Файл: Международный валютный: фонд цели, функции, особенности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 64

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

намерение официальных органов пересмотреть действующее бюджетное правило, чтобы контрольный уровень цен на нефть лучше отражал ситуацию на рынках.

МВФ дал несколько рекомендаций, в частности — по сокращению соцрасходов с условием, что реформы будут одобрены обществом. Необходимо, например, провести реформу пенсий. МВФ фактически выступал против индексации пенсий в 2016 году по реальной инфляции, так как расходы бюджета вырастут на 1,1% ВВП. Однако для России это очень социально значимый сегмент и «узкое место», поэтому индексация была осуществлена, но только на 4%.

Из других рекомендаций МВФ: ЦБ должен поощрять конкуренцию между банками «путём усиления надзора и перехода к внедрению норм капитала в рамках системы «Базель-3» (документ Базельского комитета по банковскому надзору, содержащий методические рекомендации в области банковского регулирования).

Традиционно МВФ советует повысить качество госуправления и защиту прав собственности, снизить административные барьеры и уровень регулирования экономики, уменьшить барьеры для торговли, повысить «прозрачность и эффективность процедур государственных инвестиций». То есть сделать все то, что называется структурными реформами (что мы и слышим постоянно от либералов как в Правительстве, так и в других структурах, в том числе и от А.Кудрина).

Пока Россия вынуждена считаться с такой организацией, как МВФ, роль которой в системе международных экономических отношений оценивается учёными и политиками разных стран неоднозначно. Возможно, в будущем и произойдёт преображение организации на основе альтернативных подходов к экономике, но пока нет кадров, способных это осуществить.

Международный валютный фонд опубликовал доклад с прогнозом развития регионов и глобальной экономики в целом. Россия, с одной стороны, может быть довольна новыми цифрами МВФ [1, с.124]. 

Ведь аналитики фонда на несколько процентных пунктов улучшили прогноз по приросту российского ВВП. Но, с другой стороны, МВФ поднял планку среднемировых темпов роста, что вернуло Россию в команду отстающих. Неделю назад министры с трудом изобразили экономический рост на 3,1% в год. А теперь им предстоит перепрыгнуть в своем прогнозе  планку уже в 3,5% в год.

Напомним, что президент Владимир Путин в декабрьском Послании Федеральному собранию потребовал увеличить темпы роста ВВП до уровня выше среднемирового уже к началу 2020 года. Но в новом прогнозе МВФ уже на 2017 год прогнозирует мировой ВВП на уровне 3,5%, а в 2018 году ожидаются все 3,6%.


Вслед за Минэкономразвития (МЭР), которое на днях представило новый, оптимистичный макропрогноз развития России на 2018–2020 годы, вчера Международный валютный фонд (МВФ) также дал улучшенный, более оптимистичный прогноз по нашей стране. Фонд ожидает, что и в 2017-м, и в 2018 году рост экономики РФ составит 1,4%. Это на 0,3% и 0,2% лучше, чем было в январском прогнозе фонда.

По мнению экспертов МВФ, экономика стран СНГ в 2017 году подрастет на 1,7% (на 0,2% лучше предыдущего прогноза), а в 2018-м – ускорится до 2,1% (0,3% прибавки по сравнению с январской оценкой). МВФ приводит также данные по ВВП стран СНГ без учета России, и получается, что наша экономика сейчас является серьезным тормозом для общих показателей. В 2017 году ВВП СНГ без России будет расти темпами на уровне 2,5% (прогноз с начала года не изменился), а в 2018 году и вовсе достигнет 3,5% (улучшение на 0,2%), о которых нам остается только мечтать.

Еще более неудобные для нашего правительства цифры МВФ привел по мировому ВВП: в 2017 году он должен составить 3,5% (прогноз улучшен на 0,1%). А в 2018 году ожидаются все 3,6% (столько же МВФ называл и в январе).

