Файл: Цель и задачи налогового учета (Понятие, цели и задачи налогового учета).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 114

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Данная норма установлена налоговым кодексом, и регистр без этого реквизита считается недействительным. Если предприятие небольшое, то здесь проблем не возникает. А если предприятие считается крупным, то имеют место быть множество нерегулярных платежей: отпускные, компенсационные выплаты, пособия по временной нетрудоспособности, премии (по датам), выплаты по договору. Кроме того, удержание и перечисление НДФЛ, как правило, не совпадает с установленной датой выдачи зарплаты. Исходя из этого, все бухгалтерские программы предполагают эту часть регистра заполнять вручную. Но ввиду загруженности бухгалтеров предприятия большим объемом работы, в крупных организациях это не представляется возможным. Даже если и не брать во внимание факт большой загруженности, то возникает иная проблема: низкий уровень компетенции бухгалтеров в вопросах использования современного бухгалтерского программного обеспечения. [9.C.32]

Вот и получается, что по теории в бухгалтерских программах реализованы все нормы действующего законодательства, а на практике - если заполнение и ведение налогового регистра по НДФЛ и настроено, то на бумажный носитель он не выводится.

Ответственность за неведение регистров НДФЛ установлена ст. 120 НК РФ, которая предусматривает ответственность за отсутствие первичных документов, регистров налогового и бухгалтерского учета, а также систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное (неправильное) отражение в регистрах налогового учета хозяйственных операций. Размер штрафа по ст. 120 НК РФ зависит от периодичности совершения данного правонарушения и его последствий. [2]

Но анализируя сложившуюся арбитражную практику по данной проблематике, следует сделать вывод о том, что законодательством о налогах и сборах не предусмотрена ответственность налогового агента за отсутствие налоговых карточек по учету доходов и НДФЛ как первичных документов налогового учета.

Установив в пункте 1 статьи 54 НК РФ [2], что налоговая база исчисляется организациями на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением, в статье 120 НК РФ законодатель регламентировал ответственность налогоплательщика за грубые нарушения правил учета доходов и расходов, не предусматривая при этом налоговый учет как самостоятельный вид учета.

При этом грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения для целей названной статьи законодатель определил как отсутствие первичных документов, регистров бухгалтерского, а не налогового учета; отсутствие счетов-фактур; систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика, но не налогового агента (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 3 февраля 2003 года № А05-9198/02-475/22).[11.C.54]


Иными словами, если у налогового агента имеются другие документы, подтверждающие, что НДФЛ правильно исчислен, удержан и соответствующим образом перечислен, то санкции по ст. 120 НК, 123 НК не применяются, так как конкретно про ведение или отсутствие налоговых регистров данной статье ничего не сказано. [7.C.34]

Но следует иметь ввиду, что при проведении мероприятий налогового контроля налоговые органы вправе затребовать у налоговых агентов документы по учету доходов, выплаченных физическим лицам. Если организация их не представит в установленный срок, её могут привлечь к ответственности на основании п. 1 ст. 126 НК РФ (п. 4 ст. 93 НК РФ). Размер штрафа по п. 1 ст. 126 НК РФ в таком случае составит 200 руб. за каждый непредставленный документ. И если численность работников в организации будет большой, то за каждый непредставленный регистр по НДФЛ на каждого работника в совокупности получится значительная сумма штрафа. [7.C.32]

Поэтому чтобы обезопасить себя и не подорвать репутацию добросовестного налогоплательщика, организация должна вести учет доходов, начисленных и выплаченных физическим лицам, а также налогов, удержанных и перечисленных с таких доходов (пп. 3 п. 3 ст. 24 НК РФ).[2]

Учет доходов, сумм удержанного НДФЛ, а также предоставленных физическим лицам налоговых вычетов необходимо вести в самостоятельно разработанных регистрах налогового учета (п. 1 ст. 230 НК РФ). При этом регистры обязательно должны содержать данные, которые позволяют определить:

  1. налогоплательщика и его статус;
  2. вид и сумму выплаченных доходов, предоставленных вычетов;
  3. даты выплаты дохода, удержания и перечисления налога;
  4. реквизиты платежного поручения. [11.C.54]

На основе таких регистров налоговый агент заполняет справки о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ. При этом сохранность данных учета необходимо обеспечить в течение четырехлетнего периода (пп. 5 п. 3 ст. 24 НК РФ). Такие правила действуют с 1 января 2011 г. (п. 16 ст. 2, ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2010 № 229-ФЗ).

