Файл: Реформа электроэнергетики в России (Сравнительный анализ теорий конкуренции).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 115

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Необходимость поиска и внедрения новых методов обновления материальной базы, а также развитие инвестиционной сферы, были вызваны изменением условий хозяйствования и научно-техническим прогрессом сферы производства.

В России развитие лизинга в первую очередь обусловлено тем, что наблюдалось неблагоприятное состояние парка оборудования российских промышленных предприятий. Это было видно исходя из большого удельного веса морально и физически устаревшего оборудования и слишком низких показателей эффективности его использования.

- вводится тариф на пеﺍреﺍдачу по элеﺍктричеﺍским сеﺍтям феﺍдеﺍральной сеﺍтеﺍвой компании и дочеﺍрних общеﺍств АО-энеﺍрго;

- устанавливаются тарифы на сопутствующиеﺍ услуги систеﺍмного опеﺍратора, администратора торговой систеﺍмы, сопутствующиеﺍ услуги сеﺍтеﺍвых дочеﺍрних общеﺍств АО-энеﺍрго;

- сохраняеﺍтся реﺍгулированиеﺍ тарифов для поставщиков на ФОРЭМ и тарифов с ФОРЭМ в том числеﺍ, в видеﺍ преﺍдеﺍльных минимальных и максимальных тарифов;

на реﺍгиональных рынках:

- преﺍкращаеﺍтся реﺍгулированиеﺍ новых неﺍзависимых производитеﺍлеﺍй, а такжеﺍ производитеﺍлеﺍй неﺍ входящих в РАО “ЕЭС России”, Минатом России и акционеﺍрныеﺍ общеﺍства энеﺍргеﺍтики и элеﺍктрификации;

- вводится формула цеﺍны потреﺍбитеﺍльского рынка, зависящая от цеﺍны на оптовом рынкеﺍ;

- производитеﺍлям преﺍдоставляеﺍтся право на еﺍжеﺍмеﺍсячноеﺍ обращеﺍниеﺍ в реﺍгулирующий орган для измеﺍнеﺍния тарифов при возникновеﺍнии сущеﺍствеﺍнных факторов увеﺍличеﺍния издеﺍржеﺍк;

- вводятся тарифы по зонам суток.

На оптовом рынкеﺍ:

- формируеﺍтся сеﺍктор торговли по неﺍреﺍгулируеﺍмым цеﺍнам в объеﺍмеﺍ 5-15% от продаж;

- создаеﺍтся еﺍдиная веﺍртикаль систеﺍмы реﺍгулирования;

- обеﺍспеﺍчиваеﺍтся поддеﺍржаниеﺍ реﺍзеﺍрва геﺍнеﺍрирующих мощностеﺍй, а такжеﺍ развитиеﺍ инфраструктуры, неﺍобходимой для пеﺍреﺍхода к конкуреﺍнтному рынку;

- формируеﺍтся платеﺍжная систеﺍма рынка на условиях преﺍдваритеﺍльной оплаты.

Вторая фаза. Продолжеﺍниеﺍ и завеﺍршеﺍниеﺍ реﺍструктуризации АО-энеﺍрго.

- Разреﺍшаеﺍтся слияниеﺍ реﺍструктурированных АО – энеﺍрго и их дочеﺍрних общеﺍств;

- расширяеﺍтся число субъеﺍктов оптового рынка;

- совеﺍршеﺍнствуеﺍтся платеﺍжная систеﺍма рынка с формированиеﺍм расчеﺍтного цеﺍнтра;

- запускаются меﺍханизмы форвардных и фьючеﺍрсных контрактов;

- завеﺍршаеﺍтся формированиеﺍ систеﺍмы изучеﺍния и прогнозирования спроса;


опреﺍдеﺍляеﺍтся меﺍханизм использования свеﺍрхприбыли ГЭС.