13 апреля кабинет Дмитрия Медведева утвердил новый экономический прогноз на ближайшие три года. Представляя предельно оптимистичную программу, которая, по идее, должна была отвечать поручению президента, глава Минэкономразвития Максим Орешкин заявил: «В рамках целевого сценария мы ожидаем ускорение темпов экономического роста до 3,1% к 2020 году» [14, с.36].

Правда, многие российские чиновники уверены, что российская экономика в нынешних условиях не в состоянии расти выше 2% в год. Так считает, например, глава Центробанка Эльвира Набиуллина, которая в начале апреля заявила, что, какими бы ни были цены на нефть, без серьезных структурных реформ невозможно добиться роста выше 2% ВВП. Ее поддержал и глава Центра стратегических разработок Алексей Кудрин.

И на этом фоне, после вчерашнего заявления МВФ, главе МЭР надо еще выше поднимать планку макропрогноза: как оказалось, общемировые темпы значительно превышают те 3,1%, которые Орешкин «нарисовал» в своей программе.

К сожалению, общемировые темпы, которые для нас кажутся недостижимыми, являются не самыми привлекательными во вчерашнем докладе МВФ, это всего лишь средние цифры. По странам с формирующимся рынком и развивающимся  фонд дает прогноз на уровне 4,5% и 4,8% соответственно (без изменений с января). Прогноз роста китайской экономики фонд повысил до 6,6%, с 6,5% в 2017 году и с 6 до 6,2% в 2018 году. Еще более впечатляющие цифры фонд приводит по Индии: по его оценке, которая также не изменилась, рост экономики этой страны составит 7,2% в 2017 году и 7,7% в 2018-м.


Если уже упомянуты страны бывшего БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай), то надо сказать и о Бразилии. В 2017 году МВФ по-прежнему ожидает там рост на 0,2%, а в 2018 году – значительного оживления, роста на 1,7% (ранее оценка была 1,5%).

Оценка роста ВВП развитых стран также несколько улучшена: в 2017 году – на 0,1%, до 2%, на 2018 год прогноз остался прежним – 2%. Прогноз роста экономики США не изменился – 2,3% в 2017 году и 2,5% в 2018 году. Еврозона в 2017 году улучшит свои показатели на 0,1%, до 1,7%, а на 2018 год они не изменились – 1,6%. ВВП Великобритании, по мнению МВФ, в 2017 году достигнет 2% (улучшенная коррекция на 0,5%), но опустится до 1,5% в 2018 году (добавлено 0,1%). МВФ также существенно повысил прогноз роста экономики Японии: на текущий год  на 0,4%, до 1,2%, на следующий год – на 0,1%, до 0,6% [24].

Директор-распорядитель Международного валютного фонда Кристин Лагард высоко оценила действия российских властей «в сложных финансово-экономических условиях последнего времени». «Когда цены на нефть внезапно рухнули с уровня, превышавшего порой 100 долл. за баррель, до 27–28 долл. за баррель, с российской стороны были приняты правильные финансово-бюджетные меры, сохранялся контроль над инфляцией, была взята на вооружение очень здравая денежно-кредитная политика, включавшая плавающий курс валюты, поддержание стабильности финансового сектора», – похвалила российские финансовые власти госпожа Лагард. «Это помогло стране выйти из очень сложного кризиса. Ведь тогда и цены на нефть снизились вчетверо, и санкции были введены в ответ на присоединение Крыма. Так что в российской экономике образовалась уязвимость. Но она сумела с этой негативной территории 2015–2016 годов перейти на территорию, которая, как мы считаем, в 2017 году будет позитивной.

Таким образом, на основании выводов разных аналитиков и экспертов в области выявленных проблем сотрудничества России и МВФ, сложно сказать однозначно, нужно ли прекращать данное сотрудничество, т.к. все долги перед этим фондом выплачены, либо лучше остаться и взаимосотрудничать с МВФ. Здесь наблюдается очень много положительных моментов, но и отрицательных не мало. Если Правительство РФ решает оставить взаимоотношения, значит так тому и быть. В связи со сложившейся кризисной ситуацией в стране, и частыми кризисами, возможно, помощь МВФ еще понадобится, как методом консультаций, так и государственного кредита.

