Файл: Реформа электроэнергетики в России (Сравнительный анализ теорий конкуренции).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 103

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Из всех отраслей хозяйственной деятельности человека энергетика оказывает самое большое влияние на нашу жизнь. Тепло и свет в домах, транспортные потоки и работа промышленности – все это требует затрат энергии.

В курсовой работе исследована актуальная на сегодняшний день проблема современной экономики – реформирование электроэнергетической отрасли. Наличие света и тепла в домах, детских садах, школах и больницах, вопрос не только социальный, он - самый, что ни на есть политический. Постоянно растет потребность в энергии. Так же наша цивилизация динамична. Какое бы не было развитие, оно требует, прежде всего энергетических затрат и при существующих формах национальных экономик многих государств можно ожидать возникновения серьезных энергетических проблем. Серьезные последствия имеют в этой области.

Цель работы заключается в исследовании и анализе проводимых реформ в электроэнергетической отрасли. Для достижения поставленной цели рассматриваются проводимые реформы в мире и в России, исследуются статистические показатели, анализируются различные направления реформ и результаты реформирования.

Для достижения поставленной цели выявлены следующие задачи:

1) Определить цели, задачи и этапы реформирования;

2) Выявить проблемы реформы;

3) Подвести итоги реформирования.

В курсовой работе объектом исследования является энергетическая отрасль в целом, и в России в частности, монополистом в которой является РАО «ЕЭС России».

Предмет исследования – реформа энергетики. Сложившиеся ситуация в Российской электроэнергетике говорит о необходимости реформирования всей отрасли. Если имеющаяся тенденция будет усиливаться, Россия в скором времени столкнется с энергетическим кризисом. А это нанесет отрасли почти непоправимый финансовый урон, и вообще может встать вопрос об утере энергобезопасности страны.

Глава 1. Реформа электроэнергетики в России. Цели, задачи и этапы реформирования

1.1. Предпосылки реформирования электроэнергетики


К 2001 г. в электроэнергетической отрасли России накопились системные проблемы, обусловившие необходимость ее реформирования. Состояние электроэнергетики в это время характеризовалось низкой эффективностью, высоким уровнем физического и морального износа оборудования. Это создавало серьезные риски того, что отрасль не сможет обеспечивать растущие энергетические потребности экономики и станет тормозом экономического развития страны. Поэтому были приняты решения о реформировании электроэнергетики в целях создания конкурентной среды в отрасли и условий для активизации инвестиционного процесса по приоритетным направлениям развития генерирующих и сетевых мощностей, формирования стимулов для внедрения новой техники и  прогрессивных технологий в производство и транспорт электроэнергии. В результате реформирования российская электроэнергетика должна отвечать потребностям растущей экономики страны, обеспечивать быстрое обновление и развитие с учетом необходимости  предотвращения возможного дефицита мощности в ЕЭС России.

В 2001 году в стране функционировал Федеральный (общероссийский) оптовый рынок электрической энергии (мощности) - ФОРЭМ . Его субъектами являлись:

  • поставщики электрической энергии (мощности) – федеральные электростанции – дочерние акционерные общества ОАО РАО «ЕЭС России» и электростанции в составе региональных акционерных обществ энергетики и электрификации (АО-энерго);
  • покупатели электрической энергии (мощности) – АО-энерго, а также юридические лица, имеющие право покупки электроэнергии с ФОРЭМ (оптовые покупатели-перепродавцы и конечные потребители).

Основой для загрузки станций являлся годовой баланс оптового рынка, который также утверждался ФЭК России. В рамках данного баланса оптимизация загрузки генерирующих мощностей практически не производилась. Она была невозможна, так как баланс не учитывал актуальных (текущих) изменений в потреблении и производстве электрической энергии, а также системные и сетевые ограничения. Плановый баланс электроэнергии (мощности) составлялся на год вперед, и в нем невозможно было учесть колебания спроса и предложения в различные периоды года.загрузка мощностей происходила в соответствии с плановым балансом, а не на конкурентных началах. К тому же в условиях затратного механизма ценообразования региональные энергетические компании (АО-энерго), дефицитные по энергобалансу, стремились загружать собственные неэкономичные энергоисточники, вместо того чтобы покупать электроэнергию с ФОРЭМ.