Отметим, что до 2011 г. учет доходов необходимо было вести по форме, утвержденной Минфином России (п. 1 ст. 230 НК РФ). Однако финансовое ведомство данную форму так и не утвердило. Поэтому налоговые агенты могли использовать либо самостоятельно разработанную форму, либо налоговую карточку 1-НДФЛ, утвержденную Приказом МНС России от 31.10.2003 № БГ-3-04/583 (Письма Минфина России от 20.07.2010 № 03-04-06/6-155, от 21.01.2010 № 03-04-08/4-6). [17.C.4]

При этом, если организация вела учет по иной форме, отличной от карточки 1-НДФЛ, налоговые органы не имели права её за это оштрафовать. Ведь обязательная форма финансовым ведомством так и не была установлена (Постановления ФАС Северо-Западного округа от 29.05.2007 № А56- 23810/2005, от 24.04.2006 № А42-9448/2005). [11.C.43]


2.2. Проблемы исчисления и уплаты НДФЛ при автоматизации расчетов по оплате труда

Социально-экономическая ситуация, сложившаяся в России в настоящее время, напрямую зависит от формирования доходной и расходной частей государственного бюджета. Важную роль в таких условиях играет администрирование подоходного налогообложения, поскольку налог на доходы физических лиц является одним из основных источников формирования бюджетов (табл. 1) , а также эффективным регулятором в развитии социальной сферы. Наиболее остро назрела необходимость определения оптимальной формы взаимодействия налоговых органов и налоговых агентов в процессе уплаты и предоставления отчетной информации по НДФЛ.

Ежегодно наблюдается рост абсолютного значения поступлений сумм НДФЛ в консолидированный бюджет России. Доля НДФЛ в налоговых доходах консолидированного бюджета РФ была максимальной в 2009 г. (44,13 %), тогда как в 2014-2015 гг. держится на уровне 41-42 %.[19]

Основная часть доходов бюджета Саратовской области обеспечена поступлениями НДФЛ (рис. 1), доля которых в структуре налоговых доходов составила в 2014 г. 54,7 %. Отчисления сумм НДФЛ в бюджет области в январе 2015 г. составила 889,5 млн руб., что на 7,1 % ниже уровня, достигнутого в январе 2014 г. [20].

При среднем показателе динамики поступлений НДФЛ в бюджет в 2014 г. в сравнении с предыдущим годом в размере 109,1 % наблюдаются более низкие показатели сбора налогов в инспекциях: ИФНС по Ленинскому району г. Саратова (106 %), ИФНС № 5 г. Ртищево (106,4 %), ИФНС по Октябрьскому району г. Саратова (103,4 %) и ИФНС по Фрунзенскому району г. Саратова (99,9 %) [20].

Одной из основных проблем выступает наличие растущей задолженности по уплате НДФЛ в бюджет у налоговых агентов региона. Суммы недоимки по НДФЛ увеличились на 36,9 % в 2014 г. по сравнению с 2013 г., что составляет 18,7 млн руб. Рост недоимки наблюдается практически во всех инспекциях региона (рис. 2.2).

Учитывая тот факт, что НДФЛ занимает основную часть доходов регионального и местных бюджетов, налоговые органы применяют комплекс мероприятий по выявлению налоговых правонарушений [7].

В результате выездных налоговых проверок по Саратовской области за 2014 г. в бюджет доначислено 221,9 млн руб. налогов, что на 20,2 млн руб., или 8,3 % меньше, чем за 2013 г. (242 млн руб.). Удельный вес доначислений по налогу на доходы физических лиц в структуре доначислений по налогам составил 8,7 %, что выше показателя предыдущего года на 1,1 %.[19]


Таблица 2.1.Динамика объемов поступления НДФЛ в состав налоговых доходов консолидированного бюджета РФ [9, 10]

Показатель

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

Сумма поступления НДФЛ в бюджет, млрд руб.

1662,50

1665,82

1790,50

1995,81

2261,48

2499,05

2691,53

Темп роста объемов поступлений НДФЛ, % к предыдущему году

131,30

100,20

107,48

111,47

113,31

110,51

107,70

Доля поступлений от НДФЛ в величине ВВП, %

4,04

4,29

3,87

3,58

3,61

3,78

5,06

Доля НДФЛ в налоговых доходах консолидированного бюджета, %

20,95

44,13

40,01

38,10

39,00

41,90

41,65

Рис. 2.1. Структура налоговых доходов бюджета Саратовской области в 2014 г.