Заключение

Таким образом, одной из самых известных всемирных финансовых организаций является Международный валютный фонд, хотя большинство обывателей вряд ли четко понимает, как на самом деле осуществляется его деятельность. В виде специализированного органа ООН Международный валютный фонд (МВФ) был создан в 1945 году, хотя первоначальный замысел его появления возник еще в 1944, в процессе встречи, проходящей в Бреттон-Вудс, на территории США. В обсуждении участвовали представители 44 государств, однако окончательный документ соглашения, подписанный почти полтора года спустя, подтвердили только 29 государств. Началом работы фонда считается 1947 год, когда Франция подала заявку и получила первый кредит.


Взаимодействие России с мировой кредитно-финансовой системой позволило ей, вместе с остальными странами бывшего СССР, включиться в состав МВФ и начать сотрудничество с Всемирным банком. Это произошло еще в 1993 г после подписания всех документов, после того как Россия выплатила положенные 25% в уставный капитал фонда. После развала Советского Союза руководство Международного валютного фонда поделило квоту, рассчитанную для СССР, на 15 республик, вышедших из состава государства.

На данный момент сумма квоты дает России 9 место, сразу после Канады. Договоренности с МФВ обязывают все страны СНГ к выполнению следующих требований:

  1. Устранить валютные лимиты, соответственно пункту 7, устава Международного валютного фонда. Однако же, согласно мировой практике, страны, недавно принятые в состав фонда, вправе использовать переходный период для установки небольших ограничений.
  2. Та же самая 7 отметка запрещает практику множественных валютных курсов для членов фонда. Для России это означало установленный единый курс рубля относительно к доллару и прочим иностранным валютам. Согласно мировой практике, курс может быть плавающим и устанавливаться наличием спроса и предложения на валютных биржах.
  3. Третьим условием было обязательство России предоставлять фонду статистику относительно своего экономического положения, золотого и валютного резервов и т.п. Кроме того, в обязательства страны входит прием представителей МВФ на своей территории, при возникновении такой необходимости.

Вдобавок ко всему, статус члена международного фонда на мировой арене дает России возможности использования положенных кредитов в случае признания такой потребности.

Следует понимать, что, давая России и другим странам СНГ кредит, МВФ взамен требует четкого исполнения поставленных им условий. Если же страна не в состоянии осуществить требуемые меры, в передаче денежных средств может быть отказано.

На данный момент в мировой прессе активно обсуждается кризис доверия к Международному валютному фонду. Несмотря на заявленную аналитическую работу и те рекомендации, которые фонд выдавал на основе анализа, одобренные им программы потерпели поражение почти во всех странах, которые затронул азиатский кризис. Многие считают, что вмешательство фонда даже способствовало ухудшению ситуации. Это косвенно подтверждает ситуация с Китаем, который в 2008 году вопреки рекомендациям МВФ вернулся к фиксированному курсу валют, но несмотря на недовольство руководства фонда такими мерами, мировой экономический кризис Китая почти не коснулся.


Для России руководство фонда не сумело подобрать эффективный комплекс мер по улучшению экономического положения. Однако в большей степени это вина российского правительства или же пассивности служб фонда, вряд ли можно знать наверняка.

На фоне кризисного состояния мировой экономики и сам МВФ переживает не лучший период. Помимо того, что свободных средств у фонда все меньше, гораздо чаще стали раздаваться призывы осуществить радикальные реформы уже внутри фонда. После кризиса 2008 года ситуация немного выправилась, и МВФ получил дополнительные резервы кредитования в размере более 500 млрд долларов.

Это сделало очевидным тот факт, что Международный валютный фонд нацелен на увеличение собственных полномочий по руководству мировой экономической политикой.

Что касается России, то после экономического кризиса руководство страны приняло решение не использовать право на льготный кредит МВФ. По мнению специалистов, пока страна не находится в настолько критическом положении, чтобы увеличивать внешний долг. На данный момент Россия полностью выплатила долг Международному валютному фонду.