Отношения на ФОРЭМ между поставщиками и покупателями не основывались на договорах, а лишь «оформлялись» через договорные документы. Каждому поставщику администратором ФОРЭМ (Центром финансовых расчетов) «прикреплялся» набор договоров с покупателями на поставку электроэнергии. По существу, покупатели и поставщики не могли свободно выбирать, с кем и на каких условиях заключать договоры. Вытеснение бартерными операциями нормальных схем денежных расчетов за поставленную электроэнергию сильно усложнило функционирование расчетной системы ФОРЭМ и повышало затраты на нее. Непрозрачность механизма платежей и отчетности на ФОРЭМ затрудняли контроль за проведением расчетов между участниками оптовой торговли. Все это приводило к снижению доверия к оптовому рынку, заинтересованности производителей и покупателей электроэнергии участвовать в такой оптовой торговле.

В дореформенный период в электроэнергетической отрасли России существовала монопольная форма организации розничного рынка. На большей части территории конечным потребителям электроэнергию продавали вертикально интегрированные компании – региональные энергосистемы (АО-энерго) или муниципальные предприятия, которые являлись клиентами АО-энерго. При этом цены на электроэнергию для конечных потребителей устанавливались региональными органами государственного регулирования (региональными энергетическими комиссиями) в виде тарифов за 1 кВт·ч потребленной электроэнергии. Потребители были прикреплены к «своей» энергоснабжающей организации — АО-энерго, которая передавала по принадлежащим ей сетям электрическую энергию как собственного производства, так и купленную на оптовом рынке. АО-энерго, действуя как монополисты, не допускали другие энергокомпании, а также независимых производителей к обслуживанию потребителей на «своей» территории. АО-энерго владело всеми распределительными сетями на территории, а тарифы на услуги по передаче электроэнергии по распределительным сетям не были выделены в отдельный от электроэнергии тариф. Эта модель имела серьезные недостатки, присущие любому монопольному рынку (см. гл. 5):

  • у энергоснабжающей организации отсутствовали стимулы к повышению эффективности и улучшению качества оказываемых ею услуг и соответственно к снижению цен на свои услуги;
  • деятельность энергоснабжающей организации была непрозрачна – сама экономическая модель стимулировала к завышению издержек;
  • из-за совмещения видов деятельности и непрозрачности расходной базы тарифы устанавливались, как правило, с учетом перекрестного субсидирования.

Основу ценообразования в электроэнергетической отрасли составляли тарифы, устанавливаемые по принципу «затраты +» . Такое ценообразование (при ограниченных возможностях ФЭК России и региональных энергетических комиссий по анализу и проверке состава этих издержек) не стимулировало компании к повышеﺍнию эффеﺍктивности, снижеﺍнию затрат, модеﺍрнизации и обновлеﺍнию производства, экономии топлива. Возникающиеﺍ дополнитеﺍльныеﺍ затраты пеﺍреﺍкладывались на потреﺍбитеﺍлеﺍй элеﺍктроэнеﺍргии. Неﺍдостаточная прозрачность функционирования энеﺍргеﺍтичеﺍских компаний, неﺍвозможность достовеﺍрно опреﺍдеﺍлить реﺍсурсы, неﺍобходимыеﺍ для поддеﺍржания и развития преﺍдприятий, сдеﺍрживаниеﺍ тарифов реﺍгулирующими органами (элеﺍктроэнеﺍргия дорожала меﺍдлеﺍннеﺍеﺍ большинства других товаров) на фонеﺍ раздутых производствеﺍнных издеﺍржеﺍк — всеﺍ это привеﺍло к тому, что пеﺍреﺍд началом реﺍформы болеﺍеﺍ половины преﺍдприятий отрасли оказались убыточными.

Стратеﺍгия реﺍформирования должны была учеﺍсть теﺍрриториальныеﺍ особеﺍнности функционирования российской элеﺍктроэнеﺍргеﺍтики: особеﺍнности построеﺍния энеﺍргосистеﺍмы Сибири с еﺍеﺍ слабыми связями с Европеﺍйской частью и преﺍимущеﺍствеﺍнным развитиеﺍм гидрогеﺍнеﺍрации, спеﺍцифику функционирования систеﺍм Дальнеﺍго Востока и изолированных энеﺍргосистеﺍм.

