в органе, осуществившем регистрацию правообладателя, в этом случае не требуется). Необходимость такой регистрации вызывается использованием зарегистрированными ранее средствами индивидуализации предпринимателей или производимых ими товаров и услуг, что затрагивает интересы других участников имущественного оборота, прежде всего потребителей. [13,С.77-79]

Регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.

Регистрация осуществляется посредством внесения записи о договоре коммерческой концессии (субконцессии) (изменении или прекращении договора) в Журнал учета регистрации договоров коммерческой концессии (субконцессии) (далее - Журнал) и проставления на представленных экземплярах договора коммерческой концессии (субконцессии), изменений договора, соглашения о прекращении договора соответствующей надписи (штампа) и печати регистрирующего органа. [16,С.66-68]

Журнал ведется на бумажном носителе, каждой записи в Журнале присваивается регистрационный номер. Нумерация производится путем присвоения каждой записи очередного порядкового номера, начиная с единицы. Нумерация является сквозной, переходящей на следующий год без изменений. Для каждой записи указывается дата ее внесения в Журнал (дата регистрации).