Список использованной литературы

  1. Амосова, В.В. Экономическая теория: Учебник / В.В. Амосова, Г.М. Гукасьян, Г.А. Маховикова; Под общ. ред. Г.М. Гукасьян. - СПб.: Питер, 2012. - 479 с.
  2. Ильяшенко В.В. Микроэкономика. Москва, КНОРУС, 2012. - 215с.
  3. Камнева Г. Россия обойдется без МВФ // Взгляд – Деловая газета, от 3 сентября 2016 г. С. 7-8.
  4. Кочетков А.А. Основы экономической теории: Курс лекций. –2-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко », 2015.– 492 с.
  5. Кузнецов В.С. Отношения России и МВФ. // Международная экономика и международные отношения. - 2017. - № 7,с.46 - 52
  6. Курс микроэкономики: Учебник для вузов / Нуреев Р.М. / 2-е изд изм М.: Норма, 2015. - 219с.
  7. Кучукова Н.К. О глобальных проблемах мировой валютно-финансовой системы и путях их решения // Деньги и кредит. - №5 - 2012. - с. 3-10
  8. Ломакин В.К. Мировая экономика: учебник. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012, - 671с.
  9. Макконнелл, К.Р. Экономикс: Принципы, проблемы и политика: Учеб.: Пер. с англ. / Кэмпбелл Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю. - М.: Инфра-М, 2012. - 928 С.
  10. Макроэкономика: учебное пособие для студентов вузов по экон. спец. / А.В. Бондарь, В.А. Воробьев [и др.]. - Минск: БГЭУ, 2015. - 415 с.
  11. Минаев С. Конец кредитной истории // Коммерсантъ, 2012. - № 17 (3101). С. 18-25.
  12. Основы микроэкономики: Учеб. пособие для вузов / Под ред. И.П. Николаевой. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - 225с.
  13. Райбман Н. МВФ опубликовал самый мрачный с 2009 г. прогноз по росту мировой экономики // Ведомости.-09.10.2016
  14. Смыслов Д.В. Реформирование Международного валютного фонда: проблемы и решения. Финансы и управление // Деньги и кредит.- 2016.-№ 2.-С. 33-44.
  15. Харитонова Ю.А. Оценка результативности валютных интервенций развитых стран // Финансы и кредит. 2014. - 17 (497) - с. 45-51
  16. Хейфец Б.А. Глобальные дисбалансы и реформа мировой валютно-финансовой системы // Деньги и Кредит. 2012. - №7 - с. 48-53
  17. Хмелев М. Россия и МВФ: смена ролей // РИА Новости, от 17 апреля 2017 г. С. 13-16.
  18. Экономическая теория: Учебник /Под ред. В.Д. Камаева. - М.: Владос, 2011. - 348с.
  19. Экономика: учеб. / А.С. Булатов [и др.]; под ред. А.С. Булатова. - М.: Экономистъ, 2014. - 894 с.
  20. Экономика: учебник / А.И. Архипов, д.э.н., проф., акад. РАЕН и др.]; под ред. д.э.н., проф., акад. РАЕН А. И. Архипова, к. э. н., доцента А. К. Большакова. - М.: Проспект, 2012. - 839 с.
  21. Экономическая теория: Учеб. для вузов / А.Г. Грязнова, Т.В. Чечелева, Т.Д. Бурменко и др.]; Под ред. А.Г. Грязновой, Т.В. Чечелевой; Финансовая акад. при Правительстве Рос. Федерации. - М.: Экзамен, 2014. -442 с.
  22. Актуальные комментарии [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://actualcomment.ru/esli-rossiya-vyydet-iz-mvf-nichego-strashnogo-ne-sluchitsya-1510291720.html
  23. Взаимодействие России с международными финансовыми институтами [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://csr.ru/wp-content/uploads/2017/03/Rossiya-i-MFI.pdf
  24. МВФ осложнил задачи российским министрам [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.ng.ru/economics/2017-04-19/1_6977_mvf.html
  25. РФ не будет выходить из МВФ из-за ситуации с долгом Украины[Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.interfax.ru/business/484272