Сущеﺍствеﺍнным корпоративным ограничеﺍниеﺍм явилась сложная структура капитала холдинга РАО «ЕЭС России». С одной стороны, план реﺍформирования должеﺍн был удовлеﺍтворять интеﺍреﺍсам государства, с другой стороны, учитывать интеﺍреﺍсы акционеﺍров головной и дочеﺍрних компаний холдинга, причеﺍм во многих случаях интеﺍреﺍсы акционеﺍров дочеﺍрних компаний холдинга неﺍ совпадали с интеﺍреﺍсами акционеﺍров головной компании.

Наконеﺍц, с учеﺍтом климатичеﺍского положеﺍния России, высокой доли энеﺍргоеﺍмких отраслеﺍй реﺍформированиеﺍ должно было носить постеﺍпеﺍнный характеﺍр с теﺍм, чтобы исключить риски кризисных ситуаций и обеﺍспеﺍчить достаточный по вреﺍмеﺍни пеﺍриод для адаптации отраслеﺍй-потреﺍбитеﺍлеﺍй к новым условиям.

1.2. Цеﺍли и задачи реﺍформирования элеﺍктроэнеﺍргеﺍтики

Цеﺍли и задачи реﺍформы опреﺍдеﺍлеﺍны постановлеﺍниеﺍм Правитеﺍльства от 11 июля 2001 г. № 526 (реﺍд. от 20.03.2013) «О реﺍформировании элеﺍктроэнеﺍргеﺍтики Российской Феﺍдеﺍрации».


Согласно этому докумеﺍнту к основным цеﺍлям реﺍформирования относятся: обеﺍспеﺍчеﺍниеﺍ устойчивого функционирования и развития экономики и социальной сфеﺍры, повышеﺍниеﺍ эффеﺍктивности производства и потреﺍблеﺍния элеﺍктроэнеﺍргии, обеﺍспеﺍчеﺍниеﺍ надеﺍжного и беﺍспеﺍреﺍбойного энеﺍргоснабжеﺍния потреﺍбитеﺍлеﺍй.

Особое значение в последнее время приобретают новые виды кредитования в денежной, и в товарной форме, так как возрастет потребность в модернизации средств труда. Одному из таких видов кредитования относится лизинговая деятельность. Анализируя основные показатели, характеризующие российскую экономику, можно сказать, что лизинг способствует развитию экономического потенциала страны.

Необходимость поиска и внедрения новых методов обновления материальной базы, а также развитие инвестиционной сферы, были вызваны изменением условий хозяйствования и научно-техническим прогрессом сферы производства.

В России развитие лизинга в первую очередь обусловлено тем, что наблюдалось неблагоприятное состояние парка оборудования российских промышленных предприятий. Это было видно исходя из большого удельного веса морально и физически устаревшего оборудования и слишком низких показателей эффективности его использования.

Особое значение в последнее время приобретают новые виды кредитования в денежной, и в товарной форме, так как возрастет потребность в модернизации средств труда. Одному из таких видов кредитования относится лизинговая деятельность. Анализируя основные показатели, характеризующие российскую экономику, можно сказать, что лизинг способствует развитию экономического потенциала страны.

Необходимость поиска и внедрения новых методов обновления материальной базы, а также развитие инвестиционной сферы, были вызваны изменением условий хозяйствования и научно-техническим прогрессом сферы производства.

В России развитие лизинга в первую очередь обусловлено тем, что наблюдалось неблагоприятное состояние парка оборудования российских промышленных предприятий. Это было видно исходя из большого удельного веса морально и физически устаревшего оборудования и слишком низких показателей эффективности его использования.

Особое значение в последнее время приобретают новые виды кредитования в денежной, и в товарной форме, так как возрастет потребность в модернизации средств труда. Одному из таких видов кредитования относится лизинговая деятельность. Анализируя основные показатели, характеризующие российскую экономику, можно сказать, что лизинг способствует развитию экономического потенциала страны.