Рис. 2.2. Структура роста недоимки НДФЛ к перечислению в бюджет в разрезе отдельных налоговых инспекций Саратовской области в 2016 г.

Привлечено к декларированию после установленного срока 5,4 тыс. чел., или 7,5 % от числа обязанных представить декларации. Сумма налога на доходы физических лиц, подлежащая доплате в бюджет по дополнительно представленным декларациям после установленного для подачи декларации срока, составила 4,1 млн руб.

Особое внимание в Саратовской области уделяется выявлению налоговых агентов, выплачивающих заработную плату работникам ниже установленного среднего уровня по видам экономической деятельности. В 2014 г. к подобной категории было отнесено 3949 налоговых агентов по НДФЛ. Данный показатель снизился на 12,2 % к уровню прошлого года. Структура работодателей, выплачивающих заработную плату ниже среднего уровня по ВЭД в Саратовской области в разрезе видов экономической деятельности, представлена на рис. 2.3, где особо выделены сферы торговли и оказания бытовых услуг. [18]

Налоговые органы ежегодно проводят комиссии по легализации налогооблагаемых баз по НДФЛ. В области 68,6 % от числа проработанных на комиссиях дел составляют юридические лица, среди которых в категории с численностью работающих до 50 чел. превалирующая доля проверяемых. Доля индивидуальных предпринимателей, вызванных на комиссию, составляет 31,4 %, в том числе с численностью работников до 50 чел. - 93 % налогоплательщиков. [18]


В настоящее время на федеральном уровне рассматривается вопрос проведения налогового мониторинга налогоплательщиков с целью выявления занижения налоговой базы по НДФЛ или несоблюдения сроков перечисления налога в бюджет. Детальная проработка данного вопроса затрагивает его техническую составляющую - передачу данных по телекоммуникационным каналам связи. Существует ряд вопросов, связанных не столько с передачей данных, сколько с правильным их отражение в программе учета [19].

Рис. 2.3. Структура работодателей Саратовской области, выплативших заработную плату ниже среднего уровня по видам экономической деятельности в 2016 г.

Большинство фирм России для ведения учета начислений и выплат заработной платы сотрудникам применяют конфигурацию 1С: «Зарплата и управление персоналом» редакции 2.5, несмотря на то, что выпущена новая редакция 3.0, которая активно внедряется в коммерческом секторе. Результаты опроса работодателей Саратовской области, применяющих редакцию 2.5 программы, показали, что фирмы, в штате которых находится до 5 чел. сотрудников, не испытывают проблем при формировании справки по форме 2-НДФЛ для передачи в налоговую инспекцию. Тогда как остальные организации сталкиваются с рядом проблем, возникающих вследствие нарушения принципов бухгалтерского учета: соблюдения учетного периода и принципа увязки [20].

Совокупность выявленных в ходе исследования проблем можно разделить на две основные группы. Первая группа проблем включает ситуации, в которых налоговый агент выстраивает неверную с позиции учета или неправомерную схему взаимодействия с бюджетом при перечислении удержанного налога на доходы физических лиц. Данные проблемы редко возникают в бюджетных организациях. Вторая группа проблем характерна для любых юридических лиц и заключается в наличии ошибок учета и расчета НДФЛ в результате нарушения последовательности ввода данных (указания периодов) о начислении и выплате доходов налогоплательщиков (сотрудников) в конфигурации «Зарплата и управление персоналом» редакции 2.5 на платформе 1С: «Предприятие» [4].

Среди проблем первой группы особого внимания заслуживает вопрос недобросовестности налогового агента, когда фирма удерживает у сотрудников НДФЛ с доходов, но не перечисляет его полностью в бюджет до 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. В таком случае при предоставлении в ИФНС справок о доходах физических лиц, удержанный налог не равен перечисленному налогу, вследствие чего налоговый орган предъявляет налоговому агенту санкции, а физическое лицо теряет право на получение социальных и имущественных вычетов. Согласно законодательству РФ, налоговый агент обязан удержать и перечислить НДФЛ в бюджет при фактической выплате дохода после окончания месяца, за который эта сумма налога была исчислена, но на указанный день в организации может не оказаться остатков на расчетных счетах, вследствие чего перечисление налога задерживается. Более распространена ситуация, когда организация рассчитывается с сотрудниками из сумм наличной выручки, находящейся в кассе, при этом не имея возможности провести перечисление НДФЛ со счета в бюджет, хотя обязана рассчитаться с бюджетом не позднее следующего дня после выплаты заработной платы.