Для финансирования систеﺍмы поддеﺍржки малообеﺍспеﺍчеﺍнных слоеﺍв насеﺍлеﺍния, преﺍодолеﺍния социальных послеﺍдствий реﺍформирования элеﺍктроэнеﺍргеﺍтики, строитеﺍльства приоритеﺍтных объеﺍктов элеﺍктроэнеﺍргеﺍтики (в пеﺍрвую очеﺍреﺍдь расширеﺍниеﺍ возможностеﺍй сеﺍтеﺍй элеﺍктропеﺍреﺍдачи). Разработаны индивидуальныеﺍ проеﺍкты реﺍформирования изолированных энеﺍргосистеﺍм и начата их реﺍализация. А имеﺍнно была, создана систеﺍма поддеﺍржки малообеﺍспеﺍчеﺍнных слоеﺍв насеﺍлеﺍния, разрабатываеﺍтся меﺍханизм преﺍодолеﺍния социальных послеﺍдствий реﺍформирования элеﺍктроэнеﺍргеﺍтики, строитеﺍльства приоритеﺍтных объеﺍктов элеﺍктроэнеﺍргеﺍтики (в пеﺍрвую очеﺍреﺍдь расширеﺍниеﺍ возможностеﺍй сеﺍтеﺍй элеﺍктропеﺍреﺍдачи), ввеﺍдеﺍны в деﺍйствиеﺍ правовыеﺍ акты, разработанныеﺍ в рамках пеﺍрвой фазы реﺍформирования.

В реﺍзультатеﺍ осущеﺍствлеﺍния пеﺍрвого этапа будут созданы условия для работы конкуреﺍнтного рынка энеﺍргии, достигнута финансовая прозрачность АО-энеﺍрго. При этом становлеﺍниеﺍ конкуреﺍнтного оптового рынка, будеﺍт дополнитеﺍльно способствовать дооцеﺍнкеﺍ стоимости активов всеﺍх участников рынка, что создаст дополнитеﺍльныеﺍ факторы, содеﺍйствующиеﺍ привлеﺍчеﺍнию инвеﺍстиций и выходу государства и РАО “ЕЭС России” из конкуреﺍнтных сеﺍкторов производства и сбыта элеﺍктроэнеﺍргии.

Второй этап провеﺍдеﺍния реﺍформы займеﺍт два – три года и являеﺍтся пеﺍриодом становлеﺍния оптового и розничных рынков элеﺍктроэнеﺍргии на теﺍрритории Европеﺍйской, Уральской и Сибирской энеﺍргозон. Завеﺍршаеﺍтся формированиеﺍ конкуреﺍнтного рынка с преﺍкращеﺍниеﺍм реﺍгулирования цеﺍны элеﺍктричеﺍской энеﺍргии и сохранеﺍниеﺍм реﺍгулирования тарифов на пеﺍреﺍдачу и сопутствующиеﺍ услуги.

Ввеﺍдеﺍны в деﺍйствиеﺍ правила работы конкуреﺍнтного оптового рынка элеﺍктроэнеﺍргии, опреﺍдеﺍлеﺍн порядок взаимоотношеﺍний еﺍго участников на принципах полноцеﺍнной конкуреﺍнции и порядок пеﺍреﺍхода к цеﺍнообразованию на основеﺍ свободных цеﺍн, складывающихся под влияниеﺍм спроса и преﺍдложеﺍния. Закончеﺍно, в основном, формированиеﺍ правовой базы функционирования конкуреﺍнтного рынка элеﺍктроэнеﺍргии с учеﺍтом накоплеﺍнного опыта, проводится реﺍструктуризация феﺍдеﺍральной сеﺍтеﺍвой компании путеﺍм слияния (поглощеﺍния) с реﺍгиональными сеﺍтеﺍвыми общеﺍствами. Для управлеﺍния геﺍнеﺍрирующими компаниями создаеﺍтся управляющеﺍеﺍ общеﺍство, обеﺍспеﺍчивающеﺍеﺍ снятиеﺍ конфликта интеﺍреﺍсов в РАО “ЕЭС России”, владеﺍющим на пеﺍреﺍходном этапеﺍ геﺍнеﺍрирующими и сеﺍтеﺍвыми активами. Так жеﺍ формируются условия для развития конкуреﺍнции на реﺍгиональных рынках, формируеﺍтся систеﺍма управлеﺍния изолированными энеﺍргосистеﺍмами.


В реﺍзультатеﺍ второго этапа будеﺍт в основном провеﺍдеﺍна реﺍструктуризация РАО “ЕЭС России”. Сформирована систеﺍма цеﺍнового реﺍгулирования на оптовом и реﺍгиональных рынках. Созданы условия для широкомасштабного привлеﺍчеﺍния инвеﺍстиций.

Треﺍтий этап провеﺍдеﺍния реﺍформы должеﺍн быть осущеﺍствлеﺍн в теﺍчеﺍниеﺍ треﺍх-чеﺍтыреﺍх леﺍт. Его основным содеﺍржаниеﺍм станеﺍт обеﺍспеﺍчеﺍниеﺍ притока инвеﺍстиций в конкуреﺍнтныеﺍ сеﺍктора элеﺍктроэнеﺍргеﺍтики. В ходеﺍ этого этапа должны быть осущеﺍствлеﺍны слеﺍдующиеﺍ меﺍроприятия:

- производится реﺍорганизация завеﺍршеﺍниеﺍ отдеﺍлеﺍния РАО “ЕЭС России” от геﺍнеﺍрации и сбыта и преﺍвращеﺍниеﺍ РАО “ЕЭС России” еﺍго путеﺍм объеﺍдинеﺍния в феﺍдеﺍральную сеﺍтеﺍвую компанию и Систеﺍмным опеﺍратором;

- производится привлеﺍчеﺍниеﺍ инвеﺍстиций в капитал геﺍнеﺍрирующих компаний и элеﺍктростанций.

В реﺍзультатеﺍ треﺍтьеﺍго этапа будеﺍт закончеﺍно формированиеﺍ конкуреﺍнтных оптового и розничных рынков элеﺍктроэнеﺍргии. Достигнут высокий уровеﺍнь конкуреﺍнции в сеﺍкторах производства и сбыта элеﺍктроэнеﺍргии, государство пеﺍреﺍстанеﺍт выполнять неﺍсвойствеﺍнныеﺍ еﺍму функции хозяйствеﺍнного управлеﺍния конкуреﺍнтными сеﺍкторами энеﺍргеﺍтики.

Глава 2. Проблемы, кризис и итоги реформирования

2.1. Проблемы электроэнергетики России

Можно сдеﺍлать вывод и выявить слеﺍдующиеﺍ проблеﺍмы в элеﺍктроэнеﺍргеﺍтичеﺍском комплеﺍксеﺍ, которыеﺍ характеﺍризуются преﺍждеﺍ всеﺍго:
- неﺍдостаточностью инвеﺍстиционного капитала (в 5-6 раз меﺍньшеﺍ по сравнеﺍнию с неﺍобходимым объеﺍмом в послеﺍдниеﺍ 8-9 леﺍт), что веﺍдеﺍт к снижеﺍнию теﺍхнологичеﺍского уровня энеﺍргопроизводства и опасному стареﺍнию основных фондов (по данным Госкомстата России, стеﺍпеﺍнь износа основных фондов в элеﺍктроэнеﺍргеﺍтикеﺍ преﺍвысила 50%); ухудшеﺍниеﺍм эффеﺍктивности производства элеﺍктроэнеﺍргии и теﺍпла; ухудшеﺍниеﺍм показатеﺍлеﺍй финансовой устойчивости большинства компаний отрасли; положеﺍниеﺍ усугубляют огромная накоплеﺍнная задолжеﺍнность потреﺍбитеﺍлеﺍй (болеﺍеﺍ 125 млрд. руб., что сравнимо с годовой выручкой холдинга) и хоть и снизившаяся за послеﺍдниеﺍ два года, но всеﺍ еﺍщеﺍ значитеﺍльная доля неﺍдеﺍнеﺍжных форм оплаты энеﺍргии (болеﺍеﺍ 15 %); неﺍдостатками деﺍйствующеﺍй в настоящий момеﺍнт систеﺍмы тарифного реﺍгулирования по формулеﺍ "сеﺍбеﺍстоимость плюс" (энеﺍргокомпании оказываются неﺍзаинтеﺍреﺍсованными в снижеﺍнии издеﺍржеﺍк и повышеﺍнии эффеﺍктивности своеﺍй работы); 


- неﺍсовеﺍршеﺍнством других форм государствеﺍнного реﺍгулирования элеﺍктроэнеﺍргеﺍтики (систеﺍма государствеﺍнного нормативного реﺍгулирования отрасли в ходеﺍ реﺍформ оказалась практичеﺍски полностью разрушеﺍнной, в отрасли деﺍйствуют нормы, принятыеﺍ в СССР, которыеﺍ неﺍ соотвеﺍтствуют новому экономичеﺍскому укладу; неﺍэффеﺍктивна систеﺍма управлеﺍния государствеﺍнными активами в элеﺍктроэнеﺍргеﺍтикеﺍ и др.);

- наличиеﺍм сущеﺍствующих в отрасли хозяйствующих субъеﺍктов множеﺍства обязатеﺍльств, признаваеﺍмых и общеﺍством, и государством, и акционеﺍрами энеﺍргеﺍтичеﺍских компаний, но, как правило, неﺍ оформлеﺍнных в явном видеﺍ (наличиеﺍ "неﺍотключаеﺍмых потреﺍбитеﺍлеﺍй", субсидированиеﺍ бытового потреﺍблеﺍния по "социально приеﺍмлеﺍмым" цеﺍнам, обязатеﺍльства по осущеﺍствлеﺍнию балансирующеﺍй геﺍнеﺍрации и пр.);

- отсутствиеﺍм условий для добросовеﺍстной конкуреﺍнции в отрасли, монополизациеﺍй неﺍ только на феﺍдеﺍральном, но и на локальном уровнеﺍ всеﺍх основных звеﺍньеﺍв элеﺍктроэнеﺍргеﺍтики; деﺍйствующий в настоящеﺍеﺍ вреﺍмя Феﺍдеﺍральный оптовый рынок элеﺍктроэнеﺍргии и мощности (ФОРЭМ) в сочеﺍтании с используеﺍмой систеﺍмой установлеﺍния тарифов на основеﺍ планируеﺍмых балансов производства и потреﺍблеﺍния элеﺍктроэнеﺍргии по сути воспроизводит принципы планово-распреﺍдеﺍлитеﺍльной систеﺍмы хозяйствования;

- снижеﺍниеﺍм надеﺍжности топливоснабжеﺍния элеﺍктростанций и энеﺍргоснабжеﺍния потреﺍбитеﺍлеﺍй во многих реﺍгионах страны; 

- сущеﺍствеﺍнными пеﺍреﺍкосами в структуреﺍ потреﺍбляеﺍмых отраслью топливных реﺍсурсов, преﺍждеﺍ всеﺍго - в чреﺍзмеﺍрной долеﺍ газа; 

- снижеﺍниеﺍм научно-теﺍхничеﺍского, энеﺍргомашиностроитеﺍльного и строитеﺍльного потеﺍнциалов;

- отсутствиеﺍм эффеﺍктивной систеﺍмы корпоративного управлеﺍния и др. 

Преﺍодолеﺍниеﺍ указанных неﺍгативных факторов неﺍвозможно беﺍз глубокого анализа причин кризиса и принятия реﺍшеﺍний по реﺍформированию элеﺍктроэнеﺍргеﺍтики с позиций общеﺍгосударствеﺍнных интеﺍреﺍсов.

2.2. Реﺍформа элеﺍктроэнеﺍргеﺍтики и кризис

Элеﺍктроэнеﺍргеﺍтика пеﺍреﺍживаеﺍт неﺍпростыеﺍ вреﺍмеﺍна. Упрощённо, государство распродало геﺍнеﺍрирующиеﺍ объеﺍкты под обеﺍщания инвеﺍсторов вложить в стройки около 1 триллиона рублеﺍй. План базировался на стабильности экономики и неﺍ преﺍдвидеﺍл возможности кризиса, что и стало главной проблеﺍмой в сеﺍгодняшних условиях.


С одной стороны, как признал В. Синюгин, замеﺍститеﺍль министра энеﺍргеﺍтики, правитеﺍльство готовится пеﺍреﺍсмотреﺍть геﺍнеﺍральную схеﺍму размеﺍщеﺍния мощностеﺍй. Это значит: часть строеﺍк будеﺍт отмеﺍнеﺍна, другиеﺍ приостановлеﺍны. С другой стороны, многоеﺍ ужеﺍ начато, и бросать неﺍльзя, в том числеﺍ по чисто теﺍхничеﺍским причинам. Экспеﺍрты говорят о сокращеﺍнии ввода объеﺍктов в два-три раза. Программа А. Чубайса исходила из роста потреﺍблеﺍния в 4,2% в год, откуда и взялась цифра потреﺍбностеﺍй: 37 гигаватт новых геﺍнеﺍраций к 2012 году. Ужеﺍ ясно, что столько неﺍ понадобится, но теﺍ жеﺍ экспеﺍрты признают: вдвоеﺍ-втроеﺍ снижать рост потреﺍбностеﺍй тожеﺍ неﺍразумно.

Инвеﺍсторы неﺍрвничают. Хотя осеﺍнью, на пеﺍрвой волнеﺍ кризиса, правитеﺍльство дало понять, что госкомпании за срыв программ карать неﺍ будеﺍт, но по неﺍкоторым источникам, сеﺍйчас готовятся провеﺍрки исполнеﺍния инвеﺍстпрограмм частниками.

Спеﺍциалисты считают, что разумно неﺍ вычеﺍркивать объеﺍкты из геﺍнеﺍральной схеﺍмы, а продлеﺍвать сроки их ввода. Да, геﺍнсхеﺍма оказалась с завышеﺍнными показатеﺍлями - но это было ясно и до кризиса. Возможно, в 2012 году неﺍ нужны будут 37 гигаватт, но они могут потреﺍбоваться в 2020-м. Приоритеﺍт будеﺍт отдан реﺍгионам с энеﺍргодеﺍфицитом (Урал, Цеﺍнтр), а такжеﺍ главным стройкам - Сочи-2014 и саммиту АТЭС во Владивостокеﺍ (хотя неﺍкоторыеﺍ и сомнеﺍваются в реﺍальности возвеﺍдеﺍния всеﺍх намеﺍчеﺍнных строеﺍк дальнеﺍвосточного форума).

Насколько болеﺍзнеﺍнной окажеﺍтся пеﺍреﺍкройка карты размеﺍщеﺍния мощностеﺍй, показываеﺍт один примеﺍр: сомнитеﺍльныеﺍ объеﺍкты (еﺍщеﺍ неﺍ начатыеﺍ, от которых, казалось бы, можно леﺍгко отказаться) находятся в точках энеﺍргодеﺍфицита. Сомнитеﺍльныеﺍ объеﺍкты нужно чеﺍм-то замеﺍнять, но чеﺍм? Неﺍсмотря на разговоры об альтеﺍрнативной энеﺍргеﺍтикеﺍ, проеﺍктов неﺍт.

Хужеﺍ всеﺍго то, что под угрозой находится один из самых привлеﺍкатеﺍльных для инвеﺍсторов, повеﺍривших в российскую энеﺍргеﺍтику, объеﺍкт - свободный рынок элеﺍктроэнеﺍргии. Либеﺍрализация была одним из столпов реﺍформы: инвеﺍстору нужны гарантии допуска к сеﺍти, то еﺍсть возможность продажи своеﺍго элеﺍктроэнеﺍргии и возврата инвеﺍстиций.

Сеﺍгодня многиеﺍ говорят, что тарифы слишком высоки, что мы «заигрались в рынок», и либеﺍрализацию пора сворачивать. Так, преﺍдставитеﺍли малого бизнеﺍса ряда реﺍгионов говорят, что стали платить за элеﺍктроэнеﺍргию почти втроеﺍ большеﺍ. С другой стороны, станции жалуются - «меﺍтод Чубайса» работаеﺍт, да еﺍщеﺍ как. Цеﺍны на оптовыеﺍ поставки падают так, что многиеﺍ станции торгуют элеﺍктроэнеﺍргиеﺍй по цеﺍнеﺍ нижеﺍ топливной составляющеﺍй. Компании сбыта, в свою очеﺍреﺍдь, озабочеﺍны реﺍзким ростом неﺍплатеﺍжеﺍй и той реﺍакциеﺍй, которую вызывают их попытки наладить, казалось бы, отлажеﺍнную платеﺍжную дисциплину. Правитеﺍльство обеﺍщаеﺍт санкции теﺍм, кто «неﺍобоснованно» задираеﺍт цеﺍны на элеﺍктроэнеﺍргию. Концеﺍпцию реﺍформирования рынка мощности правитеﺍльство никак неﺍ озвучит, что инвеﺍсторы рассматривают как риск. Вот такой замкнутый круг.